ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2008 года № 445-ПП/15
О долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009-2011 годы
(с изменениями на 10 декабря 2010 года)
_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2011 на основании
постановления Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 420-ПП/13
______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 9 декабря 2008 года № 608-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 27 февраля 2009 года № 100-ПП/5
постановлением Правительства Мурманской области от 27 марта 2009 года № 145-ПП/7
постановлением Правительства Мурманской области от 10 декабря 2009 года № 569-ПП/20
постановлением Правительства Мурманской области от 11 июня 2010 года № 263-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 26 августа 2010 года № 381-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 10 декабря 2010 года № 555-ПП
________________________________________________________________________________
В целях реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на территории Мурманской области, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Мурманской области от 27.05.2008 № 977-01-ЗМО «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области», постановлениями Правительства Мурманской области от 09.06.2008 № 260-ПП «О разработке региональной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009-2011 годы», от 30.06.2008 № 309-ПП «О порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации», от 30.06.2008 № 310-ПП «О порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Мурманской области» Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009- 2011 годы (далее - Программа).
2. Департаменту финансов Мурманской области (Кирилова Т.В.) предусматривать при формировании областного бюджета на очередной финансовый год ассигнования на реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя департамента экономического развития Мурманской области Таличкина В.А.
Первый заместитель Губернатора Мурманской области
А. Макаров
(с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 10.12.2010 № 555-ПП)
Наименование программы | «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) | ||||
Дата принятия решения о разработке программы | |||||
Государственные заказчики | - Министерство экономического развития Мурманской области; - Министерство имущественных отношений Мурманской области | ||||
Государственный заказчик - координатор | - Министерство экономического развития Мурманской области | ||||
Основные разработчики программы | - Министерство экономического развития Мурманской области; - Министерство имущественных отношений Мурманской области; - ГОУ «Мурманский региональный инновационный бизнес- инкубатор»; - НО «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области» (далее - НКО «ФОРМАП»); - Северная торгово-промышленная палата (далее - СТПП); - Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области (далее - СПП); - ассоциация поставщиков нефтегазовой отрасли «Мурманшельф» | ||||
Цель | - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение их конкурентоспособности и вклада в социально- экономическое развитие Мурманской области | ||||
Задачи | - сократить административные барьеры, препятствующие созданию и развитию бизнеса в Мурманской области; - создать условия, стимулирующие вовлечение различных слоев населения в самозанятость и предпринимательство; - создать условия для реализации органами местного самоуправления и некоммерческими организациями, выражающими интересы предпринимателей, мероприятий, направленных на развитие предпринимательства на территориях муниципальных образований; - развить региональную сеть объектов инфраструктуры, включая коммерческие и некоммерческие организации, специализирующиеся на предоставлении услуг различным категориям субъектов предпринимательской деятельности; - обеспечить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством различных финансовых механизмов (микрокредитование, субсидирование, предоставление поручительств, инвестиций за счет средств паевого инвестиционного фонда) | ||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: - зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, тыс. чел.; - средних и малых предприятий (в том числе микропредприятий), тыс. ед.; - количество рабочих мест, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства, тыс. рабочих мест; - среднемесячная заработная плата работников малых предприятий, тыс. руб.; - сумма налогов, уплаченная субъектами малого и среднего предпринимательства по специальным режимам налогообложения, млн. руб.; - оборот средних, малых предприятий (в том числе микропредприятий), млрд. руб.; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, ед. | ||||
Сроки реализации Программы | - 2009 - 2011 гг. | ||||
Объемы и источники финансирования | 2009 - 2011 гг. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Всего по Программе, тыс. руб. | 103476,8 | 34800 | 32750 | 35926,8 | |
Областной бюджет, тыс. руб., | 103476,8 | 34800 | 32750 | 35926,8 | |
в том числе: субсидии бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы | 13000 | 5000 | 4000 | 4000 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | - рост числа субъектов малого и среднего бизнеса до 6,4 тыс. ед. (на 14 % к 2008 г.); - рост налоговых поступлений в бюджет до 1050 млн. руб. (на 19,3 % к 2008 г.); - увеличение численности занятых в среднем и малом бизнесе (в том числе на микропредприятиях) до 55,5 тыс. чел. (на 17,6 % к 2008 г.); - увеличение зарплаты работников малых предприятий до 25 тыс. руб. (на 39 % к 2008 г.); - увеличение оборота средних, малых предприятий (в том числе микропредприятий) до 119,92 млрд. руб. (на 3,5 % к 2008 г.); - увеличение числа субъектов малого бизнеса, получивших государственную поддержку, до 900 ед. (в 9 раз к 2008 г.) |
Долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) и Законом Мурманской области от 27.05.2008 № 977-01-ЗМО «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области». Программа определяет действия Правительства Мурманской области, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления Мурманской области, а также предпринимателей, их объединений, направленные на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства и увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Мурманской области. При этом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, соответствующие критериям ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.
