Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2012 года N 92


Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Демографическая политика в Псковской области на 2012-2015 годы"

(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.14 на основании постановления Администрации области
от 21.04.2014 N 152

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     постановлением Администрации области от 19.09.2012 N 497;
     постановлением Администрации области от 26.12.2012 N 669;
     постановлением Администрации области от 21.03.2013 N 129;
     постановлением Администрации области от 26.08.2013 N 391;
     постановлением Администрации области от 31.12.2013 N 646.
__________________________________________________________________

На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Демографическая политика в Псковской области на 2012-2015 годы".

2. Государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Демографическая политика в Псковской области на 2012-2015 годы" в Законе области от 28 декабря 2011 г. N 1120-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

3. Объем финансирования областной долгосрочной целевой программы "Демографическая политика в Псковской области на 2012-2015 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджете на очередной финансовый год.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Емельянову В.В.


Губернатор области                                                                          А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 01.03.2012 N 92


Областная долгосрочная целевая программа
"Демографическая политика в Псковской области на 2012-2015 годы"

Паспорт

областной долгосрочной целевой программы "Демографическая политика в Псковской области на 2012-2015 годы"

Наименование программы

"Демографическая политика в Псковской области на 2012-2015 годы" (далее - программа)

Основания для разработки программы

Распоряжение Губернатора области от 14 июля 2011 г. N 20-РГ "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Демографическая политика в Псковской области на 2011-2015 годы"

Разработчик программы

Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области

Исполнитель-координатор программы

Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области

Исполнители программы

Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;
Государственное управление образования Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по культуре;
Государственное управление по информационной политике и связям с общественностью Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по молодежной политике;
Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора;
Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;                

государственные бюджетные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Псковской области, государственные бюджетные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования Псковской области, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская детская поликлиника N 2", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Струго-Красненская районная больница" (бюджетные учреждения дополнительно включены   постановлением Администрации области от 19.09.2012 N 497);

государственные бюджетные учреждения здравоохранения Псковской области (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 26.12.2012 N 669);     

 Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 21.03.2013 N 129);

 Государственный комитет Псковской области по инвестициям и пространственному развитию (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 21.03.2013 N 129)

Цели и задачи программы

Цель программы:
создание условий для улучшения демографической ситуации в Псковской области.
Задачи программы:
создание достойных условий для жизнедеятельности семьи, профилактика социального сиротства;
методическое и информационно-аналитическое сопровождение государственной демографической политики;
пропаганда здорового образа жизни;
снижение смертности населения

Основные целевые индикаторы программы

Количество выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших помощь в отделениях социальной адаптации и постинтернатного сопровождения.
Количество образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных учреждений профессионального образования, в которых улучшились условия для организации трудового обучения и профессиональной подготовки.
Доля многодетных семей, имеющих пятерых и более детей, обеспеченных жилыми помещениями, от общего количества многодетных семей, имеющих пятерых и более детей, вставших на учет в качестве нуждающихся до 1 января 2011 года.
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, отремонтировавших закрепленные за ними жилые помещения на правах собственности.
Количество введенных дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Количество сформированных земельных участков для предоставления однократно бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей.    
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 26.12.2012 N 669).
 Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на начало года, имеющих и не реализовавших право на обеспечение жилым помещением (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 26.12.2012 N 669).
Доля учреждений социального обслуживания семьи и детей, обеспеченных методическими и информационными материалами по реализации современных технологий социальной работы с семьей, от общего количества учреждений.
Количество специалистов, работающих с семьей и детьми, повысивших квалификацию.
Количество телевизионных и аудиоматериалов по демографической, социальной политике, изготовленных и размещенных в средствах массовой информации (далее - СМИ).
Доля молодых людей (в том числе несовершеннолетних), вовлеченных в мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, от общего количества молодежи области.
Количество волонтеров, обученных проведению профилактических мероприятий.
Количество участников профилактических занятий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья и недопущение потребления психоактивных веществ.
Количество медицинских учреждений, приведенных в соответствие с нормами САНПиН и других правовых актов.
(Строка исключена постановлением Администрации области от 19.09.2012 N 497).
Количество лечебно-профилактических учреждений, обеспеченных диагностическим оборудованием, реанимобилями.
Снижение коэффициента смертности

Сроки реализации программы

2012-2015 годы

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию программных мероприятий, составляет 1627245,67 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 1532961,67 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 169569,24 тыс. рублей;
2013 год - 462433,53 тыс. рублей;
2014 год - 410689,45 тыс. рублей;
2015 год - 490269,45 тыс. рублей";
за счет средств федерального бюджета - 94284,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 0;
2013 год - 33082,1 тыс. рублей;
2014 год - 31428,0 тыс. рублей;
2015 год - 29773,9 тыс. рублей  

