Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2005 года № 406-ПП/13


Об утверждении региональной целевой программы
"Развитие туризма в Мурманской области на 2006-2008 годы"

(с изменениями на 16 сентября 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области
от 24 июля 2014 года N 391-ПП

____________________________________________________________________     

____________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Мурманской области от 31 августа 2006 года № 336-ПП/8

постановлением Правительства Мурманской области от 11 октября 2007 года № 465-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 16 сентября 2008 года № 443-ПП

_____________________________________________________________________________________________     

В соответствии с Законом Мурманской области от 15.06.2000 № 202-01-ЗМО "О туристской деятельности на территории Мурманской области" и во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 06.02.2004 № 35-ПП "О Стратегии развития туризма в Мурманской области на период до 2015 года и разработке региональной целевой программы развития туризма на период с 2004 по 2008 годы" Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие туризма в Мурманской области на 2006-2008 годы" (далее - Программа).

2. Государственным заказчиком Программы определить департамент экономического развития Мурманской области. (с изменением на основании постановления Правительства Мурманской области от 31 августа 2006 года № 336-ПП/8 - см. предыдущую редакцию.)

3. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) при формировании областного бюджета на 2006, 2007 и 2008 годы предусмотреть расходы на финансирование Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя департамента экономического развития Мурманской области Рузанкина А.Д. (с изменением на основании постановления Правительства Мурманской области от 31 августа 2006 года № 336-ПП/8 - см. предыдущую редакцию.)

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А. Селин

   

                                                                                                                                                            

УТВЕРЖДЕНА
                                                                                                                                             постановлением Правительства
                                                                                                                                                    Мурманской области
                                                                                 от 27.10.2005 № 406-ПП/13

Региональная целевая программа
"Развитие туризма в Мурманской области на 2006-2008 годы"


Мурманск
2005


ПАСПОРТ
региональной целевой программы
"Развитие туризма в Мурманской области на 2006-2008 годы"

Наименование Программы

- "Развитие туризма в Мурманской области на 2006-2008 годы"

Основание для разработки Программы

- Закон Мурманской области от 15.06.2000 № 202-01-ЗМО "О туристской деятельности на территории Мурманской области";

- постановление Правительства Мурманской области от 06.02.2004 № 35-ПП "О Стратегии развития туризма в Мурманской области на период до 2015 года и разработке региональной целевой программы развития туризма на период с 2004 по 2008 годы"

Период реализации Программы

- 2006-2008 годы

Государственный заказчик

- департамент экономического развития Мурманской области (с изменением на основании постановления Правительства Мурманской области от 31 августа 2006 года № 336-ПП/8 )

Основные разработчики Программы

- комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области

- Северо-западное отделение Российской Ассоциации туристских предприятий (СЗРАТА)

Цель Программы

- развитие на территории Мурманской области конкурентоспособной туристско-рекреационной деятельности, направленной на удовлетворение растущего спроса российских и зарубежных потребителей в туристско-рекреационных услугах

Задачи Программы

1. Сформировать современный и эффективный механизм управления туристско-рекреационной деятельностью в Мурманской области, обеспечивающий:

- совершенствование механизма и организационных форм управления процессом развития туристско-рекреационной отрасли;

- развитие и совершенствование информационного обеспечения системы управления туристско-рекреационной отрасли;

- совершенствование нормативно-правовой базы развития туристско-рекреационной отрасли;

- координацию деятельности по продвижению региональных турпродуктов (услуг) на международный и внутренний рынки;

- содействие кадровому обеспечению развития инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений.

2. Привлечь инвестиции и развить объекты общей инфраструктуры индустрии туризма, отдыха и развлечений, в том числе:

- оказать информационно-методическую поддержку инвесторам и предпринимателям;

- стимулировать инвестиционно-предпринимательскую деятельность в области туризма;

- привлечь инвестиции в конкретные проекты в сфере инфраструктуры туризма.

3. Содействовать созданию и совершенствованию традиционных и разработке новых турпродуктов (услуг), а именно:

- культурно-познавательного туризма;

- делового, конгресс- и интенсив- туризма;

- спортивного туризма;

- экстремального и приключенческого туризма;

- экологического туризма;

- научно-экспедиционного туризма

Общий объем финансирования Программы

годы                                     объем финансирования (тыс. руб.)

     2006                                                          47226
     2007                                                         50489
     2008                                                         43632
     2006-2008                                            141347


Общий объем финансирования Программы из областного бюджета


годы                                     объем финансирования (тыс. руб.)

     2006                                                           1830
     2007                                                           2025
     2008                                                           2520
     2006-2008                                                6375


Общий объем финансирования Программы из внебюджетных источников


годы                                       объем финансирования (тыс. руб.)

     2006                                                          44595
     2007                                                          47890
     2008                                                          40800
                                                                      133285


Гарантии муниципальных бюджетов


годы                                       объем финансирования (тыс. руб.)


