ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМ
________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2009 года на основании
Закона Забайкальского края от 11 декабря 2008 года № 80-ЗЗК
________________________________________________________
Принят
Читинской областной Думой
24 октября 2007 года.
_______________________________________________________
Документ с изменением, внесенным
Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО
_______________________________________________________
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Развитие туризма в Читинской области (2007-2009 годы)" (прилагается).
Статья 2.
Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.П. Романов
г. Чита
24 октября 2007 года
№ 1019-ЗЧО
Паспорт
областной целевой программы
"Развитие туризма в Читинской области (2007-2009 годы)"
Наименование | Областная целевая программа "Развитие туризма в Читинской области (2007-2009 годы)" (далее - программа). |
Дата принятия решения | Распоряжение Администрации Читинской области от 20 октября 2006 года № 719-А/р "О разработке областной целевой программы "Развитие туризма в Читинской области (2007-2009 годы)". |
Дата утверждения | Закон Читинской области от 24 октября 2007 года № 1019-ЗЧО "Об областной целевой программе "Развитие туризма в Читинской области (2007-2009 годы)". |
Заказчик программы | Комитет международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Читинской области. |
Основной разработчик | Комитет международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Читинской области. |
Цель и задачи программы | Цель - развитие внутреннего и въездного туризма в Читинской области. Задачи: создание положительного имиджа Читинской области как благоприятной для туризма; содействие развитию высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса на территории Читинской области; увеличение числа туристов во внутреннем и въездном туризме Читинской области; создание новых рабочих мест в туристской индустрии; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; пропаганда здорового образа жизни и обеспечение отдыха для населения Читинской области; сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия Читинской области; совершенствование системы статистики в сфере туризма; развитие научной базы туризма; привлечение инвестиций в развитие туристской отрасли. |
Важнейшие целевые | Увеличение количества иностранных посетителей до 2009 года на 1520 человек. Создание 50 новых рабочих мест в туристских организациях. |
Сроки и этапы | 2007-2009 годы. |
Исполнители основных | Комитет международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Читинской области (далее - Комитет МСВЭСТ Читинской области), Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, ООО "Чита.Ру". |
Объемы и источники | Общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета составляет 6138,99 тыс. рублей, в том числе по годам: 2007 год - 637,25 тыс. рублей; 2008 год - 2015,5 тыс. рублей; 2009 год - 3486,24 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные | Создание положительного имиджа Читинской области как благоприятной для туризма; создание активной системы продвижения туристских возможностей региона; увеличение количества иностранных посетителей к окончанию периода реализации программы на 1520 человек; создание 50 новых рабочих мест в туристских организациях; создание 90 рабочих мест в инфраструктуре туризма; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; создание системы статистического учета туристской отрасли с целью определения вклада туризма в развитие экономики Читинской области; улучшение условий проживания гостей и жителей области. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В Федеральном законе от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ) туризм признан одной из приоритетных отраслей экономики России. При этом определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма.
Туристский потенциал, природный и рукотворный, включает климатическую специфику места, особенности уклада жизни местного населения, кулинарное мастерство и ремесла, памятники культуры, архитектуры, истории и даже мифы, легенды, привязанные к каким-либо местностям. Туризм способен представлять в своем потенциале как источник познания индустриальные объекты, инженерные сооружения и события: ярмарки, выставки, фестивали, спортивные соревнования, матчи.
Восточное Забайкалье обладает значительным потенциалом туристского предложения, базирующимся на уникальных ресурсах природных условий, ландшафтном и биологическом разнообразии территории, ресурсах познавательного и научного туризма, орнитологического туризма, геологической и палеонтологической истории Забайкалья, сохранившихся памятниках археологии, культуры. Их перечень приведен в таблице 1.
