(с изменениями на 10 февраля 2024 года)
(в редакции Указов Президента РТ от 22.06.2015 N УП-570, от 01.07.2017 N УП-596, от 25.05.2019 N УП-298, от 09.04.2021 N УП-278, от 05.02.2022 N УП-90, Указов Раиса РТ от 05.06.2023 N 385, от 10.02.2024 N 106)
В целях создания единой республиканской системы развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива" (далее - Концепция) (приложение N 1).
2. Образовать Межведомственный координационный совет по реализации Концепции.
3. Утвердить Положение о Межведомственном координационном совете по реализации Концепции (приложение N 2) и его состав (приложение N 3).
4. Кабинету Министров Республики Татарстан принять меры, обеспечивающие реализацию Концепции.
5. Республиканским органам исполнительной власти при решении вопросов молодежной политики, при разработке и реализации республиканских долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ руководствоваться Концепцией.
(в ред. Указа Раиса РТ от 05.06.2023 N 385)
6. Предложить территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям при решении вопросов молодежной политики учитывать в своей деятельности положения Концепции.
7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ
Казань, Кремль
9 октября 2012 года
N УП-862
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "ПЕРСПЕКТИВА"
(в ред. Указа Раиса РТ от 05.06.2023 N 385)
Концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива" (далее - Концепция) разработана в целях реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
Концепция учитывает совокупность факторов, ведущими из которых являются следующие.
Экономика инноваций, основанная на мотивации и повсеместном внедрении технологических новшеств, курс на которую взят в Российской Федерации и Республике Татарстан, предъявляет качественно новые требования к человеческому капиталу, диктует структурные изменения на рынке труда.
Формируются запросы на профессионалов с высокой способностью к обучению и восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски и принимать решения в условиях высокой неопределенности. Повышается спрос на команды, способные комплексно подходить к решению нетривиальных задач. Особенно востребованными становятся творческие личности, умеющие видеть, ставить и свободно решать возникающие перед обществом задачи.
Максимально эффективное развитие и использование интеллектуально-творческих способностей человека как ключевых факторов формирования человеческого капитала становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности.
Данные подходы присущи всем динамично развивающимся странам. В частности, в Рекомендациях Совета Европы по данному вопросу (Рекомендации Совета Европы об образовании одаренных детей N 1248 одобрены Парламентской ассамблеей Совета Европы 7 октября 1994 года) отмечается, что ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может.
Задача создания общенациональной системы выявления и развития молодых талантов является первостепенной в Послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года. Поручение о включении в региональные программы мероприятий, направленных на реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, содержится в перечне поручений Президента Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N Пр-568ГС. Необходимость поддержки одаренных детей, реализации образовательных траекторий и карьерного роста изложена в Послании Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова Государственному Совету Республики Татарстан от 13 октября 2010 года.
По мнению специалистов, под одаренностью следует понимать системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Развитие одаренности - это, как правило, результат сложного взаимодействия многих факторов: наследственности, социальной среды, которая осваивается разнообразной деятельностью, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Современной наукой у многих представителей молодежи отмечается наличие потенциальных предпосылок к достижениям в разных видах деятельности, однако действительно незаурядных результатов добивается незначительное число. Успешное развитие одаренной личности зависит не только от возможностей системы образования, но и от условий, способствующих формированию мотивации деятельности и системы ценностей, образующих основу становления одаренной личности.
Сложившаяся типологизация одаренности детей и молодежи является весьма схематичной и не отражает всего многообразия и сложности различных ее форм и видов. Исходя из стратегических вызовов, актуализируется задача развития и реализации не отдельных видов одаренности, а интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в широком понимании.
Концепция нацелена на создание единой открытой республиканской системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных (талантливых) детей и молодежи. В ней определены цели и задачи, основные принципы, механизмы и направления ее реализации, сформулированы ожидаемые результаты. Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы и принципиальные подходы к ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности.
Концепция разработана с учетом задач реализации Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы", Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2010 года N 1174 "Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", а также с учетом лучшей мировой и отечественной практики.
