РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2001 - 2002 годы"

Принят
Читинской областной Думой
28 февраля 2001 года


     Статья 1.
Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы".

     Статья 2.
Администрации области при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в областной бюджет предусмотреть финансирование в 2001 году областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы", включить ее в Перечень программ и предусмотреть  средства для реализации при разработке проекта областного бюджета на 2002 год.

     Статья 3.
Настоящий закон вступает в силу со дня его  официального опубликования.


Председатель областной Думы
А.Ф. ЭПОВ.  


 
     г. Чита
     28 февраля 2001 года
     № 271 - ЗЧО  
     


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Комплексные меры противодействия
 злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы"


  Наименование программы

 

 — Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы".

 
Дата принятия решения о разработке программы

 

— Постановление главы Администрации Читинской области "О разработке областной программы противодействия незаконному обороту наркотиков на 2001-2002 гг." от 31.08.1999 № 969.

 

 Дата утверждения
программы

 

  — Утверждена законом Читинской области "Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы" от 28.02.2001 № 271-ЗЧО.

 Государственный заказчик программы

 

  — Администрация Читинской области

Основные разработчики программы

 

  — Управление внутренних дел Читинской области, Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

 Цели и задачи, важнейшие целевые показатели программы

 

  Цель: обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота; поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
 Задачи:
    — совершенствование организационно-правовых мер по проблемам противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
— совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними;
— совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача;
— совершенствование системы мер, осуществляемых правоохранительными органами, по пресечению распространения наркомании среди населения области;
— укрепление материально-технической базы правоохранительных органов, учреждений сферы здравоохранения;
— развитие межрегионального и международного сотрудничества по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

   

  Сроки       реализации программы

 --- 2001-2002 годы  

 Перечень     основных мероприятий

1. Организационные и правовые меры.
2. Профилактика злоупотребления наркотиками.
3. Лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача.
4. Пресечение незаконного оборота наркотиков.
5. Международное сотрудничество.

  Исполнители    основных мероприятий

  — Управление внутренних дел Читинской области (УВД) — координатор; Управление по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Российской Федерации (УБОП); Комитет здравоохранения Администрации Читинской области;         прокуратура Читинской области; Забайкальская транспортная прокуратура;
Управление исполнения наказания (УИН); Управление юстиции; Забайкальское управление внутренних дел на транспорте (ЗабУВДТ); Региональное Управление Федеральной службы безопасности (РУФСБ); Региональное Управление Федеральной пограничной службы (РУФПС); Управление федеральной службы налоговой полиции (УФСНП); Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области (КОПОНиМП); Читинская, Борзинская и Забайкальская таможни; Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области; Комитет государственной статистики; муниципальные образования; Центр лечения от химической зависимости; Читинская государственная медицинская Академия (ЧГМА); Сибирский военный округ (СибВО); Сибирский пограничный округ (СибПО).

 Объемы и источники финансирования программы

  — Объем ассигнований для финансирования программы за счет средств областного бюджета составляет всего 12600 тыс. рублей, в том числе:

2001 год — 6300 тыс. рублей;

2002 год — 6300 тыс. рублей.

 Ожидаемые конечные результаты программы

 — При осуществлении программных мероприятий предусматривается:
— решение вопросов, способствующих повышению антинаркотической ориентации общества, моральному и физическому оздоровлению населения области;

— снижение активности наркодельцов;

— совершенствование методик системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;

— оснащение областного наркологического диспансера современным оборудованием для обнаружения наркотиков в организме человека;

— создание единой автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также данных, отражающих состояние борьбы с их распространением;

— создание областного центра повышения квалификации специалистов по проблемам наркомании на базе

областного наркологического диспансера;

— углубление межрегионального и международного сотрудничества правоохранительных органов области в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

 Система организации контроля за исполнением программы

  — Общий контроль за реализацией программы осуществляется Управлением внутренних дел Читинской области и Комитетом здравоохранения Администрации области. Исполнители мероприятий, указанные в графе

" Исполнитель" раздела VII "Основные программные мероприятия" текста программы, организуют работу по проблемам борьбы с наркоманией в рамках собственных ведомств, при необходимости проводят координационные совещания, представляют в межведомственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (далее — межведомственная комиссия) отчеты к 10 января следующего года. Государственный заказчик и исполнители мероприятий программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию программы. Межведомственная комиссия представляет в Администрацию Читинской области сводные отчеты ежегодно к 1 февраля. Государственный заказчик-координатор программы при необходимости уточняет программные мероприятия, механизм реализации программы, состав исполнителей.



