Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2010 года N 627


"Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие
 транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
 от 10 октября 2023 года N 1296

____________________________________________________________________


В целях осуществления единой государственной транспортной политики в интересах развития экономики Республики Татарстан и обеспечения транспортной доступности Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы".

2. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан на основе утвержденной настоящим постановлением Концепции разработать проект долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы" в соответствии с предусмотренным финансированием.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Концепция
долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного
 комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 6 августа 2010 г. N 627)

     
I. Общие положения


Настоящая Концепция является первым этапом разработки долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа). Программа направлена на дальнейшую реализацию комплексных проектов в области развития транспортной инфраструктуры (далее - проекты) и мероприятий инновационного характера, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, внебюджетных источников, в том числе и за счет государственно-частного партнерства.

Разработка Программы позволит:

сконцентрировать усилия и ресурсы на решении межотраслевых транспортных проблем, комплексном и системном решении приоритетных задач, определенных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р;

преодолеть отраслевую односторонность и ограниченность развития инфраструктурных транспортных объектов;

использовать в полной мере программно-целевой метод, обеспечивающий взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами;

внедрить действенный механизм реализации мероприятий, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве государства и частного капитала, привлечь дополнительные финансовые ресурсы для решения приоритетных задач;

обеспечить гибкое, контролируемое и адекватное изменяющимся рыночным условиям финансирование мероприятий, направленных на развитие транспортных услуг;

учесть в полной мере процессы глобализации, которые в дальнейшем будут оказывать самое серьезное влияние на транспортный рынок республики.


II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
 ее решения программными методами


Республика Татарстан располагает всеми современными видами транспорта. Размещение и структура транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям, но нуждаются в совершенствовании и развитии.

Транспортный комплекс Республики Татарстан объединяет шесть видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический, а также включает автомобильные дороги.

Анализ реализации республиканской целевой программы "Развитие
 транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы"


С 2006 года развитие транспортной системы республики осуществляется в соответствии с республиканской целевой программой "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы" (далее - Программа на 2006-2010 годы), утвержденной Законом Республики Татарстан от 03.08.2006 N 64-ЗРТ. В ходе реализации Программы на 2006-2010 годы достигнуты следующие целевые индикаторы: плотность дорог на 1000 кв.км - 214,18 км (план - 218,6 км), отношение дорог с асфальтобетонным покрытием к общей протяженности дорог общего пользования - 79,6 процента (план - 80 процентов), удельный вес населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи дорогами с асфальтобетонным покрытием с сетью путей общего пользования, - 45,7 процента (план - 36,5 процента), увеличение мобильности населения - на 10,3 процента (план - на 12 процентов), увеличение охвата автобусным сообщением населенных пунктов - на 9,3 процента (план - на 15 процентов) и другие.

Фактические расходы по реализации Программы на 2006-2010 годы в 2006 - I квартале 2010 года составили 84800,21 млн.рублей, или 73,7 процента от запланированных на этот период, в том числе за счет средств бюджета Российской Федерации - 17534,7 млн.рублей, бюджета Республики Татарстан - 51685,99 млн.рублей, муниципальных средств - 1240,9 млн.рублей, средств предприятий - 9010,45 млн.рублей, привлеченных средств - 5328,2 млн.рублей.

Дорожное хозяйство

По состоянию на 1 апреля 2010 года сеть дорог общего пользования Республики Татарстан составляет 32144,544 километра.

Опорная сеть дорог республики представлена федеральными автомобильными дорогами протяженностью 1066,476 км, в том числе 111 мостов и многоуровневых транспортных развязок протяженностью 9,391 километра. Протяженность автодорог регионального значения составляет 13462,915 км, из которых с асфальтобетонным покрытием - 10495,246 км (77,9 процента), с переходным покрытием - 1915,28 км (14,2 процента), с грунтовым покрытием - 1052,387 км (7,9 процента), в том числе 1094 моста и многоуровневых транспортных развязки протяженностью 45,531 километра.

Дорожно-уличная сеть городов и населенных пунктов республики, находящаяся в муниципальной собственности, насчитывает 17,6 тыс.км, в том числе с асфальтобетонным покрытием 5,4 тыс.километров.

