Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 1993 года N 327

Об основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти, предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области до 2000 г.

г.Чита

{Утратило силу:

по истечении срока действия}

{См. также:

Постановление Читинской областной Думы от 05.02.1998 г. N 28

Закон Читинской области от 04.10.2001 г. N 309-ЗЧО НГР: ru75000200100271}

Сложившаяся неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка в области, анализ динамики ее развития за последние годы позволяет прогнозировать ухудшение ситуации.

Сохраняется высокий уровень загрязнения внешней среды. Ухудшается санитарное состояние многих городов и населенных пунктов, их водоснабжение, канализование, санитарная очистка. Снижена ответственность хозяйственных субъектов за охрану труда работающих и оздоровления окружающей природной среды, качество и безопасность выпускаемой и реализуемой продукции.

Плохо выполняются мероприятия по профилактике наиболее распространенных заболеваний населения.

Ежегодно сокращается рождаемость и естественный прирост населения, растет смертность населения, остается на высоком уровне детская смертность. Ежегодно в. области регистрируются около 260 тыс. случаев инфекционных заболеваний. Общий экономический ущерб от инфекционных заболеваний, зарегистрированных только за 8 месяцев 1993 года в ценах 1993 года, составляет свыше 7 млрд. рублей. Продолжают регистрироваться вспышки и групповые заболевания (ежегодно до 30 случаев). Остается угроза распространения туберкулеза, ВИЧ-инфекции, сыпного тифа, педикулеза, чесотки, венерических и других инфекционных заболеваний.

В сложившихся условиях, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения необходимо обеспечить комплексом неотложных мер профилактического и надзорного характера, определенных Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Охране окружающей природной среды", "Об охране труда".

На основании вышеизложенного постановляю:

1. Утвердить "Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти, предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области до 2000 г. (приложение 1).

2. Исполнительным органам г. Читы, Агинского автономного округа, городов и районов области, совместно с руководителями предприятий и организаций, независимо от форм собственности, руководствуясь "Основными направлениями.", разработать и утвердить программы неотложных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения города (округа, района) с. учетом экономических, технических и других возможностей территорий. В срок до 1 марта 1994 года программы представить в комитет экономики областной администрации по форме согласно приложению 2.

3. Областному управлению здравоохранения (Рогожников В.А.), областному центру госсанэпиднадзора (Милосердов А.Я.), комитету по экологии и природопользованию (Островский А.П.) обеспечить систематический анализ, изучение, оценку состояния здоровья населения, санитарно-эпидемиологической обстановки, состояния окружающей среды с представлением предложений по дополнительным мерам.

4. В соответствии со статьей 4 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", рекомендовать исполнительным органам городов. и районов рассматривать возможность предоставления налоговых льгот предприятиям, осуществляющим инвестиции, в реализацию программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения городов и районов области.

5. Областному центру госсанэпиднадзора (Милосердов А.Я.), областному комитету по экологии и природопользованию (Островский А.П.) усилить контроль за выполнением Законов Российской Федерации, направленных на охрану здоровья населения и природной среды с принятием мер, предусмотренных законодательством.

6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на областной центр госсанэпиднадзора (Милосердов А.Я.).

Первый заместитель
Главы администрации
В. Ломако

Приложение 1

к постановлению первого заместителя главы администрации Читинской области

24.11.1993 N 327

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ деятельности исполнительных органов государственной власти, предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области до 2000 года Обоснование проблемы необходимости разработки неотложных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения области


В Читинской области, как и во всей Российской Федерации, сложилась неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка. Предприятиями, организациями, ведомствами, исполнительными органами на местах не обеспечивается выполнение Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В состоянии охраны здоровья населения и окружающей природной среды нарастают негативные явления.

Исследования корреляционных зависимостей между показателями загрязнения атмосферного воздуха и заболеваемостью населения, осуществляемые по программе АГИС "Здоровье" по предварительным данным выявили устойчивые связи с уровнем заболеваемости населения, особенно детского с уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Так, в г. Чите в Центральном районе, как наиболее загрязненном, показатели общей заболеваемости детей в 1,3 - 1,5 раза превышают показатели контрольного, а доля часто и длительно болеющих детей достигает более половины.

Ежегодно в атмосферу городов и населенных мест области только от котельных выбрасывается более 780 тыс. тони вредных веществ, в т. ч. пыли 240 тыс. тонн и 540 тыс. тонн газообразных веществ. Продолжает оставаться низким коэффициент очистки, а 28% котельных вообще не оснащены очистными установками. Помимо традиционных сернистых соединений, в воздухе обнаруживается фенол, формальдегид, фтористый водород, хлор, сероводород, бензапирен, соединения тяжелых металлов. Наибольшие загрязнения отмечены самым опасным канцерогеном - бензапиреном. Ежегодно его средние содержания превышают ПДК в десятки раз, а в отдельные дни декабря, января, февраля в сотни раз. Город Чита вошел в число наиболее загрязненных городов Российской Федерации (государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации 1992 г.).

Исследования воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения свидетельствуют о том, что обеспечение населения питьевой водой производится с нарушением гигиенических норм и правил. В 1992 г. - 10,9% проб воды были опасны в эпидемиологическом отношении, в 1991 г. - 9,0% проб за первое полугодие 1993 года из разводящей сети водопроводов - 18, 2%. Неудовлетворительное качество воды зарегистрировано на головных сооружениях водопроводов: г.Могоча - 54,5%), пос.Вершина-Дарасуна - 33,3% г. Хилок - 16,2%, пoc.Оловянная - 25,5%, П.-Забайкальск - 16,7%. Из разводящей сети водопроводов: г.Могоча 69,4%, пос.Вершина-Дарасуна 32,8%, г.Хилок 29,3%, П.-Забайкальск 29,3%, пос.Ш.-Гора 20%. Из 83 источников централизованного водоснабжения не отвечает гигиеническим нормам и правилам 38 источников (45,7%), из-за отсутствия зон санитарной охраны, необходимых комплексов очистных сооружений, обеззараживающих установок.

Неудовлетворительно обстоит дело с охраной водных ресурсов. Ежесуточно в открытые водоемы области сбрасывается около одного миллиона кубометров практически неочищенных сточных вод. Опасным в эпидемиологическом отношении является рост бактериального загрязнения водных объектов. В пределах г. Читы и Читинского района в воде рек Читинки и Ингоды обнаруживаются возбудители дизентерии, условно-патогенная флора, ежегодно выделяются непатогенные штаммы возбудителя холеры Эль-тор.

В настоящее время в городах и поселках области образуется более 30 млн. тонн промышленных и бытовых отходов. Как правило, они вывозятся на свалки. Вывоз промышленных отходов, списанных батареи аккумуляторов, люминисцентных ламп, синтетических и других материалов приводит к загрязнению почвы, подземных вод тяжелыми металлами. В области идет рост площадей, загрязненных всеми видами отходов. К этому необходимо добавить и загрязнение, связанное с применением в сельском хозяйстве химических средств защиты растений и минеральных удобрений.

В области продолжают регистрироваться аварии, обусловленные потерей радиоактивиых источников ионизирующего излучения, используемых в приборах и технических средствах (П.-Забайкальский район, г.Чита). В пос.Октябрьский в 45% обследованных квартир концентрация радона превышает гигиенические нормативы. Сложное положение с радиоактивными аномалиями как техногенного, так и природного характера остается в гг.Краснокаменске, Балее, пос.Первомайский, г.Чите, П.-Забайкальском.

