Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 октября 2002 года N 222-А/п

Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2003-2005 годы"

г. Чита

{Утратило силу:

по истечении срока действия}

{См. также:

действие частично приостановлено в 2003 году

Постановление Администрации Читинской области от 21.01.2003 года N 14-А/п НГР: ru75000200300016}

действие частично приостановлено в 2004 году

Постановление Администрации Читинской области N 1-А/п от 09.01.2004 г. НГР: ru75000200400001

действие частично приостановлено в 2005 году

Постановление Администрации Читинской области от 15.02.2005 года N 37а-А/п НГР: ru75000200500071

Постановление Администрации Читинской области от 27.09.2005 года N 234-А/п НГР: ru75000200500315}

{Изменения и дополнения:

Постановление Администрации Читинской области от 01.06.04 г. N 115-А/п НГР: ru75000200400120}

В соответствии со статьей 63 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 N 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 N 91, в целях обеспечения условий для приостановления роста злоупотребления алкогольными напитками, наркотиками, их незаконного оборота и поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества, Администрация Читинской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2003-2005 годы".

2. Комитету экономики Читинской области (Т.И. Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В. Аюшиев) при формировании бюджета на 2003-2005 годы включать Программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом возможностей областного бюджета.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по социальным вопросам К.И. Карасева.

4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

Глава Администрации (Губернатор)
Р.Ф. Гениатулин


УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации Читинской области

от 01.10.2002 г. N 222-А/п

Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2003-2005 годы"

ПАСПОРТ областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2003-2005 годы"


{Паспорт программы в ред. Постановление Администрации Читинской области от 01.06.04 г. N 115-А/п НГР: ru75000200400120}

Наименование программы

Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2003-2005 годы" (далее программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Администрации Читинской области от 06.05.2002 года N 6-А/п "О разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2003-2005 годы".

Дата утверждения программы

Постановление Администрации Читинской области от 01.10.2002 г. N 222-А/п "Об утверждении областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2003-2005 годы".

Заказчик программы

Комитет здравоохранения Читинской области

Основной разработчик программы

Комитет здравоохранения Читинской области

Цель и задачи программы

Основной целью программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления алкогольными напитками, наркотиками и их незаконного оборота и поэтапное сокращение распространения нарко мании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.

Задачи программы:
 - совершенствование системы профилактики злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими веществами различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними-
 - совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, страдающих наркологической патологией;

 - совершенствование системы мер, осуществляемых правоохранительными органами по пресечению распространения наркомании среди населения области;

 - укрепление материально-технической базы правоохранительных органов, учреждений сферы здравоохранения

Сроки и этапы реализации программы

Сроки реализации программы 2003 - 2005 годы, программа будет реализовываться в один этап

Перечень основных мероприятий программы

1. Профилактика наркомании и алкоголизма.
 2. Выявление, лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, а также злоупотребляющих алкогольными напитками.
 3. Пресечение незаконного оборота наркотиков, суррогатных спиртосодержащих жидкостей на территории области.

Исполнители основных мероприятий программы

Забайкальское управление внутренних дел на транспорте, Региональное управление Федеральной службы безопасности по Читинской области, Региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Читинской области, УВД Читинской области, Комитет здравоохранения Читинской области, Комитет общего, начального образования науки и молодежной политики Читинской области, Комитет культуры Читинской области, Комитет по физической культуре и спорту Читинской области, Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области, автономная некоммерческая организация "Центр по проблемам химической зависимости "Спасательный круг", администрация г. Читы, администрация г. Краснокаменска

Объемы и источники
 финансирования
 программы

Потребность в финансировании мероприятий программы на весь период реализации составляет 22131,0 тыс. рублей, в том числе: из средств областного бюджета - 21902,0 тыс. рублей:
 2003 год - 7529,0 тыс. рублей,
 200 4 год - 7405,0 тыс. рублей,
 2005 год - 6968,0 тыс. рублей;

 из средств местного бюджета (г. Чита, г. Краснокаменск) - 229,0 тыс. рублей:
 2003 год - 52,0 тыс. рублей,
 2004 год - 177,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

Приостановление роста злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими веществами, их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапное сокращение наркомании и алкоголизма и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества.
 Уменьшение потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками.
 Оптимизация затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией и алкоголизмом.
 Повышение эффективности методик лечения и реабилитации лиц, больных наркологической патологией.
 Снижение уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков, а также степени негативного воздействия полученных преступным путем финансовых средств на экономическую и общественно-политическую жизнь в области.
 Изменение ориентации общества в плане антиалкогольной и антинаркотической политики;
моральное и физическое оздоровление населения области.
 Укрепление спецсредствами и техникой Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Читинской области, УВД Читинской области, в чьи функции входит борьба с незаконным оборотом наркотиков.