По экспертным оценкам различных зарубежных организаций и отечественных специалистов, минимальная плотность автомобильных дорог для удовлетворения потребностей экономики и населения должна быть в пределах около 300 км на 1000 кв.км территории. Плотность автомобильных дорог по Республике Татарстан - 214,18 км/1000 кв.километров. При этом следует отметить неравномерность развития автодорог, особенно с асфальтобетонным покрытием, по районам республики.

Значительная часть сети дорог общего пользования не соответствует фактической интенсивности движения и значительно возросшим нагрузкам на ось автомобиля. Требуется их модернизация в соответствии с требованием времени.

В настоящее время проблема развития сети автомобильных дорог на всех уровнях власти рассматривается через призму приоритетных национальных проектов, которые имеют особое значение в жизни страны. Именно работающая и разветвленная сеть автодорог может и должна способствовать их реализации. Иначе результатами этих социальных программ не смогут воспользоваться жители, проживающие в сельской местности. Расширение возможностей получения профессионального образования, качественных медицинских услуг, нового комфортного жилья и развитие села во многом связаны с обеспечением транспортной доступности региона. Наиболее пристальное внимание уделяется проблеме обеспеченности населенных пунктов республики подъездными автомобильными дорогами с асфальтобетонным покрытием.

По состоянию на 1 апреля 2010 года из 3081 населенного пункта республики 1408 не связаны с сетью дорог общего пользования подъездами с асфальтобетонным покрытием, из них 472 имеют переходное покрытие и 936 - грунтовое. Поэтому перспективы развития дорог регионального и местного значения напрямую связаны с реализацией приоритетных национальных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования и обеспечения населения республики доступным жильем.

За период с 2006 года по I квартал 2010 года отремонтированы 417,8 км федеральных автомобильных дорог и 2243,9 км региональных автомобильных дорог.

В соответствии с программными мероприятиями изменилась структура дорожной сети по типам покрытия, а именно возросло количество дорог с асфальтобетонным покрытием, о чем свидетельствует ежегодная динамика роста индикатора, характеризующего отношение дорог с асфальтобетонным покрытием к общей протяженности дорог общего пользования: на начало 2006 года - 76,4 процента, на 1 июня 2010 года - 79,57 процента. Показатель удельного веса населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи дорогами с асфальтобетонным покрытием с сетью путей общего пользования на начало 2006 года составил 50,5 процента, на 1 апреля 2010 года - 30,4 процента.

Как показывает мировой опыт, эффективным инструментом обеспечения развития транспортной инфраструктуры является государственно-частное партнерство.

Проект "Строительство платной автомагистрали "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" в составе автодорожного коридора "Европа - Западный Китай" имеет общегосударственное значение и ориентирован на формирование единой транспортной системы Российской Федерации в рамках реализации целей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Новый маршрут позволит связать между собой две важнейшие автомагистрали М-7 "Волга" и М-5 "Урал" и обеспечить выход Оренбургской области, Республики Башкортостан, Республики Казахстан и других государств Средней Азии к трансевропейскому коридору N 2 по более короткому пути.

Общая протяженность маршрута составит около 294 километров. Автомагистраль Шали (М-7) - Бавлы (М-5) - принципиально новый проект с современным продуманным подходом к строительству, содержанию и, главное, к обеспечению безопасности движения.

Всего с начала строительства по проекту освоено 10717 млн.рублей, в том числе из бюджета Российской Федерации - 3550 млн.рублей (субсидии), бюджета Республики Татарстан - 4900 млн.рублей, за счет средств частного инвестора - 2267 млн.рублей.

Железнодорожный транспорт.

Протяженность железнодорожных путей составляет 1889,0 километра. Густота железнодорожных путей общего пользования на 10 тыс.кв.км территории составляет 128 километров. По этому показателю республика занимает 43 место среди субъектов Российской Федерации и 8 место - в Приволжском федеральном округе.

Железнодорожные линии на территории республики проходят по западной и восточной ее частям. Железнодорожный транспорт является вторым по объемам перевозок грузов и пассажиров в республике. Этот вид транспорта выполняет внутренние (дальние), межрегиональные перевозки. Межрегиональные связи республика имеет практически со всеми регионами Российской Федерации.