В 2006 - 2008 годах развитие малого предпринимательства и его поддержка осуществлялись в рамках региональной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Мурманской области» на 2005 - 2008 годы. Общая тенденция характеризуется качественными изменениями в развитии малого предпринимательства. На 1 января 2008 года в Мурманской области на учете в налоговых органах состояли 20,5 тыс. индивидуальных предпринимателей, действовали 3,2 тыс. малых предприятий (в том числе 1,5 тыс. микропредприятий).
В 2007 году оборот малых предприятий составил 70,1 млрд. рублей, в 2006 году - 60,8 млрд. рублей, в 2005 году - 49,3 млрд. руб., ежегодный прирост в сопоставимых ценах - около 8 %. Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в 2007 году увеличился на 3,4 млрд. рублей (124,6 % к уровню 2006 года). При этом существенный рост объемов производства отмечен на предприятиях сельского и лесного хозяйства, на предприятиях, занятых издательской и полиграфической деятельностью, производством готовых металлических изделий.
Растет вклад малого предпринимательства в экономику области: его доля в общем объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг в 2007 г. составляет 15,5 % (2005 г. - 14,2 %). Малыми предприятиями области перевозится почти 50 % грузов, перевозимых автомобильным транспортом (2006 г. - 48 %), выполняется более 50 % строительных работ. Это без учета индивидуальных предпринимателей, численность которых ежегодно увеличивается более чем на тысячу человек. С учетом наемных работников и индивидуальных предпринимателей общее число рабочих мест в секторе малого бизнеса превышает 50 тысяч человек. За 2006 - 2007 годы субъектами малого предпринимательства создано около 3,2 тыс. новых рабочих мест. Доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых превышает 9,2 %.
Растет заработная плата работников малых предприятий. За 2007 год она увеличилась более чем на 28 % и составила 12234,3 рубля (в 2006 году - 10010,6). Изменения к лучшему происходят и в условиях трудоустройства работников, занятых на малых предприятиях. Большинство предпринимателей предоставляет работу по трудовому договору с соблюдением норм трудового законодательства РФ, обязательным медицинским и пенсионным страхованием.
В области внедряются новые инструменты и механизмы, стимулирующие развитие малого предпринимательства. За последние два года в соответствии с нормативными актами Правительства Мурманской области более 100 предпринимателей получили субсидии на общую сумму около 9 млн. рублей. В 2007 году на базе Фонда развития малого и среднего предпринимательства создан гарантийный фонд, средствами которого будут гарантироваться кредиты предпринимателей, не имеющих достаточного залогового обеспечения. Развивается система микрокредитования, разработаны новые виды субсидирования и механизмы поддержки для начинающих предпринимателей.
Формируется благоприятное общественное мнение о предпринимателях и малом бизнесе. Этому способствуют ставшие уже традиционными Дни предпринимательства Мурманской области и ежегодный региональный конкурс "Предприниматель года". Повышается прозрачность бизнеса и системы государственного управления его развитием. В мае 2007 года принят административный регламент Министерства экономического развития Мурманской области «Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и потребительских обществ предпринимателей». В разработке находятся административные регламенты о предоставлении консультационной и информационной поддержки, а также о предоставлении объектов областной собственности в аренду и другие.
Таким образом, основные цели региональной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Мурманской области» на 2005 - 2008 годы достигнуты. Повысилась социально-экономическая эффективность работы малых предприятий, выросли численность и уровень доходов их работников, увеличилась доля малого предпринимательства в формировании регионального валового продукта. Накоплен положительный опыт управления социально-экономическими процессами в предпринимательстве, сформированы основы правовой среды, обеспечивающей предпринимательскую деятельность.
В развитии предпринимательства в 2009 - 2011 годах необходимо закрепить позитивные тенденции предшествующих лет, сосредоточиться на имеющихся проблемах и нерешенных задачах.
Принятие Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», внесение изменений в другие нормативные правовые акты требуют новых подходов к организации государственного управления этим сектором экономики.
Вышеназванным законом определены цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, введены принцип разграничения полномочий и принцип ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства. При этом необходимо обеспечить участие представителей субъектов малого предпринимательства и представителей некоммерческих организаций, выражающих их интересы, в формировании государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства и равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в городах и районах области различен. Мурманск, Апатиты, Североморск имеют достаточно высокий уровень развития малого предпринимательства. Жители городов, где есть крупные градообразующие предприятия, стремятся работать на них, а в бизнес идут по необходимости, а не по желанию, поэтому бизнес в этих городах представлен в основном в сфере торговли. Такая ситуация отмечается в Оленегорске, Мончегорске, Кировске, Кандалакше, Ковдоре. В небольших населенных пунктах развитие бизнеса ограничивается пониженным спросом на товары и услуги.
