ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 августа 2011 года N 412р-П

[О Концепции долгосрочной целевой программы "Сохранение единства народов
и этнических общностей Карелии на 2012-2016 годы"]

(с изменениями на 16 ноября 2011 года)



_______________________________________

Распоряжение с изменениями и дополнениями, внесенными

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 16.11.2011 N 677р-П

     _______________________________________



В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия":

1. Одобрить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы "Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии на 2012-2016 годы" ("Карьяла - наш дом") (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Государственный комитет Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями, государственными заказчиками Программы: Министерство образования Республики Карелия, Министерство Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму.

(Пункт в редакции Распоряжения Правительства Республики Карелия от 16.11.2011 N 677р-П - см. предыдущую редакцию)

3. Государственному комитету Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями обеспечить в установленном порядке разработку проекта Программы.



Исполняющий обязанности
Главы Республики Карелия
       Ю.А. Канчер



Одобрена распоряжением
Р     Правительства Республики Карелия
      от 3 августа 2011 года № 412р-П

КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы "Сохранение единства народов
 и этнических общностей Карелии на 2012 – 2016 годы"

("Карьяла – наш дом")

   

Раздел 1. Обоснование содержания проблемы, требующей решения, соответствие целей и задач долгосрочной целевой программы "Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии на 2012-2016 годы" ("Карьяла - наш дом") приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия и полномочиям, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

В современном мире этнический и конфессиональный факторы оказывают значительное, а порой и определяющее влияние на общественно-политическую ситуацию, социально-экономический и историко-культурный процессы.

Республика Карелия является многонациональным и поликонфессиональным субъектом Российской Федерации, в которой подавляющее большинство населения составляют русские, а основная часть верующих относит себя к православным. Этническое, религиозное и культурное многообразие Республики Карелия всегда являлось ресурсом развития территории, на которой сохранялся межнациональный и межконфессиональный мир, поддерживался баланс интересов различных этнокультурных и религиозных сообществ.

В Республике Карелия приняты и действуют Основные направления реализации государственной политики в сфере национального развития, межнациональных отношений и взаимодействия с религиозными объединениями на территории Республики Карелия до 2020 года, утвержденные распоряжением Главы Республики Карелия от 31 декабря 2007 года N 1000-р, которые определяют основные цели в сфере государственной национальной политики:

- создание условий для удовлетворения гражданами, проживающими в Республике Карелия, этнополитических, этносоциальных, этнокультурных, духовных и образовательных потребностей;

- укрепление межнационального и межрелигиозного мира и согласия;

- профилактика экстремизма и ксенофобии;

- воспитание патриотизма и формирование общероссийской гражданской идентичности.

Последовательная работа исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления и общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, направленная на национально-культурное развитие народов и этнических общностей Карелии, сохранение и развитие карельского, вепсского и финского языков, формирование культуры мира и согласия в обществе, гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, позволила:

- обеспечить реализацию мер, направленных на удовлетворение этносоциальных и этнокультурных потребностей народов и этнических общностей, их национально-культурное и духовное развитие, содействие созданию условий для реализации конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания;

- сформировать систему взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, национальных общественных и религиозных объединений в вопросах реализации социально значимых программ, проектов и мероприятий, направленных на обеспечение межнационального мира и согласия, и на этой основе минимизировать риски возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов на территории Республики Карелия;

- использовать международное и межрегиональное, в том числе финно-угорское, сотрудничество для формирования и укрепления позитивного имиджа Республики Карелия как стабильного региона, привлекательного для проживания, сотрудничества и инвестиций.

Мировой тенденцией является обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий, рост нетерпимости и экстремизма, в том числе, и в странах с высоким качеством жизни. Эти противоречия возникают на фоне социального расслоения в обществе, нарастания трудовой миграции, столкновений религиозной и светской парадигм, отсутствия оптимальной модели гармоничного сочетания прав большинства и меньшинства.

События последних лет красноречиво свидетельствуют о том, что без межнационального и межконфессионального мира и согласия не может гармонично развиваться ни одно государство, более того, его существование находится под угрозой.

Современная ситуация в сфере национального развития и государственно-конфессиональных отношений в Республике Карелия, как и в целом в Российской Федерации, характеризуется:

- слабой общероссийской гражданской идентичностью населения;

- этнополитическим и религиозно-политическим радикализмом и экстремизмом, особенно проявляющимся в молодежной среде;

- снижением роли семейных и духовно-нравственных ценностей в жизни современного россиянина на фоне активизации процессов глобализации и господства стереотипов, навязываемых массовой культурой;

- неудовлетворенностью этнокультурных потребностей среди представителей русского народа на фоне этнической мобилизации других этнических сообществ и роста числа мигрантов;

- прогрессирующей утратой карельского и вепсского языков на фоне постоянного снижения численности карелов и вепсов;

- отсутствием достаточного опыта реализации общественно значимых проектов у национально-культурных автономий, национальных общественных объединений и религиозных организаций.