Реализация транспортной политики на железнодорожном транспорте осуществляется на основании соглашений и протоколов о взаимодействии и сотрудничестве, заключаемых между Правительством Республики Татарстан и филиалами ОАО "Российский железные дороги" - Горьковской и Куйбышевской железными дорогами.

В результате реализации программных мероприятий повышен уровень обслуживания пассажиров (произведено строительство и реконструкция посадочных платформ, железнодорожных пассажирских павильонов), вокзалы в гг. Казани, Набережные Челны и Бугульме оснащены автоинформаторами для оповещения пассажиров на двух государственных языках Республики Татарстан, введены дополнительные электропоезда.

Стоит отметить, что объем перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом с каждым годом уменьшался: на начало 2006 года - 21,9 млн.пассажиров, на 1 апреля 2010 года - 11,8 млн.пассажиров.

Внутренний водный транспорт.

Роль внутреннего водного транспорта определяется географическим расположением внутренних водных путей и сезонностью их использования. Протяженность внутренних водных путей Республики Татарстан - 1056 километров.

Перевозки пассажиров в целом являются убыточным сегментом рынка и дотируются за счет бюджетных средств. Вместе с тем туристические, круизные и прогулочные пассажирские перевозки, осуществляемые главным образом по водным путям европейской части страны, высокорентабельны и представляют собой растущий сегмент рынка. Предприятия водного транспорта в навигационный период обслуживают население 17 прибрежных районов республики, осуществляют свою деятельность на реках Волге, Каме и Вятке, которые делят территорию республики на четыре части. В 2009 году приобретены пассажирские суда на сумму 3,3 млн.рублей, в том числе судно на воздушной подушке, предназначенное для круглогодичных перевозок пассажиров. Это позволило принципиально изменить работу предприятий речного транспорта.

Объем перевозки пассажиров речным транспортом ежегодно увеличивался, за исключением 2009 года, когда спрос на данный вид транспорта снизился: на начало 2007 года - 35,8 млн.пассажиров, а на конец 2009 года - 33,6 млн.пассажиров. За I квартал 2010 года пассажирооборот речным транспортом составил 16,1 тыс.пассажиров.

Грузовые перевозки по реке являются одним из самых дешевых видов транспорта. В настоящее время развитие грузовых перевозок внутренним водным транспортом, прежде всего, зависит от устранения лимитирующих пропускную способность участков водных путей Единой глубоководной системы европейской части России.

В республике находятся три грузовых порта - в гг. Набережные Челны, Казани, Чистополе, и четыре пассажирских порта - в гг. Казани, Набережные Челны, Чистополе, Нижнекамске. В городе Набережные Челны расположены два современных в гидротехническом отношении грузовых порта: речной порт г. Набережные Челны и самый крупный в Волжско-Камском бассейне промышленный речной порт ОАО "КАМАЗ".

Гражданская авиация

За годы экономических реформ Республика Татарстан, как и многие субъекты Российской Федерации, практически полностью лишилась как сети местных авиалиний, так и аэродромов.

Воздушный транспорт Республики Татарстан имеет три аэропорта федерального значения:

международный аэропорт "Казань";

международный аэропорт "Бегишево";

аэропорт "Бугульма".

В ходе реализации Программы на 2006-2010 годы мероприятия по реконструкции аэропортов "Казань" и "Бегишево" включены в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)", приобретена спецтехника и оборудование для залов аэропортов. Количество обслуженных аэропортами республики пассажиров в 2009 году составило 851,7 тыс.человек, за I квартал 2010 года - 196,8 тыс.человек. Пассажиропоток на международных направлениях в 2009 году составил 253,9 тыс.человек, из аэропортов республики по международным направлениям отправлено и прибыло за I квартал 2010 года 56,7 тыс.человек, что больше на 249,3 процента, чем за аналогичный период 2009 года. Увеличение перевозок зафиксировано на направлениях Стамбул, Анталья, Шарм-эль-Шейх, Хургада, Дубай, Душанбе, Ташкент, Худжант, Ереван.

За период с 2006 года по I квартал 2010 года всеми авиакомпаниями республики перевезено 103,5 млн.пассажиров. По внутрироссийским маршрутам наибольший рост зафиксирован по направлениям: Москва, Калининград, Санкт-Петербург, Анапа, Уфа. Данные направления активно развиваются, так как пользуются большим спросом у населения.

