РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2010 года на основании
Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 308-ЗЗК
________________________________________________________
(с изменениями на 26 февраля 2009 года)
Принят
Читинской областной Думой
27 июня 2007 года.
_______________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Законом Читинской области от 15 декабря 2006 года № 863-ЗЧО ("Забайкальский рабочий", 25 декабря 2006 года, №№ 257-258);
Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО ("Забайкальский рабочий", 28 декабря 2007 года, № 244);
Законом Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 83-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 20 декабря 2008 года, № 247);
Законом Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 142-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 2 марта 2009 года, № 38)
________________________________________________________
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства (2007-2010 годы)" (прилагается).
Статья 2.
Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.П. Романов
г. Чита
27 июня 2007 года
№ 973-ЗЧО
Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства
(2007-2010 годы)"
(с изменениями, внесенными
Законом Забайкальского края
от 26 февраля 2009 года № 142-ЗЗК)
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Обеспечение
земельных участков коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства (2007-2010 годы)"
Наименование | "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства (2007-2010 годы)" (далее - программа). |
Дата принятия решения | Распоряжение Администрации Читинской области от 29 января 2007 года № 39-А/р "О разработке областной целевой программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства (2007-2010 годы)". |
Дата утверждения | Закон Читинской области от 27 июня 2007 года № 973-ЗЧО "Об областной целевой программе "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства (2007-2010 годы)". |
Государственный заказчик программы (Раздел Паспорта в редакции Закона Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 142-ЗЗК ) | Исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий полномочия в области территориального развития края |
Основной разработчик | Комитет инвестиционной политики и развития инфраструктуры Читинской области (далее - КИПиРИ) |
Цель и задачи программы | Цель - обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для создания условий увеличения объемов жилищного строительства. Задачи: подготовка и реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой; создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. |
Важнейшие целевые | Ввод жилья на земельных участках, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, в 2007-2010 годах составит 185 тыс. кв. метров, в том числе по годам: 2007 год - 20,0 тыс. кв. м; 2008 год - 36,0 тыс. кв. м; 2009 год - 47,0 тыс. кв. м; 2010 год - 82,0 тыс. кв. м. |
Сроки и этапы | 2007-2010 годы. Программа реализуется в два этапа: I этап - 2007-2008 годы; II этап - 2009-2010 годы. |
Исполнители основных | Исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий полномочия в области территориального развития края; исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, вырабатывающий и реализующий государственную политику в сфере управления финансами Забайкальского края и осуществляющий управление финансами Забайкальского края; органы местного самоуправления муниципальных образований (на конкурсной основе). |
Объемы и источники финансирования программы | Объем финансирования мероприятий программы из средств областного бюджета составляет 217 000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2007 год - 51 000 тыс. рублей; |
Ожидаемые конечные | Реализация программы обеспечит увеличение объемов жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья, развитие коммунальной инфраструктуры, увеличение частных инвестиций в жилищное строительство, развитие рынка кредитных услуг; оценка социально-экономической эффективности программы будет производиться на основе целевого индикатора (объем ввода жилья), который обеспечит мониторинг реализации программы за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Одним из направлений приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является увеличение объемов жилищного строительства. В Читинской области в рамках данного проекта за период с 2007 по 2010 год необходимо ввести 850 тыс. кв. м жилья. Достижение указанного объема невозможно при существующей динамике роста жилищного строительства. С 2002 по 2005 год объемы жилищного строительства в Читинской области увеличиваются крайне низкими темпами: с 76 тыс. кв. м до 107,4 тыс. кв. м в год.
Основными причинами сдерживания жилищного строительства являются: отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой; отсутствие механизмов стимулирования привлечения кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры. Органы местного самоуправления и застройщики отмечают завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Для увеличения объема жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
Принятые в 2005 году федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях", сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками.
Однако реализация принципов, заложенных в федеральных законах, требует создания дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Ситуация в Читинской области усугубляется тем, что органы местного самоуправления, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства. Указанные комплексные планы развития систем коммунальной инфраструктуры требуют профессиональной разработки специализированными проектными организациями. По причине высокой стоимости данных проектов муниципальные образования не в состоянии финансировать их разработку за счет средств муниципальных бюджетов в полном объеме. Привлечение средств областного бюджета позволит эффективно использовать бюджетные средства, которые будут выделяться на реализацию программ жилищного строительства в Читинской области.
Наличие указанных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует для их решения программно-целевого подхода, что позволит не только обеспечить увеличение объемов жилищного строительства до необходимого уровня, но и создать необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств областного бюджета.
Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для создания условий увеличения объемов жилищного строительства.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
подготовить и реализовать инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
При сохранении низкого темпа роста жилищного строительства по причине отсутствия земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, наиболее вероятный ввод жилья в 2007-2010 году может составить 655 тыс. кв. м, необходимый объем ввода - 850 тыс. кв. м.
