Муниципальная программа муниципального образования "Город Псков" "Развитие системы образования города Пскова на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) разработана Управлением образования Администрации города Пскова в соответствии с Федеральным законом от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Законом Псковской области от 20.02.2002 N 175-ОЗ "Об образовании в Псковской области", Концепцией областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области" на 2012 - 2014 годы", утвержденной Распоряжением Губернатора Псковской области от 26.10.2011 N 38-РГ и Концепцией долгосрочной целевой программы муниципального образования "Город Псков" "Развитие системы образования города Пскова на 2012 - 2014 годы", утвержденной Распоряжением Администрации города Пскова 28.11.2011 N 917-р.
Данная Программа в совокупности с муниципальной программы "Развитие системы дошкольного образования муниципального образования "Город Псков" на 2010-2012 годы" представляют комплекс мер, позволяющий развивать систему образования города и являющий основой для реализации государственной политики в области образования на муниципальном уровне.
Программа ориентирована на всех участников образовательного процесса в образовательных учреждениях (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, учреждения дошкольного образования; обучающиеся и их родители, педагогические работники).
Ключевые направления развития образования, обозначенные в новой национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", положены в основу задач Программы и программных мероприятий, такие, как формирование системы поддержки талантливых детей, переход на новые образовательные стандарты, развитие учительского потенциала и современной школьной инфраструктуры, здоровье школьников, которые будут способствовать новому качеству образования.
Реализация мероприятий Программы обеспечивается за счет средств бюджета города Пскова.
Актуальность данной Программы обусловлена особой ролью образования в подготовке кадровых ресурсов для решения новых задач социально - экономического развития страны до 2020 года.
Принятые в последние годы меры модернизации дошкольного, общего и дополнительного образования, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Образование", позволили добиться ряда позитивных изменений в системе образования на муниципальном уровне, в повышении его качества и доступности, улучшении учебной базы, информатизации учебного процесса и оптимизации сети образовательных учреждений.
Стабильное финансирование муниципальных образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование" позволило приобрести каждой школе компьютерное оборудование, интерактивные доски, предметные кабинеты по физике, биологии, химии, географии, обновить школьную мебель. Школы получили свободный доступ в сеть "Интернет".
В системе образования на муниципальном уровне появился определенный опыт инновационной педагогической деятельности, опробованы новые формы управления и контроля за качеством образовательных услуг. Важную роль в этом сыграли целевые муниципальные программы "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" на муниципальном уровне" (2006 - 2008 годы) и "Поддержка сферы образования на муниципальном уровне на 2010-2012 годы".
Наиболее значимыми результатами реализации этих Программ стали социальные эффекты, к которым относятся расширение открытости системы образования; активная поддержка лучших образовательных учреждений, учителей, воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования детей; реализация на муниципальном уровне образовательных инициатив.
Однако, несмотря на осуществленные меры по развитию образования и увеличению объемов выделяемых на эти цели средств, в государственных институтах и обществе продолжает сохраняться неудовлетворенность качеством образовательных услуг и их несоответствием общественным ожиданиям.
Важность эффективного решения задач модернизации образования на муниципальном уровне, повышение качества образования и реализация планов национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", подтверждает необходимость разработки данной Программы.
Приоритетные направления развития системы образования города Пскова на 2012-2014 определены в Программе. Это формирование системы поддержки талантливых детей; переход на новые образовательные стандарты, развитие педагогического потенциала, улучшение инфраструктуры системы образования и сохранение здоровья школьников.
Реализация поставленных в Программе целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов. Использование программно-целевого метода для решения задач системы образования города Пскова направлено на создание условий для максимально эффективного управления финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в условиях бюджетных ограничений на муниципальном уровне.
Программа позволит создать базу для развития городской методической службы, через работу методических площадок на базе образовательных учреждений.
Развитие системы образования города Пскова возможно путем выделения денежных средств на поощрение талантливых детей и лучших учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов, стимулирование муниципальных образовательных учреждений, эффективно внедряющих инновационные проекты, оснащение муниципальных образовательных учреждений учебно-наглядными пособиями и оборудованием, на создание условий для перехода на новые образовательные стандарты и сохранение здоровья школьников.
Общая организационная схема поддержки, стимулирования и поощрения будет построена по принципу отбора образовательных учреждений, талантливой молодежи, лучших учителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей в соответствии с критериями конкурсной комиссии, в состав которой войдут представители общественности.
Конкурсные мероприятия по поощрению лучших учителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей будут проводиться на основании конкурсного отбора лучших учителей, воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования.
Материальную поддержку образовательных учреждений планируется осуществлять путём конкурсного отбора по стимулированию образовательных учреждений, эффективно внедряющих инновационные проекты.
Муниципальная поддержка талантливой молодежи будет проходить через премирование молодых людей (в возрасте от 14 до 18 лет включительно), являющихся победителями и призерами международных, всероссийских, межрегиональных и региональных олимпиад, конкурсов и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе. Программные мероприятия предполагается осуществлять ежегодно.
Проведение ежегодной церемонии награждения победителей федеральных, региональных и муниципальных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций школьников "Ассамблея звёзд" (по итогам учебного года), городского конкурса "Ученик года", Форума детских общественных объединений, слета активистов школьных органов самоуправления, профессиональных конкурсов: "Учитель года", "Воспитатель года" требуются затраты на приобретение бланков дипломов, грамот, поощрительных призов согласно утверждаемым сметам. Эти затраты включены в программные мероприятия как и издание муниципального образовательного журнала "Педагогическая палитра".
Планируются мероприятия, которые направлены на улучшение инфраструктуры системы образования. В ходе реализации Программы будут выполнены работы по капитальному и текущему ремонтам образовательных учреждений, в том числе ремонту школьных пищеблоков и санузлов. Будет приобретаться оборудование и мебель. Будут созданы условия для занятий физической культуры (ремонт и оборудование школьных спортплощадок, пристройки дополнительных спортивных залов).
Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, кроме этого, в соответствии со ст. 16.1 п. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять иные государственные полномочия за счет собственных доходов, если это предусмотрено федеральными законами. В соответствии с этим планируемые мероприятия в Программе по поощрению лучших учителей возможны и из бюджета города Пскова.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как разрушение материальной инфраструктуры системы образования на муниципальном уровне, рост социальной напряженности, обусловленный сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения.