Недействующий

ЗАКОН

ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 04 октября 2001 года N 309-ЗЧО

Об областной целевой программе "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы

Опубликован:

"Читинский областной Вестник" (еженедельное приложение к газете "Забайкальский рабочий") от 30.10.01 г. N 20

Принят Читинской областной Думой 19 сентября 2001 года

{Утратил силу:

по истечении срока действия}

Действие частично приостановлено на 2003 год

Законом Читинской области N 430-ЗЧО от 25.12.2002 г. НГР: ru75000200200360 с изменениями внесенными Законом Читинской области N 492-ЗЧО от 29.09.033 г.НГР: ru75000200300295

Действие частично приостановлено по 31.12.2004 г.

Законом Читинской области от 25.12.2003 г. N 519-ЗЧО НГР: ru75000200300368

Приостановить действие пунктов 5.1-5.6 раздела 5 перечня мероприятий с 1 января по 31 декабря 2005 года в части финансирования из областного бюджета в 2005 году на сумму 4142,0 тыс. рублей

См. Закон Читинской области N 603-ЗЧО от 29.12.2004 г. НГР: ru75000200400304

Приостановить действие подпунктов 5.1.1-5.4.5,частично 5.5.1-5.5.7, 5.6.1, 5.6.2 раздела 5 перечня мероприятий с 1 января по 31 декабря 2006 года в части финансирования из областного бюджета в 2006 году на сумму 2000,0 тыс. рублей

См. Закон Читинской области N 757-ЗЧО от 29.12.2005 г. НГР: ru75000200500479

Закон Читинской области N 788-ЗЧО от 25.04.2006 года НГР: ru75000200600149}

Статья 1.


Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы.

Статья 2.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы

А.Ф. Эпов

N 309-ЗЧО

г. Чита

(обнародован Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 04.10.01 г. N 588)

Приложение
к Закону Читинской области "Об областной целевой программе "Неотложные
меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Читинской области" на 2002-2006 годы" от 19.09.2001
N 309-ЗЧО

ПАСПОРТ областной целевой программы "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы


Наименование
 программы

Областная целевая программа "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы (далее - программа).

Дата принятия решения
 о разработке программы

Постановление Главы Администрации Читинской области от 26.03.2001 N 182 "О разработке областной целевой программы ""Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы".

Дата утверждения
 программы

Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области" на 2002-2006 годы" от 19.09.2001 N 309-ЗЧО

Государственный заказчик программы

Комитет экономики Администрации Читинской области.

Основной разработчик
 программы

Федеральное государственное учреждение (ФГУ) "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Читинской области".

Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели

Цель:
 - стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки, включающая в том числе:
 - снижение групповых инфекционных заболеваний (вспышек) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

 - предупреждение завоза и распространения на территории области особо опасных инфекционных заболеваний;

 - снижение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на состояние здоровья населения, предусматривающее:
 обеспечение безопасности продовольственного сырья и продуктов питания, предупреждение алиментарно-зависимых заболеваний;

 обеспечение безопасности питьевой воды;

 снижение уровня облучения населения и производственного персонала от природных и техногенных источников ионизирующего излучения.

Задачи:
 - создание и развитие системы информирования населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

 - развитие государственной системы социально-гигиенического мониторинга;

 - совершенствование системы организационного построения и сети учреждений госсанэпидслужбы;

 - реализация кадровой политики.

Сроки реализации
 программы

2002-2006 годы.

Перечень основных мероприятий

Мероприятия по предупреждению инфекционной заболеваемости.
 Обеспечение безопасности питьевой воды.
 Мероприятия по улучшению структуры питания и здоровья населения в развитие Концепции государственной политики в области здорового питания населения России до 2005 года.
 Мероприятия по снижению уровней облучения населения и производственного персонала от природных и техногенных источников ионизирующего излучения.
 Мероприятия по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья населения и среды обитания человека.
 Развитие системы информирования населения о санитарно-эпидемиологической обстановке.

