(с изменениями на 7 декабря 2010 года)
__________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 11.06.2010 N 212;
постановлением Администрации области от 09.08.2010 N 294;
постановлением Администрации области от 27.09.2010 N 357;
постановлением Администрации области от 22.11.2010 N 423;
постановлением Администрации области от 07.12.2010 N 482.
____________________________________________________________________
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2010 год".
2. Главному государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2010 год" при разработке проекта закона области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Губернатор области А.А. Турчак
Областная долгосрочная целевая программа
"О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2010 год"
Паспорт областной долгосрочной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2010 год" | |
Наименование областной долгосрочной целевой программы | О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2010 год (далее Программа) |
Основания для разработки Программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"; распоряжение Администрации области от 23 декабря 2009 г. N 326-р "О разработке областной долгосрочной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2010 год" |
(Строка исключена постановлением Администрации области от 22.11.2010 N 423) | |
Разработчик Программы | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
Исполнитель-координатор Программы | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
Исполнители Программы | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, государственные учреждения Центры занятости населения городов и районов, работодатели |
Цель и задачи Программы | Цель Программы: |
Основные целевые индикаторы Программы | Доля работников, сохранивших занятость в общей численности, прошедших опережающее профессиональное обучения, составит не менее 99 %. |
Срок реализации Программы | 2010 год |
Объемы и источники финансирования Программы (в редакции постановления Администрации области от 09.08.2010 N 294) | Общий объем финансирования Программы в 2010 году составит 256 848,7 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 243 924,7 тыс. рублей (95,0 % от общего объема финансирования), в том числе расходы на информационное сопровождение реализации Программы - 1 182,9 тыс. рублей; средства областного бюджета - 12 924,0 тыс. рублей (5,0 % от общего объема финансирования) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии) не менее 1000 работников организаций, находящихся под угрозой увольнения; |
Программа представляет собой комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на повышение конкурентоспособности граждан, поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения.
2. Расширение возможностей и создание условий для занятости работников в случае угрозы увольнения, признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.
3. Приобретение опыта работы и закрепление на рабочем месте выпускников образовательных учреждений всех уровней.
4. Создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
5. Создание рабочих мест в сфере малого предпринимательства.
6. Профилактика негативных социальных последствий, возникающих при высвобождении работников (абзац в редакции постановления Администрации области от 07.12.2010 N 482).
(Абзац исключен постановлением Администрации области от 07.12.2010 N 482).
Численность экономически активного населения области по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в ноябре 2009 года составляла 392,0 тыс. человек, из них 347,2 тыс. человек (89 %) заняты в экономике и 44,9 тыс. человек (11,4 %) не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной организации труда, классифицировались как безработные (приложение N 1 "Баланс рабочих мест Псковской области" и приложение N 1а "Баланс трудовых ресурсов Псковской области" к настоящей Программе).
В январе-ноябре 2009 года в органы государственной службы занятости населения обратились за содействием в поиске подходящей работы 39033 человека. Нашли работу на условиях постоянной и временной занятости 17965 граждан (46 % от числа обратившихся).
Уровень регистрируемой безработицы возрастал с начала 2009 года с 2,3 %, достигнув максимума в 3,4 % в начале мая и июня 2009 года. После начала реализации областной долгосрочной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2009 год", утвержденной постановлением Администрации области от 24 марта 2009 г. N 79, уровень регистрируемой безработицы стал снижаться и к началу декабря 2009 года составил 2,7 % к экономически активному населению (далее - ЭАН). По состоянию на 01.12.2009 уровень регистрируемой безработицы в Российской Федерации составлял 2,7 %, в Северо-Западном Федеральном округе - 2,1% к ЭАН.
Уровень регистрируемой безработицы к трудоспособному населению дифференцирован по муниципальным образованиям области и составляет от 1,7 % в Островском районе до 7,1 % в Новоржевском районе.
Изменялись темпы роста численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости. Так, в январе-феврале 2009 года ежемесячное увеличение численности безработных граждан составляло 14 - 17 % (1172 - 1640 человек), в марте-апреле 2009 года - 6-5 % (685 - 635 человек), в мае 2009 года - 0,5 % (69 человек). Максимальная численность безработных граждан была зарегистрирована 01.06.2009 (12692 человека). В июне 2009 года впервые произошло снижение на 6 % (823 человека), после незначительного роста в июле 2009 года на 1,2 % (144 человека) продолжилось снижение числа безработных граждан в августе-сентябре 2009 года на 2 - 8 % (221 - 948 человека).