Туристские ресурсы Читинской области
Наименование ресурсов | Количество (единиц) | |||
Государственные природные биосферные заповедники федерального значения | 2 | |||
Государственные заказники федерального значения | 2 | |||
Памятники природы | 53 | |||
Природные заказники | 15 | |||
Научные объекты геологического наследия | 105 | |||
Целебные источники минеральных вод и грязей | более 200 | |||
Музеи | 58 | |||
Театры | 12 | |||
Памятники истории, в том числе федерального значения | 846 | |||
Памятники архитектуры, в том числе федерального значения | 1923 | |||
Памятники археологии, в том числе федерального значения | 2779 |
Наличие железнодорожного и автомобильного сообщений между приграничными территориями, инфраструктура, обеспечивающая внешнеэкономическую деятельность и туризм, открытие сквозной автомобильной трассы Москва - Владивосток предоставляют новые возможности круглогодичных путешествий по России для российских и зарубежных авто- и велопутешественников.
Принадлежность монголов, бурят и китайцев, проживающих в Автономном районе Внутренняя Монголия (КНР), к единым этническим корням, их конфессиональное единство, сохранившиеся традиции являются важным ресурсом для развития приграничного туризма (паломнического, семейно-родственного, мемориального) в Читинской области.
Однако природный, исторический и социокультурный потенциал области используется для целей туризма не более чем на 20 процентов.
При создании рабочих мест областным исполнительным органам государственной власти необходимо возглавить процесс раскрытия потенциала туристской отрасли. В данном направлении Комитетом МСВЭСТ Читинской области как органом государственного регулирования туристской деятельности на территории региона разработана Концепция развития туризма в Читинской области, которая представляет собой долгосрочный план комплексного развития туризма в регионе.
Для Забайкалья туризм - сравнительно молодая, но быстро развивающаяся отрасль экономики. В связи с приграничным положением области туризм в регионе развит на российско-китайском направлении. Близкое соседство с Китаем - страной с многомиллионным населением, с возрастающим уровнем жизни и, соответственно, с возрастающим количеством потенциальных туристов - может способствовать более интенсивному развитию туристской отрасли. Кроме того, Читинская область может служить транзитным регионом на пути к Байкалу и в европейскую часть России туристов из Японии, Китая, Кореи, являясь своего рода "восточными воротами" для иностранных туристов.
Тем не менее в настоящее время доминирующее положение в отрасли занимает выездной туризм. Таким образом, жители региона инвестируют значительные средства в экономику КНР.
Специалистами доказано, что наиболее выгодно для региона развитие въездного туризма, так как до 70 процентов доходов от него остается в стране пребывания за счет прямого и мультипликативного эффекта от этого вида деятельности. Турист, посещающий наш регион, кратковременно пользуется предлагаемыми ресурсами. Туристская же инфраструктура, которая включает дороги, транспорт, гостиницы, музеи, рестораны и прочее, продолжает использоваться местным населением.
Неравномерность спроса регионального туристского продукта у иностранных туристов за последние четыре года свидетельствует о воздействии на развитие отрасли внешних факторов. Так, в 2003 году низкие показатели въездного туризма были обусловлены влиянием эпидемии атипичной пневмонии. В 2006 году основной из причин значительного снижения количества китайских туристов, по оценке, являлось изменение законодательства КНР в части порядка оформления загранпаспортов. Показатели въездного и выездного туризма отражены в таблице 2.
Количество туристов, обслуженных туристскими фирмами
Читинской области в 2003-2006 годах
Индикаторы | Показатели (тыс. человек) | |||
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |
Въездной туризм Количество китайских туристов (нерезидентов) | 10,61 | 16,6 | 18,81 | 12,11 |
в % к предыдущему году | 43,2 | 156,5 | 113,3 | 64,4 |
Выездной туризм Количество выезжавших в КНР жителей региона (резидентов) | 84,4 | 128,1 | 121,94 | 184,66 |
в % к предыдущему году | 114,4 | 151,8 | 95,2 | 151,4 |
Наряду с вышеперечисленными факторами в регионе существуют не менее веские причины, сдерживающие развитие въездного туризма: слабая имиджевая политика, отсутствие объектов показа, низкий уровень качества на фоне высокого уровня цен предоставляемых услуг, неразвитая инфраструктура.
