Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА


ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


О программе социально-экономического
развития Читинской области на 2006-2010 годы

________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2010 года на основании
Закона Забайкальского края от 10 декабря 2009 года № 295-ЗЗК
________________________________________________________

(с изменениями на 21 февраля 2008 года)

Принят
Читинской областной Думой
27 сентября 2006 года.


___________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными

Законом Читинской области от 21 февраля 2008 года № 1118-ЗЧО ("Забайкальский рабочий", 10 марта 2008 года, № 43)

____________________________________________________________


Статья 1.

Утвердить программу социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы (прилагается).

    Статья 2.

Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.


Председатель областной Думы
А.П. Романов


     г. Чита
     27 сентября 2006 года
     № 839-ЗЧО

     


Приложение
к Закону Читинской области
 "О программе социально-экономического
развития Читинской области на 2006-2010 годы"

ПАСПОРТ
программы социально-экономического
развития Читинской области на 2006-2010 годы


Наименование Программы  

Программа социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы (далее - Программа).

Дата принятия решения
о разработке Программы

Распоряжение Администрации Читинской области от 7 июня 2005 года № 389-А/р.

Дата утверждения Программы

Утверждена Законом Читинской области от 27.09.2006 № 839-ЗЧО "О программе социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы".

Заказчик Программы

Администрация Читинской области.

Основной разработчик
Программы

Комитет экономики Читинской области, некоммерческая организация "Фонд поддержки законодательных инициатив" (г. Москва).

Цель и задачи Программы

Цель: повышение благосостояния населения на основе устойчивого экономического и социального развития области.

Задачи Программы:
формирование условий для улучшения качества жизни населения области (развитие образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта, культуры, улучшение демографической и экологической ситуации);
реализация приоритетных национальных проектов: "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Здоровье", "Образование", "Развитие агропромышленного комплекса";
обеспечение структурных изменений в экономике и увеличение валового регионального продукта;

повышение конкурентоспособности экономики области на основе технического и технологического перевооружения производств;

повышение эффективности отраслей, эксплуатирующих природные ресурсы, повышение доли перерабатывающих производств, опережающий рост выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью;
создание благоприятного инвестиционного климата и принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей экономики;
развитие кадрового потенциала, сокращение дефицита квалифицированных кадров;
развитие малого предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
содействие развитию рыночных и финансовых институтов, финансовой инфраструктуры.

Важнейшие целевые
индикаторы и показатели
     (Раздел в редакции Закона

Читинской области от 21 февраля 2008 года № 1118-ЗЧО , предыдущую (первоначальную) редакцию документа см. ярлык "Редакции"

Ежегодный рост реальных денежных доходов на душу населения не менее 8,0%.

Рост реальной заработной платы к 2010 году в 1,7 раза.

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к 2010 году не более 20%.

Обеспеченность жильем (в среднем на одного жителя) к 2010 году 20,2 кв. метров общей площади.

Инфраструктурная обеспеченность социальной сферы к 2010 году не ниже нормативной.

Сроки реализации Программы

2006-2010 годы.

Исполнители основных мероприятий Программы

Органы исполнительной власти Читинской области, организации на конкурсной основе и в соответствии с заключенными договорами.

Объемы и источники финансирования Программы
       (Раздел в редакции Закона

Читинской области от 21 февраля 2008 года № 1118-ЗЧО , предыдущую (первоначальную) редакцию документа см. ярлык "Редакции"

Основными источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников (собственные средства организаций и кредиты банков).

Потребность в инвестициях на 2006-2010 годы составляет 122700,05 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 29044,18 млн. рублей, областного бюджета - 6234,01 млн. рублей, местных бюджетов - 2211,69 млн. рублей, внебюджетных источников - 85210,17 млн. рублей.   

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели
социально- экономической
эффективности
      (Раздел в редакции Закона

Читинской области от 21 февраля 2008 года № 1118-ЗЧО , предыдущую (первоначальную) редакцию документа см. ярлык "Редакции"

Выполнение мероприятий Программы обеспечит:

увеличение номинальных среднедушевых денежных доходов населения до 13500 рублей в месяц, реальных - на 52,0%;

увеличение номинальной среднемесячной заработной платы одного работника до 20104 рублей;

численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума - не более 200 тыс. человек;

увеличение валового регионального продукта на душу населения до 131,6 тыс. рублей;

увеличение оборота розничной торговли на душу населения до 73,6 тыс. рублей;

увеличение объема платных услуг населению на душу населения до 22,3 тыс. рублей;

увеличение промышленного производства на душу населения до 41,3 тыс. рублей;

увеличение производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств на душу населения до 11,3 тыс. рублей;

увеличение инвестиций в основной капитал на душу населения до 36,3 тыс. рублей.