На предприятиях области более 69 тыс. человек работают во вредных для |здоровья условиях труда, из них около 14800 человек составляют женщины. Воздух рабочей зоны в 36,8% всех взятых проб по содержанию паров, газов, пыли и аэрозолей превышает гигиенические нормативы (по РФ - 25%). Из-за отсутствия в области профпатологического центра, выявляются только единичные случаи профессиональных заболеваний. Это предполагает наличие среди работающих большого количества не выявленных больных с хроническими профессиональными заболеваниями. Положение усугубляется сокращением ассигнований на охрану труда, а также общими кризисными явлениями в промышленности. Не обеспечивается гарантированное качество и безопасность пищевых продуктов и, в частности молока. За 1992 г. отмечается ухудшение качества молочной продукции по микробиологическим показателям с 9,6% в 1991 г. до 12,7% в 1992 году. За 1 полугодие 1993 года этот показатель составил 13,5%. Процент нестандартной продукции молзаводов составил:

П.-Забайкальск - 50%, Алек.-Завод - 41,6%, Балей - 33,3%, В.-Дарасуна - 26,6%, Агинский - 40%.

Опасным в эпидемиологическом отношении в области остается сметана - в 1992 г. 18,7% проб не отвечают ГОСТу по микробиологическим показателям, за 1 полугодие 1993 года 22,4%. По данным эпидемиологического мониторинга в высокой степени эпидемиологической опасности в течении 1992 г. находились маслозаводы: П.-Забайкальский, Забайкальский, Борзинский, Усуглинский, В.-Дарасунский. За 8 мес. 1993 г. из 33 молзаводов 16 находились в высокой степени эпидемической опасности. Причиной выпуска нестандартной продукции явились грубейшие нарушения санитарно-технических и технологических регламентов производства: несоблюдение режима пастеризации, неудо-влетворительпая обработка оборудования, тары, использование на производстве загрязненной воды, несоблюдение правил личной гигиены и т.д.

Остается высокой загрязненность пищевых продуктов ядохимикатами:

Молоко с ферм - 4,8%, с молокозаводов - 4,5% (РФ - 2,5%), мясо - 6,6% (РФ - 1,7), овощи - 2.8% (РФ - 1,61%).

В области не обеспечивается выполнение постановления Правительства Российской Федерации о контроле и лицензировании мест производства и реализации вино-водочных изделия, в результате увеличилось число отравлений суррогатами спирта и вино-водочных изделий.

Особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков. Удельный вес практически здоровых детей в школьных учреждениях не превышает в среднем 20% и снижается до 14% в старших классах. В 50% дошкольных учреждений, 60% школ, 45% средних учебных заведений постоянно регистрируются нарушения гигиенического и противоэпидемического режимов. Ежегодно органы госсанэпиднадзора вынуждены приостанавливать эксплуатацию до 180 о5щеобразовательных учреждений из-за низкого температурного режима, а ежегодное количество штрафов колеблется от 1500 до 2000, причем за нарушение противоэпидемического режима приходится до 50% штрафов. Это при том, что проблема инфекционных заболеваний актуальна в первую очередь для этих возрастных групп населения.

В области ежегодно регистрируются 240 - 260 тысяч случаев инфекционных заболеваний. Заболеваемость только вирусным гепатитом "А" увеличилась в области на 11,2%, а на ряде территории в 1,5 - 2,5 раза. Продолжают иметь место случаи групповых заболеваний дизентерией, острыми кишечными инфекциями, вирусным гепатитом "А" в организованных коллективах г. Читы, Оловяннинского, Нерчинского, Агинского, Могойтуйского, Дульдургинского, Тунгиро-Олекминского районов. Неблагополучно обстоят дела с инфекциями, против которых имеются средства специфической профилактики. Дифтерия и коклюш характеризуются ростом числа больных в 2 раза. В то же время отмечается снижение охвата детей профилактическими прививками из-за неудовлетворительного состояния здоровья и необъективным отказом населения от прививок.

