ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2005 года № 406-ПП/13
Об утверждении региональной целевой программы
"Развитие туризма в Мурманской области на 2006-2008 годы"
(с изменениями на 16 сентября 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области
от 24 июля 2014 года N 391-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 31 августа 2006 года № 336-ПП/8
постановлением Правительства Мурманской области от 11 октября 2007 года № 465-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 16 сентября 2008 года № 443-ПП
_____________________________________________________________________________________________
В соответствии с Законом Мурманской области от 15.06.2000 № 202-01-ЗМО "О туристской деятельности на территории Мурманской области" и во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 06.02.2004 № 35-ПП "О Стратегии развития туризма в Мурманской области на период до 2015 года и разработке региональной целевой программы развития туризма на период с 2004 по 2008 годы" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие туризма в Мурманской области на 2006-2008 годы" (далее - Программа).
2. Государственным заказчиком Программы определить департамент экономического развития Мурманской области. (с изменением на основании постановления Правительства Мурманской области от 31 августа 2006 года № 336-ПП/8 - см. предыдущую редакцию.)
3. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) при формировании областного бюджета на 2006, 2007 и 2008 годы предусмотреть расходы на финансирование Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя департамента экономического развития Мурманской области Рузанкина А.Д. (с изменением на основании постановления Правительства Мурманской области от 31 августа 2006 года № 336-ПП/8 - см. предыдущую редакцию.)
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А. Селин
Региональная целевая программа
"Развитие туризма в Мурманской области на 2006-2008 годы"
Мурманск
2005
Наименование Программы | - "Развитие туризма в Мурманской области на 2006-2008 годы" |
Основание для разработки Программы | |
Период реализации Программы | - 2006-2008 годы |
Государственный заказчик | - департамент экономического развития Мурманской области (с изменением на основании постановления Правительства Мурманской области от 31 августа 2006 года № 336-ПП/8 ) |
Основные разработчики Программы | - комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области - Северо-западное отделение Российской Ассоциации туристских предприятий (СЗРАТА) |
Цель Программы | - развитие на территории Мурманской области конкурентоспособной туристско-рекреационной деятельности, направленной на удовлетворение растущего спроса российских и зарубежных потребителей в туристско-рекреационных услугах |
Задачи Программы | 1. Сформировать современный и эффективный механизм управления туристско-рекреационной деятельностью в Мурманской области, обеспечивающий: - совершенствование механизма и организационных форм управления процессом развития туристско-рекреационной отрасли; - развитие и совершенствование информационного обеспечения системы управления туристско-рекреационной отрасли; - совершенствование нормативно-правовой базы развития туристско-рекреационной отрасли; - координацию деятельности по продвижению региональных турпродуктов (услуг) на международный и внутренний рынки; - содействие кадровому обеспечению развития инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений. 2. Привлечь инвестиции и развить объекты общей инфраструктуры индустрии туризма, отдыха и развлечений, в том числе: - оказать информационно-методическую поддержку инвесторам и предпринимателям; - привлечь инвестиции в конкретные проекты в сфере инфраструктуры туризма. 3. Содействовать созданию и совершенствованию традиционных и разработке новых турпродуктов (услуг), а именно: - культурно-познавательного туризма; - делового, конгресс- и интенсив- туризма; - спортивного туризма; - экстремального и приключенческого туризма; - экологического туризма; - научно-экспедиционного туризма |
Общий объем финансирования Программы | годы объем финансирования (тыс. руб.) |
|
|
|
|
|
|
Сроки и этапы реализации Программы | Программа рассчитана на период 2006-2008гг. |
Ответственные исполнители основных программных мероприятий | - департамент экономического развития Мурманской области); - органы государственной власти Мурманской области; |
Система управления | - департамент экономического развития Мурманской области; - Межведомственный Совет по развитию туристической деятельности, связанной с природопользованием |
Система контроля за ходом выполнения Программы | - исполнители мероприятий Программы ежегодно до 20 февраля информируют департамент экономического развития Мурманской области о проделанной работе за прошедший год. Департамент экономического развития Мурманской области ежегодно до 2008 года к 10 марта докладывает Правительству Мурманской области о ходе реализации Программы. |
Ожидаемые конечные результаты | - рост количества прибытий иностранных и российских туристов в Мурманскую область составит в 2006 году - 18 тыс. чел., в 2007 году - 20 тыс. чел., в 2008 году - 22 тыс.чел.; |
Современная туристская индустрия является одной из высокодоходных отраслей в мировой экономике. Существенные доходы от туризма получают как небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Испания и др.), в которых туризм занимает значимую строку в бюджетах этих стран. Темпы роста доходов от туризма значительно опережают рост дохода от большинства других отраслей экономики. Отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Как свидетельствует мировой опыт, правильное использование имеющихся туристско-рекреационных возможностей может оказаться одним из наиболее эффективных рычагов структурной перестройки экономики. Важнейшим условием, определяющим процесс формирования, становления и развития туристской отрасли, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, является формирование на ее территории туристско-рекреационного потенциала, которое невозможно без использования программно-целевых методов.