На основе указанных объемов для контроля программных мероприятий определен целевой индикатор, характеризующий прямой эффект от реализации программы - ввод жилья на земельных участках, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, в 2007-2010 годах. Дополнительный ввод жилья должен составить 185 тыс. кв.метров, в том числе по годам:
2007 год - 20,0 тыс. кв. м;
2008 год - 36,0 тыс. кв. м;
2009 год - 47,0 тыс. кв. м;
2010 год - 82,0 тыс. кв. м.
Сроки реализации программы:
2007-2010 годы. Программа реализуется в два этапа.
I этап - 2007-2008 годы;
II этап - 2009-2010 годы.
На первом этапе программы планируется существенно повысить объем инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, путем осуществления мер государственной поддержки, что позволит обеспечить:
рост жилищного строительства начиная с 2007 года;
подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства, в 2008-2009 годах.
На этом этапе государственная поддержка будет оказана проектам по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, осуществляемым как органами местного самоуправления, так и юридическими лицами.
На втором этапе реализации программы будет обеспечиваться развитие коммунальной инфраструктуры в части ранее принятых обязательств по реализации проектов, начатых на первом этапе реализации программы, и по новым проектам исходя из возможностей областного бюджета и объема привлекаемых кредитов.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Расчет затрат на реализацию программы выполнен исходя из объемов жилищного строительства, планируемых на 2007-2010 годы, и прогнозных показателей критериев эффективности реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
С учетом готовности градостроительной документации в основу для разработки областной целевой программы положены проекты планировок территории, разработанные в г. Чите. На основании аналога определена доля затрат на обустройство земельных участков и сумма планируемого привлечения кредитных ресурсов на обустройство земельных участков в размере 1865 000 тыс. рублей. Исходя из суммы привлечения кредитных ресурсов определены расходы на оплату процентов в размере 177000 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 31 000 тыс. рублей;
2008 год - 63 000 тыс. рублей;
2009 год - 63 000 тыс. рублей;
2010 год - 20 000 тыс. рублей.
При обосновании размера расходов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам учитывались следующие прогнозные показатели процентной ставки по этим кредитам:
в 2007 году - 13 процентов,
в 2008 году - 12 процентов,
в 2009 году - 11 процентов.
Затраты на разработку муниципальными образованиями комплексных программ развития систем коммунальной инфраструктуры определены на основе стоимости проекта по г. Чите и составляют 40000 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 20 000 тыс. рублей;
2008 год - 20 000 тыс. рублей;
Объем финансирования мероприятий программы из средств областного бюджета составляет 217000 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 51 000 тыс. рублей;
2008 год - 83 000 тыс. рублей;
2009 год - 63 000 тыс. рублей;
2010 год - 20 000 тыс. рублей.
Конкретные объемы средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам будут зависеть от сроков кредитования и уровня процентных ставок по кредитам.
При распределении средств государственной поддержки по годам учитывалась необходимость оказания максимально возможной поддержки мероприятий, направленных на увеличение ввода жилья, до тех пор, пока не получат развитие механизмы привлечения средств частных инвесторов и кредиторов для обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. Объемы бюджетного финансирования подлежат ежегодной корректировке исходя из возможностей областного бюджета.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Механизм финансирования инвестиционных проектов по развитию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства предусматривает стимулирование привлечения банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов. В рамках программы предусматриваются меры государственной поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. Возмещение части затрат на уплату процентов будет предоставляться в виде субсидий муниципальным образованиям.
Соответствующие кредиты должны предоставляться на срок не более 3 лет при условии окончания кредитного периода до момента окончания реализации программы. Размер процентной ставки при этом не должен превышать уровня, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент привлечения кредита, плюс 3 процентных пункта.
Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам предполагается проводить на весь срок кредита по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой, при малоэтажном жилищном строительстве - из расчета полного возмещения затрат, а при многоэтажном жилищном строительстве - в размере 50 процентов.
Применительно к настоящей программе под малоэтажным жилищным строительством понимается строительство жилых домов высотой до 3 этажей включительно, а многоэтажным жилищным строительством - строительство жилых домов высотой 4 этажа и выше.
Порядок и условия предоставления субсидий муниципальным образованиям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, устанавливается Администрацией Читинской области.
В зависимости от конкретной ситуации реализация инвестиционных проектов будет осуществляться органами местного самоуправления и/или юридическими лицами. В соответствии с таким подходом заемщиками при реализации инвестиционных проектов могут выступать органы местного самоуправления и юридические лица.
Конкурсная комиссия, состав которой утверждается государственным заказчиком программы, ежегодно осуществляет отбор муниципальных образований и инвестиционных проектов для участия в программе. (Абзац раздела 4 с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 142-ЗЗК )
Отбор муниципальных образований и инвестиционных проектов будет производиться с учетом выполнения ими (принятия обязательств по выполнению) условий участия в программе, установленных муниципальными образованиями, на территории которых будут реализовываться инвестиционные проекты.
Конкурсный отбор муниципальных образований и инвестиционных проектов для участия в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы осуществляется в соответствии с Законом Читинской области от 21 июня 2006 года № 818-ЗЧО.