Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2013 года N 80

Об утверждении краевой целевой программы "Воспитать добром!" (2013-2015 годы)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 10.06.2014 N 328.
____________________________________________________________________

г. Чита

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 НГР: ru92000201301700}

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях повышения эффективности системы профилактики насилия и жестокого обращения в отношении детей, реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Воспитать добром!" (2013-2015 годы).

Губернатор Забайкальского края
Р.Ф.Гениатулин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

19 февраля 2013 года N 80

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Воспитать добром!" (2013-2015 годы)

ПАСПОРТ краевой целевой программы "Воспитать добром!"

(2013-2015 годы)


Основание для разработки программы
 (для программ, планируемых к реализации)

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 11 декабря 2012 года N 613-р "О целесообразности разработки краевой целевой программы "Воспитать добром!" (2013-2015 годы)".

Нормативный правовой акт, которым утверждена программа
 (для утвержденных программ)

Постановление Правительства Забайкальского края от 19 февраля 2013 года N 80 "Об утверждении краевой целевой программы "Воспитать добром!" (2013-2015 годы)".

Орган управления
 программой

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края

{позиция "Орган управления программой" в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 }

Основные разработчики
 и исполнители
 программы

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края;

 Министерство образования, науки и молодежной политики;

 комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Забайкальском крае;

 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Забайкальский государственный университет" (далее - ЗабГУ);

 государственные учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, комплексные центры социального обслуживания населени я) (далее - ГУСО);

 Ассоциация государственных учреждений социального обслуживания "Содружество" Забайкальского края.

{позиция " Основные разработчики и исполнители программы " в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 }

Срок реализации
 программы

2013-2015 годы

Цель программы

Повышение на территории Забайкальского края эффективности межведомственной системы профилактики насилия и жестокого обращения в отношении детей, реабилитации де тей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств.

Задачи программы

1. Обеспечение беспрепятственного доступа детей и семей с детьми к социальным услугам для профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитационной помощи детям, их семьям, пострадавшим от жестокого обращения.
 2. Внедрение эффективных технологий, способствующих снижению жестокости и агрессии в детской среде.
 3. Организация и проведение информационно-просветительской кампании о недопустимости жестокого обращения со сверстниками, о правилах безопасного поведения, а также возможностях получения помощи в случае насилия или преступных посягательств.
 4. Развитие кадрового обеспечения системы профилактики насилия и жестокого обращения в отношении детей .

Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе
 (количественные и качественные характеристики)

Дети из семей с риском жестокого обращения - 900 чел.;

 дети из семей, находящихся в социально опасном положении, - 2468 чел.;

 дети и женщины, пострадавшие от жестокого обращения и преступных посягательств, - 846 чел.;

 специалисты, работающие с детьми, в том числе в учреждениях для детей различной ведомственной принадлежности, - 1235 чел.;

 родители, не выполняющие обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей, - 5140 чел.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Индикаторы и
 показатели

2013 год

2014 год

2015 год

Численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей,  чел.

95

80

65

Численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми, чел.

37

22

18

Численность несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, чел.

1217

1180

1050

Число детей, находящихся в социально опасном положении, прошедших курс стационарной социальной реабилитации, чел.

1816

2043

2270

Число подростков, повысивших уровень правовой информированности с помощью предусмотренных профилактических мероприятий и мероприятий информационного характера, чел.

5000

10000

15000

Число женщин с детьми, получивших квалифицированную реабилитационную помощь специалистов на базе отделений помощи женщинам с детьми, пострадавшим от насилия, чел.

276

276

276

Число граждан, повысивших уровень информированности о формах насилия в отношении детей и ответственности за действия, направленные против детей, правилах безопасности для детей, чел.

6 000

6 000

6 000

Число специалистов, работающих с детьми, прошедших обучение, повысивших свою квалификацию, чел.

395

415

425

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, в том числе в части изменения положения целевых групп

Реализация мероприятий программы позволит:
 1) повысить в Забайкальском крае уровень межведомственного взаимодействия органов и учреждений по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей, реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств;

 2) уве личить число детей, находящихся в социально опасном положении, прошедших курс стационарной социальной реабилитации, до 2270 чел.;

 3) сократить число родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми;

 4) снизить число несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, до 1050 чел.;

 5) увеличить число специалистов, подготовленных к работе по профилактике жестокого обращения с детьми и реабилитации детей, пострадавших от насилия, до 1235 чел.;

 6) увеличить число женщин с детьми, получивших квалифицированную реабилитационную помощь специалистов на базе отделений помощи женщинам с несовершеннолетними детьми, пострадавшим от насилия, до 846 чел.;

 7) увеличить число подростков, повысивших уровень правовой информированности с помощью предусмотренных профилактических мероприятий и мероприятий информационного характера, до 15 000 чел.;

 8) повысить число граждан, информированных о формах насилия в отношении детей, об ответственности за действия, направленные против детей, о правилах безопасности для детей, до 108  000 чел.

