РАСПОРЯЖЕНИЕ

ГУБЕРНАТОРА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 4 сентября 2012 года N 36-РГ


Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области на 2013-2015 годы"



На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона области от 02 марта 2012 г. N 1136-ОЗ "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области", постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области на 2013-2015 годы".

2. Принять предложение Управления внутренней политики Администрации области о разработке областной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области на 2013-2015 годы".

3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области на 2013-2015 годы" Управление внутренней политики Администрации области.

4. Управлению внутренней политики Администрации области внести проект областной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области на 2013-2015 годы" на утверждение в установленном порядке в срок до 30 сентября 2012 г.

5. Заместителю Губернатора области - Руководителю Аппарата Администрации области Жаворонкову М.К. обеспечить выполнение Управлением внутренней политики Администрации области пункта 4 настоящего распоряжения.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Контрольное управление Администрации области.


Губернатор области                                     А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора области
от 04.09.2012 N 36-РГ

     

КОНЦЕПЦИЯ
областной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области на 2013-2015 годы"

     
1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


На территории Псковской области по состоянию на 01 января 2012 г. по данным Министерства юстиции по Псковской области осуществляют деятельность 998 некоммерческих организаций (далее - НКО), зарегистрированных в качестве юридического лица в установленном федеральным законодательством порядке, большую часть из которых составляют социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО).

Преобладающее количество СО НКО на территории Псковской области составляют профессиональные союзы, спортивные, ветеранские общественные организации, общества инвалидов, пенсионеров, военно-патриотические объединения, они же являются и самыми многочисленными по составу и осуществляют деятельность практически во всех муниципальных районах (городских округах) области.

В Псковской области также получили распространение некоммерческие организации, деятельность которых направлена на оказание социальной помощи, поддержки и защиты граждан, пропаганду здорового образа жизни, молодежные и детские объединения, правозащитные, экологические, культурологические, просветительские организации, творческие союзы и др.

СО НКО, стабильно действующие на территории Псковской области, принимают активное участие в решении актуальных задач в сфере социальной защиты граждан, образования и просвещения, культуры, пропаганды здорового образа жизни, патриотического и гражданского воспитания, повышения уровня гражданской активности, межнационального сотрудничества и роста правового самосознания населения.

В настоящее время между органами исполнительной власти области и СО НКО выстраивается система эффективного социального партнерства, сотрудничества и конструктивного взаимодействия, ориентированная на совместное решение приоритетных общественно значимых проблем.

При органах исполнительной власти области сформированы и активно действуют общественные советы и иные коллегиальные органы, в состав которых входят представители общественных объедений, Общественной палаты Псковской области, принимающие деятельное участие в формировании социального заказа по определению приоритетов социально-экономической политики области и решении общественно значимых вопросов для жителей Псковской области.

Органы исполнительной власти области преимущественно заинтересованы в наличие эффективного социального партнера в лице СО НКО, способных содействовать в решении общественно значимых проблем, транслировать принимаемые меры и решения, направленные на улучшение социального благополучия населения, стабилизацию социально-экономического положения области, участвовать в определении приоритетов социальной политики области.

В целях повышения открытости сложившейся системы и мер государственной поддержки, оказываемых органами исполнительной власти области СО НКО, а также их регламентации Администрацией области совместно с Общественной палатой Псковской области была инициирована разработка ряда нормативных правовых актов области в данной сфере, в том числе закона области и областной долгосрочной целевой программы по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.

Предоставление общедоступной, открытой государственной поддержки социальных проектов некоммерческих организаций, действующих на территории Псковской области, Администрацией области осуществляется с 2010 г. путем предоставления субсидий на конкурсной основе.

В период с 2010 по 2011 год Администрацией области было поддержано 63 социальных проекта НКО на общую сумму 15702,879 тыс. рублей.

Следует отметить, что в 2009-2012 годах в Псковской области активизировался процесс формирования общественных объедений, сплотивших в свои ряды неравнодушных, инициативных граждан, участвующих в решении социально значимых проблем.

При этом как данные объединения граждан, так и уже действующие продолжительное время на территории Псковской области некоммерческие организации социальной направленности объединяют общие проблемы.

1. Отсутствие необходимой материально-технической базы, иных ресурсных возможностей СО НКО области для осуществления социально ориентированной деятельности, направленной на эффективное участие в решении актуальных проблем социальной сферы Псковской области.

Основным финансовым источником существования СО НКО остаются членские взносы, спонсорская помощь, участие данных организаций в конкурсах на получение субсидий (грантов) на реализацию программ и проектов, в том числе на федеральном, межрегиональном и международном уровнях.

Членская база преобладающей части СО НКО области малочисленна, при этом с учетом материального положения членов указанных организаций членские взносы в большей части не взимаются. Спонсорская помощь, оказываемая СО НКО, носит несистемный характер.

В настоящее время большинство СО НКО области не имеет офисов для работы с гражданами по своему профилю деятельности, отсутствует возможность пользоваться техническим оборудованием.

Большинство СО НКО зарегистрированы по месту жительства их руководителей, что также существенно затрудняет взаимодействие СО НКО с гражданами и получение последними социальных услуг, оказываемых СОНКО.

2. Недостаточное информирование граждан об общественно значимой деятельности СО НКО, в том числе направленной на развитие добровольчества (волонтерства) в средствах массовой информации. Отсутствие социальной рекламы, направленной на популяризацию деятельности СО НКО.

Большинство граждан либо не знают о существовании некоммерческого сектора, либо могут назвать несколько НКО, известных своей социальной и благотворительной деятельностью на протяжении более 10 лет.