     2006                                                            801
     2007                                                            574
     2008                                                            312                                                                
                                                                        1687

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на период 2006-2008гг.

Выполнение Программы осуществляется в 3 этапа:

1 этап-2006 год, 2 этап-2007 год, 3 этап-2008 год

Ответственные исполнители основных программных мероприятий

- департамент экономического развития Мурманской области);

- органы государственной власти Мурманской области;

- органы местного самоуправления Мурманской области;

- Ассоциация туристских предприятий Мурманской области "Баренц туризм" (АСТП "Баренц туризм");

- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (Мурманскстат);

- туристские предприятия Мурманской области;

- Северный колледж физической культуры и спорта (СКФКиС);

- Мурманский филиал Санкт-Петербургского института управления и экономики;

- Мончегорский лесхоз;

- ООО "Хибины-Отдых";

- ЗАО "Северные реки";

- ООО "Регион-Недвижимость";

- ООО "Руссландия Полярные Зори";

- ООО "Арктик-Сафари";

- ООО "Харловка";

- Северная Торгово-Промышленная палата (СТПП);

- Лапландский биосферный заповедник

Система управления

- департамент экономического развития Мурманской области;

- Межведомственный Совет по развитию туристической деятельности, связанной с природопользованием

Система контроля за ходом выполнения Программы

- исполнители мероприятий Программы ежегодно до 20 февраля информируют

департамент экономического развития Мурманской области о проделанной работе за прошедший год.

Департамент экономического развития Мурманской области ежегодно до 2008 года к 10 марта докладывает Правительству Мурманской области о ходе реализации Программы.

Ожидаемые конечные результаты
Реализации Программы

- рост количества прибытий иностранных и российских туристов в Мурманскую область составит в 2006 году - 18 тыс. чел., в 2007 году - 20 тыс. чел., в 2008 году - 22 тыс.чел.;

- увеличение продолжительности пребывания  туристов с 863 тыс. дней до 1114 тыс. дней  к 2008 году;

- увеличение совокупных годовых расходов иностранных и российских туристов с 950 млн. руб. в 2004 году до 1644 млн. руб. (в ценах 2005 года) в 2008 году соответственно;

- увеличение доходов бюджета Мурманской области и муниципальных образований к 2008 году на 29,2 млн. руб. (в ценах 2005 г.);

- увеличение численности занятых в туристской сфере и смежных отраслях на 350 человек;

- увеличение числа туристских компаний в 1,2 раза;

- подготовка не менее 300 специалистов гостиничного и туристского комплекса Мурманской области.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


Современная туристская индустрия является одной из высокодоходных отраслей в мировой экономике. Существенные доходы от туризма получают как небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Испания и др.), в которых туризм занимает значимую строку в бюджетах этих стран. Темпы роста доходов от туризма значительно опережают рост дохода от большинства других отраслей экономики. Отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Как свидетельствует мировой опыт, правильное использование имеющихся туристско-рекреационных возможностей может оказаться одним из наиболее эффективных рычагов структурной перестройки экономики. Важнейшим условием, определяющим процесс формирования, становления и развития туристской отрасли, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, является формирование на ее территории туристско-рекреационного потенциала, которое невозможно без использования программно-целевых методов.

В настоящее время Мурманская область имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал для зимнего и летнего отдыха, и существуют достаточно веские предпосылки для его развития. Всего в отрасли (включая туристские фирмы и гостиничный бизнес) занято около 2,5 тыс. человек. Наиболее ценным природным ресурсом области, выгодно отличающим ее туристско-рекреационный потенциал от потенциалов других регионов Европы, является разветвленная озерно-речная система. Реки, озера и прибрежные воды Баренцева и Белого морей богаты рыбой. В водах Белого и Баренцева морей живут тюлень, нерпа, лахтак и другие морские животные. На территории области обитают 60 видов млекопитающих и около 200 видов птиц. Во многом уникальны и природные ландшафты, сочетающие тундру, лесотундру и северную тайгу с сопками и гранитными скалами, морские скалы - далеко не полный перечень привлекательных для туристов достопримечательных природных объектов. В Мурманской области находится большое количество природных парков и заповедников. Историко-культурный потенциал Мурманской области определяется ее ролью в освоении богатств Крайнего Севера в период 16 - 20 веков, защитой северных рубежей России. Сохранилось более 100 различных историко-архитектурных и историко-технических памятников, которые могут быть использованы как объекты туристского показа. В области имеется также 24 музея и выставочных зала. Этнографический потенциал области определяется проживанием на его территории народов разных культур (русские, поморы, саамы), часть из которых до сих пор сохранила разнообразные черты своего быта. В центральных районах области сохранились народные промыслы, отражающие самобытную культуру саамов.

