РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Читинской областной Думой
28 февраля 2001 года
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы".
Статья 2. Администрации области при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в областной бюджет предусмотреть финансирование в 2001 году областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы", включить ее в Перечень программ и предусмотреть средства для реализации при разработке проекта областного бюджета на 2002 год.
Статья 3. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.Ф. ЭПОВ.
г. Чита
28 февраля 2001 года
№ 271 - ЗЧО
Наименование программы
| — Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы". |
|
— Постановление главы Администрации Читинской области "О разработке областной программы противодействия незаконному обороту наркотиков на 2001-2002 гг." от 31.08.1999 № 969.
|
Дата утверждения
| — Утверждена законом Читинской области "Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы" от 28.02.2001 № 271-ЗЧО. |
Государственный заказчик программы
| — Администрация Читинской области |
Основные разработчики программы
| — Управление внутренних дел Читинской области, Комитет здравоохранения Администрации Читинской области |
Цели и задачи, важнейшие целевые показатели программы
| Цель: обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота; поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
|
Сроки реализации программы | --- 2001-2002 годы |
Перечень основных мероприятий | 1. Организационные и правовые меры. |
Исполнители основных мероприятий | — Управление внутренних дел Читинской области (УВД) — координатор; Управление по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Российской Федерации (УБОП); Комитет здравоохранения Администрации Читинской области; прокуратура Читинской области; Забайкальская транспортная прокуратура; |
Объемы и источники финансирования программы | — Объем ассигнований для финансирования программы за счет средств областного бюджета составляет всего 12600 тыс. рублей, в том числе: 2001 год — 6300 тыс. рублей; 2002 год — 6300 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты программы | — При осуществлении программных мероприятий предусматривается: — снижение активности наркодельцов; — совершенствование методик системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией; — оснащение областного наркологического диспансера современным оборудованием для обнаружения наркотиков в организме человека; — создание единой автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также данных, отражающих состояние борьбы с их распространением; — создание областного центра повышения квалификации специалистов по проблемам наркомании на базе областного наркологического диспансера; — углубление межрегионального и международного сотрудничества правоохранительных органов области в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. |
Система организации контроля за исполнением программы | — Общий контроль за реализацией программы осуществляется Управлением внутренних дел Читинской области и Комитетом здравоохранения Администрации области. Исполнители мероприятий, указанные в графе " Исполнитель" раздела VII "Основные программные мероприятия" текста программы, организуют работу по проблемам борьбы с наркоманией в рамках собственных ведомств, при необходимости проводят координационные совещания, представляют в межведомственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (далее — межведомственная комиссия) отчеты к 10 января следующего года. Государственный заказчик и исполнители мероприятий программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию программы. Межведомственная комиссия представляет в Администрацию Читинской области сводные отчеты ежегодно к 1 февраля. Государственный заказчик-координатор программы при необходимости уточняет программные мероприятия, механизм реализации программы, состав исполнителей. |
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы" разработана согласно постановлению главы Администрации Читинской области "О разработке областной программы противодействия незаконному обороту наркотиков на 2000-2001 годы" от 31.08.1999 № 969 с учетом мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой Программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы".
Складывающаяся на территории Читинской области ситуация с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами (далее именуются наркотиками) продолжает обостряться. Отмечается нарастание негативных тенденций, влекущих структурную перестройку наркотического рынка в сторону увеличения высококонцентрированных наркотиков, прежде всего "героина" и "опия", что, в свою очередь, обусловлено наличием растущего спроса на наркотики среди молодежи. Наркомания стала существенно влиять на общеуголовную преступность. Организация работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в области строится в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", постановлением главы Администрации Читинской области "Об утверждении плана комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 1999-2001 годы" от 04.03.1999 № 270.
Вопросы взаимодействия всех заинтересованных ведомств по противодействию распространения наркомании рассматривались на заседании областной межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов Читинской области.
В целях недопущения поступления наркотических средств, сильнодействующих лекарственных веществ, а также наркотиков растительного происхождения в незаконный оборот, в области проводятся специальные оперативно-профилактические операции "Допинг" и "Мак".
В профилактике злоупотребления наркотиками используются средства массовой информации. Осуществлено 28 выступлений по радио, подготовлено 10 телепередач, сотрудниками отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков криминальной милиции УВД проведен брифинг для средств массовой информации Читинской области. Систематически в печати отражаются вопросы пагубного влияния наркотиков на организм человека. Продолжается проведение акции "Без наркотиков", основной задачей которой является проведение профилактических мероприятий по недопущению вовлечения других граждан в наркоманию, однако оперативная обстановка по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в течение текущего года остается сложной.
Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возросло на 1,3% (с 1244 до 1261), зарегистрировано 202 факта сбыта наркотических средств, удельный вес которых в структуре наркопреступности составил 16% (1998 г. — 10 %), из незаконного оборота изъято более 2,5 тонны различных наркотических средств сильнодействующих веществ, осуществлено 1094 изъятия наркотиков в крупных и особо крупных размерах, что на 12,6% выше аналогичного периода прошлого года, удельный вес которых от общего числа зарегистрированных преступлений составил 86,7 %.
Привлечено к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими веществами, 719 человек. Пресечена деятельность 55 групп наркодельцов, которые действовали по предварительному сговору.
Наибольшее число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявлено в городах Чита, Краснокаменск, Борзя, а также в Читинском, Хилокском и Шилкинском районах. Преступления, связанные с наркотиками, зарегистрированы в 31 из 32 районов области.
Несмотря на принимаемый комплекс мер, ситуация, складывающаяся со злоупотреблениями наркотическими средствами и их незаконным оборотом на территории области, остается сложной. Продолжает оставаться явно недостаточным уровень профилактики правонарушений, связанных с наркотиками, особенно среди молодежи. Из 73% лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, — молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, 15% — несовершеннолетние, 12,3% — ранее совершавшие преступления.
