Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


27 июля 2010 года № 302



Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы
«Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)»

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 7 февраля 2012 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:

постановлением Правительства Забайкальского края от 07 февраля 2012 года № 42 ("Азия-Экспресс", № 7/1, 20 февраля 2012 года)

____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года №148 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года № 205), в целях создания условий для перехода экономики Забайкальского края на инновационный путь развития Правительство Забайкальского края

постановляет:

утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)».

И.о. Губернатора Забайкальского края
А.А.Холмогоров


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Забайкальского края
27 июля 2010 года № 302
(с изменениями, внесенными
 постановлением Правительства Забайкальского края
 от 07 февраля 2012 года № 42)

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)»

ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы
«Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)»

Наименование Программы

Краевая долгосрочная целевая программа «Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)» (далее - Программа).

Дата принятия решения
о разработке Программы

     Распоряжение Правительства Забайкальского края от 29 апреля 2010 года № 217-р.

Дата утверждения Программы

Постановление Правительства Забайкальского края от 27 июля 2010 года № 302 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)».

Государственный заказчик -координатор Программы

Министерство экономического развития Забайкальского края.

Государственные заказчики Программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; Министерство территориального развития Забайкальского края:

Министерство промышленности и энергетики Забайкальского края;

Министерство здравоохранения Забайкальского края;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края; Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края.

Основной разработчик Программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Цель и задачи Программы

    Цель:

создание условий для перехода экономики Забайкальского края на инновационный путь развития.
    Задачи:

повышение конкурентоспособности экономики края за счет эффективного использования имеющегося ресурсного и геоэкономического потенциала, развитие инновационных производств, имеющих перспективы спроса на выпускаемую продукцию, оказываемые услуги на внутреннем и внешнем рынках;

развитие краевой инновационной инфраструктуры;

содействие повышению инновационной активности предприятий и организаций;

привлечение инвестиций в развитие инновационного сектора экономики;

организация финансовой поддержки инновационных предприятий и организаций инновационной инфраструктуры, находящихся на начальной стадии развития;

подготовка кадров для работы в организациях инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса.

Важнейшие целевые индикаторы Программы

Разработка 7 конкурентоспособных технологий, пригодных для последующей коммерциализации;

привлечение к выполнению инновационных исследований и внедрению инновационных разработок 10 молодых специалистов;

выполнение объема работ хозяйственными обществами, созданными в научно-образовательных учреждениях Забайкальского края,  на сумму не менее  7,5 млн. рублей;

увеличение штатного состава хозяйственных обществ, созданных в научно-образовательных учреждениях Забайкальского края, на 14 человек;

внедрение через инновационную инфраструктуру Забайкальского края                 7 инновационных технологий.

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2014 годы.

Программа будет реализовываться в один этап.

Потребность в финансировании Программы

Потребность в финансировании мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составляет 24500 тыс. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 6750 тыс. рублей;
2012 год - 6750 тыс. рублей;
2013 год - 6750 тыс. рублей;
2014 год - 4250 тыс. рублей.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение в 1,4 раза величины сводного индекса инновационной активности Забайкальского края;

повышение в 1,5 раза интегрального индекса конкурентоспособности Забайкальского края;

организация в научно-образовательных учреждениях Забайкальского края 3 новых хозяйственных обществ;

увеличение на 5% объема инновационной продукции, выпускаемой предприятиями Забайкальского края;

подготовка 12 специалистов для работы в организациях инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Необходимость разработки Программы обусловлена наличием комплекса социальных и экономических задач:

увеличение объема продукции, выпускаемой предприятиями перерабатывающих отраслей Забайкальского края;

внедрение результатов научных исследований и разработок в практику, модернизация предприятий на основе технологических инноваций, создание эффективной инновационной системы;

повышение объема производимой инновационной продукции;

создание условий для формирования конкурентоспособного сектора исследований, разработок;

обеспечение условий для эффективного воспроизводства научных, научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и инновационных технологий.

Актуальность решения этих задач и необходимость программного решения проблемы инновационного развития Забайкальского края соответствуют направлениям социально-экономического развития региона, определенным Программой социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы, которая предусматривает в перспективе переход к системно-инновационной модели развития экономики края.

В настоящее время научно-инновационный потенциал Забайкальского края представлен академическими и вузовскими учреждениями. Научными исследованиями и разработками в крае в 2008 году занимались 15 организаций, в то время как в 2006 году - 19. Численность работников этих организаций снизилась с 610 человек в 2006 году до 512 человек в 2008 году, непосредственно исследователей - соответственно с 304 до 229 человек.

