ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2008 года № 400-ПП/14
О долгосрочной целевой программе «Развитие
туризма в Мурманской области» на 2009-2011 годы
(с изменениями на 21 декабря 2010 года)
_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2011 на основании
постановления Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 420-ПП/13
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 26 декабря 2008 года № 651-ПП/25
постановлением Правительства Мурманской области от 10 июля 2009 года № 305-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 597-ПП
_______________________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 26.06.2008 №297-ПП «О разработке долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009-2011 годы» Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009-2011 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области производить финансирование Программы в пределах средств, ежегодно предусматриваемых на эти цели законом об областном бюджете.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять участие в реализации соответствующих мероприятий Программы и разработать муниципальные программы по развитию туризма.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя Министерства экономического развития Мурманской области Ефремов Ю. Л.
Первый заместитель Губернатора Мурманской области
А. МАКАРОВ.
(с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 21.12.2010 № 597-ПП)
Наименование программы | «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009-2011 годы (далее - Программа) | ||||
Дата принятия решения о разработке | - постановление Правительства Мурманской области от 26.06.2008 №297-ПП «О разработке долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009-2011 годы» | ||||
Государственные заказчики | - Министерство экономического развития Мурманской области;
| ||||
Государственный заказчик-координатор | - Министерство экономического развития Мурманской области | ||||
Основной разработчик Программы | - Министерство экономического развития Мурманской области | ||||
Цель Программы | - повышение конкурентоспособности региональных турпродуктов на российском и международном туристских рынках | ||||
Задачи Программы | - совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристской отрасли; | ||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - число туристских организаций (турфирм), ед.; - число коллективных средств размещения (далее -КСР), ед.; - число мест размещения в КСР; - платные услуги населению, млн. руб. (туристские услуги гостиниц и аналогичных мест размещения); - экспорт туристских услуг, млн. дол.; - экспорт услуг гостиниц; - число иностранных граждан, зарегистрированных в Мурманской области; - число размещенных лиц за год в КСР, тыс. чел. в год | ||||
Сроки реализации Программы | - 2009-2011 годы | ||||
Источники финансирования | Источники финансирования | 2009-2011 годы | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Всего по Программе, в том числе: | 405479,8 | 195139,8 | 183065 | 27275 | |
областной бюджет | 30122,8 | 9782,8 | 7235 | 13105 | |
местные бюджеты | 225 | 75 | 150 | ||
внебюджетные источники | 375132 | 185282 | 175680 | 14170 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - сравнение показателей развития туризма в Мурманской области при условии успешной реализации Программы (2008 год к 2011 году): - увеличение числа лиц, размещенных за год в КСР, с 240 до 294,8 тыс. чел. (на 23%) |
Долгосрочная целевая программа "Развитие туризма в Мурманской области» на 2009-2011 годы разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Законом Мурманской области от 09.04.2008 № 949-01-ЗМО "О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области".
Программа содержит наиболее важные направления развития туризма и мероприятия для создания условий и среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Мурманской области.
Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию, повысить эффективность государственного регулирования развития туристской отрасли.
Программа подготовлена Министерствоом экономического развития Мурманской области с учетом предложений администраций муниципальных образований Мурманской области при участии ассоциации туристских предприятий Мурманской области «Баренц туризм».
Программа определяет действия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области, а также субъектов туристской индустрии, направленные на повышение вклада туристской отрасли в социально-экономическое развитие Мурманской области. Программа базируется на следующих принципах:
- государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
- приоритетными направлениями государственной поддержки развития туризма в Мурманской области являются развитие внутреннего, въездного социального, экологического, этнического, различных видов природного и активного туризма, содействие деятельности предприятий, осуществляющих прием туристов на территории Мурманской области, а также деятельности по инвестированию средств в инфраструктуру и материально-техническую базу туризма на территории Мурманской области.
Количественные и качественные оценки туристской индустрии области на сегодняшний день базируются на данных, предоставляемых Росстатом, однако эти данные не в полной мере отражают реальное состояние и тенденции развития туризма в России и в Мурманской области. Для оценки динамики развития туристской отрасли разработчики Программы использовали в том числе и экспертные оценки Министерствоа экономического развития Мурманской области, основанные на данных анкетирования турфирм области. Анкетирование проводится ежегодно с 2002 года среди туроператоров и турагентов, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в Мурманской области, без учета гостиниц и других объектов размещения. Экспертные оценки Министерствоа экономического развития Мурманской области и статистические данные отличаются по причине того, что не все турфирмы предоставляют статистическую отчетность в органы статистики, тогда как данные Министерствоа экономического развития Мурманской области основываются на 100% охвате анкетированием, и показатели, представленные в таблице 1, органами статистического учета не предоставляются.
Количество туристов, обслуженных турфирмами Мурманской области в 2002-2007 гг. (въезд)
Количество туристов, тыс. чел. | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
Всего | 7,3 | 13,2 | 16,9 | 20,4 | 26,7 | 33,5 |
Иностранных | 7,3 | 9,4 | 11,9 | 12,6 | 13,1 | 13,2 |
Российских | Нет данных | 3,8 | 5,0 | 7,8 | 13,6 | 20,3 |
Данные о количестве туристов, обслуженных турфирмами по турпакетам, также не отражают общего числа туристов, посетивших Мурманскую область, поскольку туристы могут прибывать в область самостоятельно (без обращения в турфирму) в лечебных, оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурных, спортивных, профессиональных, деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода в Мурманской области, на период от 24 часов до 6 месяцев или осуществлять не менее одной ночевки в месте временного пребывания. Приведенные данные показывают ежегодное увеличение объемов обслуживания въездного потока туристов в среднем на 25-30%.