Система организации контроля за исполнением программы

Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области, координирующий данные вопросы, в установленном порядке через заказчика программы Комитет здравоохранения Читинской области

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В числе регионов Российской Федерации, ставших объектом экспансии со стороны наркобизнеса, Читинская область оказалась на 17 месте по числу преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Наркомания быстрыми темпами распространяется в молодежной среде. Ежегодно расширяются масштабы наркопреступности, её уровень определяется возросшей активностью организованных преступных группировок, прежде всего этнических, наладивших межрегиональные и международные связи и сформировавших наркорынок в Читинской области. В целях противодействия распространению наркомании в регионе Администрацией Читинской области и областной Думой принят Закон Читинской области от 28.02.2001 N 271-ЗЧО "Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы".

Данная областная целевая программа разработана на основании федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы", и в нее вошли все мероприятия, предусмотренные для субъектов Российской Федерации.

Программа предусматривает финансирование из областного бюджета программных мероприятий в объёме 12 600 тыс. рублей. Предусмотренное программой выделение денежных средств на борьбу с незаконным оборотом наркотиков в 2001 году не осуществлялось.

Заинтересованными ведомствами изучены фактические масштабы распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанные с этим потери общества, которые рассмотрены 5-6 декабря 2001 года на организованной Администрацией Читинской области научно-практической межведомственной конференции "Проблемы алкоголизации и наркотизации населения Читинской области". Участники конференции выразили обеспокоенность ситуацией по распространению пьянства и наркомании, складывающейся как в регионе, так и в России в целом.

Отмечая, что экономические последствия этого бедствия, процесс деградации личности алкоголиков и наркоманов, разрушение их интеллекта, влекущие за собой угрозу генофонду нации и потерю будущих поколений, представляют реальную опасность для нравственного и физического здоровья общества, национальной безопасности государства, участники конференции приняли Обращение к Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, председателям Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. По материалам конференции подготовлен сборник, разработаны рекомендации и план основных организационных мероприятий, которые направлены во все заинтересованные организации.

Оперативная обстановка в Читинской области в сфере незаконного оборота наркотических средств в течение 2001 года продолжала оставаться сложной. Наркотики по-прежнему нелегально поступали в незаконный оборот, ширилось их потребление среди несовершеннолетних и молодежи. Наркомания стала существенно влиять на общеуголовную преступность (практически каждый второй задержанный в областном центре за имущественные преступления является потребителем наркотических средств).

На оперативных учетах в подразделениях ОБНОН УВД области состоит 3990 лиц, причастных к незаконным операциям с наркотиками. На учете областной наркологической службы состоит 1461 (в т.ч. 39 несовершеннолетних) потребителей наркотических средств, а также 369 (в т.ч. 234 несовершеннолетних) потребителей сильнодействующих и других одурманивающих веществ. 68,3% состоящих на учете потребителей наркотических средств - лица в возрасте от 18 до 30 лет, 53,3% - нигде не работают и не учатся. В течение 2001 года на учет поставлено 689 потребителей наркотических средств, в т.ч. 163 несовершеннолетних. В 2000 году на учет было поставлено 903 потребителя, из них 302 несовершеннолетних.

Количество преступлений связанных с наркотиками, за последние шесть лет увеличилось в 3,9 раза (с 670 в 1996 г. до 2605 в 2001 г.) и составило 210,5 преступлений на 100 тыс. населения (по России - 17 место). Из незаконного оборота в 2001 году изъято 16 т 629 кг 296 г (увеличение в 6,1 раза) различных наркотических средств, из которых: 15т 719 кг 372 г (94,5 %) -марихуана; 898 кг 020 г (5,4 %) - соломка мака; 3 кг 901 г (0,02 %) - гашишное масло; 2 кг 374 г (0,01 %) - гашиш; 316 г (0,002 %) - опий; 734 г (0,004 %) - героин; 4 кг 578 г (0,03 %) - сильнодействующие вещества.

