(с изменениями на 17 декабря 2009 года)
______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 11.06.2009 N 208;
постановлением Администрации области от 03.08.2009 N 288;
постановлением Администрации области от 08.09.2009 N 340;
постановлением Администрации области от 17.12.2009 N 521.
______________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции постановления Администрации области от 11.06.2009 N 208
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2009 год" (пункт в редакции постановления Администрации области от 11.06.2009 N 208).
2. Главному государственному финансовому управлению Псковской области обеспечить внесение изменений в Закон области от 29 декабря 2008 г. N 822-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", связанных с реализацией областной целевой программы, утвержденной пунктом 1 настоящего постановления.
Губернатор области А.А. Турчак
(В наименовании программы и паспорте после слова "областной" дополнено словом "долгосрочной"
постановлением Администрации области от 11.06.2009 N 208)
Областная долгосрочная целевая программа "О дополнительных мероприятиях,
направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2009 год
(Наименование в редакции постановления Администрации области от 11.06.2009 N 208)
| |
Наименование областной долгосрочной целевой программы | "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2009 год" (далее - Программа) |
Наименование органа исполнительной власти области, уполномоченного на реализацию Программы | Главное государственной управление социального развития Псковской области |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" |
Срок реализации Программы | 2009 год |
Цель Программы | Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в области |
Задачи Программы | 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. |
Основные мероприятия Программы | 1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). |
Объемы и источники финансирования Программы (в редакции постановления Администрации области от 08.09.2009 N 340) | Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 285 559,4 тыс. рублей, в том числе: |
Целевой показатель Программы (в редакции постановления Администрации области от 08.09.2009 N 340) | Недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 2,9 % в среднегодовом исчислении, запланированного на конец 2009 года |
Показатели результативности Программы (в редакции постановления Администрации области от 08.09.2009 N 340) | Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии) не менее 1000 работников организаций, находящихся под риском увольнения; создание не менее 5104 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства не менее 8587 работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан; |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа представляет собой комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации, и направленных на повышение конкурентоспособности граждан, поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
3. Профилактика негативных социальных последствий, возникающих при высвобождении работников.
В Псковской области в 2008 г. отрицательная динамика наблюдалась по некоторым показателям, характеризующим состояние экономики:
индекс промышленного производства (в процентах к предыдущему году) в целом по области составил в январе-декабре 2008 года (данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области) 104,7 % (2007 год - 108,0 %);
индекс обрабатывающих производств - 104,4 % (2007 год - 110,8 %);
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий - 99,3 % (2007 год - 95,8 %);
объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" - 103,9 % (2007 год - 141,3 %);
индекс по добыче полезных ископаемых - 148,1% (2007 год - 168,7%);
индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 112,5 % (2007 год - 132,1 %);
объем платных услуг населению - 101,8 % (2007 год - 102,5 %).
Вместе с тем, положительная динамика наблюдалась по следующим видам экономической деятельности:
грузооборот автомобильного транспорта - 111,8 % (2007 год - 101,8 %);
оборот розничной торговли - 114,8 % (2007 год - 110,1 %);
оборот общественного питания - 109,3 % (2007 год - 108,4 %).
В январе-ноябре 2008 года на развитие экономики и социальной сферы было использовано 11844,6 млн. рублей инвестиций в основной капитал или 115,8 % к уровню соответствующего периода 2007 года. Инвестиции в основной капитал за 2007 год использованы в объеме 11831,2 млн. рублей, что составило 134,6 % к уровню 2006 года.
Финансовый результат, полученный крупными и средними организациями (кроме организаций сельского хозяйства, железнодорожного транспорта, организаций с численностью до 15 человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства и организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения) в январе-ноябре 2008 года составил 1434 млн. рублей прибыли (в январе-ноябре 2007 года - 1546 млн. рублей), 32 % организаций области сработали с убытком.
Актуальной остается проблема неплатежей. Кредиторская задолженность на 1 декабря 2008 года сложилась в сумме 15,2 млрд. рублей, из которой 1,1 млрд. рублей или 7 % - просроченная. Основная доля просроченной кредиторской задолженности приходилась на просроченную задолженность поставщикам за товары, работы, услуги (83 %). Доля просроченной задолженности в бюджет и внебюджетные фонды составила соответственно 9 % и 3 %. Дебиторская задолженность составила 12,1 млрд. рублей, из которой 6 % - просроченная. Просроченная задолженность покупателей составила 0,5 млрд. рублей.