В связи с тем, что в Российской Федерации отсутствует единая система оценки туристских потоков в регионах, можно использовать лишь косвенные показатели и индикаторы объемов посетителей, одним из которых является число лиц, размещенных в гостиницах и иных средствах размещения.
Для оценки регионального туристского потока в 2009 году также будет использоваться методика оценки туристских потоков, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 №69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов РФ».
Инфраструктура туристской индустрии Мурманской области состоит из 65 различных гостиниц и 46 специализированных средств размещения (дома отдыха, базы, кемпинги) с общим количеством мест 7,7 тыс., из которых 4,1 тыс. мест приходится на коллективные средства размещения (далее-КСР) гостиничного типа и 3,6 тыс. мест на КСР специализированного типа. С 2004 года наблюдалось стабильное увеличение количества размещенных лиц в КСР. Так, с 2004 по 2007 год численность размещенных лиц в КСР увеличилась на 31,6 тыс. человек (на 15%) и составила 235,9 тыс. чел.
В Мурманской области на 1 июня 2008 года функционируют 72 организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность. Из них 44 туроператора и 28 турагентов. Все туроператоры, зарегистрированные в Мурманской области, внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Ежегодно увеличиваются объемы обслуживания туристов турагентскими и туроператорскими фирмами Мурманской области. С 2004 по 2007 год число туристов, принятых туроператорами региона, увеличилось в 5 раз и составило 33,5 тыс. человек. Число туристов, обслуженных турфирмами на выезд, увеличилось за 5 лет в 2,6 раза и составило 33,1 тыс. человек.
Туристскую активность региона также характеризует число пересечений границы через международные пограничные пункты пропуска (далее - МПП), находящиеся на территории области. За 5 лет количество пересечений через все МПП в Мурманской области выросло в 1,2 раза и составило в 2007 году 358,6 тыс. пересечений. Из них количество пересечений границы, совершенных иностранными гражданами, за этот период увеличилось в 1,3 раза и составило 126,7 тыс. пересечений, или 35% от их общего числа. Наиболее популярным для иностранных туристов является МПП «Салла», через который пересекают границу 55% от общего количества иностранных граждан.
Основным инструментом государственной поддержки туристической сферы в Мурманской области с 2006 по 2008 год являлась региональная целевая программа "Развитие туризма в Мурманской области на 2006-2008 годы" (далее - предшествующая программа),утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 27.10.2005 №406-ПП/13.
В качестве основной цели предшествующей программы было принято развитие на территории Мурманской области конкурентоспособной туристско-рекреационной деятельности, направленной на удовлетворение растущего спроса российских и зарубежных потребителей в туристско-рекреационных услугах.
Оценка эффективности результатов реализации предшествующей программы в 2007 году показывает, что благодаря осуществлению ряда туристских проектов («Поморское наследие», «Святые места Терского берега», «Дед Мороз в Лапландском заповеднике» и др.), созданию туристско-информационных центров (г. Кировск, Кандалакша, п. Умба), поддержке областного туристического портала, разработке единого туристского бренда Мурманской области, проведению семинаров, региональных международных конференций, фестивалей, периодическому участию Мурманской области в крупнейших международных туристических выставках, изданию путеводителей и другой рекламной продукции удалось повысить привлекательность Мурманской области для туристов и увеличить турпотоки и инвестиционную активность.
Оценка количественных значений говорит о том, что по основному количеству показателей наблюдается значительное превышение значений, полученных в 2007 году, над запланированными при разработке предшествующей программы (таблица 2).
Анализ показателей результативности реализации региональной целевой программы «Развитие туризма в Мурманской области» на 2006 - 2008 годы
|
|
|
|
|
Число обслуженных турфирмами туристов, тыс. чел. | 32,8 | 66,6 | + 203,05 | 100 |
Принято туристов в Мурманскую область, тыс. чел. | 12,4 | 33,5 | +270,16 | 58,5 |
Отправлено туристов из Мурманской области, тыс. чел. | 13,5 | 33,1 | +245,19 | 41,5 |
Укрепление полученных за период реализации предыдущей программы результатов, а также дальнейшее развитие туристской отрасли невозможно без преемственности в реализации государственной политики в сфере управления туризмом и дальнейшего применения различных мер его государственной поддержки.
В 2008 году был принят Закон Мурманской области «О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области», который определил принципы, цели, задачи и меры государственной поддержки развития туризма в Мурманской области и нормативно обусловил усиление роли региональной политики в формировании туристской отрасли области.
Должны быть обеспечены дальнейшее формирование эффективного конкурентоспособного регионального туристского рынка через стимулирование развития приоритетных туристских направлений и территорий, повышение качества туристских услуг, создание условий для привлечения российских и иностранных инвестиций в туристическую отрасль, осуществление мер по рекламно-информационному и имиджевому продвижению Мурманской области как региона, благоприятного для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках.
Основные усилия должны быть сосредоточены на имеющихся проблемах и нерешенных задачах. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Мурманской области, являются:
- незначительный объем инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма и его инфраструктуры;
- недостаток некоммерческой информации о региональных туристских ресурсах и турпродуктах у российских и зарубежных туроператоров, потенциальных инвесторов, потенциальных посетителей;
- слабая маркетинговая инфраструктура продажи турпродуктов на внутреннем, международном и российском рынках;
- низкое качество и малая оригинальность турпродуктов, предлагаемых турфирмами;
- большие потоки самодеятельного туризма, увеличивающие антропогенную нагрузку и пожароопасную угрозу для природных ресурсов Кольского полуострова, значительные объемы «нелегального» туризма в Кировском, Терском, Ловозерском и других районах области;