ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2012 года № 493-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие образования Мурманской области» на 2012-2015 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 568-ПП.
____________________________________________________________________
Правительство Мурманской области постановляет:
внести изменения в долгосрочную целевую программу «Развитие образования Мурманской области» на 2012-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2011 № 481-ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 28.05.2012 № 241-ПП), и изложить ее в новой редакции согласно приложению.
Губернатор Мурманской области
М. Ковтун
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 01.10.2012 № 493-ПП
«Долгосрочная целевая программа
«Развитие образования Мурманской области» на 2012 - 2015 годы
г. Мурманск
2012 год
Паспорт долгосрочной целевой программы «Развитие образования Мурманской области» на 2012-2015 годы
(далее -Программа)
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта о разработке ДЦП) | ||||||
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа | - повышение доступности и качества образования и обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и потребностям рынка труда | |||||
Государственный заказчик - координатор Программы | - Министерство образования и науки Мурманской области | |||||
Государственные заказчики Программы | - Министерство образования и науки Мурманской области; - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области | |||||
Цель Программы | - модернизация образования | |||||
Задачи Программы | 1. Модернизация инфраструктуры образовательных учреждений, расположенных на территории Мурманской области. 2. Повышение уровня соответствия качества образования современным образовательным стандартам | |||||
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы | 1. Уровень доступности учреждений образования для населения Мурманской области. 2. Уровень соответствия качества образования современным образовательным стандартам | |||||
Сроки и этапы реализации Программы | Период с 2012 по 2015 годы (включительно): I этап: 2012 - 2013 годы - основной этап; II этап: 2014 - 2015 годы - завершающий этап | |||||
Перечень подпрограмм | 1. «Строительство и реконструкция зданий образовательных учреждений Мурманской области» на 2012 - 2015 годы. 2. «Модернизация образования Мурманской области» на 2012 - 2015 годы | |||||
Краткая характеристика программных мероприятий | Программы реализуются по следующим направлениям, сгруппированным по подпрограммам и разделам. 1. Подпрограмма «Строительство и реконструкция зданий образовательных учреждений Мурманской области» на 2012 - 2015 годы направлена на финансирование развития инфраструктуры образовательных учреждений Мурманской области, а также включает в себя субсидии муниципальным образованиям Мурманской области на строительство и реконструкцию зданий дошкольных образовательных учреждений. 2. Подпрограмма «Модернизация образования Мурманской области» на 2012 - 2015 годы направлена на развитие системы образования Мурманской области путем повышения доступности качественного образования для населения региона и приведения ее в соответствие современным образовательным стандартам | |||||
Объемы и источники финансирования (тыс.рублей) | Всего | В том числе по годам реализации Программы | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||
Всего, в том числе: | 1 817 822,08 | 765 310,75 | 229 325,75 | 474 357,42 | 348 828,16 | |
Федеральный бюджет | 275 461,20 | 275 461,20 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Областной бюджет | 1 392 608,89 | 412 995,20 | 194 528,11 | 436 257,42 | 348 828,16 | |
Местный бюджет | 149 751,99 | 76 854,35 | 34 797,64 | 38 100,00 | 0,00 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | Результатами реализации Программы станут: 1. Повышение уровня соответствия качества образования современным образовательным стандартам до 58% в 2015 г. 2. Повышение уровня доступности учреждений образования для населения Мурманской области до 92,38% в 2015 г. 3. Увеличение доли обучающихся ресурсных центров, использующих учебное оборудование, отвечающее современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, от общего количества обучающихся ресурсных центров до 95%. 4. Сохранение доли выпускников, набравших по результатам ЕГЭ количество баллов выше минимума, устанавливаемого Рособрнадзором, на уровне 98%. 5. Увеличение доли обучающихся, принявших участие в массовых мероприятиях, от общего количества обучающихся в Мурманской области до 19%. 6. Увеличение доли образовательных учреждений профессионального образования, имеющих ресурсные центры профессионального образования, до 32%. 7. Увеличение доли муниципальных образований, реализующих комплекс мер по модернизации общего образования, от общего числа муниципальных образований Мурманской области (городские округа, муниципальные районы) до 100% | |||||
Адрес размещения Программы в сети Интернет | http://edu.gov-murman.ru/program/ |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Результаты анализа современного состояния образования Мурманской области свидетельствуют о том, что в образовательной системе, показывающей стабильно высокие результаты развития, сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения программно-целевого метода.
Несмотря на высокий показатель охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования, актуальными вопросами остаются предоставление всем желающим гражданам доступных и качественных услуг дошкольного образования (сохраняется потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, по состоянию на 01.01.2011 - 2650 человек), преодоление переуплотненности в группах дошкольных образовательных учреждений.
Особого внимания требует обеспечение предоставления качественного образования обучающимся с особыми образовательными потребностями.
Созданный Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов значительно повысил уровень доступности качественного образования для детей-инвалидов. Вместе с тем требует решения вопрос обеспечения архитектурной доступности зданий образовательных учреждений для детей-инвалидов.
Развивается система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Работает областная очно-заочная школа дополнительного образования «А-Элита», организовано дистанционное обучение победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, начата работа дистанционного Центра наставников, открыто Региональное научное общество школьников Мурманской области.
Открытие в регионе Центра по работе с одаренными детьми и молодежью не только позволит координировать деятельность по работе с детьми этой категории, но и будет способствовать дальнейшему развитию системы работы с одаренными детьми.