Разумное использование туристских ресурсов должно и может приносить существенный доход, однако пока его величина незначительна, что во многом определяется состоянием отрасли. В настоящее время в Мурманской области существуют более 65 фирм, которые занимаются приемом и отправкой туристов, организуют разработку турпродуктов. Основу инфраструктуры туристской отрасли составляют коллективные средства размещения (КСР): 56 КСР гостиничного типа и 49 КСР специализированного типа, в том числе 2 санатория, 8 санаториев-профилакториев и 12 турбаз. Места размещения туризма характеризуются высокой степенью морального и физического износа, дефицитом современных объектов размещений и недостаточной развитостью важнейших элементов туристской инфраструктуры. Около 73% учреждений размещения туристов не имеют категории, 40% - не имеют собственных предприятий питания, 51% - не имеют спортивных комплексов и сооружений, а наличие таких элементарных и необходимых удобств, как горячая вода, душ и туалет в номере имеет только 77% средств размещения. Около половины объектов проживания нуждаются в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции.

Наибольший удельный вес среди российских туристов имеют жители Мурманской области, Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Ленинградской области, Московской области и Москвы.

В последние годы в отрасли наметились как положительные тенденции, например, увеличение в течение 4-х последних лет числа приезжающих иностранцев, так и определенные кризисные явления, в частности, можно говорить о сокращении числа лиц, пользующихся услугами КСР.

Таблица. Численность приезжих, воспользовавшихся услугами КСР (тыс. чел.)

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Всего в КСР

219,0

251,3

220,3

242,6

211,5

204,3

В том числе в предприятиях гостиничного типа

163,1

190,1

165,2

172,2

143,0

138,4

Прочие КСР общего типа

4,3

4,8

8,7

12,2

10,2

14,6

в санаториях (в т.ч. в санаториях для детей)

2,5

3,2

4,4

6,8

6,2

6,3

в санаториях-профилакториях

14,2

15,6

15,8

14,2

12,8

11,1

на базах отдыха

29,1

32,4

35,3

32,3

33,3

35,3

на туристских базах

5,7

5,3

4,9

4,8

6,0

5,2


Развитию отрасли препятствуют как внешние проблемы, решение которых невозможно в рамках региональной целевой программы, так и специфические региональные проблемы. К проблемам внешнего характера следует отнести: недостаточность поддержки туризма как отрасли экономики на федеральном уровне (неразвитость федеральной нормативно-законодательной базы, отсутствие финансирования федеральных программ и т.п.); “антирекламу” России в зарубежных средствах массовой информации как объекта туристской привлекательности (преступность, терроризм, слабая инфраструктура, авторитаризм, недостатки в обслуживании и т.п.); длительность сроков получения виз для иностранных граждан; значительность занятой закрытыми объектами территории. К проблемам, которые могут быть решены на внутрирегиональном уровне, следует отнести:

- дефицит информации о туристских ресурсах региона у российских и зарубежных интересантов (туроператоров, потенциальных инвесторов, граждан);

- слабая маркетинговая инфраструктура продажи турпродуктов на международном и российском рынках;

- низкое качество и малая оригинальность турпродуктов, предлагаемых турфирмами;

- недостаток мест размещения, соответствующих международному уровню, большой износ КСР;

- недостаточная квалификация персонала КСР и туроператоров;

- незначительность инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма и его инфраструктуры;

- недостаточное внимание к поддержанию исторических, культурных и природно-климатических ценностей, находящихся на территории области, и возможности их использования в качестве основы турпродуктов.

Решение вышеперечисленных проблем может быть осуществлено с помощью программно-целевых методов.

2. Основные цели и задачи Программы


Основной целью Программы является развитие на территории Мурманской области конкурентоспособной туристско-рекреационной деятельности, направленной на удовлетворение растущего спроса российских и зарубежных потребителей в туристско-рекреационных услугах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Сформировать современный и эффективный механизм управления туристско-рекреационной деятельностью в Мурманской области, обеспечивающий:

- совершенствование механизма и организационных форм управления процессом развития туристско-рекреационной отрасли;

- развитие и совершенствование информационного обеспечения системы управления туристско-рекреационной отрасли;

- совершенствование нормативно-правовой базы развития туристско-рекреационной отрасли;

- координация деятельности по продвижению региональных турпродуктов (услуг) на международный и внутренний рынки;

- содействие кадровому обеспечению развития инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений.

2. Привлечь инвестиции и развить объекты общей инфраструктуры индустрии туризма, отдыха и развлечений, в том числе:

- оказать информационно-методическую поддержку инвесторам и предпринимателям;

- стимулировать инвестиционно-предпринимательскую деятельность в области туризма;

- привлечь инвестиции в конкретные проекты в сфере инфраструктуры туризма.

3. Содействовать созданию и совершенствованию традиционных и разработке новых турпродуктов (услуг), а именно:

- культурно-познавательного туризма;

- делового, конгресс- и интенсив- туризма;

- спортивного туризма;

- экстремального и приключенческого туризма;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»