АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 октября 2002 года N 222-А/п
Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2003-2005 годы"
г. Чита
{Утратило силу:
по истечении срока действия}
{См. также:
действие частично приостановлено в 2003 году
Постановление Администрации Читинской области от 21.01.2003 года N 14-А/п НГР: ru75000200300016}
действие частично приостановлено в 2004 году
Постановление Администрации Читинской области N 1-А/п от 09.01.2004 г. НГР: ru75000200400001
действие частично приостановлено в 2005 году
Постановление Администрации Читинской области от 15.02.2005 года N 37а-А/п НГР: ru75000200500071
Постановление Администрации Читинской области от 27.09.2005 года N 234-А/п НГР: ru75000200500315}
{Изменения и дополнения:
Постановление Администрации Читинской области от 01.06.04 г. N 115-А/п НГР: ru75000200400120}
В соответствии со статьей 63 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 N 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 N 91, в целях обеспечения условий для приостановления роста злоупотребления алкогольными напитками, наркотиками, их незаконного оборота и поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества, Администрация Читинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2003-2005 годы".
2. Комитету экономики Читинской области (Т.И. Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В. Аюшиев) при формировании бюджета на 2003-2005 годы включать Программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом возможностей областного бюджета.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по социальным вопросам К.И. Карасева.
4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.
Глава Администрации (Губернатор)
Р.Ф. Гениатулин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации Читинской области
от 01.10.2002 г. N 222-А/п
{Паспорт программы в ред. Постановление Администрации Читинской области от 01.06.04 г. N 115-А/п НГР: ru75000200400120}
Наименование программы | Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2003-2005 годы" (далее программа). |
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Администрации Читинской области от 06.05.2002 года N 6-А/п "О разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2003-2005 годы". |
Дата утверждения программы | Постановление Администрации Читинской области от 01.10.2002 г. N 222-А/п "Об утверждении областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2003-2005 годы". |
Заказчик программы | Комитет здравоохранения Читинской области |
Основной разработчик программы | Комитет здравоохранения Читинской области |
Цель и задачи программы | Основной целью программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления алкогольными напитками, наркотиками и их незаконного оборота и поэтапное сокращение распространения нарко мании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. |
Задачи программы: | |
Сроки и этапы реализации программы | Сроки реализации программы 2003 - 2005 годы, программа будет реализовываться в один этап |
Перечень основных мероприятий программы | 1. Профилактика наркомании и алкоголизма. |
Исполнители основных мероприятий программы | Забайкальское управление внутренних дел на транспорте, Региональное управление Федеральной службы безопасности по Читинской области, Региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Читинской области, УВД Читинской области, Комитет здравоохранения Читинской области, Комитет общего, начального образования науки и молодежной политики Читинской области, Комитет культуры Читинской области, Комитет по физической культуре и спорту Читинской области, Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области, автономная некоммерческая организация "Центр по проблемам химической зависимости "Спасательный круг", администрация г. Читы, администрация г. Краснокаменска |
Объемы и источники | Потребность в финансировании мероприятий программы на весь период реализации составляет 22131,0 тыс. рублей, в том числе: из средств областного бюджета - 21902,0 тыс. рублей: |
Ожидаемые результаты реализации программы | Приостановление роста злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими веществами, их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапное сокращение наркомании и алкоголизма и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества. |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области, координирующий данные вопросы, в установленном порядке через заказчика программы Комитет здравоохранения Читинской области |
В числе регионов Российской Федерации, ставших объектом экспансии со стороны наркобизнеса, Читинская область оказалась на 17 месте по числу преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Наркомания быстрыми темпами распространяется в молодежной среде. Ежегодно расширяются масштабы наркопреступности, её уровень определяется возросшей активностью организованных преступных группировок, прежде всего этнических, наладивших межрегиональные и международные связи и сформировавших наркорынок в Читинской области. В целях противодействия распространению наркомании в регионе Администрацией Читинской области и областной Думой принят Закон Читинской области от 28.02.2001 N 271-ЗЧО "Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы".
