В результате реализации начального этапа административной реформы по приоритетным направлениям, определенным Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах", в Мурманской области к 2005 году был принят ряд мер, направленных на создание базовых условий для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления.
В целях совершенствования государственного управления и оптимизации деятельности сформирована новая структура исполнительных органов государственной власти Мурманской области во главе с Правительством, возглавляемым Губернатором области (Закон Мурманской области от 26.04.2004 № 476-01-ЗМО "О структуре исполнительных органов государственной власти Мурманской области").
Проведено организационное разделение государственных функций между исполнительными органами государственной власти Мурманской области в установленной сфере деятельности (постановление Правительства Мурманской области от 26.04.2004 № 122-ПП):
- на департаменты возложены функции по выработке и реализации региональной государственной политики, а также правоприменительные, надзорные и контрольные функции;
- на комитеты возложены правоприменительные и контрольные функции, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом;
- на управления возложены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом без права осуществления нормативно-правового регулирования, контроля и надзора;
- на инспекции возложены контрольные и надзорные функции.
В состав действующей структуры исполнительных органов государственной власти Мурманской области входят Правительство Мурманской области, восемь департаментов, восемь комитетов, пять управлений и одна инспекция (постановление Губернатора Мурманской области от 29.12.2005 № 196-ПГ).
Порядок взаимодействия и организации деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области установлен в Регламенте исполнительных органов государственной власти Мурманской области (постановление Правительства Мурманской области от 18.06.2004 № 205-ПП).
В целях разработки эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы и повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих Мурманской области (далее - госслужащие) проведен анализ кадрового обеспечения исполнительных органов государственной власти Мурманской области.
В ходе реализации мероприятий региональной программы "Реформирование государственной службы Мурманской области (2005 - 2006 годы)" (постановление Правительства Мурманской области от 12.05.2005 № 170-ПП) осуществляется совершенствование кадрового состава госслужащих Мурманской области, на постоянной договорной основе проводится повышение их квалификации и совершенствование системы оплаты труда, а также финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы.
Законом Мурманской области от 13.10.2005 № 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области" предусмотрено замещение должностей государственной гражданской службы Мурманской области (далее - госслужба) на конкурсной основе, определены критерии профессионально-квалификационного состава госслужащих Мурманской области и установлено требование аттестации один раз в три года.
В рамках проекта "Поддержка реформы государственного управления в Северо-западном федеральном округе (TF 054829)" (программа Всемирного банка при содействии Минэкономразвития России, Трастового фонда Правительства Финляндии) в области осуществляется проект "Совершенствование механизмов нормативно-правового обеспечения деятельности системы органов государственного управления, разработка и внедрение системы показателей оценки и результативности работы органов исполнительной власти на примере Департамента экономического развития Мурманской области". Завершён этап проведения экспертами Всемирного банка функционального анализа в департаменте, подготовлены направления организационных и структурных изменений, предложения по административному регламенту, рассмотрение которых проводится с участием экспертов Всемирного Банка.
В соответствии с Планом действий Правительства Мурманской области на 2005 год (постановление Правительства Мурманской области от 27.01.2005 № 17-ПП/1) исполнительными органами государственной власти Мурманской области проводился анализ выполняемых функций, в том числе на предмет исключения избыточности и дублирования, подготовлена основа для их оптимизации, планируется разработка соответствующих нормативно-правовых актов, которые необходимо подвергнуть обязательной экспертизе, включая общественную.
Ведется работа по оптимизации сети подведомственных исполнительным органам государственной власти Мурманской области государственных областных унитарных предприятий и учреждений.
В целях совершенствования управления объектами государственной собственности Мурманской области государственные областные учреждения находятся в ведомственной подчиненности исполнительных органов государственной власти Мурманской области, осуществляющих координацию и регулирование в соответствующих отраслях и сферах управления (постановление Правительства Мурманской области от 19.03.2003 № 75-ПП).