Введение

В 2005 году завершена реализация второй среднесрочной Программы социально-экономического развития Читинской области.

Основные цели и задачи этого программного периода (2003-2005 годы) в целом достигнуты и решены. Созданы условия для устойчивого функционирования жизнеобеспечивающих отраслей, обеспечена стабильность социальной и политической ситуаций, увеличились реальные денежные доходы населения, значительно сократилась задолженность по заработной плате, увеличилась численность занятых в экономике, уменьшилась доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, обеспечен устойчивый рост валового регионального продукта на душу населения, увеличился уровень реальной бюджетной обеспеченности.

Вместе с тем продолжают присутствовать внешние и внутренние факторы, ограничивающие социально-экономическое развитие Читинской области, способствующие сохранению отставания основных социально-экономических показателей области от общероссийских параметров. В целях ослабления влияния этих факторов и объективного позиционирования роли всех ветвей власти по объединению усилий, ресурсов и потенциала области для обеспечения устойчивых темпов роста развития экономики и социальной сферы необходимо иметь стратегические ориентиры развития на долгосрочную перспективу.

По заказу Администрации Читинской области некоммерческой организацией "Фонд поддержки законодательных инициатив" (г. Москва) на конкурсной основе разработаны стратегические направления развития Читинской области на период до 2020 года, схема изменений системы региональных нормативных правовых актов и пакет проектов региональных нормативных правовых актов Читинской области. Фондом проведен анализ социально-экономического положения Читинской области, бюджетных отношений, развития инфраструктуры территории, демографической и социальной ситуации.

Стратегические направления развития Читинской области на период до 2020 года были рассмотрены и одобрены на совещании в Министерстве регионального развития Российской Федерации в ноябре 2005 года. Губернатором Читинской области проведена их публичная презентация для общественности и науки области на межрегиональном (Сибирский федеральный округ) и международном (КНР) уровнях.

Программа социально-экономического развития Читинской области на среднесрочную перспективу до 2010 года (далее - Программа) разработана Комитетом экономики Читинской области с участием некоммерческой организации "Фонд поддержки законодательных инициатив" (г. Москва), органов исполнительной власти области в соответствии с Уставом - Основным Законом Читинской области. Программа разработана исходя из принципов ее преемственности со среднесрочными программами социально-экономического развития Читинской области ( на 2000-2002 годы, 2003-2005 годы). Основная цель и задачи Программы соответствуют целеполаганию и направлениям посланий Президента Российской Федерации, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 38-р, федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года", основным стратегическим направлениям экономического и социального развития Сибири, одобренным Протоколом совместного заседания Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и Высшего экономического Совета Сибирского федерального округа от 16 ноября 2005 года № 1.

Методическое обоснование расчета параметров Программы

Основные количественные параметры, заложенные в Программу, рассчитаны исходя из анализа информации о фактическом состоянии деятельности организаций области и прогноза их развития.

Кроме того, использованы прогнозные параметры Российской Федерации и сложившиеся прогнозные тенденции социально-экономического развития Читинской области по видам экономической деятельности.

Основные параметры в процессе разработки Программы определялись двумя прогнозными вариантами социально-экономического развития - "наиболее вероятным" и "пессимистическим". При этом учитывалась функциональная взаимосвязь этих параметров. В основу основных параметров заложены показатели "наиболее вероятного" варианта прогноза.

В качестве методов прогнозирования использованы методы экспертной оценки и математической статистики.

Прогнозный период Программы был выбран на 2006-2010 годы, а период основных стратегических направлений - до 2020 года в целях обеспечения преемственности управленческих решений и непрерывного контроля за достижением заданных значений Программы.

Стратегические направления развития
Читинской области на период до 2020 года


     Снижение уровня бедности, развитие условий для улучшения демографической ситуации

С 2000 года по 2005 год в Читинской области наблюдался неуклонный рост уровня жизни населения. На это указывает динамика социальных показателей. Реальные денежные доходы на душу населения возросли в 2,16 раза, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась на 53 процентных пункта, до 44% увеличилась доля населения, имеющего среднедушевые доходы свыше 5000 рублей, увеличилась доля заработной платы в валовом региональном продукте с 29,5% до 44,9%, значительно сократилась задолженность по заработной плате (в 6 раз), численность занятых в экономике увеличилась на 6,2%, уровень реальной бюджетной обеспеченности увеличился с 0,407 до 0,683.