Данная областная целевая программа разработана на основании федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы", и в нее вошли все мероприятия, предусмотренные для субъектов Российской Федерации.
Программа предусматривает финансирование из областного бюджета программных мероприятий в объёме 12 600 тыс. рублей. Предусмотренное программой выделение денежных средств на борьбу с незаконным оборотом наркотиков в 2001 году не осуществлялось.
Заинтересованными ведомствами изучены фактические масштабы распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанные с этим потери общества, которые рассмотрены 5-6 декабря 2001 года на организованной Администрацией Читинской области научно-практической межведомственной конференции "Проблемы алкоголизации и наркотизации населения Читинской области". Участники конференции выразили обеспокоенность ситуацией по распространению пьянства и наркомании, складывающейся как в регионе, так и в России в целом.
Отмечая, что экономические последствия этого бедствия, процесс деградации личности алкоголиков и наркоманов, разрушение их интеллекта, влекущие за собой угрозу генофонду нации и потерю будущих поколений, представляют реальную опасность для нравственного и физического здоровья общества, национальной безопасности государства, участники конференции приняли Обращение к Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, председателям Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. По материалам конференции подготовлен сборник, разработаны рекомендации и план основных организационных мероприятий, которые направлены во все заинтересованные организации.
Оперативная обстановка в Читинской области в сфере незаконного оборота наркотических средств в течение 2001 года продолжала оставаться сложной. Наркотики по-прежнему нелегально поступали в незаконный оборот, ширилось их потребление среди несовершеннолетних и молодежи. Наркомания стала существенно влиять на общеуголовную преступность (практически каждый второй задержанный в областном центре за имущественные преступления является потребителем наркотических средств).
На оперативных учетах в подразделениях ОБНОН УВД области состоит 3990 лиц, причастных к незаконным операциям с наркотиками. На учете областной наркологической службы состоит 1461 (в т.ч. 39 несовершеннолетних) потребителей наркотических средств, а также 369 (в т.ч. 234 несовершеннолетних) потребителей сильнодействующих и других одурманивающих веществ. 68,3% состоящих на учете потребителей наркотических средств - лица в возрасте от 18 до 30 лет, 53,3% - нигде не работают и не учатся. В течение 2001 года на учет поставлено 689 потребителей наркотических средств, в т.ч. 163 несовершеннолетних. В 2000 году на учет было поставлено 903 потребителя, из них 302 несовершеннолетних.
Количество преступлений связанных с наркотиками, за последние шесть лет увеличилось в 3,9 раза (с 670 в 1996 г. до 2605 в 2001 г.) и составило 210,5 преступлений на 100 тыс. населения (по России - 17 место). Из незаконного оборота в 2001 году изъято 16 т 629 кг 296 г (увеличение в 6,1 раза) различных наркотических средств, из которых: 15т 719 кг 372 г (94,5 %) -марихуана; 898 кг 020 г (5,4 %) - соломка мака; 3 кг 901 г (0,02 %) - гашишное масло; 2 кг 374 г (0,01 %) - гашиш; 316 г (0,002 %) - опий; 734 г (0,004 %) - героин; 4 кг 578 г (0,03 %) - сильнодействующие вещества.
За 12 месяцев 2001 года выявлено 1747 (рост на 28,1%) лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими веществами, в т.ч. 1436 (рост на 29,2%) привлечено к уголовной ответственности, из них 158 (увеличение в 2 раза) сбытчиков наркотических средств. Из числа привлеченных к уголовной ответственности 111 (7,7 %) - несовершеннолетние, из них 8 - за сбыт; 986 (68,7 %) - лица в возрасте от 18 до 30 лет; 157 (10,9 %) - женщины, из них 51 - за сбыт; 105 (7,3%) - учащиеся и студенты; 974 (67,8%) - не работают и не учатся; 410 (28,5 %) - ранее совершали преступления, в т.ч. 48 связаны со сбытом наркотических средств.
Несмотря на принимаемый комплекс мер ситуация, складывающаяся со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом на территории Читинской области, остается сложной и тенденции к ее улучшению не наблюдается. Принимаемые меры административного, силового и репрессивного характера положительных результатов не дают.