За 12 месяцев 2001 года выявлено 1747 (рост на 28,1%) лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими веществами, в т.ч. 1436 (рост на 29,2%) привлечено к уголовной ответственности, из них 158 (увеличение в 2 раза) сбытчиков наркотических средств. Из числа привлеченных к уголовной ответственности 111 (7,7 %) - несовершеннолетние, из них 8 - за сбыт; 986 (68,7 %) - лица в возрасте от 18 до 30 лет; 157 (10,9 %) - женщины, из них 51 - за сбыт; 105 (7,3%) - учащиеся и студенты; 974 (67,8%) - не работают и не учатся; 410 (28,5 %) - ранее совершали преступления, в т.ч. 48 связаны со сбытом наркотических средств.

Несмотря на принимаемый комплекс мер ситуация, складывающаяся со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом на территории Читинской области, остается сложной и тенденции к ее улучшению не наблюдается. Принимаемые меры административного, силового и репрессивного характера положительных результатов не дают.

С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, увеличивается количество граждан, инфицированных ВИЧ - инфекцией, вирусными гепатитами и другими сопутствующими заболеваниями. Наибольший рост абсолютного числа ВИЧ - инфицированных в 2001 году отмечался в группе потребителей наркотических средств и составил 77,4%. По состоянию на 01.05.2002 количество зарегистрированных ВИЧ-инфицированных по России составляет 192 784 человека. Россия сегодня - это страна, где темпы прироста заболеваемости ВИЧ-инфекцией на 1-ом месте в мире. В Читинской области на 01.05.2002 зарегистрировано 889 ВИЧ - инфицированных, и их число продолжает стремительно увеличиваться.

За последние 10 лет число случаев смерти от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей в 42 раза. По Сибирскому федеральному округу число подростков, больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением, возросло с 1991 по 2001 год более чем в 28 раз. Если в 2000 году данный показатель на 100 тыс. подростков составил 268,3, то 2001 году он уже равнялся 377,6, т.е. на 30% больше. В среднем по России контингент подростков, больных наркоманией, вырос в 17 раз и составил 9062 человек, или 125,1 на 100 тыс. подростков. Если в Читинской области в 1992 году на учете состояло 4 подростка, а в 1994 году - 6, то на начало 2002 года на учете состоит 43 человека, что, безусловно, не отражает реальную действительность, хотя официальные цифры за указанный период выросли в 10 раз.

По оценкам, на одного зарегистрированного наркомана приходится 9-10 незарегистрированных. Прогноз, основанный на росте численности подростков, употребляющих психоактивные вещества, показывает, что по отношению к уровню 1996 года показатель распространенности данного явления к 2005 году может вырасти на 20 %, а к 2010 году на 45 %. Анализ ситуации в России свидетельствует о разобщенности усилий заинтересованных служб. Наркологические учреждения не имеют должного методического и правового обеспечения и оказались практически один на один с этим грозным явлением. Недостаточное финансирование и слабая материально-техническая база учреждений не позволяют быстро разработать и внедрить новые современные методы лечения, средства профилактики и реабилитации лиц, страдающих химической зависимостью.

Серьезные изменения происходят в структуре подпольного наркорынка. Быстрыми темпами растет потребление высокоактивных и наиболее опасных для здоровья наркотических средств, прежде всего героина, который начал вытеснять опий и традиционные для региона гашиш и гашишное масло. В 2001 году по сравнению с 2000 годом количество изъятий опия сократилось в 5,7 раза (со 142 до 25). В тоже время возросло в 1,2 раза (с 720 до 863) количество изъятий гашиша и гашишного масла, в 2,5 раза (с 217 до 551) - героина.

Каналами поступления в незаконный оборот гашиша и гашишного масла является изготовление их из местной дикорастущей конопли, ввоз героина и опия из Красноярского края, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областей и Республики Бурятия.

Распространению наркомании в регионе способствует наличие собственной сырьевой базы, в результате чего более 94% изымаемых наркотических средств изготовлены из производных конопли, которая произрастает в 26 из 32 районов области.

В связи с тем, что одной из главных причин распространения наркомании в области является наличие обширной собственной сырьевой базы, УВД Читинской области с мая по октябрь 2001 года проводилась оперативно-профилактическая операция "Мак-2001". В ходе операции выявлено 768 зон произрастания дикорастущей конопли на площади около 900 га.