Исполнители основных
 мероприятий

ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Читинской области",
 Комитет здравоохранения Администрации Читинской области,
 ГУЗ "Областной консультативно-диагностический центр для детей",
 Читинский институт природных ресурсов СО РАН,
 Читинская противочумная станция (Читинская ПЧС),
 лечебно-профилактические учреждения.

Объемы и источники
 финансирования

22405,8 тысяч рублей из средств областного бюджета, собственные средства лечебно-профилактических учреждений (по договорам).

Ожидаемые конечные
 результаты

Разработка и внедрение комплекса эффективных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

 обеспечение своевременно и в полном объеме мероприятий по локализации и ликвидации вспышечной и групповой инфекционной заболеваемости;

 уменьшение (ограничение) вредного влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения;

 снижение уровня заболеваемости населения, связанного с дефицитом важнейших микронутриентов (йод, селен, фтор, железо и др.);

 снижение частоты и уровня загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов различными контаминантами в зависимости от условий их производства по области;

 обеспечение населения области питьевой водой, отвечающей требованиям СанПиН 2.1.2.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества";

 совершенствование и обеспечение эффективной деятельности автоматизированной информационной системы управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения;

 сохранение и укрепление здоровья населения, формирование и поддержка позитивных изменений в образе жизни через обеспечение населения достоверными медико-гигиеническими знаниями;

 совершенствование качества и эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

 сохранение и улучшение кадрового обеспечения службы.

Система организации контроля за исполнением программы

Ежегодное рассмотрение вопросов по реализации программы на коллегиях ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" и Комитета здравоохранения Администрации Читинской области.
 Ежегодный отчет исполнителей программы на заседании Координационного совета по социальному развитию Администрации Читинской области.
 Ежеквартальное представление в Администрацию Читинской области отчета об использовании средств и мероприятиях по реализации программы ее исполнителями.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Утвержденная постановлением Читинской областной Думы от 05.02.98 N 28 целевая программа "Первоочередные мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области на 1998-2000 годы" не выполнена в полном объеме из-за крайне недостаточного финансирования. Финансирование программы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения составило за 3 года 4,4 % от утвержденной суммы. Несмотря на отсутствие финансовых средств, на базе ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" созданы и эксплуатируются элементы информационной системы управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, ведется мониторинг инфекционной заболеваемости, качества питьевой воды и молочной продукции. С 1999 года начаты работы по сбору и обработке показателей II этапа системы социально-гигиенического мониторинга. Издается ежегодный Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Читинской области". Выпускается ежеквартальный информационный бюллетень "Среда обитания и здоровье населения Читинской области". За счет сил и средств ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" проводились комплексные эпидемиологические, санитарно-микробиологические и санитарно-гигиенические исследования питьевой воды, воды открытых водоемов. Внедрены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.559-96 "Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения".

С целью совершенствования системы гигиенической оценки продукции, товаров и производств в ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" разработано и внедрено в эксплуатацию программное средство "Автоматизированный программно-аппаратный комплекс по гигиенической оценке продукции".

Начаты работы по изучению фтор-йод-селено-дефицитных состояний населения области.

Проводилось изучение эпизоотической активности и эпидемиологической значимости природных очагов инфекционных заболеваний. Осуществлялся лабораторный контроль воды открытых водоемов на наличие холерного вибриона.

На автопереходах через государственную границу и в аэропорту г.Читы продолжали функционировать 4 санитарно-карантинных пункта (СКП). Материально-техническое обеспечение СКП, как и предусмотренные программой мероприятия по профилактике природно-очаговых, зооантропонозных инфекций, из областного бюджета не финансировалось, что не позволило провести профилактическую работу в необходимых объемах.

Прогноз по природно-очаговым инфекциям на предстоящий период неблагоприятный. В области зафиксирован рост заболеваемости клещевым энцефалитом, боррелиозом, клещевым сыпным тифом, зарегистрированы случаи заболеваний геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, имели место групповые заболевания иерсиниозами.