С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, увеличивается количество граждан, инфицированных ВИЧ - инфекцией, вирусными гепатитами и другими сопутствующими заболеваниями. Наибольший рост абсолютного числа ВИЧ - инфицированных в 2001 году отмечался в группе потребителей наркотических средств и составил 77,4%. По состоянию на 01.05.2002 количество зарегистрированных ВИЧ-инфицированных по России составляет 192 784 человека. Россия сегодня - это страна, где темпы прироста заболеваемости ВИЧ-инфекцией на 1-ом месте в мире. В Читинской области на 01.05.2002 зарегистрировано 889 ВИЧ - инфицированных, и их число продолжает стремительно увеличиваться.
За последние 10 лет число случаев смерти от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей в 42 раза. По Сибирскому федеральному округу число подростков, больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением, возросло с 1991 по 2001 год более чем в 28 раз. Если в 2000 году данный показатель на 100 тыс. подростков составил 268,3, то 2001 году он уже равнялся 377,6, т.е. на 30% больше. В среднем по России контингент подростков, больных наркоманией, вырос в 17 раз и составил 9062 человек, или 125,1 на 100 тыс. подростков. Если в Читинской области в 1992 году на учете состояло 4 подростка, а в 1994 году - 6, то на начало 2002 года на учете состоит 43 человека, что, безусловно, не отражает реальную действительность, хотя официальные цифры за указанный период выросли в 10 раз.
По оценкам, на одного зарегистрированного наркомана приходится 9-10 незарегистрированных. Прогноз, основанный на росте численности подростков, употребляющих психоактивные вещества, показывает, что по отношению к уровню 1996 года показатель распространенности данного явления к 2005 году может вырасти на 20 %, а к 2010 году на 45 %. Анализ ситуации в России свидетельствует о разобщенности усилий заинтересованных служб. Наркологические учреждения не имеют должного методического и правового обеспечения и оказались практически один на один с этим грозным явлением. Недостаточное финансирование и слабая материально-техническая база учреждений не позволяют быстро разработать и внедрить новые современные методы лечения, средства профилактики и реабилитации лиц, страдающих химической зависимостью.
Серьезные изменения происходят в структуре подпольного наркорынка. Быстрыми темпами растет потребление высокоактивных и наиболее опасных для здоровья наркотических средств, прежде всего героина, который начал вытеснять опий и традиционные для региона гашиш и гашишное масло. В 2001 году по сравнению с 2000 годом количество изъятий опия сократилось в 5,7 раза (со 142 до 25). В тоже время возросло в 1,2 раза (с 720 до 863) количество изъятий гашиша и гашишного масла, в 2,5 раза (с 217 до 551) - героина.
Каналами поступления в незаконный оборот гашиша и гашишного масла является изготовление их из местной дикорастущей конопли, ввоз героина и опия из Красноярского края, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областей и Республики Бурятия.
Распространению наркомании в регионе способствует наличие собственной сырьевой базы, в результате чего более 94% изымаемых наркотических средств изготовлены из производных конопли, которая произрастает в 26 из 32 районов области.
В связи с тем, что одной из главных причин распространения наркомании в области является наличие обширной собственной сырьевой базы, УВД Читинской области с мая по октябрь 2001 года проводилась оперативно-профилактическая операция "Мак-2001". В ходе операции выявлено 768 зон произрастания дикорастущей конопли на площади около 900 га.
В период проведения операции "Мак-2001" на приусадебных участках граждан выявлено 584 незаконных посадок мака и конопли на площади 5293 кв. м, которые уничтожены; привлечено к уголовной ответственности за незаконное культивирование и возделывание растений, содержащих наркотические вещества, 53 человека, к административной - 398 человек. В ходе операции из незаконного оборота изъято 16 т 332 кг наркотических средств и наркотикосодержащего сырья, из которых: конопли и марихуаны - 15 т 147 кг, соломки мака - 897 кг, героина - 151,6 г.