Пассажирский транспорт общего пользования.

Наметилась тенденция развития городского общественного транспорта, в том числе его современных скоростных видов, которые могли бы существенно снизить остроту проблемы транспортного развития городов. Продолжается строительство Казанского метрополитена, который занимает все более значимую роль в транспортном обслуживании населения столицы Республики Татарстан. В 2009 году введена в эксплуатацию станция "Проспект Победы". В настоящее время в стадии строительства находится седьмая станция первого участка "Козья Слобода" (ввод в эксплуатацию предполагается ориентировочно в 2011 году), а также начато строительство второго участка первой линии метрополитена от станции "Козья Слобода" до станции "Авиастроительная".

В результате программных мероприятий достигнуты следующие результаты.

Увеличился охват автобусным сообщением сельских населенных пунктов: с 2142 сельских населенных пунктов до 1369 (63,9 процента общего количества).

На высоком уровне (99,95 процента) поддерживается регулярность движения межмуниципальных маршрутных пассажирских автобусов.

В городе Казани разработана и оптимизирована комплексная транспортная схема.

Внедрена программа разработки единого республиканского расписания для межмуниципальных пассажирских перевозок и его дальнейшего сопровождения.

Разработана и внедрена единая республиканская система бронирования и продажи билетов на всех автовокзалах и пассажирских автостанциях республики.

В 2006 году - I квартале 2010 года увеличился объем перевезенных автобусным транспортом пассажиров (в 2006 году - 348,354 млн.человек/год, в 2009-м - 424,483, на 1 апреля 2010 года - 167,5 (58 процентов аналогичного периода 2009 года)) на фоне значительного снижения объема перевезенных пассажиров трамвайным транспортом (в 2006 году - 133,3 млн.человек/год, в 2009-м - 100,9, на 1 апреля 2010 года - 20,21 (19 процентов аналогичного периода 2009 года)) и менее значительного снижения объема перевезенных пассажиров троллейбусным транспортом (в 2006 году - 45,3 млн.человек/год, в 2009-м - 34,3, на 1 апреля 2010 года - 7,44 (13 процентов аналогичного периода 2009 года)).

Содержание проблемы


Спрос населения на перевозки в связи с ростом транспортных тарифов удовлетворяется не в полном объеме. Выделяемые бюджетные субсидии пока не полностью покрывают потери в доходах транспортных компаний, возникающие в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров. Основными причинами низкой рентабельности и убыточности перевозок являются снижение объемов перевозочной работы при сохранении всей инфраструктуры видов транспорта и отставании роста доходных ставок от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства.

На предприятиях всех видов транспорта сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта.

Одним из сегментов транспортного комплекса, требующих особого внимания, является внедрение современных информационных телекоммуникационных технологий, направленных в первую очередь на:

повышение уровня безопасности;

принятие эффективных решений в сфере транспортного комплекса на базе получения полной, достоверной и оперативной информации о происходящих изменениях;

своевременное выявление негативных тенденций и принятие необходимых мер по их устранению и ликвидации последствий;

проведение системного анализа получаемой информации и выработка стратегических решений.

В Республике Татарстан в качестве первого этапа реализации вышеуказанного мероприятия запущен в эксплуатацию современный центр управления перевозками государственного учреждения "Дирекция Региональной автоматизированной информационно-управляющей системы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" с технической возможностью контроля до 10000 подвижных объектов. В настоящее время под управлением центра находится 530 автотранспортных средств, осуществляющих межмуниципальные пассажирские перевозки, 269 транспортных средств, осуществляющих школьные перевозки.

Вместе с тем принимаемые меры явно недостаточны для удовлетворения информационных потребностей развития транспортного комплекса Республики Татарстан.

Важной проблемой остается совершенствование нормативно-правовой базы функционирования транспортного комплекса и рынка транспортных услуг, включая развитие механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающего четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором, а также определение приоритетных сфер применения этих механизмов на транспорте.

Существует необходимость регулирования всей системы движения товаров, при этом эффективность цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения.

В силу объективных причин имеет место определенное технологическое отставание в области логистики. Это происходит из-за специфичности создания и развития самих логистических систем, обусловленных целым рядом причин:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»