Прогноз инвестиций в основной капитал (инновационно-кластерный сценарий)
млн рублей
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 | 2025 | 2030 |
Инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах 2005 г. | 24379,8 | 25992,5 | 35882,2 | 35336,4 | 13402,8 | 11917,8 | 11983,7 | 11271,8 | 11146,3 | 11127,4 | 7716,2 |
Инвестиции в основной капитал в ценах соответствующих лет - всего | 33157,4 | 37896,1 | 55663,0 | 58434,1 | 23692,9 | 22416,1 | 23847,3 | 23552,2 | 28089,6 | 32508,3 | 26133,0 |
в том числе за счет: | |||||||||||
собственных средств | 8102,9 | 5000,3 | 11556,2 | 17786,7 | 20349,3 | 21028,6 | 22305,7 | 21800,2 | 25319,3 | 30173,2 | 24101,8 |
из них: | |||||||||||
Прибыль | 4748,7 | 843,6 | 6918,3 | 8550,2 | 4894,4 | 1824,0 | 2644,3 | 2970,4 | 6211,1 | 9975,8 | 8765,9 |
Амортизация | 3354,2 | 4156,7 | 4637,9 | 9236,5 | 15454,8 | 19204,6 | 19661,4 | 18829,8 | 19108,2 | 20197,3 | 15336,0 |
Привлеченных средств | 25054,5 | 32895,8 | 44106,8 | 40647,4 | 3343,6 | 1387,5 | 1541,7 | 1752,0 | 2770,3 | 2335,1 | 2031,1 |
из них: | |||||||||||
Кредиты банков | 4655,5 | 17997,6 | 30377,2 | 25913,3 | 2639,1 | 466,4 | 570,3 | 673,8 | 789,0 | 868,0 | 995,2 |
Заемные средства других организаций | 510,9 | 6039,6 | 13231,3 | 11016,4 | 470,3 | 671,8 | 707,7 | 801,3 | 942,8 | 917,3 | 1036,0 |
Бюджетные средства | 0,0 | 0,0 | 498,2 | 3717,7 | 234,2 | 249,2 | 263,6 | 276,8 | 1038,4 | 549,8 | 0,0 |
Внебюджетные фонды | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Дополнительная эмиссия акций | 19888,1 | 8858,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Прочие | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Из общего объема инвестиций в основной капитал, направленные на: | |||||||||||
реконструкцию и расширение | 10100,0 | 4853,8 | 8173,4 | 7220,3 | 7667,2 | 15961,6 | 17381,9 | 19998,7 | 19475,7 | 21546,3 | 14472,0 |
техническое перевооружение | 213,3 | 316,8 | 220,0 | 249,1 | 256,8 | 297,2 | 327,1 | 337,4 | 2620,1 | 2776,7 | 3172,4 |
новое строительство | 22624,3 | 32702,0 | 47262,9 | 50956,7 | 15760,7 | 6148,4 | 6128,8 | 3206,6 | 5981,4 | 8171,2 | 8469,5 |
Решение задач развития отрасли возможно при условии реализации соответствующей отраслевой политики на федеральном и региональном уровнях. На региональном уровне отраслевая политика определяется программами развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан (на 1999 - 2003 гг., на 2004 - 2008 гг., в перспективе - на 2009 - 2015 гг.). Федеральная поддержка ожидается в рамках реализации Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России до 2015 года, в разработке мероприятий которой принимали активное участие субъекты химии и нефтехимии Республики Татарстан.
В числе назревших мер отраслевой политики следует выделить проведение научно-технологического прогнозирования в химическом комплексе, оказание государственной поддержки в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации реализации крупных инвестиционных проектов, пересмотр норм и правил проектирования, строительства и эксплуатации нефтеперерабатывающих, химических и нефтехимических производств (с целью гармонизации их с мировыми стандартами), совершенствование таможенно-тарифного регулирования рынка химической и нефтехимической продукции, развитие экспортного потенциала отрасли (особенно по продукции с высокой степенью переработки), адекватное регулирование ценовой ситуации на рынке топливно-энергетических ресурсов. Важный также блок - регулирование сферы качества и безопасности химической продукции, что предполагает разработку соответствующего национального законодательства, стандартов и систем регистрации химических веществ, гармонизированных с мировыми стандартами и системами.
