ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2011 г. N 349-П
Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Сохранение единства народов и этнических общностей
Карелии на 2012 - 2016 годы" ("Карьяла – наш дом")
____________________________________________________________________
Постановление утратило силу с 19 декабря 2013 года на основании
Постановления Правительства Республики Карелия от 19.12.2013 г. N 365-П
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия" и Концепцией долгосрочной целевой программы "Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии на 2012 - 2016 годы" ("Карьяла – наш дом"), одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 3 августа 2011 года N 412р-П, Правительство Республики Карелия постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии на 2012 - 2016 годы" ("Карьяла – наш дом").
Глава Республики Карелия
А.В.Нелидов
Утверждена постановлением
Правительства Республики Карелия
от 12 декабря 2011 года N 349-П
Долгосрочная целевая программа
"Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии
на 2012 - 2016 годы" ("Карьяла – наш дом")
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Сохранение единства народов
и этнических общностей Карелии на 2012 – 2016 годы" ("Карьяла – наш дом")
Наименование Программы | - долгосрочная целевая программа "Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии на 2012 - 2016 годы" ("Карьяла – наш дом") (далее – Программа) |
Решение о разработке Программы | - распоряжение Правительства Республики Карелия от 3 августа 2011 года N 412р-П |
Решение об утверждении Программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта) | - постановление Правительства Республики Карелия от 12 декабря 2011 года N 349-П "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии на 2012 - 2016 годы" ("Карьяла – наш дом") |
Государственные заказчики Программы | - Министерство образования Республики Карелия; |
Государственный заказчик - координатор Программы | - Государственный комитет Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями |
Цели Программы | - стратегическая цель Программы: содействие обеспечению конституционных прав граждан на национальное (этнокультурное) развитие, свободу совести и вероисповедания, укрепление межнационального и межконфессионального согласия в Республике Карелия. Цель 2: обеспечение условий для сохранения гражданского мира, укрепление межнационального и межконфессионального согласия в Республике Карелия |
Задачи Программы | - задачами для достижения указанных целей являются: 1.1. Содействие реализации мер по сохранению и свободному развитию карелов, вепсов и финнов Республики Карелия. 2.1. Обеспечение условий полноправного этнокультурного развития проживающих в Республике Карелия народов и этнических общностей при сохранении сложившейся социально-экономической и культурно-исторической интеграции их в обществе. 2.2. Содействие реализации конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания. 2.3. Противодействие этническому и религиозному экстремизму, формирование культуры мира и согласия |
Ожидаемые конечные результаты Программы и показатели эффективности | - ожидаемые конечные результаты: 1. Рост доли населения, охваченного мероприятиями Программы, направленных на национальное (этнокультурное) развитие, свободу совести и вероисповедания, укрепление межнационального и межконфессионального согласия в Республике Карелия, до 5% (от общего числа населения Республики Карелия). |
Сроки реализации Программы | - 2012 - 2016 годы |
Перечень подпрограмм | - нет |
Источники финансирования Программы | - реализация мероприятий Программы осуществляется: за счет средств бюджета Республики Карелия – 54 325,00 тыс. рублей; за счет внебюджетных средств – 1 500,00 тыс. рублей |
Система организации контроля за реализацией Программы | - государственный заказчик - координатор Программы – Государственный комитет Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями. Государственные заказчики Программы – Министерство образования Республики Карелия, Министерство Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму – несут ответственность за реализацию Программы, проведение в установленные сроки мероприятий Программы и целевое использование выделенных на реализацию Программы бюджетных средств. В целях организации общественного контроля за реализацией Программы и целевым расходованием бюджетных средств создаются экспертный и общественный советы, в состав которых войдут государственные заказчики Программы, а также представители национальных общественных объединений, национально-культурных автономий, религиозных и иных некоммерческих организаций |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В современном мире этнический и конфессиональный факторы оказывают значительное, а порой и определяющее влияние на общественно-политическую ситуацию, а также развитие социально-экономических и историко-культурных процессов.
Тенденциями в мировом сообществе являются обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий, рост нетерпимости и экстремизма, в том числе и в странах, обладающих высоким качеством жизни. Эти противоречия возникают на фоне социального расслоения в обществе, нарастания трудовой миграции, столкновений религиозной и светской парадигм, отсутствия оптимальной модели гармоничного сочетания прав большинства и меньшинства. Республика Карелия, являясь частью общероссийского социокультурного пространства и приграничной территорией Российской Федерации, попадая в сферу влияния данных тенденций, должна противопоставить взвешенную программную политику по развитию позитивной этнической идентичности и формированию установок уважительного отношения к представителям иных этносов, религий, верований.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отражает необходимость воспитания толерантности к представителям различных этносов, поддержки межнационального сотрудничества, сохранения культурного многообразия, традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Среди основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, отмечается важность поддержки национальных культур и языков народов Российской Федерации как ключевых факторов гармоничного развития человека, реализации его духовного потенциала, сохранения единства российского общества, разработки мер, направленных на защиту прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.