(Раздел в редакции постановления Администрации области от 31.12.2013 N 646)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Проведение мониторинга "Семейное положение молодежи Псковской области";
размещение в СМИ не менее 4 телевизионных и аудиороликов по государственной демографической, социальной политике;
проведение областных праздников, посвященных Международному дню семьи, Дню матери, Дню
пожилого человека, с участием лучших семей;
создание трех отделений социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
оснащение трудовых мастерских образовательных учреждений для детей-сирот, образовательных учреждений профессионального образования для организации трудового обучения и профессиональной подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 9 учреждений к 2015 году;
улучшение качества жизни 100 граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках реализации проекта "Социальный городок";
улучшение жилищных условий 37 многодетных семей, имеющих пятерых и более детей, вставших на учет в качестве нуждающихся до 1 января 2011 года;
оказание адресной материальной помощи 120 семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
увеличение количества отремонтированных жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа, на правах собственности - для 150 человек к 2016 году;
увеличение числа мест дошкольных образовательных учреждений на 440 единиц;
увеличение количества сформированных земельных участков для предоставления однократно бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, до 1154 к 2016 году;
снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, с 2699 семей до 2500;
обеспечение жилыми помещениями не менее чем 1030 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 26.12.2012 N 669);     
привлечение до 72% молодых людей к участию в мероприятиях, направленных на формирование приоритетов здорового образа жизни;
увеличение количества участников профилактических занятий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья и недопущение потребления психоактивных веществ, до 2500;
приведение 10 медицинских учреждений в соответствие с требованиями САНПиН и других правовых актов;
 (строка исключена постановлением Администрации области от 19.09.2012 N 497);
снижение к 2015 году общего коэффициента смертности населения до 20,0 промилле

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Реализация задач, определенных в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации требует сосредоточиться на решении ключевой для страны проблемы - демографической.

В Псковской области реализована областная долгосрочная целевая программа "Демографическая политика в Псковской области на 2007-2010 годы". В 2010 году объем средств областного бюджета на реализацию программных мероприятий составил 178745,0 тыс. рублей (в 2008 году - 6055,0 тыс. рублей). В результате реализации мероприятий указанной программы в 2010 году расходы областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа возросли в 3 раза по сравнению с 2009 годом. Приобретены 123 жилых помещения для 141 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализован проект "Видеопаспорт ребенка", сюжеты показаны на первом канале в программе "Пока все дома". В рамках программы "Демографическая политика в Псковской на 2007-2010 годы" выпущены информационные материалы по профилактике жестокого обращения с детьми, которые распространены в учреждениях для детей различной ведомственной принадлежности. Проведены праздничные мероприятия с приглашением более 60 семей, воспитывающих детей, из всех районов и городов области, посвященные Международному дню семьи, Дню матери, конкурс "Всему начало - отчий дом", проведена акция "Детство без насилия". Оказана адресная материальная помощь 90 многодетным семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Приобретено 589 путевок для долечивания (реабилитации) в санаториях после стационарного лечения граждан после острого инфаркта миокарда, операций на сердце и магистральных сосудах, острого нарушения мозгового кровообращения и др. Приобретено 5 единиц медицинского оборудования, 3 единицы санитарного транспорта для реализации мероприятий по сокращению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, приобретено 14 единиц медицинского оборудования для организации выхаживания в детских родовспомогательных учреждениях системы здравоохранения области маловесных и недоношенных детей и др.

Реализация мероприятий программы, как одна из мер решения социальных проблем, позволила не снизить уровень рождаемости и несколько снизить уровень смертности населения, способствовала недопущению роста семей, находящихся в социально опасном положении, роста социального сиротства.

Однако демографическая ситуация в Псковской области остается сложной.

По предварительной оценке численность постоянного населения области на начало 2011 года составила 671,3 тыс. человек (по предварительным итогам переписи населения 2010 года), на 01.01.2010 - 688,9 тыс. человек.

За период с 1959 года по 2010 год численность постоянного населения области сократилась на 27,7 процента.

Сокращение численности населения в основном происходит за счет естественной убыли, которую формируют рождаемость и смертность.

В 2010 году в области наблюдалось небольшое снижение рождаемости по сравнению с 2009 годом и снижение смертности. Следует отметить, что удельный вес женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) в общей численности женщин на селе значительно ниже, чем в городских поселениях (42,9 процента - в городской местности, 39,2 процента - в сельской). По-прежнему смертность остается на высоком уровне и превышает рождаемость в 2010 году более чем в два раза, что является самым высоким показателем по Северо-Западному федеральному округу.

Естественная убыль населения в 2010 году - -10,9 в расчете на 1000 человек населения. В абсолютных цифрах естественная убыль населения составила в 2010 году 7262 человека.

Миграционная убыль населения в 2010 году составила 2124 человека.

Интегральным показателем, характеризующим уровень и качество жизни, является продолжительность жизни. Продолжительность жизни зависит от многих факторов: от образа жизни, уровня доходов, воспитания и образования человека, наследственности, уровня загрязнения окружающей среды, качества питания, развития системы здравоохранения, уровня преступности, возможности спокойно зарабатывать на жизнь и многих других.