В настоящее время Мурманская область имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал для зимнего и летнего отдыха, и существуют достаточно веские предпосылки для его развития. Всего в отрасли (включая туристские фирмы и гостиничный бизнес) занято около 2,5 тыс. человек. Наиболее ценным природным ресурсом области, выгодно отличающим ее туристско-рекреационный потенциал от потенциалов других регионов Европы, является разветвленная озерно-речная система. Реки, озера и прибрежные воды Баренцева и Белого морей богаты рыбой. В водах Белого и Баренцева морей живут тюлень, нерпа, лахтак и другие морские животные. На территории области обитают 60 видов млекопитающих и около 200 видов птиц. Во многом уникальны и природные ландшафты, сочетающие тундру, лесотундру и северную тайгу с сопками и гранитными скалами, морские скалы - далеко не полный перечень привлекательных для туристов достопримечательных природных объектов. В Мурманской области находится большое количество природных парков и заповедников. Историко-культурный потенциал Мурманской области определяется ее ролью в освоении богатств Крайнего Севера в период 16 - 20 веков, защитой северных рубежей России. Сохранилось более 100 различных историко-архитектурных и историко-технических памятников, которые могут быть использованы как объекты туристского показа. В области имеется также 24 музея и выставочных зала. Этнографический потенциал области определяется проживанием на его территории народов разных культур (русские, поморы, саамы), часть из которых до сих пор сохранила разнообразные черты своего быта. В центральных районах области сохранились народные промыслы, отражающие самобытную культуру саамов.
Разумное использование туристских ресурсов должно и может приносить существенный доход, однако пока его величина незначительна, что во многом определяется состоянием отрасли. В настоящее время в Мурманской области существуют более 65 фирм, которые занимаются приемом и отправкой туристов, организуют разработку турпродуктов. Основу инфраструктуры туристской отрасли составляют коллективные средства размещения (КСР): 56 КСР гостиничного типа и 49 КСР специализированного типа, в том числе 2 санатория, 8 санаториев-профилакториев и 12 турбаз. Места размещения туризма характеризуются высокой степенью морального и физического износа, дефицитом современных объектов размещений и недостаточной развитостью важнейших элементов туристской инфраструктуры. Около 73% учреждений размещения туристов не имеют категории, 40% - не имеют собственных предприятий питания, 51% - не имеют спортивных комплексов и сооружений, а наличие таких элементарных и необходимых удобств, как горячая вода, душ и туалет в номере имеет только 77% средств размещения. Около половины объектов проживания нуждаются в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции.
Наибольший удельный вес среди российских туристов имеют жители Мурманской области, Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Ленинградской области, Московской области и Москвы.
В последние годы в отрасли наметились как положительные тенденции, например, увеличение в течение 4-х последних лет числа приезжающих иностранцев, так и определенные кризисные явления, в частности, можно говорить о сокращении числа лиц, пользующихся услугами КСР.
