ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 июня 2010 года № 238
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы
«Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)»
(с изменениями на 07 сентября 2012 года)
______________________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
постановлением Правительства Забайкальского края от 07 сентября 2012 года № 376 ( "Азия-Экспресс", № 38, 20 сентября 2012 года)
______________________________________________________________________
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148 (с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года № 205), в целях формирования современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышения занятости и уровня жизни населения Забайкальского края Правительство Забайкальского края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)».
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края разработать муниципальные целевые программы по развитию туризма.
И.о. председателя Правительства Забайкальского края
А.А.Холмогоров
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)»
Наименование программы | Краевая долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)» (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Правительства Забайкальского края от 19 января 2010 года № 7-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011- 2013 годы)». |
Дата утверждения программы | Постановление Правительства Забайкальского края от 15 июня 2010 года № 238 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011- 2013 годы)». |
Государственный заказчик | Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. |
Основной разработчик программы | Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. |
Цель и задачи программы | Цель: формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня жизни населения Забайкальского края. Задачи: развитие научной базы туризма; создание положительного имиджа Забайкальского края как региона, благоприятного для туризма; содействие развитию высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса на территории Забайкальского края; увеличение числа туристов во внутреннем и въездном туризме Забайкальского края; создание новых рабочих мест в туристской индустрии; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; пропаганда здорового образа жизни и обеспечение отдыха для населения Забайкальского края; обеспечение безопасности туризма; сохранение и рациональное использование культурно-исторического наследия и природного богатства Забайкальского края; привлечение инвестиций в развитие туристской отрасли. |
Важнейшие целевые индикаторы программы | Увеличение количества иностранных посетителей (нерезидентов) на 26,7 процента в 2013 году к базовому периоду 2010 года; увеличение количества туристов, направляемых по внутренним туристским маршрутам, на 23 процента в 2013 году к базовому периоду 2010 года; создание 165 дополнительных рабочих мест в туриндустрии Забайкальского края. |
Сроки и этапы реализации | 2011-2013 годы. Программа реализуется в один этап. |
Потребность в финансировании | Объем финансирования за счет средств бюджета Забайкальского края на реализацию мероприятий программы на 2011-2013 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 39 589,4 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 29 292,2 тыс. рублей; 2012 год - 6 262,0 тыс. рублей; 2013 год - 4 035,2 тыс. рублей. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы | Увеличение количества иностранных посетителей, обслуженных туристскими организациями Забайкальского края, до 5700 человек; увеличение количества туристов, направляемых по внутренним туристским маршрутам туристскими организациями Забайкальского края, до 30800 человек; издание Единого кадастра туристско-рекреационных ресурсов Забайкальского края; определение объемов внутренних туристских потоков и величины потребительских расходов туристов на территории Забайкальского края путем проведения социологического обследования; создание комфортной среды пребывания для гостей и жителей Забайкальского края. |
Туризм - неотъемлемая часть жизни современного человека, связанная с удовлетворением его духовных и интеллектуальных потребностей, восстановлением и развитием физических сил и поддержанием высокого уровня жизнедеятельности.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно во время экономического кризиса. Туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других, выступает катализатором социально-экономического развития регионов.
Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1663-р, а также приказом Федерального агентства по туризму от 06 мая 2008 года № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года» определены ключевые направления государственной политики в сфере туризма как одной из приоритетных отраслей экономики России:
развитие туризма как необходимого условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора нового качества жизни в современном обществе;
защита прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, обеспечение безопасности туризма;
формирование правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации;
развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия;
формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма.
Основными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма - тех направлений, которые решают вопросы экономического и социального характера.
Отношения, связанные с развитием туризма и туристской деятельности в Забайкальском крае, регулирует Закон Забайкальского края «О туризме и туристской деятельности в Забайкальском крае».
Забайкалье обладает значительным потенциалом туристского предложения, базирующимся на уникальных природных ресурсах, ландшафтном и биологическом разнообразии территории, ресурсах познавательного и научного туризма, орнитологического туризма, геологической и палеонтологической истории края, сохранившихся памятниках археологии, культуры (таблица 1).
Туристские ресурсы Забайкальского края
Наименование ресурсов | Количество (единиц) |
Государственные природные биосферные заповедники федерального значения | 2 |
Государственные заказники федерального значения | 2 |
Памятники природы | 53 |
Природные заказники | 15 |
Научные объекты геологического наследия | 105 |
Целебные источники минеральных вод и грязей | более 200 |
Музеи | 58 |
Театры | 12 |
Памятники истории, | 846 |
Памятники архитектуры, | 1923 |
Памятники археологии, | 2779 |
Наличие железнодорожного и автомобильного сообщения между приграничными территориями, инфраструктура, обеспечивающая внешнеэкономическую деятельность и туризм, открытие сквозной автомобильной трассы Москва - Владивосток предоставляют новые возможности круглогодичных путешествий по России для российских и зарубежных авто- и велопутешественников.
Принадлежность монголов, бурят и китайцев, проживающих в Автономном районе Внутренняя Монголия (КНР), к единым этническим корням, их конфессиональное единство, сохранившиеся традиции являются важным ресурсом для развития приграничного туризма (паломнического, семейно-родственного, мемориального) в Забайкальском крае.
Сегодня Забайкальский край является основными «туристскими воротами» для граждан Китайской Народной Республики - страны с многомиллионным населением, с возрастающим уровнем жизни и, соответственно, с возрастающим количеством потенциальных туристов. В настоящее время более 90 процентов въездного потока на территорию региона составляют китайские туристы. Кроме того, географическое положение Забайкальского края определяет его в качестве транзитного коридора на пути следования иностранных путешественников к побережью озера Байкал и в европейскую часть России.