I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 годы" разработана согласно постановлению главы Администрации Читинской области "О разработке областной программы противодействия незаконному обороту наркотиков на 2000-2001 годы" от 31.08.1999 № 969 с учетом мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой Программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы".

Складывающаяся на территории Читинской области ситуация с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами (далее именуются наркотиками) продолжает обостряться. Отмечается нарастание негативных тенденций, влекущих структурную перестройку наркотического рынка в сторону увеличения высококонцентрированных наркотиков, прежде всего "героина" и "опия", что, в свою очередь, обусловлено наличием растущего спроса на наркотики среди молодежи. Наркомания стала существенно влиять на общеуголовную преступность. Организация работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в области строится в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", постановлением главы Администрации Читинской области "Об утверждении плана комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 1999-2001 годы" от 04.03.1999 № 270.

Вопросы взаимодействия всех заинтересованных ведомств по противодействию распространения наркомании рассматривались на заседании областной межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов Читинской области.     

В целях недопущения поступления наркотических средств, сильнодействующих лекарственных веществ, а также наркотиков растительного происхождения в незаконный оборот, в области проводятся специальные оперативно-профилактические операции "Допинг" и "Мак".

В профилактике злоупотребления наркотиками используются средства массовой информации. Осуществлено 28 выступлений по радио, подготовлено 10 телепередач, сотрудниками отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков криминальной милиции УВД проведен брифинг для средств массовой информации Читинской области. Систематически в печати отражаются вопросы пагубного влияния наркотиков на организм человека. Продолжается проведение акции "Без наркотиков", основной задачей которой является проведение профилактических мероприятий по недопущению вовлечения других граждан в наркоманию, однако оперативная обстановка по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в течение текущего года остается сложной.

Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возросло на 1,3% (с 1244 до 1261), зарегистрировано 202 факта сбыта наркотических средств, удельный вес которых в структуре наркопреступности составил 16% (1998 г. — 10 %), из незаконного оборота изъято более 2,5 тонны различных наркотических средств сильнодействующих веществ, осуществлено 1094 изъятия наркотиков в крупных и особо крупных размерах, что на 12,6% выше аналогичного периода прошлого года, удельный вес которых от общего числа зарегистрированных преступлений составил 86,7 %.

Привлечено к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими веществами, 719 человек. Пресечена деятельность 55 групп наркодельцов, которые действовали по предварительному сговору.

Наибольшее число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявлено в городах Чита, Краснокаменск, Борзя, а также в Читинском, Хилокском и Шилкинском районах. Преступления, связанные с наркотиками, зарегистрированы в 31 из 32 районов области.

Несмотря на принимаемый комплекс мер, ситуация, складывающаяся со злоупотреблениями наркотическими средствами и их незаконным оборотом на территории области, остается сложной. Продолжает оставаться явно недостаточным уровень профилактики правонарушений, связанных с наркотиками, особенно среди молодежи. Из 73% лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, — молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, 15% — несовершеннолетние, 12,3% — ранее совершавшие преступления.

Число преступлений в области, связанных с наркотиками, за последние 10 лет увеличилось в 10,5 раза, достигнув в 1998 году 1545 преступлений. Однако это число выявленных преступлений не может отражать реальную обстановку, так как, по оценке российских и международных экспертов, правоохранительными органами в силу латентности, присущей данному виду преступлений, их выявляется не более 10-15% от числа всех совершаемых.

Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность.

Наиболее опасной тенденцией является рост контрабанды наркотиков на территорию области, как из стран "ближнего зарубежья", так и из сопредельного государства — Китайской Народной Республики.

В области происходит структурная перестройка нелегального наркорынка, высококонцентрированные и дорогостоящие опий и героин вытесняют преобладающие в области марихуану, гашишное масло и гашиш, получаемые из растительного сырья местного происхождения - дикорастущей конопли.

По данным Комитета здравоохранения, в области по состоянию на 1 октября 1999 года состоит на диспансерном учете 1150 граждан, потребляющих наркотики без назначения врача. Значительные трудности связаны с ограниченными возможностями органов здравоохранения в проведении лечения больных наркоманией, особенно за пределами областного центра.

Сложившееся положение явилось следствием:

- отставания правовой базы от потребностей правоохранительной практики;

- недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в их разобщенности;

- оттока профессиональных кадров;

- недостаточности материально-технического и финансового обеспечения;

- разрушения системы профилактики преступлений.