Средняя продолжительность жизни в значительной мере определяется уровнем жизни населения. Очень высокая (более 75 лет) в странах с уровнем внутреннего валового продукта (далее - ВВП) на душу населения 35-50 тыс. долларов США и самая низкая при уровне 100-300 долларов США. В России ВВП на душу населения в 90-х годах прошлого века составлял 580-2750 долларов США, в 2008 году - 11800, в 2009 году - 8685 долларов США, т. е. уровень жизни в России достаточно низкий. Ситуация в Псковской области осложняется ростом социально значимых заболеваний - алкоголизм, токсикомания, наркомания, в связи с чем необходимо проведение активной политики формирования здорового образа жизни, в том числе и в первую очередь в молодежной среде.

В области около 70,0 тыс. семей с детьми. Почти половина из них имеет доход ниже величины прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемого в области. Наиболее уязвимы многодетные семьи, семьи одиноких матерей, семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Это те категории семей, которым требуется поддержка государства для обеспечения достойного уровня жизни. Стабильно количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении. Профилактическая работа с данными семьями, их постоянное сопровождение позволяет не допускать роста социального сиротства.

Повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми, поддержка общественных организаций в работе с семьей и детьми являются направлениями повышения эффективности данной работы.

Основой для определения целей и задач областной долгосрочной целевой программы "Демографическая политика в Псковской области на 2012-2015 годы" (далее - программа) являются Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года и Стратегия демографического развития Псковской области на период до 2015 года.

Программа является одной из составляющих Плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351, на территории Псковской области (второй этап), утвержденного распоряжением Администрации области от 29 июня 2010 г. N 175-р.

Рассматривались два варианта решения проблемы улучшения демографической ситуации в области: без принятия программы и с принятием программы.

Целесообразность решения демографических задач программно-целевым методом связана с тем, что:

решение демографических задач носит комплексный характер;

межведомственный характер проблемы, для решения которой потребуется консолидация и координация усилий органов исполнительной власти Псковской области;

длительность решения проблемы.

В целях создания предпосылок для улучшения демографической ситуации сформированы мероприятия программы по проведению капитального ремонта медицинских учреждений, реализации проекта "Социальный городок", открытию отделений социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике гипертензии и сахарного диабета, оказанию адресной социальной помощи семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по проведению областных конкурсов, праздников, фестивалей и других мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей, таких как День семьи, День матери, День защиты детей, профилактике социального сиротства, оказанию материальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на ремонт жилых помещений, закрепленных за ними на правах собственности, обеспечению жилыми помещениями для многодетных семей, имеющих пятерых и более детей, вставших на учет в качестве нуждающихся до 1 января 2011 года, строительству дошкольных образовательных учреждений и др.

Учитывая масштабность и комплексный характер проблемы по стабилизации демографической ситуации в регионе, программа с использованием программно-целевого метода обеспечит комплексную реализацию мероприятий и увязку их по задачам, ресурсам и срокам.

Основным риском, связанным с программно-целевым методом решения проблемы, является рост инфляции выше прогнозного уровня.

2. Цель и задачи программы


Целью программы является:

Создание условий для улучшения демографической ситуации в Псковской области.

Задачи программы:

создание достойных условий для жизнедеятельности семьи, профилактика социального сиротства;

методическое и информационно-аналитическое сопровождение государственной демографической политики;

пропаганда здорового образа жизни;

снижение смертности населения.

3. Сроки реализации программы


В связи с тем, что решение вопросов улучшения демографической ситуации в области носит долговременный характер, предусматривается исполнение мероприятий программы в течение четырех лет.

Сроки реализации программы - 2012-2015 годы.

4. Ресурсное обеспечение и технико-экономическое обоснование программы


Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств областного и федерального бюджетов, в том числе за счет субсидий, предоставляемых местным бюджетам в порядке, установленном Администрацией области.

В соответствии с действующим законодательством детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Распределение средств, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, между муниципальными районами и городскими округами утверждается законом области об областном бюджете. Субвенции муниципальным районам и городским округам предоставляются в соответствии с Законом области от 03 июня 2011 г. N 1082-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения".     

Объем финансирования мероприятий программы за счет средств областного и федерального бюджетов в 2012-2015 годах составит 1627245,67 тыс. рублей, в том числе (абзац в редакции постановления Администрации области от 31.12.2013 N 646):

за счет средств областного бюджета - 1532961,67 тыс. рублей, в том числе (абзац в редакции постановления Администрации области от 31.12.2013 N 646):


2012 год - 169569,24 тыс. рублей;

2013 год - 462433,53 тыс. рублей (абзац в редакции постановления Администрации области от 31.12.2013 N 646);

2014 год - 410689,45 тыс. рублей;

2015 год - 490269,45 тыс. рублей;

за счет средств федерального бюджета - 94284,0 тыс. рублей, в том числе:

2012 год - 0,0 тыс. рублей;

2013 год - 33082,1 тыс. рублей;

2014 год - 31428,0 тыс. рублей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»