В целях сокращения отставания показателей уровня жизни населения области от среднероссийского в долгосрочном периоде политика в области снижения уровня бедности и улучшения демографической ситуации будет направлена на:

обеспечение выполнения государственных социальных гарантий;

проведение государственной политики по увеличению заработной платы работникам бюджетной сферы;

полную ликвидацию задолженности по заработной плате;

снижение дифференциации населения по уровню доходов;

создание высокооплачиваемых рабочих мест;

снижение уровня общей безработицы;

пропаганду здорового образа жизни, улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни.

Развитие горнорудной промышленности

Реализация этого направления предполагает существенный прорыв в развитии экономики области.

При анализе минерально-сырьевой базы выделяются две территориально обособленные части области - Юго-Восток (Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс) и Север (Чарский территориально промышленный комплекс (ТПК), зона БАМа), где сконцентрирован ряд крупных месторождений черных, цветных, благородных металлов и угля.

Открытие ООО "ГРК Быстринское" месторождения золотожелезосодержащих медных руд на Быстринской площади в Газимуро-Заводском районе, а также геологоразведочные работы на Култуминском и Лугоканском рудных узлах, Бугдаинском золотомолибденовом месторождении и других перспективных площадях формируют предпосылки для создания крупного горнодобывающего предприятия в ближайшие годы, начиная с 2007 года, а также строительства Березовского ГОКа (2008 год) на месторождении железа. Предполагается запуск Ново-Широкинского рудника (в конце 2006 - начале 2007 года), строительство обогатительной фабрики на Нойон-Тологойском месторождении полиметаллов (2010 год), ввод в эксплуатацию Воздвиженского полиметаллического месторождения (2009 год).

В структуру Забайкальского территориального горно-металлургического комплекса предположительно войдут завод цветных металлов и Бугдаинский, Быстринский, Лугоканский, Култуминский, Ново-Широкинский, Березовский ГОКи. Вблизи комплекса расположены Кутинский (Приаргунский район) и Харанорский (Борзинский район) угольные разрезы и Харанорская ГРЭС (Оловяннинский район), что позволит обеспечить строящиеся объекты энергоресурсами.

По оценке, на территории области будет производиться: 23,4 тонны золота, 272,7 тонн серебра, 220 тыс. тонн меди, 5,7 тыс. тонн свинца, 2,7 тыс. тонн цинка, 588 тыс.тонн серной кислоты (завод цветных металлов); 10 млн. тонн железа (обогатительная фабрика Березовского ГОКа ); 800 тыс. тонн золото-полиметаллической руды (Ново-Широкинский рудник); 10,4 тыс. тонн ферромолибдена, 2,9 тыс.тонн ферровольфрама (Завод ферросплавов Бугдаинского ГОКа); 4737 тыс.тонн железного концентрата (Быстринский, Лугоканский и Култуминский ГОКи ).

По предварительным расчетам, реализация названных проектов позволит:

создать свыше 40 тыс. новых рабочих мест на основном и сопутствующем производстве горнодобывающих предприятий;

улучшить условия жизни и создать социальную базу для развития Газимуро-Заводского, Нерчинско-Заводского и других районов Юго-Востока Читинской области;

повысить уровень жизни значительной части населения области за счет роста среднего уровня заработной платы;

повысить ежегодные темпы прироста валового регионального продукта с 3-4% до 7-8% и выше;

увеличить собственные доходы консолидированного бюджета области (прогнозируемые годовые налоговые отчисления компаний только в областной и местные бюджеты могут составить более 2,7 млрд. рублей).

Стратегически важным для экономики остается реализация инвестиционных проектов по развитию Севера области (зона БАМа - Чарский ТПК, в том числе Удоканское, Чинейское, Катугинское, Апсатское, Читкандинское, Голевское и другие месторождения).

Стабильное развитие горнодобывающей отрасли на долгосрочную перспективу невозможно без укрепления ее минерально-сырьевой базы. На 1 января 2006 года в распределенном фонде недр Читинской области находится 39% разведанных запасов угля, 87% - урана, 46% - железа, 100% - марганца, 97% - вольфрама, 100% - молибдена, 67% - золота рудного и 70% золота россыпного, 99% - ниобия, 97% - тантала, 80% - бериллия и 55% плавикового шпата.