Специалистами доказано, что до 70 процентов доходов от въездного туризма остается в стране пребывания за счет прямого и мультипликативного эффекта от этого вида деятельности. Турист, посещающий наш регион, кратковременно пользуется предлагаемыми ресурсами. Туристская же инфраструктура, которая включает дороги, транспорт, гостиницы, музеи, рестораны и прочее, продолжает использоваться местным населением.
Несмотря на имеющиеся возможности развития въездного и внутреннего туризма, туристская деятельность в большей степени ориентирована на выездной туризм - жители региона массово выезжают в приграничный г. Маньчжурия, а также на отдых в КНР, где курорты характеризуются высоким уровнем качества сервиса и доступной ценовой политикой.
Наряду с этим прослеживается неравномерность спроса иностранных туристов на региональный туристский продукт, обусловленного влиянием внешних факторов, о чем свидетельствуют показатели въездного и выездного туризма, приведенные в таблице 2.
Количество туристов, обслуженных туристскими
организациями Забайкальского края в 2005-2009 годах по безвизовым туристским формальностям
Индикаторы | Показатели по годам | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Въездной туризм | |||||
Количество китайских туристов | 18,81 | 12,11 | 6,29 | 6,11 | 2,09 |
в % к предыдущему году | 113,3 | 64,4 | 51,9 | 97,1 | 34,2 |
Выездной туризм | |||||
Количество выезжавших в КНР жителей региона (резидентов), | 121,94 | 184,66 | 310,7 | 409,93 | 210,44 |
в % к предыдущему году | 95,2 | 151,4 | 168,3 | 131,9 | 51,3 |
По данным Всемирного совета по туризму, средние расходы одного нерезидента, въехавшего на территорию России, составляют 424 доллара США. При объеме въездного туризма в 2009 году 2,09 тыс. человек иностранные туристы инвестировали в экономику Забайкальского края порядка 26,5 млн. рублей. Кроме того, по экспертным оценкам, косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в региональной экономике, а 1 рабочее место, созданное в туристском секторе, ведет к появлению не менее 20 мест в сопутствующих отраслях, т. е. 2,09 тыс. иностранных туристов обеспечивали в 2009 году 522 рабочих места в Забайкальском крае.
В 2006-2007 годах отмечено значительное снижение количества китайских туристов, что обусловлено, по оценке, изменением законодательства КНР в части порядка оформления загранпаспортов. С конца 2008 года влияние мирового финансового кризиса отразилось на снижении показателей въездного туризма на территории Забайкальского края. Отрицательная динамика туристского обмена сохранялась в течение всего 2009 года. Наряду с вышеперечисленными факторами в регионе существуют не менее веские причины, сдерживающие развитие въездного туризма:
значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время;
недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха;
постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущий к удорожанию туристских продуктов;
дефицит квалифицированных профессиональных кадров;
избыточные административные формальности, связанные с инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов;
отсутствие финансовых средств для продвижения внутреннего и въездного туризма.
Таким образом, государственной задачей региона является стабилизация объемов въездного туризма с увеличением их в последующие годы.
В качестве предпосылок и факторов, влияющих на развитие внутреннего туризма, выступают социально-экономическая ситуация в регионе и потребность населения в отдыхе. Численность постоянного населения Забайкальского края на 01 января 2009 года составляла 1117 тыс. человек, из них около 462,6 тыс. человек, средний возраст которых чуть выше 38 лет, были заняты в экономике. При увеличении транспортных расходов, повышении стоимости услуг проживания и питания, с учетом общего влияния мирового финансового кризиса ограничилась возможность доступа населения региона к известным рекреациям европейской части России. Вместе с тем доля выходных дней при пятидневной рабочей неделе составляет значительную часть в общем балансе времени. Кратковременный и долговременный отдых в близко расположенных рекреациях жителям региона наиболее доступен как в финансовом плане, так и в плане оздоровления. Можно предположить, что более 400 тыс. человек, занятых в экономике края, относящихся к активному туристскому возрасту (в большинстве стран Западной Европы этот возраст колеблется в пределах от 30 до 60 лет), нуждаются в отдыхе и готовы заплатить за него. Таким образом, в сложившихся условиях наиболее востребованной формой отдыха являются недорогие туристские услуги: походы выходного дня, экскурсии с детьми, спортивные кратковременные маршруты, оздоровительный туризм, отдых на турбазах Забайкальского края.
Выгода от развития внутреннего и въездного туризма очевидна: прибыль получат не только местные туроператоры и турагенты, но и, с учетом мультипликативного эффекта, все структуры сопутствующих отраслей, а также непосредственно население, напрямую предоставляющие услуги проживания, питания, экскурсионного обслуживания. Пополнится доходная часть краевого бюджета за счет налоговых поступлений, получит поддержку малый бизнес, увеличится число рабочих мест, будет востребована продукция народных промыслов.
Забайкальский край располагает значительными природными ресурсами, практически неисчерпаемыми ресурсами познавательного и научного туризма, которые однако не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в регионе, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. Сегодня туристская инфраструктура края, не соответствующая международным стандартам, требует серьезных финансовых вливаний.
С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего и въездного необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры, при соответствующем уровне которой ресурсные возможности края позволят увеличить прием иностранных туристов в несколько раз, обеспечить качественный отдых для большего количества граждан края и приезжих из соседних регионов, что приведет к более интенсивному развитию туристской отрасли.
Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует множественных согласований и затягивается на два-три года.