Все эти факторы сохраняют свое воздействие, что дает основание для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.

В ближайшей перспективе возможны:

- дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях;

- активизация попыток преступных сообществ использовать территорию области для расширения наркобизнеса;

- расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;

- возрастание масштабов социальных, экономических последствий противоправного употребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа наркоманов, особенно в молодежной среде.

Тем не менее потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и удержания контроля за незаконным оборотом наркотиков в области имеется.

Расширяется межведомственное взаимодействие и сотрудничество в сфере борьбы с наркобизнесом.

Программа нацелена на решение следующих проблем: повсеместное внедрение методов антинаркотического воспитания личности, лечение и реабилитацию больных наркоманией, организацию подготовки кадров в медицинской сфере, оказание поддержки органам внутренних дел области, осуществление контроля за уничтожением  наркосодержащих растений на местах, концентрацию усилий областных и местных органов власти, негосударственных структур, общественности.


     II. Основные цели и задачи, сроки реализации программы

Главной целью программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, в последующем - поэтапное сокращение распространения наркомании, связанных с ней преступности и правонарушений на территории области.

     Задачами программы являются:

- совершенствование организационно-правовых мер по проблемам противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

- совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними;

- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача;

- совершенствование системы мер, осуществляемых правоохранительными органами по пресечению распространения наркомании среди населения области;

- укрепление материально-технической базы правоохранительных органов, учреждений сферы здравоохранения;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

III. Система программных мероприятий

Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям в сфере незаконного оборота наркотиков:

- организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

- профилактика злоупотребления наркотиками;

- лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;

- пресечение незаконного оборота наркотиков;

- международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

1. Организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту

Цель мероприятий данного подраздела программы состоит в определении фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь.

     Предусматривается:

- проведение комплексных оценок масштабов потребления наркотиков в области без назначения врача, материальных потерь от распространения наркомании в сфере производства (аварии, прогулы, нетрудоспособность, травматизм и т.д.), затрат на лечение больных наркоманией, реабилитационные меры, содержание медперсонала, состояния правопорядка и осуществления правосудия (затраты на процессуальную деятельность, деятельность правоохранительных органов, проведение специальных мероприятий и т.д.);

- организация оперативно-розыскных мероприятий, направленных на пресечение незаконного оборота наркотиков;

- проведение межведомственных совещаний, рабочих встреч для выработки единой политики, направленной на борьбу с незаконным оборотом наркотиков на территории области.     


     2.
Профилактика злоупотребления наркотиками

Цель мероприятий данного подраздела состоит в предупреждении незаконного спроса на наркотики, проведении предупредительно-профилактической работы по борьбе с распространением наркомании.

     Предусматривается:

- включить в учебные планы образовательных учреждений дополнительные темы (курсы) по проблемам злоупотребления наркотиками, их незаконного оборота и профилактики наркомании;

- продолжить работу по созданию в органах и учреждениях образования психолого-педагогических служб;

- обеспечить подготовку и переподготовку специалистов-наркологов и сотрудников органов внутренних дел в сфере профилактики незаконного оборота наркотических средств;

- организовать проведение в образовательных учреждениях профилактических осмотров с участием врачей-наркологов.

3. Лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача

Основной целью этого направления деятельности является продолжение разработки и внедрения в практику:

- современной концепции лечения, реабилитации, ресоциализации больных наркоманией;

- методов психологической защиты, препятствующих потреблению наркотиков.

Предусматривается подготовка и переподготовка медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений области СИЗО-1 г. Читы, исправительных учреждений по вопросам лечения и профилактики наркомании.


     4. Пресечение незаконного оборота наркотиков

Приоритетными направлениями данного раздела будут являться следующие: укрепление материально-технической базы наркологического диспансера, отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД, Управления по борьбе с организованной преступностью, ЗабУВДТ, социально-психологического центра "Эдис", разработка и издание методических рекомендаций антинаркотической направленности, проведение мероприятий по уничтожению дикорастущей конопли.

5. Международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков

Основные усилия в данном направлении заключаются в поддержании на постоянной основе контактов с правоохранительными и специальными службами приграничных областей Китайской Народной Республики и Монгольской Народной Республики по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотиков.


     IV. Ресурсное обеспечение программы

Для реализации первоочередных мероприятий программы предусматривается финансирование из областного бюджета в сумме 12600 тыс. рублей, в том числе: в 2001 году -  6300 тыс. рублей, в 2002 году — 6300 тыс. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»