В Псковской области также отсутствует единый портал НКО - информационная площадка, объединяющая представителей некоммерческого сектора, позволяющая довести информацию о СО НКО, действующих на территории области, направлениях их деятельности.

В настоящее время добровольчество (волонтерство) и благотворительная деятельность в Псковской области, в том числе и среди СО НКО недостаточно развиты.

Псковская область среди других субъектов Российской Федерации занимает 54 место по количеству зарегистрированных волонтеров в возрасте от 14 до 30 лет и доля их от общего количества молодежи Псковской области составляет 0,3%.

3. Низкий профессиональный уровень сотрудников и добровольцев (волонтеров) СО НКО Псковской области.

Повышение квалификации сотрудников и добровольцев (волонтеров) СО НКО позволит на более высоком уровне решать вопросы функционирования некоммерческого сектора Псковской области, что позволит наиболее эффективно и результативно реализовывать СО НКО собственные уставные задачи и участвовать в решение общественно значимых проблем, актуальных для разных слоев населения области.

4. Отсутствие объективной информации о состоянии и развитии некоммерческого сектора, основанной на социологических исследованиях.

На территории Псковской области социологические исследования о деятельности НКО проводились только в 2003-2004 годах. Поэтому в настоящее время существует необходимость проведения социологических исследований, которые могли бы выявить основные тенденции развития СО НКО, определить степень доверия населения к СО НКО.

5. Недостаточная и несистемная поддержка деятельности СО НКО на местном уровне.

В настоящее время в Псковской области принято только два нормативных акта на муниципальном уровне, регламентирующих поддержку СО НКО.

Органы местного самоуправления не уделяют достаточного внимания социальному потенциалу некоммерческого сектора, способного оказать реальную поддержку и принять эффективное участие в реализации приоритетных муниципальных программ, проектов и иных мероприятий.

В связи с этим целесообразно оказание необходимой ресурсной поддержки, в том числе методической и организационной, а также содействия в разработке и реализации программ по поддержке СО НКО на территориях муниципальных образований области.

В целом наличие системной государственной поддержки СО НКО позволит улучшить не только материально-техническую базу СО НКО, но и увеличить количество проектов (программ), реализуемых ими, в том числе и по решению приоритетных задач социально-экономического развития региона, а также будет содействовать выявлению и распространению лучших практик некоммерческого сектора.

СО НКО в качестве социальных партнеров могут оказать содействие в разработке и реализации программ, организации и проведении мероприятий, ориентированных на реализацию следующих актуальных направлений социально-экономического развития области, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года:

содействие решению актуальных задач по модернизации социокультурной сферы области;

достижение высокого уровня и качества жизни населения;

повышение доступности социальных услуг для населения и повышения их качества;

распространение и пропаганда здорового образа жизни;

охрана здоровья населения;

реализация семейной политики;

развитие дополнительного образования;

содействие занятости населения, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья;

развитие культуры, в том числе и через содействие сохранению уникального историко-культурного наследия Псковской области.

Таким образом, концепция областной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области на 2013-2015 годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии с приоритетами Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года и направлена на содействие развитию деятельности СО НКО на территории Псковской области для повышения эффективности их участия в решении приоритетных задач социальной сферы Псковской области.

Кроме того в случае утверждения областной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа) Псковская область сможет принять участие в федеральном конкурсе по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки СО НКО, проводимом Министерством экономического развития Российской Федерации. Порядок проведения конкурса определен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям".

Необходимо отметить, что в Программе предполагается предусмотреть оказание государственной поддержки СО НКО, осуществляющим мероприятия, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям", по следующим направлениям:

профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;

повышение качества жизни людей пожилого возраста;

социальная адаптация инвалидов и их семей;

развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;

развитие межнационального сотрудничества, а также иные виды деятельности СО НКО, предусмотренные статьей 4 Закона области от 02 марта 2012 г. N 1136-ОЗ "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области".

В разработке настоящей Концепции приняли участие представители Общественной палаты Псковской области, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории области.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Программно-целевой метод для решения задач, указанных в Концепции, определен в связи с тем, что:

решение задач, связанных с государственной поддержкой СО НКО, должно носить системный и комплексный характер;

в рамках разрабатываемого проекта Программы будут определены показатели, которые позволят ежегодно оценивать результаты реализации программных мероприятий, направленных на государственную поддержку СО НКО;

в исполнении мероприятий Программы будут участвовать органы исполнительной власти области, а также подразделения Аппарата Администрации области, при этом СО НКО станут не только объектами программных мероприятий, но и активными их соисполнителями;

реализация Программы поможет скоординировать действия соисполнителей Программы;

отдельные мероприятия потребуют планирования и корректировки бюджетных расходов в течение всего срока реализации Программы.

Программно-целевой метод позволит повысить эффективность выполнения мероприятий, направленных на поддержку СО НКО.

3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Отказ от использования программно-целевого подхода может негативно сказаться на развитии общественно значимой деятельности СО НКО на территории Псковской области, направленной на повышение эффективности их участия в решении приоритетных задач социальной сферы Псковской области.

Основными недостатками развития СО НКО Псковской области без использования программно-целевого метода следует назвать:

отсутствие целенаправленного и комплексного подхода к решению проблем осуществления государственной поддержки СО НКО;

наличие невзаимосвязанных, дублирующих мероприятий, реализуемых органами исполнительной власти области, создающих видимость системности оказания государственной поддержки СО НКО;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»