Доля инвестиций в науку как в один из элементов инновационного развития региона в общем объеме инвестиций в экономику края составляет всего 0,015 процента, в то время как в транспорт и связь - 42,2 процента, строительство - 24,2 процента, добычу полезных ископаемых - 18,1 процента.

Основные направления развития научно-инновационной сферы Забайкальского края связаны с его региональной природно-ресурсной и социально-экономической спецификой.

В настоящее время имеется ряд готовых инновационных разработок для внедрения и использования в малом бизнесе. Малый бизнес представлен почти во всех видах экономической деятельности края, однако в сопоставлении с другими субъектами Российской Федерации Забайкальский край характеризуется достаточно высокой долей малых предприятий в сельском хозяйстве, горной промышленности и строительстве и низкой долей таких предприятий в обрабатывающих производствах.

Для создания предпосылок роста в крае числа малых предприятий в производственных отраслях, стимулирования их деятельности, а также для развития связей между крупными и малыми предприятиями, принята и реализуется краевая долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010- 2012 годы».

Приоритетными видами деятельности для оказания государственной поддержки в рамках реализации мероприятий указанной целевой программы определены:

инновационная деятельность;

разработка и производство новых видов продукции и услуг;

внедрение новых технологий.

В 2008 году в Забайкальском крае насчитывалось 17 инновационно-активных предприятий, а их удельный вес в общем числе обследованных организаций составлял лишь 5,5 процента (в Российской Федерации - 9,4 процента, в Сибирском федеральном округе - 7,7 процента); произведено инновационных товаров, работ услуг, на сумму 643,9 млн. рублей. Их удельный вес составил 1,6 процента от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (в Российской Федерации - 5 процентов, в Сибирском федеральном округе - 2,1 процента).

Все это свидетельствует о том, что в инновационной сфере Забайкальского края существует ряд проблем, препятствующих инновационному развитию и активизации инновационной деятельности производственных предприятий, а также научно-образовательных учреждений. К таким проблемам относятся:

слабая правовая база в сфере инновационной деятельности;

неразвитость системы профессионального образования и переподготовки кадров для инновационной сферы, в том числе в таких направлениях, как защита интеллектуальной собственности, ведение инновационного бизнеса;

недостаток у предприятий собственных средств на инновации;

недостаточная государственная поддержка научно-инновационной системы края;

неразвитость региональной инновационной инфраструктуры;

разрыв между основными звеньями научно-производственного пути, который проходит инновационный продукт, начиная от научных исследований и разработки опытных образцов до серийного выпуска продукции и последующей ее передачи потребителю;

слабое взаимодействие между наукой и бизнесом;

низкая инновационная активность производственных предприятий;

отсутствие государственной программной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров;

отсутствие поддержки научных исследований молодых ученых после защиты диссертации;

слабая интеграция науки, образования и реального сектора экономики;

отрицательное влияние внешних факторов, в том числе мирового финансового кризиса.

За последнее время в Забайкальском крае были сделаны определенные шаги для развития научного и инновационного потенциала региона. В целях законодательного регулирования отношений по формированию и реализации инновационной деятельности Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае», определяющий правовые, организационные и экономические основы инновационной деятельности в регионе. Созданы и функционируют региональные институты развития: Фонд поддержки малого предпринимательства Забайкальского края, ООО «Гарантийный фонд Забайкальского края», Забайкальский бизнес-инкубатор, ООО «Агинский региональный бизнес-инкубатор», ОАО «Фонд инвестиционного развития Забайкальского края», Региональная лизинговая компания «Агинский центр делового развития», ООО «Забайкальский центр трансфера технологий».

Одним из важнейших направлений по развитию инновационной деятельности в крае является организация взаимодействия представителей реального сектора экономики Забайкальского края с ведущими научными учреждениями по разработке и внедрению современных инновационных проектов. Так, 24 ноября 2009 года было подписано Соглашение между Правительством Забайкальского края и Сибирским отделением Российской академии наук, Томским политехническим университетом, Новосибирским государственным техническим университетом, Новосибирским государственным аграрным университетом и Читинским государственным университетом о научно-технологическом обеспечении инновационного развития экономики Забайкальского края.

