+-----------------------------------------------------------------------+
¦ Наименование ¦2001/2002 ¦2002/2003¦2003/2004 ¦2004/2005 ¦
¦ показателей ¦ учебный ¦ учебный ¦ учебный ¦ учебный ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+----------------------------+----------+---------+----------+----------¦
¦Число школ, ведущих занятия¦ 115 (6%) ¦ 138 ¦121 (6,5%)¦106 (5,7%)¦
¦в две смены ¦ ¦ (7,2%) ¦ ¦ ¦
+----------------------------+----------+---------+----------+----------¦
¦Численность занимающихся во¦ 5278 ¦ 4952 ¦ 3081 ¦ 2372 ¦
¦вторую смену ¦ (3,4%) ¦ (3,2%) ¦ (2,1%) ¦ (1,7%) ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
Процесс реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, не всегда эффективен. Расходы на образование в сельских школах в расчете на одного обучающегося в среднем в 2,5-4 раза выше аналогичных расходов в городских школах.
Ориентировочная оценка экономического эффекта от реструктуризации сети сельских школ - до 10-12% экономии бюджетных расходов в течение 3-5 лет. Основной эффект может быть достигнут за счет материально-технического оснащения сельских школ, внедрения новых образовательных технологий, а также совершенствования моделей и технологий управления образовательным процессом.
Только за счет оптимизации существующей сети (укрупнения, комплексирования) без перехода на новые образовательные технологии не удастся достичь значительной экономии бюджетных средств. На сегодняшний день финансирование общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, находится на минимально допустимом уровне. Как показывает практика, организация интернатов ведет к серьезным негативным социальным последствиям. Организация подвоза учащихся по объему необходимых финансовых расходов фактически сопоставима с расходами на поддержание существующей сети, поэтому значительного экономического эффекта в первые три года достичь не удастся. Эффект от этих мер - повышение качества образования на селе.
Программа позволит определить и внедрить позитивные региональные модели реструктуризации сети сельских школ, обеспечивающие создание условий для устойчивого развития общего образования на основе модернизации содержания и технологий профильного обучения, формирования, наряду с традиционными, гибких форм дошкольного и дополнительного образования для сельских школьников с учетом потребностей развивающегося общества и аграрного сектора республики.