Среднегодовое погашение запасов в недрах (добыча и эксплуатационные потери) составляет менее 1-5% имеющихся запасов. В то же время, ежегодный прирост запасов полезных ископаемых неуклонно снижается. Так, по россыпному золоту (наиболее ликвидный вид полезных ископаемых) в 1991 году прирост промышленных запасов компенсировал погашение их при добыче на 91%, а в 2004 году уже только на 3%.

Обеспеченность добычи разведанными запасами (по достигнутой в 2005 году производительности) составляет по наиболее ликвидным видам полезных ископаемых 15-18 лет, у отдельных организаций - 1-5 лет (ООО "Бальджа", ОАО "Прииск Усть-Кара", ООО "Газимур", ООО "Казаковское ГГП" и др.).

Рациональное использование недр Читинской области требует не только переоценки ранее разведанных месторождений, но и разработки новых технологий по добыче, обогащению и комплексному использованию руд.

Для решения данных проблем в рамках ежегодно разрабатываемых территориальных программ геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы выделялось из областного бюджета более 120 млн. рублей. В 2006 году разработана областная целевая программа "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2006-2010 годы)", в которой отражена концепция развития минерально-сырьевой базы области на среднесрочную перспективу, направления которой сохранят свою актуальность и на период до 2020 года.

Реализация концепции позволит осуществить долгосрочное устойчивое развитие горнорудной промышленности региона путем сбалансированного обеспечения запасами минерального сырья на основе современных малоотходных и экологически безопасных технологий.

Транспортно-логистическое развитие Читинской области

Геополитическое положение области должно стать основным ресурсным источником, обеспечивающим в комплексе с природным потенциалом экономическое развитие региона в ближайшей перспективе. Наличие достаточно развитой транспортной сети, задача которой состояла в обеспечении собственных нужд региона, приграничное расположение большинства территорий области создают возможности использования этого потенциала в проекте создания федерального транзитного транспортного коридора в условиях высокого экономического роста в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и активизации товарных потоков.

Преимущество географического положения России дает возможность открыть прямой путь между зонами зарождения и поглощения грузопотока мировой торговли, так как трассы российских транзитных коммуникаций действительно соответствуют кратчайшим географическим расстояниям. И именно на территории Читинской области возможно создание впускающего основного транспортного логистического узла на базе существующих транспортных переходов и за счет открытия новых в точках, обеспечивающих разгрузку основных магистралей.

Создаваемый транзитный транспортный коридор на базе российского Транссиба - это стратегическая альтернатива традиционному морскому пути с Дальнего Востока и из Юго-Восточной Азии вокруг Индии и через Суэцкий канал.

Основное преимущество нового транзитного транспортного коридора состоит в том, что он будет создаваться с использованием уже действующих транспортных магистралей, требующих объединения в единую транспортную инфраструктуру. Наиболее перспективными в развитии транзитного транспортного коридора являются маршруты от китайского порта Далянь по существующей Южно-Маньчжурской линии до Харбина, далее по Китайско-Восточной линии через Забайкальск до Читы, от Читы по Транссибирской магистрали через Екатеринбург до портов Санкт-Петербурга, далее - морем до портов Гамбурга или Роттердама.

Исходя из этого, основными стратегическими задачами развития данного направления определены:

внедрение современных транспортных, информационных технологий, основанных на принципах логистики, способных обеспечить предоставление качественных и конкурентоспособных транспортных услуг;

развитие новой современной инфраструктуры международных транспортных коридоров;

реализация высокотехнологичных инфраструктурных проектов - логистических комплексов на магистральных железнодорожных ходах, автодорогах;

обеспечение равноправного доступа потребителей транспортных услуг к инфраструктуре отрасли;

развитие современных средств связи и телекоммуникаций, мобильных и спутниковых систем, обладающих необходимым быстродействием и пропускной способностью.

Кроме того, развитие горнорудной промышленности области потребует уже в ближайшее время решения вопроса по обеспечению грузоперевозок. Увеличится нагрузка на существующие магистрали, потребуется строительство новой ветки железной дороги Нарын - Газимурский Завод - Лугокан (Лугоканское месторождение) протяженностью 375 км и пропускной способностью не менее 15 млн. тонн грузов в год. Новая ветка будет примыкать к существующей железнодорожной линии Борзя - Харанор - Приаргунск, что потребует реконструкции участка Харанор - Нарын.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»