В соответствии с программой социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы в качестве приоритетных направлений развития науки и инноваций на период до 2014 года приняты:

комплексное освоение минерально-сырьевых ресурсов;

глубокая переработка леса;

энергосберегающие технологии и нетрадиционные источники энергии;

информационные технологии;

высокоэффективные методы ведения сельского хозяйства;

новые технологии в здравоохранении.

При этом главной целью развития научно-инновационной сферы Забайкальского края является создание эффективной региональной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики региона.

В масштабе страны на решение проблемы инновационного развития в соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года направлена реализация ряда федеральных целевых программ: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы.

Целесообразность решения проблемы инновационного развития Забайкальского края программным методом определяется необходимостью обеспечения инновационного развития экономики региона, создания для этого эффективных механизмов, в том числе апробированных в рамках областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Читинской области (2007-2010 годы)».

За последние годы стало очевидно, что для улучшения предпринимательского и инвестиционного климата недостаточно обеспечения желаемых темпов и направлений роста экономики Забайкальского края только за счет использования рыночных механизмов. Требуется концентрация ресурсов на направлениях, обладающих конкурентными преимуществами в научной и инновационной сферах.

Для того чтобы сконцентрировать имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем Забайкальского края в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы, необходимо применение программно-целевого подхода. При этом роль государственной власти состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с приоритетами края, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать, по сути, катализатором развития перспективных направлений в экономике.

Организация работы по скоординированному решению данной проблемы требует выбора соответствующего программного инструментария. Нужна целенаправленная поддержка инновационной деятельности со стороны органов государственной власти региона. Это и определяет необходимость разработки Программы.

2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Целью разработки Программы является создание условий для перехода экономики Забайкальского края на инновационный путь развития.

При этом предполагается решение следующих задач:

повышение конкурентоспособности экономики края за счет эффективного использования имеющегося ресурсного и геоэкономического потенциала, развитие инновационных производств, имеющих перспективы спроса на выпускаемую продукцию, оказываемые услуги на внутреннем и внешнем рынках;

развитие краевой инновационной инфраструктуры;

содействие повышению инновационной активности предприятий и организаций;

привлечение инвестиций в развитие инновационного сектора экономики;

организация финансовой поддержки инновационных предприятий и организаций инновационной инфраструктуры, находящихся на начальной стадии развития;

подготовка кадров для работы в организациях инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса.

Сроки реализации Программы: 2011-2014 годы. Программа реализуется в один этап.

Обоснование необходимости решения поставленных задач

Необходимость повышения конкурентоспособности экономики края за счет эффективного использования имеющегося ресурсного и геоэкономического потенциала, развитие инновационных производств, имеющих перспективы спроса на выпускаемую продукцию, оказываемые услуги на внутреннем и внешнем рынках, обусловлена тем, что к настоящему времени пока не сформированы необходимые предпосылки к снижению масштабов отставания региона от большинства субъектов Российской Федерации по общему уровню экономического развития. В частности, среднедушевой объем валового регионального продукта, рассчитанный с учетом уровня покупательной способности, составил по Забайкальскому краю в 2007 году только 54 процента по отношению к среднему показателю по Российской Федерации. При этом его сравнительный уровень по совокупности регионов Сибирского федерального округа составил 82 процента. В таблице приведены показатели конкурентоспособности экономики Забайкальского края, Сибирского федерального округа и интегрированная многофакторная оценка уровня их конкурентоспособности в 2007 году.

Показатели конкурентоспособности экономики

Забайкальский край

Сибирский федеральный округ

Российская Федерация

Валовой региональный продукт на одного занятого в экономике, в процентах к показателю по Российской Федерации

54,6

80,5

100

Денежные доходы (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, в процентах к показателю по Российской Федерации

71,7

85,8

100

Объем частных инвестиций в основной капитал на душу населения в процентах к показателю по Российской Федерации

54,4

80,6

100

Экспорт на душу населения в процентах к показателю по Российской Федерации

12,7

61,8

100

Оборот малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения в процентах к показателю по Российской Федерации

37,0

63,5

100

Сальдированный финансовый результат на одного занятого в экономике, тыс. рублей

6,0

51,7

84,7

Объем собственных доходов консолидированного бюджета региона (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, в процентах к показателю по Российской Федерации

49,6

78,3

100

Сводный индекс инновационной активности в процентах к показателю по Российской Федерации

35,3

50,1

100

Интегральный индекс конкурентоспособности

0,198

0,280

0,351

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»