Концепцией предусмотрено выстраивание системы правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового обеспечения эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Республике Татарстан. Ключевую роль в этом должно сыграть объединение в этих целях на принципах социального партнерства работодателей, представителей бизнеса, научного сообщества, органов государственной и муниципальной власти, общественных объединений, некоммерческих организаций и фондов. Важными характеристиками мер реализации Концепции должны стать гибкость, возможность настройки под необходимый уровень и масштаб задач.
Раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи предполагает деятельность по развитию и реализации самых различных проявлений одаренности (и их сочетаний), ведущими из которых выступают интеллектуальное, творческое и художественное, спортивное, социальное. Концепция ориентирована на развитие у детей и молодежи креативности и культуры созидания, предприимчивости, стимулирование научного исследовательского поиска, лидерства с задачей максимально широкого охвата детей и молодежи, доступности и возможности быть востребованными независимо от места проживания и социального положения. Реализация Концепции позволит увеличить количество выявляемых одаренных детей и молодежи, обеспечить условия их самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества, придаст последовательный и системный характер формированию интеллектуальной, творческой, спортивной и бизнес-элиты республики, будет способствовать росту конкурентных преимуществ Республики Татарстан.
В мировой практике выделяются два подхода к работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью:
1. Эксклюзивный, который исходит из того, что одаренные дети нуждаются в специальных условиях и программах обучения.
2. Инклюзивный, когда приоритетом является не выявление одаренности узкой группы, а создание условий для развития талантов у всех детей и молодежи.
В современной мировой практике развитых стран наблюдается тенденция к использованию обоих подходов. Целью подобной практики является признание особого подхода к развитию одаренных (талантливых) детей и молодежи с обеспечением условий для выявления и развития их способностей и талантов.
В связи с тем, что не существует единого определения одаренности, на практике чаще используют набор характеристик, которые включают в себя это понятие. Например, Комиссия по образованию Гонконга в 1990 году приняла характеристики одаренности, которые ранее были одобрены Конгрессом США. Эти характеристики включают:
общие интеллектуальные способности;
специфические академические навыки;
креативное и продуктивное мышление;
лидерские способности;
способности в области изобразительного и исполнительского искусства.
Активизации распространения опыта работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью, координации научных исследований послужило создание в 1975 году международной общественной организации - Всемирного совета по таланту и одаренности детей.
Во многих странах впоследствии были созданы национальные центры одаренности, сочетающие научно-исследовательскую, координационную, мониторинговую деятельность, а также подготовку управленческих решений для правительств и профессиональных сообществ. В частности, заметную роль поддержке одаренности детей и молодежи отводят страны Европейского союза.
В зависимости от степени участия государства в работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью выделяют два подхода - централизованный и децентрализованный.
Для централизованного подхода характерно жесткое регламентирование ответственности государства за интеграцию молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь общества. При этом государство определяет приоритеты и в работе с одаренными детьми и молодежью.
Так, в Китае данная деятельность осуществляется в полном соответствии с решениями Коммунистической партии Китая, где особое внимание уделяется вовлеченности молодежи в экономико-трудовую деятельность.
В Японии данная работа строится на основе совместных взаимовыгодных действий государственных органов и общественных институтов и четком распределении ответственности между ними. Широко применяется государственное обеспечение функционирования специальных молодежных центров, бюро и служб. Действуют Японский институт воспитания талантов, программы по раннему развитию детей. Патентное бюро отвечает за работу детских клубов изобретателей.
В Сингапуре пытаются воспитать "лучшую нацию на свете", сделав теорию воспроизводства интеллектуальной элиты национальной идеей. Одаренные (талантливые) люди должны возглавлять ведущие институты государства и сферы жизнедеятельности общества. Здесь работа с одаренными детьми связывается с успешным развитием самой страны.
В Германии стратегия предпринимаемых действий направлена на разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. Во всех крупных городах имеются информационные молодежные центры. В каждой из 16 земель есть свои положения о программах обучения одаренных детей и молодежи и их педагогическом обеспечении. Действуют программы и проекты обследования и мониторинга (по 30 тысяч представителей молодежи обследуются ежегодно, за 900 следят по 3 года). Одаренным студентам оказывается материальная помощь.
В Канаде введен обязательный год посещения детского сада перед поступлением в школу.