Таблица. Численность приезжих, воспользовавшихся услугами КСР (тыс. чел.)
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Всего в КСР | 219,0 | 251,3 | 220,3 | 242,6 | 211,5 | 204,3 |
В том числе в предприятиях гостиничного типа | 163,1 | 190,1 | 165,2 | 172,2 | 143,0 | 138,4 |
Прочие КСР общего типа | 4,3 | 4,8 | 8,7 | 12,2 | 10,2 | 14,6 |
в санаториях (в т.ч. в санаториях для детей) | 2,5 | 3,2 | 4,4 | 6,8 | 6,2 | 6,3 |
в санаториях-профилакториях | 14,2 | 15,6 | 15,8 | 14,2 | 12,8 | 11,1 |
на базах отдыха | 29,1 | 32,4 | 35,3 | 32,3 | 33,3 | 35,3 |
на туристских базах | 5,7 | 5,3 | 4,9 | 4,8 | 6,0 | 5,2 |
Развитию отрасли препятствуют как внешние проблемы, решение которых невозможно в рамках региональной целевой программы, так и специфические региональные проблемы. К проблемам внешнего характера следует отнести: недостаточность поддержки туризма как отрасли экономики на федеральном уровне (неразвитость федеральной нормативно-законодательной базы, отсутствие финансирования федеральных программ и т.п.); “антирекламу” России в зарубежных средствах массовой информации как объекта туристской привлекательности (преступность, терроризм, слабая инфраструктура, авторитаризм, недостатки в обслуживании и т.п.); длительность сроков получения виз для иностранных граждан; значительность занятой закрытыми объектами территории. К проблемам, которые могут быть решены на внутрирегиональном уровне, следует отнести:
- дефицит информации о туристских ресурсах региона у российских и зарубежных интересантов (туроператоров, потенциальных инвесторов, граждан);
- слабая маркетинговая инфраструктура продажи турпродуктов на международном и российском рынках;
- низкое качество и малая оригинальность турпродуктов, предлагаемых турфирмами;
- недостаток мест размещения, соответствующих международному уровню, большой износ КСР;
- недостаточная квалификация персонала КСР и туроператоров;
- незначительность инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма и его инфраструктуры;
- недостаточное внимание к поддержанию исторических, культурных и природно-климатических ценностей, находящихся на территории области, и возможности их использования в качестве основы турпродуктов.
Решение вышеперечисленных проблем может быть осуществлено с помощью программно-целевых методов.
Основной целью Программы является развитие на территории Мурманской области конкурентоспособной туристско-рекреационной деятельности, направленной на удовлетворение растущего спроса российских и зарубежных потребителей в туристско-рекреационных услугах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать современный и эффективный механизм управления туристско-рекреационной деятельностью в Мурманской области, обеспечивающий:
- совершенствование механизма и организационных форм управления процессом развития туристско-рекреационной отрасли;
- развитие и совершенствование информационного обеспечения системы управления туристско-рекреационной отрасли;
- совершенствование нормативно-правовой базы развития туристско-рекреационной отрасли;
- координация деятельности по продвижению региональных турпродуктов (услуг) на международный и внутренний рынки;
- содействие кадровому обеспечению развития инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений.
2. Привлечь инвестиции и развить объекты общей инфраструктуры индустрии туризма, отдыха и развлечений, в том числе:
- оказать информационно-методическую поддержку инвесторам и предпринимателям;
- стимулировать инвестиционно-предпринимательскую деятельность в области туризма;
- привлечь инвестиции в конкретные проекты в сфере инфраструктуры туризма.
3. Содействовать созданию и совершенствованию традиционных и разработке новых турпродуктов (услуг), а именно:
- культурно-познавательного туризма;
- делового, конгресс- и интенсив- туризма;
- спортивного туризма;
- экстремального и приключенческого туризма;