В соответствии с прогнозными показателями социально-экономического развития Читинской области на период до 2009 года государственной задачей региона является стабилизация объемов въездного туризма с увеличением их до 2009 года.
При объеме въездного туризма в 2006 году 12,11 тыс. человек иностранные туристы, по минимальным подсчетам, инвестируют в экономику области порядка 94,46 млн. рублей. Кроме того, это будет способствовать содержанию более 4 тыс. рабочих мест.
В качестве предпосылок и факторов, влияющих на развитие внутреннего туризма, выступают социально-экономическая ситуация в регионе и потребность населения в отдыхе. Численность постоянного населения (среднегодовая) в области на 1 января 2007 года составляла 1047 тыс. человек, из них около 448 тыс. человек, средний возраст которых чуть выше 38 лет, были заняты в экономике. При невысоких доходах (средняя заработная плата населения в 2006 году составляла 10140 рублей), увеличении транспортных расходов, повышении стоимости услуг проживания и питания ограничилась возможность доступа населения региона к известным рекреациям европейской части России. Вместе с тем доля выходных дней при пятидневной рабочей неделе составляет значительную часть в общем балансе времени. Кратковременный и долговременный отдых в близко расположенных рекреациях жителям региона наиболее доступен как в финансовом плане, так и в плане оздоровления. Можно предположить, что более 400 тыс. человек, занятых в экономике области, относящихся к активному туристскому возрасту (в большинстве стран Западной Европы этот возраст колеблется в пределах от 30 до 60 лет), нуждаются в отдыхе и готовы заплатить за него. Таким образом, в настоящих условиях наиболее востребованной формой отдыха являются недорогие туристские услуги: походы выходного дня, экскурсии с детьми, спортивные кратковременные маршруты, оздоровительный туризм, отдых на турбазах области.
Выгода от развития внутреннего туризма очевидна: прибыль получат не только местные туроператоры и турагенты, но и с учетом мультипликативного эффекта все структуры сопутствующих отраслей, а также непосредственно население, напрямую предоставляющие услуги проживания, питания, экскурсионного обслуживания. Пополнится доходная часть областного бюджета в виде налоговых поступлений, получит поддержку малый бизнес, увеличится число рабочих мест, будет востребована продукция народных промыслов.
Решение проблемы развития внутреннего и въездного туризма возможно только при непосредственном участии исполнительных органов государственной власти Читинской области. В настоящее время субъекты туристской индустрии заинтересованы в первую очередь в развитии собственного сегмента и продвижении только своего продукта, в то время как для кардинального увеличения числа туристов и привлечения инвестиций необходимо комплексное продвижение регионального продукта в целом.
Так как основными сегментами туристского рынка в регионе являются предприятия малого и среднего бизнеса, на данном этапе развития отрасли эти участники в силу ряда объективных причин (конкуренция между субъектами, отсутствие необходимых финансовых средств и т.п.) не способны без содействия органов власти создать высококачественный рекламно-информационный материал, достойно представляющий область на российском и международном туристских рынках.
Это обусловливает применение программного метода для решения обозначенной проблемы.
Задачи программы соответствуют целеполаганию и направлениям Закона Читинской области от 27 сентября 2006 года № 839-ЗЧО "О программе социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы".
Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Основной целью реализации программы является развитие внутреннего и въездного туризма в Читинской области.
Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:
создание положительного имиджа Читинской области как благоприятной для туризма;
содействие развитию высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса на территории Читинской области;
увеличение числа туристов во внутреннем и въездном туризме в Читинской области;
создание новых рабочих мест в туристской индустрии;
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
пропаганда здорового образа жизни и обеспечение отдыха для населения Читинской области;
сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия Читинской области;
совершенствование системы статистики в сфере туризма;
развитие научной базы туризма;
привлечение инвестиций в развитие туристской отрасли.
С целью решения поставленных задач предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:
формирование положительного имиджа Читинской области на российском и мировом рынках туристских услуг, создание комфортной информационной среды для туристов;