Определенные решениями Президиума Государственного совета Российской Федерации стратегические цели и задачи по формированию единства российской нации, национальному (этнокультурному) развитию народов и поддержанию гражданского мира являются обязательными для исполнительных органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления и должны выполняться на территории Республики Карелия с учетом ее исторических, культурных и национальных особенностей.

В соответствии со статьей 21 Конституции Республики Карелия в Республике Карелия осуществляются меры по возрождению, сохранению и свободному развитию карелов, вепсов и финнов, проживающих на ее территории. Принимаемые в этом отношении меры должны быть направлены не только на развитие и расширение сферы использования карельского, вепсского и финского языков, но и на сохранение карелов и вепсов как уникальных самобытных этносов мирового сообщества. Принципиально важно, что представители этих народов лично принимают участие в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы, осознают ответственность за будущее своих народов.

Одновременно необходимо обратить более пристальное внимание на повышение социокультурного самочувствия коренного русского народа, особенно на проблему сохранения традиционной культуры поморов, заонежан и пудожан.

Законом Республики Карелия «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия» от 19 марта 2004 года № 759-ЗРК, решением VI съезда карелов Республики Карелия гарантируется защита сохранения, развития и использования карельского и вепсского языков, сохранения и использования финского языка. Реализация в 2005-2010 годах мер государственной поддержки (организация системы обучения языкам, поддержка научных исследований, языковое планирование младописьменных карельского и вепсского языков) позволила расширить их социально-культурные функции, обеспечить функционирование данных языков в средствах массовой информации, книгоиздании. По данным социологического исследования, проведенного в 2010 году, 66 % карелов и вепсов читают газеты и журналы на родных языках, 75 % - смотрят телевизионные программы и слушают радиопередачи.

Несмотря на то, что 80 % карелов и вепсов считают, что их права на пользование родным языком соблюдаются, почти 66 % респондентов полагают, что меры по развитию их родных языков, принимаемые государством, все же недостаточны. В этой связи необходимо продолжить работу по развитию и сохранению родных языков, особенно в плане организации изучения карельского языка в общеобразовательных учреждениях республики, возможности которых, по мнению 40% респондентов, в последние годы заметно уменьшились, а также по повышению их роли в общественной жизни республики.

Проводимая в Республике Карелия работа по гармонизации межнациональных отношений дала свои положительные результаты. Более половины опрошенных в ходе социологического исследования, проведенного в 2010 году, оценили состояние межнациональных отношений в республике как нормальные, еще четверть - как хорошие. 60% считают, что отношения между людьми разных национальностей в месте проживания добрососедские и гармоничные, 75 % старшеклассников готовы иметь дело с представителями любой национальности.

В то же время каждый десятый опрошенный считает межнациональные отношения напряженными, а каждый третий отметил наличие национальностей, к которым испытывает неприязнь, главным образом из-за неуважительного отношения к местным традициям и обычаям. Существует и определенная мигрантофобия в принимающем сообществе.

Работу по гармонизации межнациональных отношений необходимо продолжать и расширять, в том числе посредством проведения семинаров по повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, сотрудников учреждений культуры и образования, уроков-встреч со старшеклассниками по воспитанию установок толерантного сознания.

Пунктами 1.6 и 1.7 Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 февраля 2011 года N 1995-IVЗС, этносоциальное и этнокультурное развитие и государственно-конфессиональные отношения определены как приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы.

В этой связи стратегической целью долгосрочной целевой программы "Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии на 2012-2016 годы" ("Карьяла - наш дом") (далее - Программа) является содействие обеспечению конституционных прав граждан на национальное (этнокультурное) развитие, свободу совести и вероисповедания, укрепление межнационального и межконфессионального согласия в Республике Карелия.


Целями Программы являются:

1) обеспечение условий для устойчивого этнокультурного развития коренных народов Республики Карелия,

2) обеспечение условий для сохранения гражданского мира, укрепление межнационального и межконфессионального согласия в Республике Карелия.

(Абзац в редакции Распоряжения Правительства Республики Карелия от 16.11.2011 N 677р-П - см. предыдущую редакцию)

Задачами для достижения указанных целей являются:

1) содействие реализации мер по сохранению и свободному развитию карелов, вепсов и финнов Республики Карелия.