В последнее время в области отмечается увеличение заболеваемости, связанной с нарушением иммунной системы. Число лиц, страдающих аллергическими заболеваниями, колеблется от 10 до 20% и продолжает расти. В результате ухудшения экологической обстановки количество выявленных случаев иммунной недостаточности в большей или меньшей степени составляет около 30% населения. С нарушением иммунитета, вызванного действием неблагоприятных экологических факторов физической, биологической, химической природы связан рост аутоиммунных, аллергических и инфекционных заболеваний. Видимо, способность населения противостоять нарастающему воздействию загрязненной окружающей среды подходит к концу. Об этом говорит отрицательная динамика медико-демографических показателей. Растет смертность населения: 1988 г. - 8,0; 1989 г. - 8,3; 1990 г. - 8,7; 1991 г. - 8,7; 1992 г. - 9,5 на 1000 человек населения.

Ежегодно снижается рождаемость и естественный прирост. Остается на высоком уровне детская смертность 1988 г. - 20.6; 1989 г. - 20,1; 1990 г. - 19,5; 1991 г. - 20,2 (РФ - 18,0); 1992 г. - 20,5.

Вызывает серьезное беспокойство ежегодный рост заболеваемости злокачественными новообразованиями у населения области: 1987 г. - 174,2; 1988 г. - 180,2; 1989 г. - 194,4; 1990 г. - 199,2; 1992 г. - 203,4 и 1992 г. - 206,5 на 100 тыс. населения. Продолжается рост смертности от злокачественных новообразовании:

1991 г. - 114,5; 1992 г. - 130,6 на 100 тыс. населения. Из-за ухудшения радиоэкологической обстановки, воздействия канцерогенных факторов окружающей среды, расчетный прогноз заболеваемости злокачественными новообразованиями, проведенный специалистами областного онкологического диспансера в 1997 году составит 232,6 случаев на 100 тыс. населения.

Сложившаяся в области санитарно-эпидемиологическая обстановка, динамика ее развития за последние годы позволяет прогнозировать ухудшение ситуации.

На современном этапе обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях происходящих экономических и социальных преобразований в стране, относится к числу приоритетных государственных проблем.

В настоящее время права и интересы граждан и общества на охрану здоровья и среды обитания человека предусмотрены законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", контроль за осуществлением которого возложен на государственную санитарно-эпидемиологическую службу. Однако, материально-техническая база санэпидучреждений области, уровень их технической вооруженности не соответствует современным требованиям обеспечения контрольных функций, стандартизации и метрологии лабораторных и инструментальных исследований.

Представленная оценка сегодняшней обстановки, прогноз неблагоприятного дальнейшего развития требует принятия в области неотложных мер по выполнению Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в т.ч. разработки и утверждения комплексных программ мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения до 2000 года по каждому городу, району, области.

Результат реализации программы ожидается в стабилизации и улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки, улучшении условий труда, быта, отдыха населения, условий обучения и воспитания детей и подростков, стабилизации и улучшении качества продуктов питания, питьевой воды подаваемой населению, исключении групповых инфекционных заболеваний, связанных с водоснабжением и употреблением продуктов питания. Ожидается также улучшение медико-демографических показателей, в т.ч. показателей детской смертности и других, снижение инфекционной и паразитарной заболеваемости, в т.ч. дифтерией до единичных случаев, коклюшем до 10,0; корью до 25,0; эпидпаратитом до 50,0; брюшным тифом до 0,5; вирусным гепатитом "А" до 150,0 на 100 тыс. населения.

Цель и задачи основных направлений и программ


Целью и задачами основных направлений и программ является обеспечение санэпидблагополучия, стабилизация и улучшение состояния здоровья населения области, за счет скоординированного осуществления комплекса мероприятий организованного и практического характера.

Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:

1. Улучшение качества питьевого водоснабжения, оздоровление воздушного бассейна и почвы.

2. Нормализация радиационной обстановки в области, ограничение облучения населения от природных и технических источников облучения.

