Цель развития химии и нефтехимии Республики Татарстан заключается в достижении долгосрочной конкурентоспособности отрасли на мировом и российском рынках, роста объемов производства и социально-экономической эффективности на основе обновления и увеличения основного капитала, повышения инвестиционно-инновационной активности и структурной сбалансированности отрасли за счет усиления кластерных тенденций, расширения сектора средних и малых компаний, производства наукоемкой продукции. Это должно, в свою очередь, внести вклад в достижение главной цели, определяющей задачи и приоритеты республики на период до 2030 г., определенной как обеспечение уровня и качества жизни населения, соответствующего стандартам развитых стран мира, на основе формирования модели конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, эффективного использования человеческого капитала и природных богатств республики, и соблюдения условий устойчивого развития региональной экосистемы.
Обозначенная цель развития отрасли согласуется с общефедеральной и республиканской политикой рационализации структуры экономики и промышленности за счет опережающего развития отраслей с высокой долей добавленной стоимости и снижения ресурсоемкости валового внутреннего продукта. Указанная цель достижима в случае создания в республике передовых объектов производства и инфраструктуры, оптимального использования имеющегося природно-ресурсного, трудового, инновационного, географического, кластерного потенциала. В связи с этим перед отраслью стоят следующие задачи:
- ускоренное и коренное обновление основных фондов и номенклатуры продукции химического и нефтехимического комплекса на основе внедрения передовых наукоемких ресурсо- и природосберегающих технологий, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках;
- стабильное обеспечение компаний комплекса сырьевыми ресурсами, совершенствование структуры их потребления путем более глубокой переработки различных видов сырья, более квалифицированного использования содержащихся в нем ценных компонентов;
- последовательное углубление переработки продукции химии и нефтехимии за счет развития действующих и создания новых производств;
- ускорение процессов развития малого и среднего отраслевого бизнеса, наращивание инновационно-интеллектуального потенциала данного сектора, повышение его роли и значимости в развитии отрасли, малого предпринимательства Республики Татарстан в целом и отдельных территорий;
- развитие кооперации компаний отрасли с организациями отраслей экономики региона - машиностроения, автомобилестроения, строительной индустрии, сельского хозяйства, пищевой промышленности и др., а также образовательными, научными, IT-кластерами и субъектами инновационной системы региона в целом;
- перевод отрасли на инновационный путь развития, заключающийся в постоянной разработке и эффективном освоении научно-технических нововведений (инноваций); усиление внутренней научно-технологической и инновационной активности отрасли как за счет собственного потенциала предприятий (в основном крупных), так и за счет развития территориальных форм организации производства и инновационной деятельности (технополисы, технопарки, промокруга, бизнес-инкубаторы и проч.);
- обеспечение рационального размещения химических и нефтехимических производств на территории Республики Татарстан в соответствии с природными, трудовыми, инновационными, сырьевыми, отраслевыми, инфраструктурными возможностями территорий;
- совершенствование деятельности предприятий химии и нефтехимии в соответствии с принципами обеспечения устойчивого развития (рационального использования природных ресурсов, экологической и промышленной безопасности производств, социальной ответственности и социального партнерства и др.).
Анализ состояния. С самого начала реформ в Республике Татарстан была сделана ставка на комплексную переработку нефти, переход к выпуску продукции глубокой переработки. Применялся системный принцип: все отрасли нефтегазохимического комплекса (нефтедобыча, нефтепереработка, химия и нефтехимия) рассматривались в кооперации, как единый объект развития и регулирования. И в настоящее время в Татарстане сосредоточено не только 6,5% российской нефтедобычи, 3,4% нефтепереработки, но и 11% химического производства, в том числе 40% выпуска российского полистирола, полиэтилена и полипропилена, треть каучуков и шин, значительные объемы различной нефтехимической продукции.
Сегодняшнее положение комплекса - это результат многолетних усилий в рамках региональной отраслевой политики, реализации "переходной" стратегии повышения управляемости, снижения раздробленности, сохранения потенциала нефтегазохимического комплекса. Успешно внедрен программный подход как инструмент среднесрочного прогнозирования и планирования, как система согласованных и преемственных действий субъектов нефтегазохимического комплекса. Выполнена Программа развития нефтегазохимического комплекса республики на 1999 - 2003 гг., завершается выполнение программы на 2004 - 2008 годы.
Трансформационный период развития характеризовался существенными качественными изменениями в отрасли, что, прежде всего, выразилось в снижении объемов производства и численности занятых - в 2000 г. по сравнению с 1990 г. среднесписочная численность сократилась на 13,8 тыс. человек (сальдо выбытия и увеличения численности), и с этого времени они постепенно продолжают снижаться. Тенденция спада объемов производства была преломлена уже с 1995 года, а в 2004 г. объемы производства в химии и нефтехимии республики достигли уровня 1990 года (для сравнения, в целом по российской химии и нефтехимии в 2006 г. производство составило только 72% от уровня 1990 г.). За время реализации отраслевых программ среднегодовые темпы роста производства в химии и нефтехимии республики оцениваются в 8 - 9% в год.