ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2011 года № 481-ПП
О долгосрочной целевой программе «Развитие образования Мурманской области» на 2012-2015 годы
(с изменениями на 23 сентября 2013 года)
______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 16 марта 2012 года № 88-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 28 мая 2012 года № 241-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 1 октября 2012 года № 493-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 26 апреля 2013 года № 226-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 23 сентября 2013 года № 536-ПП
______________________________________________________________________________
В целях обеспечения реализации мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации», распоряжением Правительства Мурманской области от 22.06.2011 № 217-РП «Об утверждении модельной схемы системы целеполагания исполнительных органов государственной власти Мурманской области» Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие образования Мурманской области» на 2012 - 2015 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области (Поронова Т.М.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2012 - 2015 годы ассигнования на реализацию Программы.
3. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям Мурманской области принять участие в реализации согласованных мероприятий Программы.
4. Внести в постановление Правительства Мурманской области от 08.08.2011 № 392-ПП «О разработке долгосрочныхцелевых программ «Развитие образования Мурманской области» на 2012-2015 годы и «Отдых детей Мурманской области» на 2012-2015 годы» следующие изменения:
4.1. В наименовании слова «долгосрочных целевых программ» заменить словами «долгосрочной целевой программы», слова «и «Отдых детей Мурманской области» на 2012-2015 годы» исключить.
4.2. В пункте 1 слова «проекты долгосрочных целевых программ» заменить словами «проект долгосрочной целевой программы», слова «и «Отдых детей Мурманской области» на 2012-2015 годы» исключить, слова «(далее - программы)» заменить словами «(далее - программа)».
4.3. Пункт 2 изложить в новой редакции:
«Определить государственными заказчиками программы «Развитие образования Мурманской области» на 2012 - 2015 годы» Министерство образования и науки Мурманской области и Министерство строительства и территориального развития Мурманской области.».
4.4. В пункте 3 слова «программ» заменить словами «программы».
4.5. В пункте 4 слова «программ» заменить словами «программы».
5. Считать утратившими силу с 1 января 2012 года постановления Правительства Мурманской области:
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.
Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко
Долгосрочная целевая программа
«Развитие образования Мурманской области» на 2012 - 2015 годы
г. Мурманск
2013 год
(далее - Программа)
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта о разработке ДЦП) | |||||||||
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа | - повышение доступности и качества образования и обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и потребностям рынка труда | ||||||||
Государственный заказчик - координатор Программы | - Министерство образования и науки Мурманской области | ||||||||
Государственные заказчики Программы | - Министерство образования и науки Мурманской области; - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области | ||||||||
Цель Программы | - модернизация образования | ||||||||
Задачи Программы | 1. Модернизация инфраструктуры образовательных учреждений, расположенных на территории Мурманской области. 2. Повышение уровня соответствия качества образования современным образовательным стандартам | ||||||||
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы | 1. Уровень доступности учреждений образования для населения Мурманской области. 2. Уровень соответствия качества образования современным образовательным стандартам | ||||||||
Сроки и этапы реализации Программы | Период с 2012 по 2015 годы (включительно): I этап: 2012 - 2013 годы - основной этап; II этап: 2014 - 2015 годы - завершающий этап | ||||||||
Перечень подпрограмм | 1. «Строительство и реконструкция зданий образовательных учреждений Мурманской области» на 2012 - 2015 годы. 2. «Модернизация образования Мурманской области» на 2012 - 2015 годы | ||||||||
Краткая характеристика программных мероприятий | Программы реализуются по следующим направлениям, сгруппированным по подпрограммам и разделам: 1. Подпрограмма «Строительство и реконструкция зданий образовательных учреждений Мурманской области» на 2012 - 2015 годы направлена на финансирование развития инфраструктуры образовательных учреждений Мурманской области, а также включает в себя субсидии муниципальным образованиям Мурманской области на строительство и реконструкцию зданий дошкольных образовательных учреждений. 2. Подпрограмма «Модернизация образования Мурманской области» на 2012 - 2015 годы направлена на развитие системы образования Мурманской области путем повышения доступности качественного образования для населения региона и приведения ее в соответствие с современными образовательными стандартами | ||||||||
Объемы и источники финансирования (тыс. рублей) | Всего | в том числе по годам | |||||||
(позиция в редакции постановления Правительства Мурманской области от | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||||
Всего, в том числе: | 2 937 417,24 | 685 222,45 | 729 656,21 | 904 573,02 | 617 965,56 | ||||
Федеральный бюджет | 716 265,40 | 275 461,20 | 440 804,20 | 0,00 | 0,00 | ||||
Областной бюджет | 1 312 927,34 | 347 743,90 | 145 715,46 | 523 135,02 | 296 332,96 | ||||
Местный бюджет | 908 224,50 | 62 017,35 | 143 136,55 | 381 438,00 | 321 632,60 | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | Результатами реализации Программы станут: 1. Повышение уровня соответствия качества образования современным образовательным стандартам до 58% в 2015 г. 2. Повышение уровня доступности учреждений образования для населения Мурманской области до 92,38% в 2015 г. 3. Увеличение доли обучающихся ресурсных центров, использующих учебное оборудование, отвечающее современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, от общего количества обучающихся ресурсных центров до 95%. 4. Сохранение доли выпускников, набравших по результатам ЕГЭ количество баллов выше минимума, устанавливаемого Рособрнадзором, на уровне 98%. 5. Увеличение доли обучающихся, принявших участие в массовых мероприятиях, от общего количества обучающихся в Мурманской области до 19%. 6. Увеличение доли образовательных учреждений профессионального образования, имеющих ресурсные центры профессионального образования, до 32%. 7. Увеличение доли муниципальных образований, реализующих комплекс мер по модернизации общего образования, от общего числа муниципальных образований Мурманской области (городские округа, муниципальные районы) до 100% | ||||||||
Адрес размещения Программы в сети Интернет | http://edu.gov-murman.ru/program/ |
Результаты анализа современного состояния образования Мурманской области свидетельствуют о том, что в образовательной системе, показывающей стабильно высокие результаты развития, сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения программно-целевого метода.