В период проведения операции "Мак-2001" на приусадебных участках граждан выявлено 584 незаконных посадок мака и конопли на площади 5293 кв. м, которые уничтожены; привлечено к уголовной ответственности за незаконное культивирование и возделывание растений, содержащих наркотические вещества, 53 человека, к административной - 398 человек. В ходе операции из незаконного оборота изъято 16 т 332 кг наркотических средств и наркотикосодержащего сырья, из которых: конопли и марихуаны - 15 т 147 кг, соломки мака - 897 кг, героина - 151,6 г.

В профилактике наркомании использовались средства массовой информации: радио, телевидение, газеты. В местных периодических изданиях "Забайкальский рабочий", "Эффект", "Ваша реклама", "Экстра", "БНВ", "Забайкальские областные ведомости" в разделах "Криминал" и "Криминальная хроника" печаталась информация о фактах изъятия из незаконного оборота наркотиков.

Редакцией газеты "Эффект" проведена акция "Жизнь без наркотиков", в ходе которой была организована прямая линия и анкетирование с участием работников милиции и здравоохранения. На Читинском государственном радио в программах "Здравствуй, неделя", "К этому часу", "Радио плюс", в радиопрограмме "Русское радио" и на радиостанции "Популярное радио" освещалась криминальная хроника, в т.ч. информация о всех фактах задержания лиц с наркотическими средствами. Также подготовлен ряд телепередач антинаркотической направленности.

В школах и других учебных заведениях работниками милиции с привлечением наркологов было прочитано более 700 лекций антинаркотической направленности.

Работа по созданию в органах и учреждениях образования психолого-педагогических служб реализована путём создания на базе областной медико-психологической комиссии нового учреждения медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции "ДАР". Центр создан для глубокой диагностики и коррекции детей с проблемами в развитии и как организационно-методический центр, координирующий эту работу на территории области.

Дополнительные темы (курсы) по проблемам злоупотребления наркотиков реализуются в рамках интегративных курсов при преподавании таких предметов, как основы безопасности и жизнедеятельности, биология, физическая культура. Антинаркотические мероприятия проводятся в формах специальных внеклассных и внешкольных мероприятий с учащимися и родителями с привлечением специалистов-наркологов, инспекторов инспекции по делам несовершеннолетних. Разработан и проведён курс телевизионных программ, "круглых столов" по проблеме детской наркомании.

Отделом молодёжной политики Комитета общего профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области разработаны буклеты и листовки о негативном воздействии наркомании на организм человека.

Контроль состояния здоровья детей в области организован в соответствии с требованиями приказа Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.1992 года N 186V272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях". Количество детей, прошедших общий медицинский осмотр, составляет 94859 человек, или 55,7% от общего контингента учащихся. Углублённый медицинский осмотр проведён в 354 образовательных учреждениях: осмотрено 53827 учащихся, в том числе в областном центре подростковыми врачами-наркологами осмотрено более 17000 подростков. В результате осмотра 160 человек с подозрением на употребление наркотиков направлено к врачу-наркологу, из них выявлено 80 больных наркоманией.

Проводимые долгосрочные антинаркотические акции реализуются в виде областных мероприятий. В 2001 году в рамках областной акции "Без наркотиков" поддержано 5 комплексных программ. С 01.03.2002 проводится областная акция "Нет наркотикам", реализуется программа создания социальной и антинаркотической рекламы, разрабатывается региональное Положение о заместителе директора общеобразовательного учреждения по работе с учащимися группы риска и детьми, стоящими на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.

Важнейшим участком деятельности культурно-досуговых учреждений области является работа по направлению "Здоровый образ жизни", ибо отсутствие вредных привычек и забота о физическом здоровье - это в высшей степени нравственно для каждого гражданина в частности и для всего государства в целом.

Учреждения культуры области в профилактике наркомании используют разные формы и методы работы, как массовые так и индивидуальные, которые могут наглядно показать всем, от малышей до стариков, пагубность наркомании. Проблемы наркомании поднимаются на занятиях клубов "Собеседник", "Ровесник", "Помоги себе сам" "Подросток", "Подросток и закон". На территории области проведены акции: "Нет наркотикам", "Защитим детей от наркотиков", разработаны новые программы "Воспитай себя сам", "Скажем нет наркотикам".

Основная проблема культурно-досуговых учреждений - это отсутствие материально-технического оснащения, недостаток музыкальной и световой аппаратуры, аудиозаписей, видеоматериалов, методической литературы. Необходима генеральная поддержка в вопросах сохранения материальной базы домов культуры, библиотек, краеведческих музеев, базовых школ искусств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»