На протяжение 90-х годов в Читинской области продолжалось обострение медико-демографической ситуации. Численность населения области сокращается и на 1 января 2001 года она составила 1249,5 тыс. человек. Естественные потери населения в 2000 г. составили 3208 человек. Число умерших превысило число родившихся на 23 %.

Остается крайне напряженной ситуация по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой. Удельный вес источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарным нормам, составляет 34,3 %, в т.ч. по источникам коммунальных водопроводов - 31,25 %, по источникам ведомственных водопроводов - 15 %. По данным лабораторных исследований, проведенных центрами госсанэпиднадзора в районах области и в г. Чите, 13,75 % проб воды из разводящей сети не отвечали гигиеническим нормам по микробиологическим показателям, 31 % - по санитарно-химическим показателям. Произошло значительное, в сравнении с 1999 годом, ухудшение качества питьевой воды.

Высокая степень эпидопасности систематически регистрируется на 9 водопроводах, что составляет 20% от общего количества водопроводов. Особенно неудовлетворительное положение складывается в Оловяннинском, Забайкальском, Сретенском, Балейском и Хилокском районах, где ситуация по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой неоднократно приобретала чрезвычайный характер.

В области продолжает оставаться высоким уровень загрязнения открытых водоемов. В результате хозяйственной деятельности в реки и озера области было сброшено 486,3 млн.м3 загрязнённых сточных вод, в т.ч. без очистки - 431 млн.м3.

По-прежнему большинство эксплуатирующихся очистных сооружений не обеспечивает нормативную очистку загрязненных стоков, что объясняется как недостаточным финансированием мероприятий для поддержания очистных сооружений в рабочем состоянии и отсутствием в ряде случаев производственных ведомственных лабораторий. В связи с этим центры госсанэпиднадзора вынуждены брать на себя еще и функции производственных лабораторий со всеми необходимыми финансовыми затратами.

Отсутствие системы мониторинга земель не позволяет представить в целом картину состояния деградированных, загрязненных земель и земель, требующих консервации или ограниченного использования. В соответствии с постановлением Главы Администрации Читинской области от 05.03.98 N 189 "О мерах по улучшению безопасности и экологической обстановки на бывшем Шерловогорском ГОКе, на территории расположения других горнодобывающих предприятий" ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" проводит изучение загрязнения питьевой воды, воды открытых водоемов, пищевых продуктов и овощей, выращенных в зоне влияния горнодобывающих и теплоэнергетических объектов. Для выявления зон техногенного загрязнения объектов окружающей среды, оценки транслокационного переноса солей тяжелых металлов и токсических химических веществ в растениеводческую и животноводческую продукцию разработана и реализуется программа лабораторных исследований. В мониторинг включены 24 населенных пункта в 16 районах области. Анализ проб воды, образцов почвы, овощей, животноводческой продукции показывает, что содержание в объектах внешней среды свинца, кадмия, меди, цинка, мышьяка значительно превышает предельно допустимые концентрации.

Загрязнение атмосферного воздуха селитебных территорий является одним из факторов риска для здоровья населения. Оценивая в целом санитарное состояние воздушного бассейна населенных мест в Читинской области следует отметить, что оно не сопровождается стабилизацией. Проводимые ФГУ "Центром госсанэпиднадзора в Читинской области" исследования показывают, что отсутствует динамика снижения уровня загрязнения воздушного бассейна г.Читы взвешенными веществами, диоксидом серы, диоксидом азота, сероводородом, фенолом, сажей, формальдегидом.

Несмотря на систематический надзор и контроль за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны госсанэпидслужбы и других контролирующих органов, не удалось добиться улучшения их качества.

На протяжение последних пяти лет отмечается увеличение удельного веса нестандартных проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям с 9,4 % (1996 г.) до 10,3% (2000 г.). Лидирующее место занимает алкогольная продукция - 33,0 %.

В пищевых продуктах обнаруживаются токсичные элементы: мышьяк - 0,9 %, кадмий - 0,7 %, свинец - 0,9 % и нитраты - 1,7 %.