3. Охрана здоровья детей и подростков.

4. Улучшение условий труда.

5. Улучшение структуры и качества питания населения.

6. Профилактика наиболее распространенных инфекционных заболеваний.

7. Развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы, улучшение ее материально-технической базы.

Для реализации вышеперечисленных задач рекомендуем выполнение следующих мероприятий (по разделам):

1. Улучшение качества питьевого водоснабжения, оздоровления воздушного бассейна и почвы.

N

Мероприятия

Юридич еское лицо, ответственное за выполнение

1

2

3

1.10

Строительство и ввод в эксплуатацию "Сибирского" и "Смоленского" водозаборов в г. Чите

Администрация г. Читы

1.2

Строительство и ввод в эксплуатацию II очереди "Ингодинского", "Кенонского" водозаборов. Расширение Центрального водозабора (резервуар НС N 4, санзона, скв.44)

1.3

Расширение насосных станций: "Петровская" "Северная", Главная

Администрация г. Читы

1.4

Строительство насосной станции 3-го подъема (Сухая Падь)

1.5

Выполнить генеральный план развития инженерных сетей водоснабжения и водоотведения с учетом перспективной застройки

1.6

Выполнить строительство водоводов:
 - Калинина, П-Осипенко О - 530мм
 - Бабушкина, Красноармейская О - 530мм
 - Новобульварная О - 325мм

СУ ЗабВО,Администрация г. Читы, КЭУ ЗабВО

1.7

Выполнить строительство сетей канализации:
 - Курнатовского О - 600мм
 - Нерзаводская О - 600мм
 - 2-ой нитки ж/б коллектора - О - 1200мм
 - КСК - КНС Главная от точки слияния КСК - ГРЭС МКР-6 до КНС Главная

Администрация г. Читы

1.8.

Строительство на Центральном, Ингодинском, Кенонском, Угданском водозаборах установок по обеззараживанию питьевой воды

1.9

Проектирование и организация зон санитарной охраны всех городских водозаборов

Администрация г. Читы

1.10

Технические мероприятия по защите водозаборов, очистных сооружений в г. Чите от затопления паводковыми водами

1.11

Строительство резервуаров питьевой воды:
 - пос. Забайкальск - резервуар на 1000 м3
 - пос. Чернышевск - резервуар на 1000 м3

Заб. ж.д.

1.12

Строительство и ввод в эксплуатацию подруслового водозабора и водопровода в г. Сретенске

Администрация Сретенского района

1.13

Строительство и ввод в эксплуатацию артезианских скважин для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения в районах:
 - Сретенском
 - Нерчинском
 - Каларском
 - Хилокском
 - Т.-Олекминском
 - Оловяннинском
 - Ононском
 - Шилкинском
 - Тунгокоченском
 - Газ.-Заводском

Администрация районов, долевое участие предприятий, организаций

1.14

Строительство сооружений по обеззараживанию питьевой воды хлором:
 г.Могоча водозабор - "Раздольное", водозабор "Медвежий Ключ"
 пос.Забайкальск - станция водоочистки и обеззараживания питьевой воды
 пос.Куэнга - станция обеззараживания

Администрация районов
 Заб. ж.д.

1.15.

Увеличить объем водоснабжения за счет освоения новых подземных источников воды:
 Железнодорожный район г.Читы
 - водозаборные скважины;

 пос.Чернышевск
 - водозаборные скважины;

 г.Хилок
 - проектирование и строительство нового водозабора

1.16.

Перевести в течение 1993 - 1995 гг. промышленные предприятия, использующие для технических нужд артезианскую воду на полный оборотный цикл с 1996 г., запретить использование подземных артезианских вод для промышленных целей.

Промышленные предприятия, Администрация территорий

1.17.

Обеспечить приведение зон санитарной охраны объектов водоснабжения в соответствие с требованием действующих норм: Центральный и Ингодинский водозаборы г. Читы ;
Зоны строгого режима ПУВКХ, санзоны предприятий, ведомств, организаций.