Решение задачи будет осуществляться через повышение профессиональной и социальной компетентности субъектов реализации государственной национальной политики, поддержку общественно значимой (социально ориентированной) деятельности национальных общественных объединений карелов, вепсов и финнов, расширение информационного пространства; обеспечение условий деятельности коллегиальных рабочих органов, осуществление межмуниципального, межрегионального, международного финно-угорского сотрудничества, проведение мониторинга этнокультурного развития и этносоциального положения коренных народов Республики Карелия;

2) обеспечение государственной поддержки карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия.

Решение данной задачи будет осуществляться через совершенствование системы обучения карельскому, вепсскому и финскому языкам в образовательных учреждениях, подготовку специалистов по карельскому, вепсскому и финскому языкам, поддержку средств массовой информации и издание учебной, учебно-методической, научной, художественной, детской литературы и словарей на карельском, вепсском и финском языках, обеспечение условий деятельности Республиканской термино-орфографической комиссии при Главе Республики Карелия, поддержку научных исследований и специалистов в области культуры, образования, науки, средств массовой информации, творческих работников, деятельность которых направлена на сохранение и развитие карельского, вепсского и финского языков;

3) сохранение и развитие традиционной русской культуры Поморья, Пудожья и Заонежья.

Решение задачи будет осуществляться через повышение профессиональной и социальной компетентности субъектов реализации государственной национальной политики, поддержку общественно значимой (социально ориентированной) деятельности национальных общественных объединений коренного русского населения Карелии, издание литературы, развитие международного и межрегионального сотрудничества, направленного на сохранение и развитие этнокультурных традиций Поморья, Заонежья и Пудожья;

4) обеспечение условий полноправного этнокультурного развития проживающих в Республике Карелия народов и этнических общностей при сохранении сложившейся социально-экономической и культурно-исторической интеграции в обществе.

Решение данной задачи будет осуществляться через повышение профессиональной и социальной компетентности субъектов реализации государственной национальной политики, обеспечение условий деятельности коллегиальных рабочих органов, содействие органам местного самоуправления в реализации прав народов и этнических общностей Российской Федерации на национально-культурное развитие и реализацию мероприятий в сфере межнациональных отношений, осуществление мер государственной поддержки российского казачества на территории Республики Карелия, поддержку общественно значимой (социально ориентированной) деятельности национальных общественных объединений; поддержку издательской деятельности, а также современных научно-исследовательских и образовательных технологий, направленных на этнокультурное развитие народов и этнических общностей Республики Карелия, развитие информационного пространства и межмуниципального, межрегионального, международного сотрудничества в сфере реализации государственной национальной политики;

5) содействие реализации конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания.

Решение задачи будет осуществляться через повышение профессиональной и социальной компетентности субъектов реализации прав и гарантий граждан на свободу совести и вероисповедания, гармонизацию межконфессиональных отношений, обеспечение условий деятельности коллегиальных рабочих органов, поддержку социально ориентированной деятельности религиозных организаций, издательскую деятельность; формирование благоприятного информационного пространства, развитие межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества в сфере реализации государственно-конфессиональных отношений;

6) противодействие этническому и религиозному экстремизму, формирование культуры мира и согласия.

Решение задачи будет осуществляться через повышение профессиональной и социальной компетентности субъектов реализации государственной национальной политики, содействие органам местного самоуправления в реализации полномочий по участию в профилактике терроризма и экстремизма, обеспечение условий деятельности коллегиальных рабочих органов, содействие образовательным учреждениям в духовно-нравственном воспитании обучающихся и студентов, профилактике экстремизма, развитии культуры мира и согласия в молодежной среде, социально-культурной адаптации детей-мигрантов, развитие межмуниципального межрегионального и международного сотрудничества и поддержку общественно значимых инициатив в сфере противодействия этническому и религиозному экстремизму.

Применение программно-целевого метода при решении задач национального (этнокультурного) развития народов и этнических общностей Республики Карелия, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений позволит проводить единую региональную политику и укрепить взаимодействие регионального и муниципального уровней.

(Раздел в редакции Распоряжения Правительства Республики Карелия от 16.11.2011 N 677р-П - см. предыдущую редакцию)

Раздел 2. Оценка ожидаемой эффективности предлагаемого решения проблемы с приведением целевых показателей и сроками решения проблемы

Социальная эффективность Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития Республики Карелия, связанные с реализацией государственной национальной политики и развитием государственно-конфессиональных отношений:

этносоциальное и этнокультурное развитие народов и этнических общностей Республики Карелия;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»