(рублей)

Объем и источники финансирования программы
 (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования)

Источники

201 3 год

201 4 год

201 5 год

Бюджет Забайкальского края

21 266 940

21 552 672

22 384 264

Бюджет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

9 224 764

9 322 574

9 71 9 660

Внебюджетные средства

300 000

300 000

300 000

Раздел 1. Описание проблемы жестокого обращения с детьми и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, дети имеют право на особую заботу и помощь. В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России. В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года N 761, для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в России должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Укрепление института семьи, обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних, защита детей от преступных посягательств, обеспечение системы комплексной поддержки семьи, формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, являются приоритетными направлениями социальной политики Забайкальского края.

Законом Забайкальского края от 09 марта 2010 года N 336-ЗЗК "О защите нравственности и здоровья детей" установлены меры по обеспечению здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей в Забайкальском крае.

С 2011 года в Забайкальском крае реализуется Концепция развития и укрепления института семьи в Забайкальском крае на 2011-2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2010 года N 715-р, которая призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития, обеспечения защиты социально уязвимых семей, создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе преимущественно самостоятельного жизнеобеспечения.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 12 июля 2011 года N 526-ЗЗК "Об Уполномоченном по правам ребенка в Забайкальском крае" учрежден институт Уполномоченного по правам ребенка.

Деятельность исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и органов местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", реализация мероприятий комплекса краевых целевых программ позволили достичь определенных положительных результатов в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Согласно статистическим данным о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году по сравнению с 2009 годом число выявленных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, снизилось на 20 %; по сравнению с 2010 годом снижение числа выявленных несовершеннолетних составило 8 % (2009 год - 1939 детей, 2010 год - 1550 детей, 2011 год - 1427 детей).

Отмечается сокращение численности воспитанников детских домов: на 01 января 2012 года в детских домах проживало 1746 человек (в 2009 году - 2100).

Одновременно с этим идет рост семейного устройства детей: за период с 01 января 2011 года по 01 января 2012 года в семьи граждан на разные формы семейного воспитания переданы 1459 несовершеннолетних, из них: под опеку (попечительство) - 1022 детей, на усыновление (удочерение) - 150 (из них иностранными гражданами - 41), в приемную семью - 213, на патронат - 74.

Активно стало применяться ограничение родителей в родительских правах. Данная форма работы позволяет родителям, прошедшим процедуру ограничения в родительских правах, изменить отношение к своему образу жизни, поведению и в течение 6 месяцев восстановиться в родительских правах. Так, в 2010 году несовершеннолетние возвращены в семьи 36 родителей, восстановленных в родительских правах, в 2011 году - в семьи 52 родителей.

На территории края снизился удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних с 3,1 % в 2010 году до 2,5 %, в 2011 году, удельный вес безнадзорных детей с 0,4 % в 2011 году до 0,3 % в 2012 году.

В 2011 году выработано совместное Указание прокуратуры Забайкальского края, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерства здравоохранения Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю "О выявлении фактов и порядке направления и разрешения информации об обстоятельствах, свидетельствующих о жестоком обращении с несовершеннолетними со стороны родителей и лиц, на которых возложены обязанности по их воспитанию" для руководителей учреждений здравоохранения, образования, ГУСО, начальников отделов внутренних дел, районных и межрайонных прокуроров.

{абзац 12 раздела 1 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498}

В рамках данного Указания определен порядок передачи в органы внутренних дел сведений о фактах насилия, жестокого обращения с несовершеннолетними для проведения правовой процедуры.

Деятельность ГУСО направлена на профилактику жестокого обращения с детьми и организацию социально-реабилитационной работы с семьей. Акцент в работе ставится на переориентацию ресурсов учреждений на предварительную работу с семьями, мотивацию на сотрудничество членов семьи с социальными службами, обеспечение своевременного получения профилактических реабилитационных услуг нуждающимися в них представителями целевых групп.