Число преступлений в области, связанных с наркотиками, за последние 10 лет увеличилось в 10,5 раза, достигнув в 1998 году 1545 преступлений. Однако это число выявленных преступлений не может отражать реальную обстановку, так как, по оценке российских и международных экспертов, правоохранительными органами в силу латентности, присущей данному виду преступлений, их выявляется не более 10-15% от числа всех совершаемых.
Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность.
Наиболее опасной тенденцией является рост контрабанды наркотиков на территорию области, как из стран "ближнего зарубежья", так и из сопредельного государства — Китайской Народной Республики.
В области происходит структурная перестройка нелегального наркорынка, высококонцентрированные и дорогостоящие опий и героин вытесняют преобладающие в области марихуану, гашишное масло и гашиш, получаемые из растительного сырья местного происхождения - дикорастущей конопли.
По данным Комитета здравоохранения, в области по состоянию на 1 октября 1999 года состоит на диспансерном учете 1150 граждан, потребляющих наркотики без назначения врача. Значительные трудности связаны с ограниченными возможностями органов здравоохранения в проведении лечения больных наркоманией, особенно за пределами областного центра.
Сложившееся положение явилось следствием:
- отставания правовой базы от потребностей правоохранительной практики;
- недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в их разобщенности;
- оттока профессиональных кадров;
- недостаточности материально-технического и финансового обеспечения;
- разрушения системы профилактики преступлений.
Все эти факторы сохраняют свое воздействие, что дает основание для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.
В ближайшей перспективе возможны:
- дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях;
- активизация попыток преступных сообществ использовать территорию области для расширения наркобизнеса;
- расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;
- возрастание масштабов социальных, экономических последствий противоправного употребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа наркоманов, особенно в молодежной среде.
Тем не менее потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и удержания контроля за незаконным оборотом наркотиков в области имеется.
Расширяется межведомственное взаимодействие и сотрудничество в сфере борьбы с наркобизнесом.
Программа нацелена на решение следующих проблем: повсеместное внедрение методов антинаркотического воспитания личности, лечение и реабилитацию больных наркоманией, организацию подготовки кадров в медицинской сфере, оказание поддержки органам внутренних дел области, осуществление контроля за уничтожением наркосодержащих растений на местах, концентрацию усилий областных и местных органов власти, негосударственных структур, общественности.
Главной целью программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, в последующем - поэтапное сокращение распространения наркомании, связанных с ней преступности и правонарушений на территории области.
Задачами программы являются:
- совершенствование организационно-правовых мер по проблемам противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
- совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача;
- совершенствование системы мер, осуществляемых правоохранительными органами по пресечению распространения наркомании среди населения области;
- укрепление материально-технической базы правоохранительных органов, учреждений сферы здравоохранения;
- развитие межрегионального и международного сотрудничества по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям в сфере незаконного оборота наркотиков:
- организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
- профилактика злоупотребления наркотиками;
- лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;
- пресечение незаконного оборота наркотиков;
- международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Цель мероприятий данного подраздела программы состоит в определении фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь.
Предусматривается:
- проведение комплексных оценок масштабов потребления наркотиков в области без назначения врача, материальных потерь от распространения наркомании в сфере производства (аварии, прогулы, нетрудоспособность, травматизм и т.д.), затрат на лечение больных наркоманией, реабилитационные меры, содержание медперсонала, состояния правопорядка и осуществления правосудия (затраты на процессуальную деятельность, деятельность правоохранительных органов, проведение специальных мероприятий и т.д.);
- организация оперативно-розыскных мероприятий, направленных на пресечение незаконного оборота наркотиков;
- проведение межведомственных совещаний, рабочих встреч для выработки единой политики, направленной на борьбу с незаконным оборотом наркотиков на территории области.
Цель мероприятий данного подраздела состоит в предупреждении незаконного спроса на наркотики, проведении предупредительно-профилактической работы по борьбе с распространением наркомании.
Предусматривается:
- включить в учебные планы образовательных учреждений дополнительные темы (курсы) по проблемам злоупотребления наркотиками, их незаконного оборота и профилактики наркомании;
- продолжить работу по созданию в органах и учреждениях образования психолого-педагогических служб;
- обеспечить подготовку и переподготовку специалистов-наркологов и сотрудников органов внутренних дел в сфере профилактики незаконного оборота наркотических средств;
- организовать проведение в образовательных учреждениях профилактических осмотров с участием врачей-наркологов.
Основной целью этого направления деятельности является продолжение разработки и внедрения в практику:
- современной концепции лечения, реабилитации, ресоциализации больных наркоманией;
- методов психологической защиты, препятствующих потреблению наркотиков.
Предусматривается подготовка и переподготовка медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений области СИЗО-1 г. Читы, исправительных учреждений по вопросам лечения и профилактики наркомании.
Приоритетными направлениями данного раздела будут являться следующие: укрепление материально-технической базы наркологического диспансера, отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД, Управления по борьбе с организованной преступностью, ЗабУВДТ, социально-психологического центра "Эдис", разработка и издание методических рекомендаций антинаркотической направленности, проведение мероприятий по уничтожению дикорастущей конопли.
Основные усилия в данном направлении заключаются в поддержании на постоянной основе контактов с правоохранительными и специальными службами приграничных областей Китайской Народной Республики и Монгольской Народной Республики по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотиков.
Для реализации первоочередных мероприятий программы предусматривается финансирование из областного бюджета в сумме 12600 тыс. рублей, в том числе: в 2001 году - 6300 тыс. рублей, в 2002 году — 6300 тыс. рублей.