В целях реализации Концепции управления государственной собственностью Мурманской области, одобренной постановлением Правительства Мурманской области от 19.03.2004 № 64-ПП, проводятся мероприятия по оптимизации количества государственных областных унитарных предприятий и учреждений, включающие реорганизацию, ликвидацию и приватизацию предприятий, а также реорганизацию и ликвидацию учреждений.
В 2004 году была осуществлена реорганизация областных унитарных дорожно-строительных предприятий путем присоединения ГОУП "Мурманскавтодорснаб" и ГОУП "Кольское ремонтное предприятие" к Кольскому ГОУМРСП, а также присоединения Заполярненского ГОУДСП к Никельскому ГОУДСП. В стадии ликвидации на текущий момент находятся ГОУП "Апатитгражданпроект" и ГОУП "Спецавтоматика".
В сентябре 2005 года в целях оптимизации численности персонала, сокращения затрат и проведения единой тарифной политики принято решение о реорганизации областных унитарных энергетических предприятий путем присоединения ГОУП "Кандалакшская теплосеть", ГОУЭП "Ковдорская электросеть", ГОУП "Заполярная горэлектросеть" и ГОУТЭП Гаджиево к ГОУТП "ТЭКОС", приватизацию которого путем преобразования в форму открытого акционерного общества планируется провести в 2007 году. По окончании всех реорганизационных мероприятий для максимального привлечения инвестиционных ресурсов на техническое переоборудование и реконструкцию сетей на базе ОАО "ТЭКОС" планируется создание предприятия по производству теплогидро-изолированных пенополиуретаном труб для систем отопления и горячего водоснабжения.
В 2006 году будут приватизированы путем преобразования в форму открытого акционерного общества Оленегорское и Кандалакшское ГОУДСП, Кольское ГОУМРСП и ГОУП "Апатитыводоканал".
В 2004-2005 годах было ликвидировано, реорганизовано либо приватизировано 16 предприятий (34,8%) и 3 учреждения, подведомственных исполнительным органам государственной власти Мурманской области.
По данным Мурманскстата доля организаций государственного сектора экономики области по состоянию на 01.01.2005 года составляло 2,3% в общем количестве организаций Мурманской области. В структуре государственного сектора экономики было 312 организаций федеральной собственности (64,9%), 159 - областной собственности (33,1%) и 10 - совместной (2%). Численность работников организаций госсектора экономики составляла 125 тысяч человек или 28% от общей численности занятых в экономике Мурманской области. В течение 2005 года в связи с передачей организаций муниципальной и федеральной форм собственности в областную собственность их доля в структуре госсектора возросла.
По состоянию на 01.01.2006 в государственной собственности Мурманской области находятся:
- 121 государственное областное учреждение, осуществляющее деятельность в соответствии с учредительными документами,
- 32 государственных областных унитарных предприятия, в том числе 23 предприятия, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с учредительными документами, и 9 предприятий, в отношении которых принято решение о ликвидации либо открыто конкурсное производство.
До 1 января 2009 года подлежат перепрофилированию или отчуждению в порядке и сроки, установленном законодательством о приватизации, все государственные областные унитарные предприятия, которые в соответствии с федеральными законами не переданы в федеральную или муниципальную собственность и не могут находиться в собственности Мурманской области.
В рамках реформы бюджетного процесса и управления расходами в ходе реализации Программы реформирования региональных финансов в Мурманской области в 2006-2007 годах (постановление Правительства Мурманской области № 419-ПП/13 от 31.10.2005) предусмотрено проведение работы по оптимизации сети учреждений, предоставляющих бюджетные услуги социального характера, в том числе с рассмотрением вопроса о переводе некоторых из них в форму негосударственных организаций в целях освобождения областного бюджета от обязанности финансового обеспечения организаций, способных функционировать в рыночной среде.
В целях создания механизмов ведомственного и межведомственного планирования и внедрения комплексной системы проектного управления по целям и результатам деятельности, конкурентного распределения ресурсов между ведомствами и контроля за достижением результатов их деятельности Правительством Мурманской области в 2005 году проводилась работа по оптимизации бюджетного процесса в части перехода преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и ожидаемыми результатами их использования, а также совершенствование методологии и порядка разработки среднесрочных программ.