Анализ существующей нормативной ситуации
Основополагающими документами, регулирующими предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории области, являются Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон Саратовской области "Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" и постановление Правительства Саратовской области от 30 января 2004 года N 20-П "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг". (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2005 N 236-П, см. предыдущую редакцию).
редакцию).
Действующая в настоящее время общая схема предоставления населению субсидий выглядит следующим образом. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги. Распределение субсидий осуществляется пропорционально платежам граждан за жилье и коммунальные услуги в соответствии с платежным документом (счетом-квитанцией).
Граждане приобретают право на получение субсидии, но не распоряжаются суммами субсидий, субсидии гражданину не выдаются наличными. Следовательно, механизмом предоставления гражданину субсидии является уменьшение его платежа на величину начисленной субсидии. При этом в платежном документе (счете-квитанции), предъявляемом гражданину для оплаты, размер субсидии указывается только справочно.
Другим следствием предоставления гражданам жилищных субсидий в форме уменьшения платежа является то, что гражданин оплачивает только часть полной стоимости жилищно-коммунальных услуг, определяемой по ставкам для населения в рамках действующей процедуры регулирования цен (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2005 N 236-П, см. предыдущую редакцию).
Действующая схема оплаты ЖКУ
(рисунок исключен постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2005 N 236-П, см. предыдущую редакцию).
(абзац исключен постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2005 N 236-П, см. предыдущую редакцию).
Существующая система предоставления жилищных субсидий приводит к тому, что:
(абзац исключен постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2005 N 236-П, см. предыдущую редакцию).
средства бюджетов до граждан - конечных получателей субсидий не доводятся, а предоставление субсидий является формальным;
у получателей жилищно-коммунальных услуг практически отсутствует мотивация контролировать качество и количество оплаченных жилищно-коммунальных услуг.
Направления деятельности
Подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" определено, что основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" даны рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществить до 31 декабря 2005 года перевод субсидий в форму адресной социальной помощи и перечислять ее на персонифицированные социальные счета граждан. Средства субсидий должны ежемесячно перечисляться на персонифицированные социальные счета граждан, которые, в свою очередь, будут уже самостоятельно реально распоряжаться средствами субсидий в целях оплаты жилищных и коммунальных услуг.
Жилищные субсидии, зачисленные на персонифицированные социальные счета граждан, становятся их собственными денежными средствами. Такой подход налагает на гражданина ответственность перед организацией, предоставляющей жилищные и коммунальные услуги, по оплате этих услуг в полном объеме как в части оплаты наличными средствами, так и в части суммы жилищной субсидии. Соответственно гражданину, которому органом местного самоуправления предоставлена субсидия, начисляется и отражается в платежном документе оплата коммунальных услуг в полном объеме (с учетом льгот).
Новая схема оплаты жилищно-коммунальных услуг
Рисунок 3.
Для организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, введение социальных счетов будет означать некоторое уменьшение финансовой зависимости от местной власти (на первом этапе только в части субсидий, но зависимость от бюджетного компенсирования предоставления льгот и возмещения убытков от регулирования тарифов останется).
Социальные счета призваны выполнять три функции:
учет используемых видов социальной помощи;
расчеты по установленным платежам;
возможность получения отчета о прохождении средств.
Поскольку Концепция предполагает реальную передачу субсидий в собственность граждан и предоставление им возможности самим осуществлять расчеты за жилищно-коммунальные услуги с использованием средств, находящихся на социальном счете, то очевидно, что социальные счета должны существовать в режиме банковских счетов, принадлежащих гражданам. Тогда появляется возможность предоставить гражданину право самостоятельно распоряжаться средствами субсидий при сохранении их целевого назначения на оплату жилищно-коммунальных услуг: пользоваться средствами со счета ежемесячно или один раз в несколько месяцев по собственному усмотрению, давать поручения (разовые, длительные) по перечислению средств со счета жилищно-коммунальным организациям или снимать имеющуюся сумму наличными для последующей оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Анализ моделей, используемых различными муниципальными образованиями, показал, что наилучшей является схема взаимодействия (рисунок 4):
предоставление гражданам адресных жилищных субсидий в виде авансовых (до наступления срока платежа за ЖКУ) зачислений на банковские текущие или вкладные счета граждан;