В ходе заседания Президиума Государственного совета о мерах по укреплению межнационального согласия (11 февраля 2011 года, г. Уфа) Президент Российской Федерации Д.А. Медведев главным национальным приоритетом определил поддержание гражданского мира, национального (этнокультурного) развития народов России, межнационального и межконфессионального согласия в стране.
Эта работа должна выстраиваться на основе диалога, взаимодействия, просвещения и терпеливого сближения позиций. Межнациональная и межконфессиональная гармония достигается повседневными систематическими усилиями всего общества, всех органов власти и должна вестись поступательно и непрерывно. Основные цели и задачи реализации государственной национальной политики планируется закрепить в разрабатываемой Министерством регионального развития Российской Федерации федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России" на 2012 - 2017 годы. Меры государственной поддержки социального и экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляются посредством предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с 2009 года.
Республика Карелия является многонациональным и поликонфессиональным субъектом Российской Федерации, в котором проживают представители более 150 национальностей при численном доминировании представителей русского народа, а основная часть верующих относит себя к православным.
Этническое, религиозное и культурное многообразие является ресурсом развития Республики Карелия, а систематическая работа по поддержанию баланса интересов различных этнокультурных и религиозных сообществ дает результат, проявляющийся в сохранении межнационального и межконфессионального мира в обществе.
Проблема этнокультурного развития народов Карелии имеет и международное измерение, поскольку Республика Карелия выполняет ряд международных обязательств в отношении гарантий прав коренных народов и национальных меньшинств, коренных малочисленных народов.
Пунктами 1.6 и 1.7 Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 февраля 2011 года N 1995-IV ЗС, этносоциальное и этнокультурное развитие и государственно-конфессиональные отношения определены как приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с Конституцией Республики Карелия, Законом Республики Карелия от 19 марта 2004 года N 759-ЗРК "О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия", распоряжением Главы Республики Карелия от 31 декабря 2007 года N 1000-р, утвердившим Основные направления государственной политики в сфере национального развития, межнациональных отношений и взаимодействия с религиозными объединениями на территории Республики Карелия до 2020 года, распоряжением Правительства Республики Карелия от 27 февраля 2010 года N 57р-П о реализации государственной национальной политики на территории Республики Карелия и резолюцией VI съезда карелов Республики Карелия в Республике Карелия осуществляются меры по возрождению, сохранению и свободному развитию карелов, вепсов и финнов, проживающих на ее территории.
В 2010 году завершилась реализация региональной целевой программы "Государственная поддержка карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия на 2006 - 2010 годы". Реализация мероприятий Программы содействовала вовлечению органов местного самоуправления в Республике Карелия, учреждений образования, науки, культуры, средств массовой информации, национальных общественных объединений в процесс этнокультурного развития карелов, вепсов и финнов. Наибольшую активность в реализации мероприятий проявили муниципальные учреждения образования и культуры – 40,4% от общего числа партнеров, национальные общественные объединения карелов, вепсов и финнов Карелии – 30,2%, государственные учреждения – 15,2%, иные организации – 14,2%.
Среди положительных результатов следует отметить поддержку социально-культурных функций языков (издано 44 наименования книг, поддержан выпуск 6 наименований периодической печати на карельском, вепсском и финском языках, изготовлено и установлено 77 дорожных знаков индивидуального проектирования и 75 фасадных вывесок на карельском и вепсском языках), проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной и социальной компетентности специалистов, деятельность которых связана с использованием языков и традиционной культуры карелов, вепсов и финнов (состоялось 36 мероприятий, издано 16 сборников материалов конференций), повышение интереса у детей и молодежи к изучению младописьменных языков (ежегодное проведение конференций, посвященных Дню карельской и вепсской письменности, заочных конкурсов сочинений, конкурсов по ономастике родного края).
Данные социологического опроса населения 2010 года демонстрируют, что среди карелов и вепсов республики 60% читают газеты и журналы на родных языках, 75% смотрят телевизионные и слушают радиопередачи, реализуя право на получение информации на родном языке, 80% карелов и вепсов считают, что их права на пользование родным языком соблюдаются.