Экономику области по-прежнему отличает низкая цена рабочей силы. Средняя заработная плата в области в январе-сентябре 2008 года была на 35,2 % ниже, чем в среднем по России и на 41,4 % ниже, чем по Северо-Западному федеральному округу. Среди 11 регионов, входящих в состав Северо-западного федерального округа, Псковская область по-прежнему занимает последнее место по размеру среднемесячной начисленной заработной платы.
Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы, промышленности, строительства, сельского хозяйства
| ||
Наименование показателей | 2007 год, январь-декабрь | 2008 год, январь-ноябрь |
Всего по области | 8827,6 | 10973,0 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 4993,1 | 6349,4 |
Обрабатывающие производства | 8321,0 | 10847,8 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 11080,0 | 13479,3 |
Строительство | 8449,3 | 10959,7 |
Образование | 6373,7 | 8055,4 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 7091,4 | 8707,9 |
Деятельность по организации отдыха развлечений, культуры и спорта | 5084,9 | 6420,9 |
Прожиточный минимум | ||||
Период | Наименование показателя | |||
в расчете на душу населения | для трудоспособного населения | для пенсионеров | для детей | |
2007 год | ||||
I квартал | 3063 | 3340 | 2437 | 2936 |
II квартал | 3279 | 3603 | 2542 | 3104 |
III квартал | 3453 | 3794 | 2719 | 3257 |
IV квартал | 3559 | 3901 | 2809 | 3377 |
2008 год | ||||
I квартал | 3800 | 4154 | 3013 | 3632 |
II квартал | 4098 | 4499 | 3224 | 3880 |
III квартал | 4155 | 4593 | 3246 | 3913 |
IV квартал | 4247 | 4703 | 3285 | 3953 |
Демографическая ситуация
Псковскую область отличает сложная демографическая ситуация. Естественная убыль населения не перекрывается миграционным притоком и служит основной причиной снижения численности населения области. Значительная доля (свыше 70 %) миграционного прироста в обмене населением сохраняется в возрастах старше трудоспособного, а в группе до 15 лет отмечается миграционная убыль. Все эти изменения неблагоприятно сказываются на качественном составе трудовых ресурсов - происходит снижение их численности и "старение".
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области за январь-ноябрь 2008 года демографические процессы развивались в соответствии со сложившимися тенденциями.
Продолжалось сокращение общей численности населения. По оценке на 1 декабря 2008 года численность постоянного населения области составила 697,2 тыс. человек (уменьшение на 8,1 тыс. человек или на 1,2 %). Рождаемость за январь-ноябрь 2008 года увеличилась на 4,2 % по сравнению с соответствующим периодом 2007 года и составила 10,0 человек на каждую тысячу населения. Смертность увеличилась на 3,3 % и составила 21,6 умерших на каждую тысячу населения. В целом по области число умерших в 2,2 раза превысило число родившихся.
Миграционные процессы существенной нагрузки на рынок труда за январь - ноябрь 2008 года не оказывали. За указанный период наблюдалась миграционная убыль населения в количестве 651 человека. Миграционная убыль в целом по области сложилась за счет превышения потока выбывших над прибывшими в городских поселениях на 664 человека, в сельской местности наблюдался миграционный прирост 13 человек.
Численность граждан, занятых экономической деятельностью, по формам собственности (включая развитие занятости в сфере малого предпринимательства) | ||
Наименование показателей | 2006 год | 2007 год |
Численность занятых в экономике (среднегодовая) - всего | 334,3 | 333,9 |
Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности: | ||
государственная и муниципальная форма собственности | 120,8 | 116,6 |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 2,6 | 3,3 |
смешанная российская форма собственности | 18,2 | 20,1 |
иностранная, совместная российская и иностранная формы собственности | 7,7 | 7,5 |
частная форма собственности | 185,0 | 186,4 |
в том числе занятые: | ||
в крестьянских (фермерских) хозяйствах (включая наемных рабочих) | 3,2 | 2,1 |
на частных предприятиях | 102,0 | 106,1 |
индивидуальным трудом по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации (включая личные подсобные хозяйства) | 79,8 | 78,2 |