Благодаря реализации программных мероприятий краевой долгосрочной целевой программы "Воспитать добром!" (2010-2012 годы), утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 22 декабря 2009 года N 471, софинансируемой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сформирована система профилактики жестокого обращения и оказания помощи пострадавшим детям и семьям:

в 8 ГУСО созданы комнаты для проведения социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, с использованием сенсорного оборудования;

созданы службы экстренной психологической помощи по телефону ("телефоны доверия") для детей и подростков в трех ГУСО, службы подключены к единому общероссийскому номеру. 17 психологов-консультантов прошли курсовую подготовку на базе Алтайского государственного университета. Внедрена технология оказания срочной психологической помощи, отработана технология межведомственного взаимодействия в случае поступления на "телефон доверия" информации о жестоком обращении;

создан институт Уполномоченного по правам ребенка в Забайкальском крае;

в ГУСО созданы 6 открытых приемных для беспрепятственного получения социальных услуг несовершеннолетними, подвергшимися жестокому обращению. Специалистами открытых приемных оказана консультативная помощь 760 обратившимся несовершеннолетним, их родителям по вопросам правового, педагогического, психологического характера;

созданы 9 социальных служб экстренного реагирования совместно с органами опеки и попечительства, отделами внутренних дел, органами здравоохранения и социальной защиты для немедленного оказания социальной, правовой, медицинской помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Службами осуществлялись срочные выезды по поступившей информации о ситуациях, угрожающих жизни, здоровью и безопасности ребенка, и плановые выезды в семьи, находящиеся в социально опасном положении. Работой служб охвачено 9 муниципальных районов края, 2049 семей с детьми, проведен комплекс мероприятий правовой, психологической и психоэмоциональной направленности для несовершеннолетних. Внедрена технология "работа со случаем". Деятельность служб позволила обеспечить доступность плановой и экстренной комплексной помощи семьям и детям, проживающим в отдаленных населенных пунктах края;

на базе 21 ГУСО созданы службы сопровождения семей, внедрена технология сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что позволило охватить 4627 семей, в которых 7464 ребенка;

кризисным отделением для женщин с детьми, обеспечивающим временный приют женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения или подвергшимся психофизическому насилию, оказана квалифицированная реабилитационная помощь 193 женщинам с детьми;

повысили квалификацию специалисты учреждений социальной защиты населения, образования:

32 специалиста (социальные педагоги, специалисты по социальной работе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, специалисты по охране прав детства) повысили квалификацию по программе "Технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации" на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (далее - Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования) с получением удостоверения государственного образца;

10 психологов ГУСО повысили квалификацию на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования;

на базе Забайкальского государственного гуманитарно - педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского прошли курсы повышения квалификации, в которых приняли участие социальные педагоги, психологи, специалисты по социальной работе, участковые специалисты по социальной работе, специалисты ювенальных судов, по темам: "Профилактическая и коррекционная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, характеризующейся проявлениями жестокого обращения с детьми", "Профилактика жестокого обращения в отношении детей".

С целью информирования и просвещения населения Забайкальского края, формирования ценностных установок в отношении детства на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края регулярно размещаются информационные материалы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), и материалы о мероприятиях в рамках реализуемых программ Фонда и региональной программы "Воспитать добром!", ведутся рубрики "Детский телефон доверия", "Электронный психолог".

{абзац 27 раздела 1 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498}

С целью раннего выявления семейного неблагополучия в Забайкальском крае создана служба участковых специалистов по социальной работе, основными целями деятельности которой являются:

раннее выявление семей и детей, имеющих признаки высокого риска жестокого обращения, семей, нуждающихся в социальной защите и поддержке;

своевременное, адресное и комплексное оказание помощи семьям с детьми, направленной на преодоление трудной жизненной ситуации, формирование ответственных ненасильственных детско-родительских отношений, создание условий для развития здоровой личности;

снижение психологической напряженности в семьях;

увеличение охвата социальным патронажем семей с детьми.

Создание этой службы позволило усилить деятельность по раннему выявлению семейного неблагополучия, случаев жестокого обращения с детьми. Работа участковых специалистов по социальной работе построена по территориальному принципу. В целях изучения социальной ситуации участковыми специалистами проведена паспортизация семей, которая позволила выявить семьи и детей, имеющие признаки высокого риска жестокого обращения и нуждающиеся в социальной защите и поддержке.

В большинстве поселений созданы социальные советы, которые являются первичным звеном, организующим профилактическую и реабилитационную работу с семьей и детьми в сельской местности под руководством глав администраций поселений.

Вместе с тем в крае по-прежнему актуальными остаются вопросы семейного неблагополучия, жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.

Одна из серьезных проблем связана с высокой детской смертностью по причине самоубийств. Анализ обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный в 2011 году, показывает, что 68 % всех самоубийств связано с семейным неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с одноклассниками, друзьями, учителями, черствостью и безразличием окружающих.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»