Администрация г. Читы, предприятия, организации, ведомства

1.18.

Обеспечить ведомственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды на соответствие ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая"

Ведомства

1.19.

Осуществить строительство сооружений для очистки сточных вод:

- г.Чита 120 тыс. м.3/сут
 - г.Нерчинск 10 тыс. м3/сут
 - пос.Агинское 0,5 тыс. м3/сут
 - с.Красный Чикой 0,5 тыс. м3/сут

Администрация городов и районов

- г.Сретенск 10 тыс. м3/cyт

Paйадминистрация с участием ЗабВО

- г. Борзя

Обладминистрация

- п. Оловянная 1.5 тыс. м3/сут

Администрация завод ПТО, дол. участие Заб. ж.д.

- пос. Дарасун 3,0 тыс. м3/сут

ДЗГО

- пос. Калангуй 1,5 тыс. м3/сут

Калангуйский ПШК

- О.С. П.-Забайкальского мясокомбината

Мясокомбинат

ст.Могзон
 ст.Ксеньевская
 ст.Артеушка

Заб. ж.д.

Сливные станции в г.Чите 3 шт.
 - Антипиха,
 - Черновские,
 - Северный МКР-КНС МЖК

Администрация г. Читы

1.20

Строительство КНС "Шубзаводской"

1.21

Произвести реконструкцию действующих очистных сооружений г. Читы со строительством приемной камеры подводящего канала, решет, отводящего канала, строительство хлораторной со складом хлора

1.22

Провести реконструкцию, расширение действующих очистных сооружений со строительством сооружений доочистки сточных вод:

- Кадала

АО Читаавиа

- пос.Первомайск

Забайк. ГОК

- пос.Дарасун (курорт)

курорт Дарасун

- курорт Шиванда

курорт Шиванда

- г.Балей

Горадминистрация

Крупных животноводческих комплексов, в т.ч.:
 - Читинской птицефабрики
 - Ингодинской бройлерной птицефабрики
 - Забайкальской птицефабрики

Читаптицепром

- Макавеевского свинокомплекса

Департамент с/х

Железнодорожных станций:
 - ст. Петровский Завод
 - ст. Хилок
 - ст. Атамановка (блок доочистки)
 - ст. Шилка
 - ст. Чернышевск
 - ст. Забайкальск

Заб. ж.д.

1.24

Реализовать поэтапно проект схемы санитарной очистки в. г. Чите, разработанный Московским институтом "Гипрокоммунстрой", с закрытием существующей городской свалки и организацией полигона по утилизации твердых бытовых отходов и утилизации ила с городских очистных сооружений

Администрация г. Читы

1.25

Произвести монтаж и ввести в эксплуатацию уста-новки по демеркуризации отработанных люминисцентных ртутных ламп для всех предприятий г. Читы на площадях КСК

КСК

1.26

Организовать санитарно-защитные зоны вокруг промышленных предприятий в соответствии СН 245-71

промышленные предприятия

1.27

Обеспечить эффективную работу имеющегося пыле-газоулавливающего оборудования, своевременно проводить замену морально устаревшего технологического оборудования, котельных установок на новое экологически чистое оборудование

промышленные предприятия Администрация территорий

1.28

В целях снижения загрязнения воздушного бассейна от автотранспорта, обеспечить вынос основных транспортных потоков за пределы селитебной территории населенных пунктов области

Администрация местного самоуправления

1.29

Принять меры по обустройству свалочных полигонов в населенных пунктах области

1.30

Запроектировать и построить полигон по утилизации промышленных токсичных отходов и ядохимикатов

Администрация г. Читы

II. Нормализация радиационной обстановки в области, ограничение облучения населения от природных и техногенных источников ионизирующего излучения

N

Мероприятия

Юридическое лицо, ответственное за выполнение

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»