Численность официально зарегистрированных безработных граждан по состоянию на 01.12.2009 составила 10682 человека (из них 95 % получают социальные выплаты), что в 1,9 раза больше чем на 01.12.2008. Рост регистрируемой безработицы к началу 2009 года составил 26 %.
Финансовая нестабильность и начавшийся экономический спад в IV квартале 2008 года оказали негативное воздействие на развитие регионального рынка труда, что привело к увеличению масштабов неполной занятости и высвобождению работников на предприятиях и в организациях области.
Служба занятости для оценки реального положения дел на рынке труда, дальнейшего прогнозирования ситуации с 15 октября 2008 года проводит еженедельный мониторинг увольнения работников, изменения численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, и потребности в работниках, заявленной работодателями.
По данным мониторинга увольнений на 14.12.2009 854 организации области сообщили в службу занятости о предполагаемом увольнении 9021 работника (9,5 % от среднесписочной численности), из которых 4953 человека были уволены.
В январе-ноябре 2009 года произошло увольнение 739 человек в 9 предприятиях Псковской области (ОАО "Псковский механический завод"; ОАО "Псковский кабельный завод"; ООО "ПКСи Групп Псков"; ООО Стеклозавод "Красный Луч" Бежаницкого района; ГУ Детский санаторий "Малыш" Опочецкого района; ООО "Силовые машины завод Реостат", г. Великие Луки; ОАО "Авар" и ООО "Интрафлекс", г. Псков).
Кроме того, произошли массовые увольнения в конце ноября - начале декабря 2009 года в воинских частях Островского (483 человека) и Гдовского районов (210 человек).
В I квартале 2010 года прогнозируются массовые высвобождения в ОАО "РЖД" Вагонное ремонтное депо Псков - 51 человек, в ООО "Торговый дом Псков ВМК" (Великолукский молочного комбинат) - 60 человек, в ГУСО "Яммский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (Гдовский район) - 18 человек (ликвидация).
В режиме неполного рабочего времени в ноябре 2009 года работало на крупных и средних организациях 2,9 тыс. человек (в октябре 2009 г. - 3,3 тыс. человек).
Среднесписочная численность работников в январе-октябре 2009 года уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 5,1 % (в январе-октябре 2009 г. - 213,9 тыс. человек).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в октябре 2009 года составляла 12639,6 руб., что на 3,2 % ниже, чем в сентябре 2009 года (13064,0 руб.). Реальные располагаемые денежные доходы населения в октябре 2009 года составляли 94,5 % к соответствующему периоду 2008 года.
Количество вакансий, заявленных работодателями в службу занятости в январе-ноябре 2009 года, составило 31,8 тыс. ед. (в январе-ноябре 2008 г. - 30,6 тыс. ед.). Вакансии с оплатой труда выше прожиточного минимума в январе-ноябре 2009 года составляли 60 % (в январе-ноябре 2008 года - 64 %).
Среди общего количества свободных рабочих мест преобладали вакансии по рабочим профессиям и специальностям 86 %, а вакансии для инженерно-технических работников и служащих составляли 14 % от общего числа вакансий (в январе-ноябре 2008 г. соответственно 83 % и 17 %).
Спрос на работников и специалистов промышленных предприятий обрабатывающего производства составляет 15 % от всех вакансий, торговли - 12 %, государственного управления и обеспечения военной безопасности - 10,4 %, сельского хозяйства - 10,4 %, строительства - 6%, транспорта и связи - 5 %. Остается высоким спрос на специалистов сферы образования - 13 % и здравоохранения - 8 %.
Увеличилась напряженность (число незанятых граждан в расчете на одну вакансию) с 1,9 на 01.12.2008 до 4,2 на 01.12.2009.
В городах и районах области данный показатель на 01.12.2009 варьировал. Ниже среднего по области: в Печорском районе - 1,7, в г. Пскове и Псковском районе - 3,0, в Пустошкинском районе - 3,1, в Островском, Пушкиногорском районах и в г. Великие Луки - 3,3, в Дедовичском районе - 3,4; выше среднеобластного указанный показатель был в Куньинском районе - 278, в Новоржевском районе - 33, Гдовском районе - 21,4, в Красногородском районе - 18,2, в Бежаницком районе - 17,0 незанятых граждан на одну вакансию.