В то же время анализ ситуации показывает, что почти 60% респондентов полагает, что меры, принимаемые государством по развитию их родных языков, все же недостаточны. Среди опрошенных каждый пятый карел и каждый третий вепс высказал тревогу о жизнестойкости родного языка, почти 40% карелов и около 30% вепсов отметили, что их язык находится под угрозой исчезновения. По мнению 40% респондентов, необходимо продолжить работу по сохранению и развитию родных языков, особенно в организации изучения карельского языка в образовательных учреждениях республики и повышению его роли в общественной жизни. Слабая общественная, функциональная нагрузка не способствует их развитию и усвоению в процессе образования.
В этой связи требуется продолжить реализацию мероприятий, предусматривающих создание условий для функционирования младописьменных карельского и вепсского языков, развития этнокультурных традиций, воссоздания механизма межпоколенной трансмиссии, этнокультурных ценностей на уровне семьи.
При реализации мер государственной поддержки этнокультурного развития народов и этнических общностей Карелии необходимо обратить более пристальное внимание на повышение социокультурного самочувствия коренного русского населения, особенно на проблему сохранения традиционной культуры Поморья, Пудожья и Заонежья, представляющей особый пласт культуры Русского Севера.
2011 год является завершающим в реализации региональной целевой программы "Гармонизация национальных и конфессиональных отношений, формирование гражданского согласия в Республике Карелия на 2007 - 2011 годы" ("Карелия – территория согласия") (далее – программа "Карелия – территория согласия"). В рамках данной программы проводилась последовательная работа по повышению компетентности специалистов исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия, некоммерческих организаций (повышена компетентность более 1000 человек), поддержке общественно значимой деятельности национальных общественных объединений, национально-культурных автономий и религиозных организаций (реализовано более 500 проектов), формированию благоприятного информационного пространства Республики Карелия, отражающего ее этническое и конфессиональное многообразие (подготовлено и выпущено в эфир 14 теле- и 31 радиопередач, 3 ролика социальной рекламы), реализации комплексных партнерских проектов "Карелия – наш дом", "Духовность Отечества", "От Беломорья до Онего", "Земля наших предков", "Маршрут дружбы по районам Карелии".
Важным результатом реализации программы "Карелия – территория согласия" стала консолидация усилий исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия, национальных общественных объединений, национально-культурных автономий, религиозных и иных некоммерческих организаций Карелии, направленная на сохранение толерантного отношения к представителям иных этносов и конфессий в обществе. Результаты социологических исследований отражают положительную динамику в развитии отношений к представителям других этносов и конфессий: 2006 год – 60%, 2010 год – 76%. 78% опрошенных удовлетворены реализацией этносоциальных и этнокультурных прав.
Проводимая в Республике Карелия работа по сохранению благоприятных межнациональных отношений имеет положительные результаты. Более половины опрошенных в ходе социологического исследования 2010 года оценили состояние межнациональных отношений в республике как нормальные, еще четверть – как хорошие. 60% считают, что отношения между людьми разных национальностей добрососедские и гармоничные, две трети ответивших готовы иметь дело с представителями любой национальности, среди старшеклассников таких 75%.
Вместе с тем каждый десятый респондент считает межнациональные отношения в Республике Карелия напряженными, из них каждый третий отметил наличие национальностей, к которым испытывает неприязнь, причиной которой является неуважительное отношение к местным традициям и национальное чванство. Существует и некоторая мигрантофобия.
С учетом вышеизложенного необходимо продолжить работу по гармонизации межнациональных отношений, в том числе среди детей и молодежи, профилактике этнического и религиозного экстремизма, формированию культуры мира и согласия в обществе, изучению общественного мнения по удовлетворенности населения реализацией своих прав на этнокультурное развитие, свободу совести и вероисповедания. Системная работа по проведению комплекса мероприятий будет содействовать укреплению позитивного имиджа Карелии как региона, обладающего уникальным культурным, этническим и религиозным многообразием, составляющим историческое наследие и творческий потенциал как Российской Федерации, так и всего мирового сообщества.
Цели и задачи Программы определены в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в рамках полномочий Республики Карелия как субъекта Российской Федерации:
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- защита прав национальных меньшинств;
- обеспечение общественного порядка;
- поддержка региональных и местных национально-культурных автономий;
- организация и обеспечение защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
- осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью;
- организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Республики Карелия;
- участие в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
- осуществление международного сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе приграничного сотрудничества, участие в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом.
Правовую основу для разработки Программы составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов";
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
- Федеральный закон от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
- Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
- Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";