В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р и распоряжением Правительства Мурманской области от 07.03.2006 № 49-РП "О разработке Программы проведения административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах", Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию программы проведения административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах (далее - Концепция).
2. Исполнительным органам государственной власти Мурманской области при разработке и осуществлении мероприятий административной реформы в 2006-2008 годах руководствоваться положениями настоящей Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Мурманской области Седина А. А.
Губернатор Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОВЕДЕНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2006-2008 ГОДАХ
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
1.1. Описание проведенных в Мурманской области за последние
три года мероприятий по направлениям административной
реформы и их результатов
1.2. Описание региональных приоритетов в области реформирования государственного управления на основе анализа имеющихся проблем, связанных с эффективностью государственного управления в Мурманской области
2. Основные цели проведения административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах, планируемый социально-экономический эффект реализации Программы
2.1. Цели проведения административной реформы в Мурманской области
и соответствующие ежегодные значения показателей (до 01.01.2009 г.)
2.2. Планируемый социально-экономический эффект реализации Программы
3. Система задач и соответствующий комплекс мероприятий
по проведению административной реформы в Мурманской
области до 01.01.2009 года
3.1. Система задач, направленных на достижение основных целей
административной реформы в Мурманской области
3.2. Комплекс мероприятий по проведению административной реформы
в Мурманской области, соответствующий системе задач, и показатели
результативности
3.2.1. Управление по результатам
3.2.2. Стандартизация и регламентация
3.2.3. Оптимизация функций исполнительных органов государственной
власти Мурманской области и противодействие коррупции
3.2.4. Повышение эффективности взаимодействия исполнительных
органов государственной власти Мурманской области и общества
3.2.5. Модернизация системы информационного обеспечения
исполнительных органов государственной власти Мурманской области
3.2.6. Обеспечение административной реформы
3.3. Сроки и этапы реализации комплекса мероприятий по проведению
административной реформы в Мурманской области до 01.01.2009 года
3.3.1. Проведение административной реформы в 2006 году
3.3.2. Проведение административной реформы в 2007 году
3.3.3. Проведение административной реформы в 2008 году
3.4. Оценка рисков реализации мероприятий по проведению административной реформы в Мурманской области, анализ причин их возникновения, механизмы минимизации рисков
4. Система управления мероприятиями административной
реформы в Мурманской области
5. Система мероприятий по информационному сопровождению административной реформы в Мурманской области
6. Финансирование мероприятий административной реформы
в Мурманской области в 2006-2008 годах
Правительство Российской Федерации приступило к реализации комплекса программ реформирования, которые, как ожидается, приведут к кардинальной перестройке структуры и порядка функционирования системы государственного управления и повысят ее эффективность. На достижение этой цели направлены мероприятия по реформированию государственной службы, бюджетного процесса и административной реформы. Реализация первого этапа административной реформы в 2003-2005 годах позволила Правительству Российской Федерации создать на федеральном уровне необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления и местного самоуправления.
В то же время стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть вопросов административной реформы, касающаяся, в основном, реорганизации федеральных органов исполнительной власти. По ряду ее приоритетных направлений работы еще не начаты. Прежде всего, это касается механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти, необходимых для работы в новых условиях.
Целью второго этапа административной реформы является повышение эффективности государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти и распространение реформы на региональный уровень.
Для достижения этой цели Правительством Российской Федерации разработаны Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах (далее - Концепция) и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789.
В Мурманской области достижение устойчивого экономического роста и успешность реализации экономических реформ, как и в стране в целом, во многом зависят от эффективности работы государственного аппарата, соответствия количества его полномочий удовлетворяющему потребителей уровню качества и доступности предоставления государственных услуг.
Повышение эффективности государственного управления и качества предоставляемых госуслуг в Мурманской области является одним из базовых условий обеспечения стабильности и устойчивого социально-экономического развития региона, повышения благосостояния населения.
Реформирование системы государственного управления целью реализации поставленных задач по переходу от "управления ресурсами" к "управлению результатами" требует проведения комплекса взаимоувязанных научно-исследовательских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий во всех исполнительных органах государственной власти Мурманской области и подведомственных им государственных учреждениях и унитарных предприятиях.
Особенностью реформ государственного управления является сложность определения объективных количественных показателей оценки их эффективности. Существенная часть показателей результативности (а также часть показателей непосредственных результатов) основана на результатах обследований (населения, госслужащих, деловых кругов), регулярное проведение которых требует выделения бюджетных средств на эти цели. Еще одной особенностью систем мониторинга реформ государственного управления является потребность в своевременном сборе и обработке большого объема данных, обычно не находящих отражение в национальной статистике. Для решения данной проблемы необходимо создать унифицированную систему сбора данных.
Для эффективного проведения комплекса системных мероприятий административной реформы, координации деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области по их подготовке и реализации, формирования ресурсного обеспечения и рационального использования бюджетных средств необходимо применение программно-целевого метода планирования. Это позволит выработать целевые индикаторы и показатели эффективности реализации мероприятий административной реформы с учетом их зависимости от источников и объемов финансирования, а также обеспечить формирование и внедрение системного мониторинга достижения результатов.
Решение Правительства Мурманской области о разработке Программы проведения административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах (распоряжение Правительства Мурманской области от 07.03.2006 № 49-РП) обусловлено проведением в стране административной реформы в соответствии с Концепцией и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, принятием и реализацией Стратегии экономического развития Мурманской области до 2015 года, а также Программы социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы (Закон Мурманской области от 10.02.2005 № 594-01-ЗМО) и направлено на реформирование системы государственного управления в Мурманской области как одного из важных условий устойчивого социально-экономического развития региона.
Условием успеха административной реформы становится целенаправленное формирование новых механизмов работы исполнительных органов государственной власти Мурманской области, которое возможно лишь в рамках эффективной системы управления изменениями.
Оценка качества принимаемых и реализуемых на этапах административной реформы решений должна производиться как по показателям осуществляемых действий, так и по результатам их воздействия на экономику Мурманской области и общество. Решение названных проблем требует хорошо скоординированной работы и значительных ресурсов. Именно поэтому н аиболее целесообразным способом решения поставленных задач является разработка и реализация региональной целевой Программы проведения административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах.
Основанием для выбора программного метода решения является необходимость:
централизованного планирования преобразований во всех исполнительных органах государственной власти Мурманской области;
координации, контроля и оперативной корректировки хода их осуществления на единой методологической основе;
эффективного управления и контроля использования ресурсов, направляемых на осуществление мероприятий.
Использование программного метода дополнит созданные механизмы подготовки, принятия и контроля решений с участием комиссии по проведению административной реформы в Мурманской области.
В результате реализации начального этапа административной реформы по приоритетным направлениям, определенным Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах", в Мурманской области к 2005 году был принят ряд мер, направленных на создание базовых условий для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления.
В целях совершенствования государственного управления и оптимизации деятельности сформирована новая структура исполнительных органов государственной власти Мурманской области во главе с Правительством, возглавляемым Губернатором области (Закон Мурманской области от 26.04.2004 № 476-01-ЗМО "О структуре исполнительных органов государственной власти Мурманской области").
Проведено организационное разделение государственных функций между исполнительными органами государственной власти Мурманской области в установленной сфере деятельности (постановление Правительства Мурманской области от 26.04.2004 № 122-ПП):
- на департаменты возложены функции по выработке и реализации региональной государственной политики, а также правоприменительные, надзорные и контрольные функции;
- на комитеты возложены правоприменительные и контрольные функции, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом;
- на управления возложены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом без права осуществления нормативно-правового регулирования, контроля и надзора;
- на инспекции возложены контрольные и надзорные функции.
В состав действующей структуры исполнительных органов государственной власти Мурманской области входят Правительство Мурманской области, восемь департаментов, восемь комитетов, пять управлений и одна инспекция (постановление Губернатора Мурманской области от 29.12.2005 № 196-ПГ).
Порядок взаимодействия и организации деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области установлен в Регламенте исполнительных органов государственной власти Мурманской области (постановление Правительства Мурманской области от 18.06.2004 № 205-ПП).
В целях разработки эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы и повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих Мурманской области (далее - госслужащие) проведен анализ кадрового обеспечения исполнительных органов государственной власти Мурманской области.
В ходе реализации мероприятий региональной программы "Реформирование государственной службы Мурманской области (2005 - 2006 годы)" (постановление Правительства Мурманской области от 12.05.2005 № 170-ПП) осуществляется совершенствование кадрового состава госслужащих Мурманской области, на постоянной договорной основе проводится повышение их квалификации и совершенствование системы оплаты труда, а также финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы.