В январе-ноябре 2009 года снято с регистрируемого учета 37,5 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по причинам содействия занятости населения (трудоустройства и профессионального обучения) 20,3 тыс. человек, что составило 52,3 %.
На 1 декабря 2009 года на учете в службе занятости состояло в качестве ищущих работу 12,4 тыс. человек, из них 86,5 % - безработные.
Выполнение программных мероприятий позволит сдержать рост безработицы на уровне 2,5 % к ЭАН.
Без реализации мероприятий Программы число зарегистрированных безработных в Псковской области может вырасти до 14,8 тыс. человек или до 3,7 % к ЭАН. Увеличится и общее число безработных (потерявших и ищущих работу, но не вставших на учет). По последним данным общее число безработных насчитывало 44,8 тыс. человек.
В Программу не включены мероприятия, предусматривающие участие градообразующих предприятий и монопрофильных населенных пунктов в связи с их отсутствием.
Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников.
Замещение иностранных работников национальными трудовыми ресурсами планируется в результате реализации по профессиональному обучению, приоритетному трудоустройству российских граждан в соответствии с соглашениями, заключенными между службой занятости и работодателями, использующими иностранную рабочую силу, осуществления дифференцированного подхода при выдаче заключений о привлечении и использовании иностранной рабочей силы с учетом востребованности, повышения уровня подготовки и квалификации привлекаемых иностранных работников.
В связи с продолжающимся на предприятиях области процессом сокращения численности персонала, в результате которого растет численность безработных граждан, органы службы занятости населения активизировали работу по замещению рабочих мест, планируемых для иностранных граждан, российскими специалистами.
Сформирован перечень профессий, наиболее востребованных на рынке труда Псковской области, по которым планируется привлечение иностранных работников в 2010 году.
Наибольшую потребность в иностранных работниках заявили организации строительной отрасли - 61 % от общего количества предполагаемой потребности в иностранной рабочей силе, заявленной работодателями на 2010 год.
В целях осуществления мероприятий по замещению иностранной рабочей силы российскими гражданами утвержден план направления на обучение безработных граждан профессиям, на которые планируется привлекать иностранную рабочую силу в 2010 году.
В соответствии с этим планом Центрами занятости населения области в качестве превентивных мер будет направлено на обучение в 2010 году 120 безработных граждан.
В рамках проведения работы по замещению российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагалось привлекать иностранных работников в 2009 году, трудоустроено 67 российских граждан.
В рамках реализации плана направления на обучение по перечню профессий, по которым предполагалось привлечение иностранных работников, направлено на профессиональное обучение 130 безработных граждан.
С учетом сложившейся ситуации на рынке труда органами службы занятости области было проведено дополнительное уточнение потребности в иностранных работниках на территории области на 2009 год. В результате 2 работодателя отказались от использования иностранной рабочей силы, 17 работодателей представили заявки на уменьшение объемов, с остальными работодателями была достигнута договоренность о сокращении объемов привлечения иностранных работников в связи с приостановкой их деятельности или снижением объемов выпускаемой продукции.
Решением межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории области объемы привлечения иностранных работников в 2009 году были уменьшены на 734 единицы, в том числе из безвизовых стран - 644 человека, из визовых стран - 90 человек.
На основании этого были сформированы предложения об уменьшении размеров утвержденных квот на 2009 год и направлены в Минздравсоцразвития России. Таким образом, потребность в иностранных работниках на 2009 год составила 4665 человек, из них 620 человек - из стран с визовым въездом в Российскую Федерацию.
Потребность в привлечении иностранных работников на 2010 год определена на основании заявок работодателей, заказчиков работ (услуг). От работодателей поступило 159 заявок, которые предполагают привлекать в 2010 году 3886 иностранных работников.
Организована работа по межтерриториальному перераспределению трудовых ресурсов. Ведется работа по привлечению российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, для замещения вакантных рабочих мест в организациях области.
Однако возможности привлечения рабочей силы из других регионов Российской Федерации на сегодняшний день крайне ограничены в силу социально-демографических причин, а также по причине непривлекательно низкой заработной платы в области.