(с изменениями на 5 августа 2020 года)
_________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 05.06.2012 N 273;
постановлением Администрации области от 20.01.2015 N 18, Псковская правда от 03.02.15 N 10;
постановлением Администрации области от 11.09.2017 N 371, Сетевое издание "Нормативные правовые акты Псковской области" (pravo.pskov.ru), 14.09.17, N 021158041409201701;
постановлением Администрации области от 05.08.2020 N 282, Сетевое издание "Нормативные правовые акты Псковской области" (pravo.pskov.ru), 07.08.20, N 021735430708202001.
__________________________________________________________________
В соответствии со статьей 5 Закона области от 7 октября 2004 г. N 375-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" Администрация области постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в городских округах и муниципальных районах.
Губернатор области М.В. Кузнецов
(Положение в редакции, введенной в действие с 14.02.15 постановлением Администрации области от 20.01.2015 N 18)
Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в городских округах и муниципальных районах
I. Общие положения
1.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городских округах и муниципальных районах (далее - комиссии) входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются коллегиальными постоянно действующими координирующими органами в муниципальных районах и городских округах, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также настоящим Положением.
1.2. Комиссии имеют бланки, печати и штампы со своим наименованием, изготовленные в установленном порядке соответствующими местными администрациями городских округов и муниципальных районов.
II. Основные задачи комиссий
Основными задачами комиссий являются:
2.1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2.2. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.3. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
2.4. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям (пункт в редакции, введенной в действие с 24.09.17 постановлением Администрации области от 11.09.2017 N 371).
III. Полномочия комиссий
Комиссии в пределах своей компетенции:
3.1. координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществляют мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством Псковской области (далее - законодательство области);
3.2. обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
3.3. анализируют выявленные органами и учреждениями системы профилактики причины и условия безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимают меры по их устранению;
3.4. утверждают межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
3.5. участвуют в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений;
3.6. принимают меры по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по итогам анализа и обобщения представляемых органами и учреждениями системы профилактики сведений об эффективности принимаемых ими мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;
3.7. принимают меры по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;
3.8. могут утверждать составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних;
3.9. подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3.10. дают согласие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования;
3.11. дают при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;
3.12. обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);
3.13. применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством области;
3.14. принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
3.15. принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
3.16. подготавливают и направляют в органы государственной власти области и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством области, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;
3.17. рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;
3.18. рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом области от 04 мая 2003 г. N 268-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Псковской области" к компетенции комиссий;
3.19. обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3.20. согласовывают представления (заключения) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды по месту нахождения указанных учреждений:
а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
в) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
г) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
3.21. дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
3.22. участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3.23. координируют проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
3.24. утверждают межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимают постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и контролируют их исполнение;
3.25. содействуют привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений к реализации межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы;
3.26. осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством области.
(Раздел III в редакции, введенной в действие с 17.08.20 постановлением Администрации области от 05.08.2020 N 282).
IV. Права комиссий
Комиссии в пределах своей компетенции имеют право:
4.1. запрашивать и получать в установленном порядке от органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм необходимые для работы сведения;
4.2. привлекать для участия в работе представителей органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и других заинтересованных лиц;
4.3. направлять информацию в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения профилактической работы с несовершеннолетними:
а) привлеченными к административной ответственности;
б) вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений;
в) освобожденными из воспитательных колоний;
г) нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4.4. направлять материалы в отношении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в учреждения здравоохранения для проведения соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;
4.5. ходатайствовать в установленном порядке перед судом об освобождении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности, от наказания, о назначении ему более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, или условного осуждения, а также применении других мер, предусмотренных федеральным законодательством;
4.6. ходатайствовать перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему мер поощрения, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации;
4.7. участвовать в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссий городов и районов и связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, в установленном порядке;
4.8. вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, соответствующим должностным лицам представления о применении мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
V. Порядок деятельности комиссий и принятие решений
5.1. В соответствии с Законом области от 07 октября 2004 г. N 375-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (далее - Закон) образование комиссий и обеспечение их деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
5.2. К вопросам обеспечения деятельности комиссий относятся:
а) подготовка и организация проведения заседаний и иных плановых мероприятий комиссий;
б) осуществление контроля за своевременностью подготовки и представления материалов для рассмотрения на заседаниях комиссий;
в) ведение делопроизводства комиссий;