Законом Мурманской области от 13.10.2005 № 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области" предусмотрено замещение должностей государственной гражданской службы Мурманской области (далее - госслужба) на конкурсной основе, определены критерии профессионально-квалификационного состава госслужащих Мурманской области и установлено требование аттестации один раз в три года.
В рамках проекта "Поддержка реформы государственного управления в Северо-западном федеральном округе (TF 054829)" (программа Всемирного банка при содействии Минэкономразвития России, Трастового фонда Правительства Финляндии) в области осуществляется проект "Совершенствование механизмов нормативно-правового обеспечения деятельности системы органов государственного управления, разработка и внедрение системы показателей оценки и результативности работы органов исполнительной власти на примере Департамента экономического развития Мурманской области". Завершён этап проведения экспертами Всемирного банка функционального анализа в департаменте, подготовлены направления организационных и структурных изменений, предложения по административному регламенту, рассмотрение которых проводится с участием экспертов Всемирного Банка.
В соответствии с Планом действий Правительства Мурманской области на 2005 год (постановление Правительства Мурманской области от 27.01.2005 № 17-ПП/1) исполнительными органами государственной власти Мурманской области проводился анализ выполняемых функций, в том числе на предмет исключения избыточности и дублирования, подготовлена основа для их оптимизации, планируется разработка соответствующих нормативно-правовых актов, которые необходимо подвергнуть обязательной экспертизе, включая общественную.
Ведется работа по оптимизации сети подведомственных исполнительным органам государственной власти Мурманской области государственных областных унитарных предприятий и учреждений.
В целях совершенствования управления объектами государственной собственности Мурманской области государственные областные учреждения находятся в ведомственной подчиненности исполнительных органов государственной власти Мурманской области, осуществляющих координацию и регулирование в соответствующих отраслях и сферах управления (постановление Правительства Мурманской области от 19.03.2003 № 75-ПП).
В целях реализации Концепции управления государственной собственностью Мурманской области, одобренной постановлением Правительства Мурманской области от 19.03.2004 № 64-ПП, проводятся мероприятия по оптимизации количества государственных областных унитарных предприятий и учреждений, включающие реорганизацию, ликвидацию и приватизацию предприятий, а также реорганизацию и ликвидацию учреждений.
В 2004 году была осуществлена реорганизация областных унитарных дорожно-строительных предприятий путем присоединения ГОУП "Мурманскавтодорснаб" и ГОУП "Кольское ремонтное предприятие" к Кольскому ГОУМРСП, а также присоединения Заполярненского ГОУДСП к Никельскому ГОУДСП. В стадии ликвидации на текущий момент находятся ГОУП "Апатитгражданпроект" и ГОУП "Спецавтоматика".
В сентябре 2005 года в целях оптимизации численности персонала, сокращения затрат и проведения единой тарифной политики принято решение о реорганизации областных унитарных энергетических предприятий путем присоединения ГОУП "Кандалакшская теплосеть", ГОУЭП "Ковдорская электросеть", ГОУП "Заполярная горэлектросеть" и ГОУТЭП Гаджиево к ГОУТП "ТЭКОС", приватизацию которого путем преобразования в форму открытого акционерного общества планируется провести в 2007 году. По окончании всех реорганизационных мероприятий для максимального привлечения инвестиционных ресурсов на техническое переоборудование и реконструкцию сетей на базе ОАО "ТЭКОС" планируется создание предприятия по производству теплогидро-изолированных пенополиуретаном труб для систем отопления и горячего водоснабжения.
В 2006 году будут приватизированы путем преобразования в форму открытого акционерного общества Оленегорское и Кандалакшское ГОУДСП, Кольское ГОУМРСП и ГОУП "Апатитыводоканал".
В 2004-2005 годах было ликвидировано, реорганизовано либо приватизировано 16 предприятий (34,8%) и 3 учреждения, подведомственных исполнительным органам государственной власти Мурманской области.
По данным Мурманскстата доля организаций государственного сектора экономики области по состоянию на 01.01.2005 года составляло 2,3% в общем количестве организаций Мурманской области. В структуре государственного сектора экономики было 312 организаций федеральной собственности (64,9%), 159 - областной собственности (33,1%) и 10 - совместной (2%). Численность работников организаций госсектора экономики составляла 125 тысяч человек или 28% от общей численности занятых в экономике Мурманской области. В течение 2005 года в связи с передачей организаций муниципальной и федеральной форм собственности в областную собственность их доля в структуре госсектора возросла.