Несмотря на высокий показатель охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования, актуальными вопросами остаются предоставление всем желающим гражданам доступных и качественных услуг дошкольного образования (сохраняется потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, по состоянию на 01.01.2011 - 2650 человек), преодоление переуплотненности в группах дошкольных образовательных учреждений.
Особого внимания требует обеспечение предоставления качественного образования обучающимся с особыми образовательными потребностями.
Созданный Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов значительно повысил уровень доступности качественного образования для детей-инвалидов. Вместе с тем требует решения вопрос обеспечения архитектурной доступности зданий образовательных учреждений для детей-инвалидов.
Развивается система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Работает областная очно-заочная школа дополнительного образования «А-Элита», организовано дистанционное обучение победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, начата работа дистанционного Центра наставников, открыто Региональное научное общество школьников Мурманской области.
Открытие в регионе Центра по работе с одаренными детьми и молодежью не только позволит координировать деятельность по работе с детьми этой категории, но и будет способствовать дальнейшему развитию системы работы с одаренными детьми.
Наряду с проведением единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии предстоит развивать систему оценки качества образования, в том числе в направлении использования современных механизмов оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, как основы перехода к следующему уровню образования.
Сохраняется проблема несоответствия темпов сокращения контингента обучающихся общеобразовательных учреждений, числа учителей, прочих работников и количества общеобразовательных учреждений.
Увеличение количества объединений технического и спортивно-технического направлений дополнительного образования детей позволит устранить существующую диспропорцию в предоставляемых дополнительных образовательных услугах.
Необходимо расширять спектр направлений государственно-общественного управления образованием.
В настоящее время развитие системы профессионального образования Мурманской области сдерживается рядом проблем:
1. Отставание материально-технической базы учреждений профессионального образования от требований современного мирового уровня и от запросов экономики. В обновлении нуждается прежде всего учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование.
2. Отсутствие объективной, в том числе внешней, оценки качества профессионального образования. Внешняя независимая прямая оценка качества профессионального образования возможна только на основе результатов сертификации выпускников системы профессионального образования с участием работодателей.
Требует дальнейшего развития система повышения квалификации педагогических кадров, в том числе обеспечение переподготовки руководителей образовательных учреждений, привлечение в отрасль молодых специалистов.
Программа ориентирована на дальнейшее развитие системы образования Мурманской области, решение вышеназванных проблем.
Цель и задачи Программы на среднесрочный период определены с учетом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года и в соответствии с модельной схемой целеполагания исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденной распоряжением Правительства Мурманской области от 22.06.2011 № 217-РП.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода и в соответствии с модельной схемой системы целеполагания исполнительных органов государственной власти Мурманской области, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед образованием области в 2012 - 2015 годах.
Мероприятия Программы носят комплексный характер, согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления.
Срок реализации Программы рассчитан на 4 года (до 2015 года), что обусловлено целями и задачами национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», повсеместным введением федеральных государственных образовательных стандартов.
№ п/п | Цель, задачи, показатели (индикаторы) | Ед. изм. | Значение показателя (индикатора) | Источник данных | Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели (%) | ||||||||
2010 | 2011 | Годы реализации Программы | |||||||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||||||||||
Цель Программы: модернизация образования | |||||||||||||
1. | Уровень доступности учреждений образования для населения Мурманской области | % | 89,1 | 89,5 | 89,98 | 94,06 | 93,84 | 97,04 | ведомственный мониторинг | ||||
2. | Уровень соответствия качества образования современным образовательным стандартам | % | 3 | 16 | 28 | 44 | 53 | 58 | ведомственный мониторинг | ||||
1 | Задача 1 Программы: модернизация инфраструктуры образовательных учреждений, расположенных на территории Мурманской области | ||||||||||||
1.1. | Темп роста числа дошкольных образовательных учреждений по отношению к базовому показателю (2011 год) | 100 | 101 | 101,1 | 101,5 | 102 | 102,5 | государственная статистическая отчетность | 25 | ||||
1.2. | Доля введенных в эксплуатацию мест в дошкольных образовательных учреждениях от запланированных | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | государственная статистическая отчетность | 25 | |||
1.3. | Количество реконструированных зданий образовательных учреждений | ед. | 0 | 3 | 2 | 2 | 0 | 11 | ведомственный мониторинг | 25 | |||
2. | Задача 2 Программы: повышение уровня соответствия качества образования современным образовательным стандартам | ||||||||||||
2.1. | Доля обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, от общего количества обучающихся | % | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | ведомственный мониторинг | 25 |