В 2000 году органами госсанэпиднадзора забраковано 1507 партий некачественного и опасного для здоровья продовольственного сырья и пищевых продуктов в объеме 108,9 тонн, в том числе импортируемых - 177 партий в объеме 7,4 тонны.

Ухудшилось качество и структура питания населения. По сравнению с 1996 годом в 2000 году снизилось потребление биологически ценных продуктов питания, таких как молоко и молочные продукты на 26,2 кг в год, мясо и мясопродукты - на 5,6 кг, в то же время возросло потребление хлеба и хлебобулочных изделий на 30,2 кг, сахара и кондитерских изделий - на 8,2 кг. Более 20% населения испытывает дефицит энергии и белка. Дефицит витамина "С" составляет 60-70%. Наблюдается недостаток минеральных веществ, особенно йода и селена. Область относится к гиперйоддефицитной провинции. Постоянный дефицит йода в объектах окружающей среды при несбалансированности питания приводит к широкому распространению среди населения эндемического зоба, который регистрируется во всех районах области. Показатели заболеваемости эндемическим зобом среди подростков составляют 13,0%, взрослых- 7,8%, детей- 3,8%.

В последние 20 лет в области свернуто производство биологически ценных пищевых продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами. Для того, чтобы преодолеть дефицит микронутриентов, необходимо наладить в области производство обогащенных продуктов питания.

Проблемой для области является радиационная и экологическая обстановка. Она крайне специфична и в ряде районов оценивается как неблагополучная. Это связано как с высоким естественным радиационным фоном за счет выхода на поверхность земли урановых рудопроявлений, ураново-ториевых минерализаций, которых насчитывается более трехсот, так и с техногенным загрязнением от рудодобывающих и рудоперерабатывающих предприятий. Радиационное облучение населения происходит от естественных (природных) источников ионизирующего излучения, особенно радона и его дочерних продуктов распада. Вклад его составляет до 80% от общей дозы облучения. При обследовании объектов социально-бытового назначения в г. Балее выявлено 18 объектов с мощностью экспозиционной дозы 170-800 мкр/час., в санитарно-защитной зоне Приаргунского горно-химического объединения находится пос. Октябрьский Краснокаменского района, население которого подлежит отселению из радиационно опасного жилья.

В области сохраняется напряженная эпидемиологическая обстановка. Ежегодно регистрируется более 165 тыс. инфекционных заболеваний, экономический ущерб от которых составил только в 2000 году около 150 млн. рублей.

В 2000 году произошел рост заболеваемости вирусным гепатитом А - в 4,8 раза. На 15,4 % выше среднего уровня остается заболеваемость острыми кишечными инфекциями. Зарегистрировано 17 вспышек этих болезней среди населения, в детских, образовательных и медицинских учреждениях с общим числом пострадавших 545 человек, 80% вспышек связано с водным характером передачи инфекции.

Сохраняется угроза завоза на территорию области особо опасных заболеваний из неблагополучных по чуме и холере Монголии и Китая.

Продолжает оставаться неблагополучной эпидемиологическая обстановка в лечебно-профилактических учреждениях области.

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и с учетом неудовлетворительного выполнения мероприятий областной целевой программы "Первоочередные мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Читинской области на 1998-2000 годы".

2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Цель: стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки, в том числе:

- снижение групповых инфекционных заболеваний (вспышек) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

- предупреждение завоза и распространения на территории области особо опасных инфекционных заболеваний;

- снижение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на состояние здоровья населения, предусматривающее:

обеспечение безопасности продовольственного сырья и продуктов питания, предупреждение алиментарно-зависимых заболеваний;

обеспечение безопасности питьевой воды;

снижение уровня облучения населения и производственного персонала от природных и техногенных источников ионизирующего излучения.

Задачи:

- создание и развитие системы информирования населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и проводимых санитарно-противоэпидемиологических мероприятиях;

- развитие государственной системы социально-гигиенического мониторинга;

- совершенствование системы организационного построения и сети учреждений госсанэпидслужбы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»