Будущее отрасли будет связано с достаточным сырьевым обеспечением, а следовательно, необходимо четко выраженное намерение и соответствующие инструменты, стимулирующие переработку внутри страны (и региона) в разумных пропорциях природных ресурсов и продукции всех стадий технологической цепочки - от первичных (нефть, природный газ, попутные нефтяные газы), вторичных (прямогонный бензин, широкая фракция легких углеводородов, прочие углеводородные фракции) до последующих (мономеры, полимеры, каучуки и т.п.) вплоть до выпуска готовой продукции потребительского применения и для удовлетворения спроса других отраслей экономики. Целесообразно также развитие соответствующей транспортно-логистической инфраструктуры для целей эффективного внутристранового и экспортно-импортного оборота товарно-сырьевых потоков.
Необходимой мерой отраслевой политики является изменение ставок таможенных пошлин на импортируемое оборудование при одновременной политике поддержки отечественного, в том числе регионального, химического машиностроения в целях последовательного импортозамещения (как по оборудованию для "большой" химии, так и по оборудованию для производства конечной продукции (смешение, экструзия, формование, переработка отходов). Известно, что в Россию в последнее время ежегодно завозится оборудование для переработки пластмасс на сумму порядка 900 млн долларов США и больше. Это значимый сегмент для импортозамещения, обратить внимание на который должны республиканские машиностроители.
Развитие отрасли и нефтегазохимического комплекса в целом должно также и далее предполагать учет кластерного принципа. Комплекс выступает в этом случае как единый субъект конкуренции на российском и мировом рынках, состоящий из взаимосвязанных крупных, средних и малых отраслевых предприятий, формирующих добавленную стоимость от добычи и переработки природного сырья до выпуска конечной продукции широкого спектра промышленного и потребительского использования. Кроме того, необходимо дальнейшее сближение и синергия с другими отраслями и кластерами республики - машиностроением, автомобиле- и авиастроением, строительной индустрией, сельским хозяйством, пищевой и легкой промышленностью и др., а также с образовательным, научным, информационным кластерами и субъектами инновационной системы региона в целом.
В перспективе Республика Татарстан должна заявить лидерство не только в крупнотоннажной химической продукции, но и в высокотехнологичных полимерных изделиях и компонентах, а также оборудовании для их выпуска. Этому будет способствовать стимулирование заинтересованности субъектов всех отраслей экономики республики к использованию новых современных материалов, полученных в последние годы и предполагаемых к получению на предприятиях химии и нефтехимии.
В целевую систему развития отрасли заложены также ожидания существенного повышения инновационной активности. Необходима реализация на принципах частно-государственного партнерства инновационных программ, проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса в отрасли, а также повышение уровня ее кадрового обеспечения. В химии и нефтехимии должен продолжиться научный поиск и внедрение новых технологий в сотрудничестве с субъектами российской научно-инновационной сферы, в том числе в рамках заключенного соглашения Кабинета Министров Республики Татарстан с РАН в области нефтехимии и экологии.
Повышение инновационного уровня отрасли, усиление кластерных тенденций, развитие малого отраслевого бизнеса - это длительный процесс, предполагающий консолидацию усилий многих субъектов региональной экономики. Существенная роль в этом процессе принадлежит крупным предприятиям, которым необходимо максимально участвовать в формировании и поддержке соответствующих территориальных форм организации производственной и инновационной деятельности - технополисов, технопарков, бизнес-инкубаторов, образовательных кластеров, промокругов, особых зон и др.
В целом перевод отрасли на инновационный путь развития - наиболее важная и сложная задача отраслевой политики на долгосрочную перспективу, для решения которой необходимо разработать многоуровневые механизмы и инструменты, обеспечивающие объединение усилий многих субъектов экономики.