Недействующий

Об изменениях в областную целевую (комплексную) программу "Строительство жилья на 2005-2010 годы" (с изменениями на 15 ноября 2007 года) (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 04.08.2011 N 404-П)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Состояние рынка жилья, жилищного кредитования и жилищного строительства на территории Саратовской области характеризуется сегодня следующими факторами:

по состоянию на 1 января 2005 года в очереди на улучшение жилищных условий состояли 49400 семей или почти 5 процентов от общего количества на территории области. Для обеспечения их жильем необходимо построить около 3 млн кв. м общей площади жилья. Очередниками на получение жилья являются семьи, материальный достаток которых не позволяет приобрести жилую квартиру или построить дом;

в 2004 году получили жилье и улучшили свои жилищные условия 2600 семей или 5 процентов от общего числа очередников. Всего 624 семьи приобрели его за собственные средства;

низкие показатели доступности жилья явились следствием недостаточной государственной поддержки обеспечения жильем граждан. Время ожидание в очереди на получение жилья в области составляет более 20 лет;

сокращение бюджетных ассигнований на жилищное строительство за период реформ 1990-2001 годов привели к значительному снижению предоставляемого на основах социального найма жилья, создав социальную напряженность в обществе;

происходит естественное старение существующего жилого фонда. На начало текущего года в области зарегистрировано более 2 млн кв. м ветхого и аварийного жилья или 3,6 процента от общего объема жилищного фонда области.

общий объем жилищного строительства в 2004 году составил 2,2 млн кв. м, что на 10 процентов меньше, чем в 2002 году. Объем введенного в эксплуатацию жилья в 2004 году составил 484,5 тыс. кв. м, что лишь на 2 процента выше, чем в 2003 году. Существенно увеличилась доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме ввода жилья в 2004 году и составила 45,2 процента;

подавляющая часть жилищного строительства финансируется за счет средств граждан. Практически отсутствуют институты долгосрочного кредитования граждан на приобретение и строительство жилья, а также кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;

процессы создания жилищного фонда в результате жилищного строительства, его распределения и перераспределения на рынке жилья неразрывно связаны с последующим предоставлением жилищно-коммунальных услуг;

на неудовлетворительном уровне находится качество обслуживания жилья и предоставления коммунальных услуг. Уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 70 процентов.

В настоящее время лишь 9,8 процента семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями и лишь 3,5 процента семей -приобрести или построить жилье в соответствии со средними социальными стандартами. При этом, по данным опросов, около 50 процентов семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотели бы приобрести или построить собственное жилье.

Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования.

Одним из существенных ограничений развития ипотечного жилищного кредитования является отсутствие у большинства региональных банков доступа к долгосрочным кредитным ресурсам. Капитализация банковской системы достаточно мала, а сроки привлечения рыночных заимствований корпоративными заемщиками являются короткими для целей ипотечного кредитования. Практика показывает, что, как только банки получают доступ к долгосрочным ресурсам для кредитования населения, они активно приступают к освоению этого нового для них рынка.

Существующие сегодня объемы жилищного строительства не удовлетворяют даже существующего достаточно низкого платежеспособного спроса населения.

Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие конкуренции среди застройщиков, бюрократическая непрозрачная система предоставления земельных участков, отсутствие необходимых земельных участков, обустроенных инженерно-технической инфраструктурой, избыточные административные барьеры на пути получения разрешения в строительство, отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и вновь возводимых жилых зданий, отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, низкий уровень жилищного строительства и необоснованно высокий уровень цен на рынке нового жилья, несоответствие качества строительных работ и используемых строительных материалов высокому уровню цен на жилье.

Средний уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет сегодня 70 процентов, что не только не позволяет наращивать объемы жилищного строительства, но и не обеспечивает качественного предоставлении коммунальных услуг в уже существующей застройке.

В области наблюдается ухудшение демографической ситуации, характеризуемое сокращением численности и старением населения. Снижение численности населения обусловлено низким уровнем рождаемости а высокой смертностью, которая составит по прогнозу за период с 2004-2010 годи 128,6 тысяч человек. По результатам "пилотного" исследования репродуктивных установок населения, проведенного министерством труда и социального развития области в 2003 году, установлена связь между качествам жилья и планированием рождения второго ребенка.

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления должны создавать условия для развития жилищного строительства, а средства местных бюджетов направляться на обеспечение жильем малоимущих граждан. Но большинство муниципальных образований области являются дотационными, поэтому не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с произошедшими изменениями ряда федеральных законов некоторые категории граждан, в их числе малообеспеченные слои населенна; многодетные семьи, неполные семьи, инвалиды войн, труда и детстве, реабилитированные лица и граждане, пострадавшие от жертв политических репрессий, и другие категории граждан, имеющие льготы на первоочередное получение жилья, не обеспечены правами участников действующих программ.

В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблем повышения платежеспособного спроса населения. Реальная возможность заработать на достойное жилье дм значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которым государство несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.

Обозначенные вопросы носят межотраслевой и межведомственный характер. Их комплексное решение должно оказать положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области в целом и рост объемов производства стройиндустрии области в частности.

Данная программа разработана с учетом стратегических государственной жилищной политики, закрепленной Жилищным кодеком Российской Федерации, Законом Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", Законом Саратовской области "Об ипотечном жилищном кредитовании" и градостроительной политики, закрепленной Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Саратовской области "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области".