Различается и позиция органов местного самоуправления по отношению к предпринимательству - лишь в 10 муниципальных образованиях имеются утвержденные программы поддержки предпринимательства. Средства на реализацию программ невелики - от 0,1 до 2,5 млн. рублей в год. В Североморске, Мончегорске, Полярных Зорях, Печенгском районе финансирование таких программ из местного бюджета не предусмотрено. Учитывая эти обстоятельства, необходимо предусмотреть меры, стимулирующие администрации муниципальных образований заниматься развитием и поддержкой малого и среднего бизнеса. Особое внимание должно быть уделено экономически депрессивным районам и районам с небольшой численностью населения.
Закон расширил перечень субъектов малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2008 года к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские и фермерские хозяйства, потребительские общества, средние предприятия с численностью от 100 до 250 человек. По данным статистики, в Мурманской области около 7 тысяч предприятий с неопределенной численностью, большинство из которых входят в категорию малых и средних предприятий. Выделена также подкатегория микропредприятий. Создана правовая основа для разработки специальных мероприятий для поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства по каждой из категорий. Отсутствие практики работы с указанными субъектами, а также отсутствие данных по их количественным и качественным характеристикам требуют проведения в 2009 году исследования, результатом которого должна стать разработка комплекса мероприятий с экономическим обоснованием увеличения объема средств областного бюджета на поддержку новых категорий субъектов малого и среднего бизнеса.
Для определения круга проблем малого и среднего предпринимательства в начале 2008 года был проведен опрос предпринимателей, участниками которого стали юридические лица, отнесенные к категории субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Всего в ходе опроса было проведено 70 интервью по структурированной анкете, опрошены работники 47 микропредприятий (численность до 15 человек включительно), 17 малых предприятий (численность до 100 человек включительно), 6 средних предприятий (численность от 101 до 250 человек включительно).
Среди респондентов в большинстве учредители или владельцы предприятий (44 %), руководители предприятий (29 %), заместители руководителя (27 %). Большинство (64 %) занимаются предпринимательством не менее 6 лет. Как правило, это зрелые энергичные предприниматели в трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет (примерно 65 %) и молодые люди, только недавно начавшие свое дело (35 %).
Деятельность участников опроса связана с производственной сферой, строительством, транспортом, рынком информационных, телекоммуникационных услуг.
Большинство опрошенных (66 %) оценивают сложившуюся ситуацию как благоприятную. Однако достаточно большое количество предпринимателей (34 %) выразили неудовлетворение сложившимися условиями, оценив ситуацию скорее как неблагоприятную и очень неблагоприятную.
Опрос выявил наиболее острые проблемы, препятствующие развитию бизнеса: высокие налоги и арендная плата, недостаток помещений и квалифицированных кадров, наличие бюрократических барьеров, несовершенство законодательства и др. Результаты исследования представлены в таблице.
Основные проблемы, препятствующие развитию бизнесав Мурманской области
Основные проблемы | Предприятия | Средний балл по выборке | |||
микро- | малые | средние | |||
| |||||
1 | Высокая арендная плата за помещения | 3,5 | 3,6 | 3,0 | 3,37 |
2 | Высокие налоги | 3,6 | 3,5 | 4,0 | 3,70 |
3 | Рост цен на энергоносители, сырье, тарифы | 3,7 | 3,3 | 3,0 | 3,33 |
4 | Нехватка денежных средств на развитие | 3,8 | 3 | 2,6 | 3,13 |
5 | Трудности при сертификации, лицензировании, получении других разрешительных документов | 2,9 | 3 | 2,3 | 2,73 |
Сравнительный анализ проблем микро-, малого и среднего предпринимательства позволил выделить в них две особенности.
Первая особенность - общие проблемы, универсальные для всех предпринимателей микро-, малого и среднего бизнеса. Эти проблемы одинаково значимы для всех, достаточно затрудняют работу и развитие бизнеса (средний балл выше 3,3). К ним относятся:
- высокая арендная плата;
- высокие налоги;
- рост цен на энергоносители, сырье, тарифы;
- нехватка квалифицированного персонала;
- рост конкуренции.
Вторая особенность - проблемы микро- и малого предпринимательства схожи, имеют примерно одинаковую значимость, но отличаются от проблем среднего бизнеса. Так, к проблемам микро- и малого бизнеса (высокий балл - 3,3) можно отнести: