РАСПОРЯЖЕНИЕ

ГУБЕРНАТОРА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 26 октября 2011 года N 38-РГ


Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы"



На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы".

2. Принять предложение Государственного управления образования Псковской области о разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы".

3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы" Государственное управление образования Псковской области.

4. Государственному управлению образования Псковской области разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 31 октября 2011 г.

5. Заместителю Губернатора области Емельяновой В.В. обеспечить выполнение Государственным управлением образования Псковской области пункта 4 настоящего распоряжения.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Контрольное управление Администрации области.


Губернатор области                                                       А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора области
от 26.10.2011 N 38-РГ

     
Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы"

     

1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


В 2011 году заканчивается срок действия областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2009-2011 годы". Реализуемые в рамках указанной программы меры по развитию образования привели к следующим позитивным качественным и количественным результатам:

улучшена материально-техническая база образовательных учреждений (произведен капитальный ремонт в 72 школах и пришкольных интернатах, произведен ремонт 61% столовых, увеличилась на 15% доля детей, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям);

увеличился охват детей от 3 до 6 лет услугами дошкольного образования на 1,8%;

сформирована на всех ступенях обучения система оценки качества образования (100% выпускников основной школы проходят независимую итоговую аттестацию по новой форме (ГИА-9) и средней школы - в форме ЕГЭ, на всех ступенях обучения введен региональный квалиметрический мониторинг академических достижений обучающихся, на 19% увеличилась доля учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующих программы двухуровневого образования);

созданы эффективные механизмы поддержки детей с особыми потребностями, талантливых детей и детей, нуждающихся в особой социальной защите (20% школьников охвачены обучением в областных центрах по работе с одаренными детьми, 90,6% детей-инвалидов охвачены дистанционным обучением);

увеличена на 3 млн. рублей грантовая поддержка образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность, лидеров в образовании, 2,5% педагогических работников получили денежное поощрение за счет средств областного бюджета;

расширен комплекс мер по социальной и профессиональной поддержке учителей (на 45% увеличилась доля педагогических работников, обученных информационно-коммуникационным технологиям, 25% педагогических работников прошли льготное санаторно-курортное лечение в санаториях Псковской области).

Итогом реализации областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2009-2011 годы" стало сохранение гарантированного Конституцией Российской Федерации набора социальных услуг в образовании, улучшение доступа граждан к качественному образованию, сокращение социального неравенства между разными слоями населения, снятие социальной напряженности.

Результаты анализа современного состояния системы образования Псковской области показывают, что при демонстрации внешней целостности и позитивной динамики развития она сохраняет внутри себя отдельные проблемы и противоречия.

Увеличение рождаемости и дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях в настоящее время не позволяют в полной мере удовлетворить потребность граждан в предоставлении мест в дошкольных учреждениях (по данным муниципальных органов управления образования на 1 июля 2011 года неудовлетворенная потребность в дошкольных образовательных учреждениях детей в возрасте от 1,5 до 7 лет составляет 4102 человека).

В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и санитарных норм предъявляются более высокие требования к содержанию, условиям и результатам образовательного процесса. Иные требования к школьной инфраструктуре, созданию комфортной среды, сохранению здоровья детей предъявляются также в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Нужны новые привлекательные школьные здания, современные столовые здорового питания, оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы, медиацентры и библиотеки, комфортная школьная гигиена и организация медицинского обслуживания, грамотные учебники и интерактивные учебные пособия. Крайне актуальное значение имеют проблемы обеспечения безопасности здоровья и жизни работников, учащихся и воспитанников образовательных учреждений (в настоящее время 4 школы находятся в предаварийном состоянии, 13 % школ требуют капитального ремонта).

Вследствие невысокой заработной платы и низкого престижа педагогической профессии происходят качественные изменения в контингенте педагогических кадров, а именно: произошло снижение численности учителей и преподавателей на 10,3%, число преподавателей пенсионного возраста составляет более 21%, молодых учителей - менее 5%.

Высокие требования федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения образовательных программ обучающимися требуют новых форм и технологий повышения квалификации педагогических и руководящих работников. С целью дальнейшего роста престижа педагогического труда необходимо продолжить работу по профессиональной, финансовой и материальной поддержке учителей, совершенствованию системы их морального стимулирования.

Важнейшей составляющей формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования детей. В области работает 56 учреждений дополнительного образования детей по различным направлениям и профилям: спортивное, эколого-биологическое, техническое творчество, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое развитие, музыкальное и др. Их посещает более 84 % обучающихся. Вместе с тем, материально-техническая база этих учреждений слаба, требует дальнейшего совершенствования система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Особого внимания требует ситуация, связанная с успешной социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся в трудной жизненной ситуации. Актуальной задачей остается физическая и психологическая реабилитация детей-инвалидов, их обучение.

Наиболее проблемным продолжает оставаться начальное и среднее профессиональное образование. Попытки модернизации профессионального образования, нацеленные на усиление его социальной направленности, не дают пока должного эффекта. Одной из главных проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, низкой ценой труда молодого специалиста, слабой материальной базой учреждений.

Данные проблемы нашли свое отражение в приоритетном национальном проекте "Образование", в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и направленных на его реализацию поручениях Президента Российской Федерации по развитию дошкольного образования, созданию и распространению современных моделей успешной социализации детей с особыми потребностями, поиску и поддержке талантливых детей, разработке и реализации на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" проектов перспективного развития каждого образовательного учреждения, в федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года политика органов государственной власти области направлена на сохранение социальной стабильности, надежно обеспечивающей реализацию конституционных прав граждан.

При этом стратегической целью в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Задачами Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года в сфере образования являются:

сохранение гарантированного Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации набора социальных услуг в образовании;

повышение доступности социальных услуг и повышение их качества;

сохранение темпов и основных направлений реализации приоритетного национального проекта "Образование" и участие области в новых его направлениях;

обеспечение доступности дошкольного образования.

Таким образом, цели и задачи областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы" (далее - Программа) соответствуют политике государства в области образования и основным направлениям Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Целесообразность решения обозначенных проблем в системе образования Псковской области программным методом определяется следующими причинами:

комплексность проблем. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного, организационного характера;

межведомственный характер решения проблем. В исполнении мероприятий Программы будут участвовать органы исполнительной власти области, государственные образовательные учреждения, органы государственно-общественного управления;

длительность решения проблем. Проблемы могут быть решены в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям и задачам комплекса мероприятий, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль за ходом и результатами реализации программных мероприятий и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов и осуществление корректировки содержания и сроков реализации мероприятий и ресурсов, привлекаемых для их выполнения.

Таким образом, использование программного метода представляется наиболее целесообразным для решения проблем в системе образования и наиболее эффективным для ее дальнейшего развития.

3. Прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Для современного состояния системы образования Псковской области характерен ряд проблем, главными из которых являются недостаточная материально-техническая база образовательных учреждений, несформированность системы целенаправленной работы с детьми с особыми потребностями (детьми, требующими социальной поддержки, одаренными детьми и талантливой молодежью), неравенство доступа к качественному дошкольному образованию, неудовлетворенная потребность в учебных, учебно-лабораторных площадках в системе профессионального образования.

Существуют определенные проблемы качества общего и дополнительного образования детей. Псковские школьники показывают стабильно высокие результаты ЕГЭ (по всем предметам средний балл и успеваемость выше среднероссийских показателей), подтверждают полученные знания за курс основной школы на государственной итоговой аттестации, активно участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях (в 2010/2011 учебном году на всех этапах Всероссийских предметных олимпиад приняли участие свыше 40% школьников). Однако ученики не умеют применять эти знания на практике, использовать в различных продуктивных видах деятельности, например, выражать и обосновывать свою точку зрения, работать с различными источниками информации.

При существующих тенденциях и проблемах в сфере образования отказ от использования программно-целевого подхода негативно скажется на решении приоритетных задач и реализации конкретных мероприятий:

сохранится и будет усугубляться неравный доступ граждан к качественному образованию, провоцируя при этом усиление складывающегося социального неравенства (35% детей дошкольного возраста не будут охвачены услугами дошкольного образования);

вырастет количество аварийных и нуждающихся в капитальном ремонте образовательных учреждений Псковской области (свыше 13 % учреждений);

по-прежнему бессистемный характер будет носить работа с одаренными детьми и талантливой молодежью;

не будут в полной мере реализованы услуги дополнительного профессионального образования;

не будут соответствовать всем требованиям федерального государственного стандарта общего образования около 50% общеобразовательных учреждений;

сохранятся проблемы качества общего и дополнительного образования детей и подростков;

не будет притока молодых специалистов и увеличится количество преподавателей пенсионного возраста (более 30%);

усугубится проблема морального и физического старения объектов профессионального образования;

не будет обеспечена успешная социализация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов.

Выполнение Программы взаимосвязано с реализацией приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Без использования программно-целевого метода будет невозможно достичь цели и решить задачи, установленные в этих стратегически важных для российского образования документах, снизятся объемы средств по софинансированию развития образования из федерального бюджета в рамках этих программ.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматриваются два:

без принятия Программы;

с принятием Программы.

Первый вариант предусматривает разрозненные проекты и мероприятия по развитию системы образования Псковской области. Основные риски этого варианта заключаются в том, что несистемный подход и выделение средств не обеспечат решения поставленных задач.

Этот вариант не предполагает выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.

Одним из серьезных рисков при решении проблем без применения программно-целевого метода является риск неэффективного использования финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование.

Могут также возникнуть риски резкого снижения заработной платы работников образования по сравнению со средней заработной платой в экономике, существенного увеличения расходов на содержание зданий образовательных учреждений по сравнению с учебными расходами, продолжения ветшания образовательной инфраструктуры. В конечном итоге может сформироваться устойчивая тенденция снижения качества образования.

Другим вариантом решения проблемы является вариант, предполагающий использование программно-целевого метода и предусматривает принятие Программы.

Программно-целевой метод основан на подчинении распределения ресурсов и намечаемых мероприятий достижению определенной цели.

Основой этого варианта являются средства областного и муниципальных бюджетов, планируется привлечение на конкурсной основе средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Основное преимущество данного подхода заключается в отсутствии необходимости формирования дополнительных комплексных механизмов и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.

В то же время использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.

Одним из рисков этого варианта решения проблемы является административный риск - неэффективное управление Программой.

В свою очередь, этот риск представляет собой совокупность таких рисков, как:

риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»