В профилактике наркомании использовались средства массовой информации: радио, телевидение, газеты. В местных периодических изданиях "Забайкальский рабочий", "Эффект", "Ваша реклама", "Экстра", "БНВ", "Забайкальские областные ведомости" в разделах "Криминал" и "Криминальная хроника" печаталась информация о фактах изъятия из незаконного оборота наркотиков.
Редакцией газеты "Эффект" проведена акция "Жизнь без наркотиков", в ходе которой была организована прямая линия и анкетирование с участием работников милиции и здравоохранения. На Читинском государственном радио в программах "Здравствуй, неделя", "К этому часу", "Радио плюс", в радиопрограмме "Русское радио" и на радиостанции "Популярное радио" освещалась криминальная хроника, в т.ч. информация о всех фактах задержания лиц с наркотическими средствами. Также подготовлен ряд телепередач антинаркотической направленности.
В школах и других учебных заведениях работниками милиции с привлечением наркологов было прочитано более 700 лекций антинаркотической направленности.
Работа по созданию в органах и учреждениях образования психолого-педагогических служб реализована путём создания на базе областной медико-психологической комиссии нового учреждения медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции "ДАР". Центр создан для глубокой диагностики и коррекции детей с проблемами в развитии и как организационно-методический центр, координирующий эту работу на территории области.
Дополнительные темы (курсы) по проблемам злоупотребления наркотиков реализуются в рамках интегративных курсов при преподавании таких предметов, как основы безопасности и жизнедеятельности, биология, физическая культура. Антинаркотические мероприятия проводятся в формах специальных внеклассных и внешкольных мероприятий с учащимися и родителями с привлечением специалистов-наркологов, инспекторов инспекции по делам несовершеннолетних. Разработан и проведён курс телевизионных программ, "круглых столов" по проблеме детской наркомании.
Отделом молодёжной политики Комитета общего профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области разработаны буклеты и листовки о негативном воздействии наркомании на организм человека.
Контроль состояния здоровья детей в области организован в соответствии с требованиями приказа Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.1992 года N 186V272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях". Количество детей, прошедших общий медицинский осмотр, составляет 94859 человек, или 55,7% от общего контингента учащихся. Углублённый медицинский осмотр проведён в 354 образовательных учреждениях: осмотрено 53827 учащихся, в том числе в областном центре подростковыми врачами-наркологами осмотрено более 17000 подростков. В результате осмотра 160 человек с подозрением на употребление наркотиков направлено к врачу-наркологу, из них выявлено 80 больных наркоманией.
Проводимые долгосрочные антинаркотические акции реализуются в виде областных мероприятий. В 2001 году в рамках областной акции "Без наркотиков" поддержано 5 комплексных программ. С 01.03.2002 проводится областная акция "Нет наркотикам", реализуется программа создания социальной и антинаркотической рекламы, разрабатывается региональное Положение о заместителе директора общеобразовательного учреждения по работе с учащимися группы риска и детьми, стоящими на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.
Важнейшим участком деятельности культурно-досуговых учреждений области является работа по направлению "Здоровый образ жизни", ибо отсутствие вредных привычек и забота о физическом здоровье - это в высшей степени нравственно для каждого гражданина в частности и для всего государства в целом.
Учреждения культуры области в профилактике наркомании используют разные формы и методы работы, как массовые так и индивидуальные, которые могут наглядно показать всем, от малышей до стариков, пагубность наркомании. Проблемы наркомании поднимаются на занятиях клубов "Собеседник", "Ровесник", "Помоги себе сам" "Подросток", "Подросток и закон". На территории области проведены акции: "Нет наркотикам", "Защитим детей от наркотиков", разработаны новые программы "Воспитай себя сам", "Скажем нет наркотикам".
Основная проблема культурно-досуговых учреждений - это отсутствие материально-технического оснащения, недостаток музыкальной и световой аппаратуры, аудиозаписей, видеоматериалов, методической литературы. Необходима генеральная поддержка в вопросах сохранения материальной базы домов культуры, библиотек, краеведческих музеев, базовых школ искусств.