В ходе реализации федеральной целевой Программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы были созданы правовые и организационные основы жилищной политики, определены ее приоритетные направления и механизмы реализации.
Новые правовые условия создали на территории муниципального образования "Город Псков" основу для осуществления мер нормативного правового, административно-организационного, бюджетно-финансового характера и реализации на практике поставленных целей.
На первом этапе - 2004-2009 годы, создавались организационные условия для реализации поставленных задач.
На этом этапе дополнительно обследован жилищный фонд города; определен размер непригодного для проживания жилищного фонда; уточнены списки граждан, состоящих на регистрационном учете по месту нахождения непригодных для проживания жилых помещений; установлены необходимые площади жилищного фонда для переселения граждан, проживающих в признанных на непригодными для проживания жилых помещениях; определен жилищный фонд, требующий адресного капитального ремонта (абзац в редакции, введенной в действие с 21.10.11 постановлением Администрации города от 30.06.2011 N 1302).
Разработана муниципальная Программа "Переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений в городе Пскове на 2006-2010 годы", утвержденная Постановлением Псковской городской Думы от 27.12.2005 N 550, в рамках которой начался поэтапный комплекс мероприятий по переселению граждан из непригодных для проживания жилых помещений. За период действия Программы в 2006-2008 годах отселены из непригодных для проживания жилых помещений 78 семей.
Поддержка граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и молодых семей муниципального образования "Город Псков", направленная на улучшение их жилищных условий, в 2004 - 2008 годах осуществлялась в рамках муниципальных программ:
- Положение о предоставлении ипотечных жилищных кредитов молодым семьям города Пскова, утвержденное Постановлением Псковской городской Думы от 27.01.2004 N 209;
- Положение о предоставлении субсидий на компенсацию процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам и кредитам на приобретение недвижимости гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в городе Пскове, утвержденное Решением Псковской городской Думы от 30.06.2006 N 203;
- Положение о предоставлении жилищных субсидий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденное Постановлением Псковской городской Думой от 27.09.2002 N 658 (признано утратившим силу с 01.01.2008 года на основании Решения Псковской городской Думы от 29.02.2008 N 311).
За указанный период основным результатом стало оказание муниципальной поддержки жителям города Пскова при решении их жилищных проблем. Свои жилищные условия улучшили 169 семей. При этом за счет дополнительных финансовых средств банков, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, с последующим предоставлением субсидии из средств бюджета города Пскова на компенсацию процентных ставок - 49 семей, из которых 26 - молодые. Муниципальную поддержку по ипотечным жилищным кредитам молодым семьям города Пскова получили 35 семей. В период с 2003 года по 2007 год в рамках программы предоставления жилищных субсидий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, смогли улучшить свои жилищные условия 85 семей.
В настоящее время на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, и принятых на такой учет до 01.03.2005 года, состоят 3465 семей.
Сокращение объемов строительства государственного и муниципального жилья и соответственно уменьшение количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, приватизация большей части жилищного фонда и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказались не обеспечены необходимыми правовыми условиями, а также финансовыми и организационными мерами. Динамика показателей указывает на остроту проблемы в жилищной сфере (Приложение 1 "Динамика основных показателей обеспечения жилой площадью граждан, нуждающихся в жилых помещениях в 2001-2008 гг." к настоящей Программе).
На 01.01.2009 года в городе Пскове насчитывается 80 многоквартирных домов, признанных до 01.01.2007 года непригодными для проживания в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, общая площадь которых составляет 19307,8 квадратных метров. В указанных многоквартирных домах проживает 437 семей в составе 1085 человек.
Проблема жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, возникла из-за многолетнего недофинансирования проведения работ, производимых при техническом обслуживании, текущем и капитальном ремонтах, реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, отсутствия должной системы технической эксплуатации данного фонда. Его содержание обходится значительно дороже, чем содержание жилья, находящегося в технически исправном состоянии.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане, проживающие в многоквартирных домах, признанных непригодными для проживания, подлежат отселению.
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусматривает возможность предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований для переселения граждан из указанного жилищного фонда. Однако для получения финансовой поддержки необходимо выполнить ряд условий, важными из которых являются наличие адресной Программы и софинансирование мероприятий по переселению граждан.
Муниципальное образование "Город Псков" в 2008-2009 годы приняло участие в подготовке областных адресных Программ переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в связи с его физическим износом, в том числе в 2009 году с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья. В результате финансовой поддержки Фонда улучшат жилищные условия 267 семей, проживающих в 44 непригодных для проживания домах.
Данная Программа, действующая до 2012 года, позволит обеспечить выполнение обязательного условия получения финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Необходимо учесть, что расселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда за счет средств Фонда осуществляется только из многоквартирных домов. В то же время на территории города Пскова имеются жилые дома, которые не могут быть признаны как многоквартирные. Поэтому обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в таких домах, ложится на Администрацию города Пскова.
На территории города Пскова слабо развито обустройство жилых помещений для инвалидов с ограниченной жизнедеятельностью (далее - инвалиды-колясочники). Актуальность проблемы объясняется тем, что типовое жилье не приспособлено для передвижения человека на коляске: дверные проемы в санузел и на балкон не соответствуют габаритам инвалидных колясок; мешает наличие порогов между комнатами; отсутствуют поручни и пандусы.
В городе Пскове существует всего пять специализированных квартир для данной категории граждан, тогда как на улучшение жилищных условий по очереди ждут такое жилье 15 инвалидов-колясочников.
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", Законом Псковской области от 07.07.2006 N 563-ОЗ "О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области", Положением о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 N 326, определены условия предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов в виде предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. Однако из-за высокой стоимости жилых помещений на рынке недвижимости приобрести жилье на предоставляемую субсидию может не каждый инвалид. Кроме того, при приобретении жилого помещения на субсидию не решается вопрос оборудования жилого помещения приспособлениями для передвижения на коляске (пандусом, широкими дверными проемами в квартире и т.д.).