Наряду с проведением единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии предстоит развивать систему оценки качества образования, в том числе в направлении использования современных механизмов оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, как основы перехода к следующему уровню образования.
Сохраняется проблема несоответствия темпов сокращения контингента обучающихся общеобразовательных учреждений, числа учителей, прочих работников и количества общеобразовательных учреждений.
Увеличение количества объединений технического и спортивно-технического направлений дополнительного образования детей позволит устранить существующую диспропорцию в предоставляемых дополнительных образовательных услугах.
Необходимо расширять спектр направлений государственно-общественного управления образованием.
В настоящее время развитие системы профессионального образования Мурманской области сдерживается рядом проблем:
1. Отставание материально-технической базы учреждений профессионального образования от требований современного мирового уровня и от запросов экономики. В обновлении нуждается прежде всего учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование.
2. Отсутствие объективной, в том числе внешней, оценки качества профессионального образования. Внешняя независимая прямая оценка качества профессионального образования возможна только на основе результатов сертификации выпускников системы профессионального образования с участием работодателей.
Требует дальнейшего развития система повышения квалификации педагогических кадров, в том числе обеспечение переподготовки руководителей образовательных учреждений, привлечение в отрасль молодых специалистов.
Программа ориентирована на дальнейшее развитие системы образования Мурманской области, решение вышеназванных проблем.
Цель и задачи Программы на среднесрочный период определены с учетом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года и в соответствии с модельной схемой целеполагания исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденной распоряжением Правительства Мурманской области от 22.06.2011 № 217-РП.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода и в соответствии с модельной схемой системы целеполагания исполнительных органов государственной власти Мурманской области, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед образованием области в 2012 - 2015 годах.
Мероприятия Программы носят комплексный характер, согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления.
Срок реализации Программы рассчитан на 4 года (до 2015 года), что обусловлено целями и задачами национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», повсеместным введением федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей
№ п/п | Цель, задачи, показатели (индикаторы) | Ед. изм. | Значение показателя (индикатора) | Источник данных | Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели (%) | |||||||
2010 | 2011 | Годы реализации Программы | ||||||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||||||||
Цель Программы: модернизация образования | ||||||||||||
1. | Уровень доступности учреждений образования для населения Мурманской области | % | 89,1 | 89,5 | 89,98 | 89,73 | 91,00 | 92,38 | ведомственный мониторинг | |||
2. | Уровень соответствия качества образования современным образовательным стандартам | % | 3 | 16 | 28 | 44 | 53 | 58 | ведомственный мониторинг | |||
1 | Задача 1 Программы: модернизация инфраструктуры образовательных учреждений, расположенных на территории Мурманской области | |||||||||||
1.1. | Темп роста числа дошкольных образовательных учреждений по отношению к базовому показателю (2011 год) | -- | 100 | 102 | 103 | 104 | 105 | государственная статистическая отчетность | 25 | |||
1.2. | Доля введенных в эксплуатацию мест в дошкольных образовательных учреждениях от запланированных | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | государственная статистическая отчетность | 25 | ||
1.3. | Количество реконструированных зданий образовательных учреждений | ед. | 1 | 2 | 2 | 5 | 8 | 0 | ведомственный мониторинг | 25 | ||
2 | Задача 2 Программы: повышение уровня соответствия качества образования современным образовательным стандартам | |||||||||||
2.1. | Доля обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, от общего количества обучающихся | % | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | ведомственный мониторинг | 25 |
3. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы реализуются по следующим направлениям, сгруппированным по подпрограммам и задачам.
1. Подпрограмма «Строительство и реконструкция зданий образовательных учреждений Мурманской области» на 2012 - 2015 годы (приложение № 5 к Программе).
2. Подпрограмма «Модернизация образования Мурманской области» (приложение № 6 к Программе):
2.1. Задача 1. Повышение доступности образования для всех категорий обучающихся.
2.2. Задача 2. Развитие региональной системы оценки качества образования.
2.3. Задача 3. Обновление содержания и технологий воспитания на всех уровнях.
2.4. Задача 4. Модернизация системы профессионального образования.
2.5. Задача 5. Реализация комплекса мер по модернизации общего образования.
4. Нормативное правовое регулирование
В разделе приводится перечень нормативных правовых актов (далее - НПА), планируемых к разработке в рамках реализации Программы.
№ п/п | Вид НПА | Краткая характеристика НПА | Ожидаемый срок утверждения НПА (квартал, год) |
1. | Проект постановления Правительства Мурманской области | Комплекс мер по модернизации системы общего образования и повышению заработной платы учителей в 2012 году | 1 квартал 2012 года |
2. | Проект постановления Правительства Мурманской области | Комплекс мер по модернизации системы общего образования и повышению заработной платы учителей в 2013 году | 1 квартал 2013 года |
5. Оценка рисков, влияющих на реализацию Программы
Описание внешних рисков реализации Программы | Механизмы минимизации негативного влияния внешних факторов | Описание и оценка внутренних рисков реализации Программы | Меры, направленные на снижение внутренних рисков |
Изменение федерального законодательства | Изменение объемов работ и финансирования из областного бюджета | Нарушение сроков выполнения предписаний надзорных органов | Оперативный пересмотр объемов работ и внесение изменений в Программу |
Нарушение договорных отношений между заказчиком работ и подрядными организациями (победители торгов) | Урегулирования взаимоотношений на уровне государственного заказчика | ||
Отсутствие участников торгов | Повторное опубликование закупки или согласование закупки с Комитетом государственного и финансового контроля Мурманской области у единственного поставщика |
6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы