ЗАКОН
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ


О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2008 ГОДЫ



     Принят Мурманской областной Думой
26 января 2005 года

Статья 1


Утвердить Программу социально-экономического развития Мурманской области на 2004 - 2008 годы.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ



10 февраля 2005 года

N 594-01-ЗМО

г. Мурманск

Программа социально-экономического развития Мурманской области
на 2004-2008 годы

ПАСПОРТ
Программы социально-экономического развития
Мурманской области на 2004-2008 годы


Наименование Программы

Программа социально-экономического развития

Мурманской области на 2004-2008 годы

Основание для разработки Программы

Распоряжение Губернатора Мурманской области от 21 октября 2003 г. № 203-РГ "О разработке программы социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 гг.";
Постановление Правительства Мурманской области от 13 ноября 2003 г. № 304-ПП "О разработке программы социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 гг.".

Государственный заказчик Программы

Правительство Мурманской области

Основные разработчики Программы

Координатор-разработчик Программы - департамент экономического развития Мурманской области.

Разработчики Программы:

институт экономических проблем Кольского научного центра РАН

департамент финансов Мурманской области

департамент промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области

департамент продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Мурманской области

департамент имущественных отношений Мурманской области

комитет по труду и социальному развитию Мурманской области

комитет по здравоохранению Мурманской области

комитет по образованию Мурманской области

комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области

комитет по культуре и искусству Мурманской области

управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Мурманской области

администрации городов и районов области

Основная цель Программы

Повышение уровня и качества жизни населения области:

- повышение реальных доходов населения к уровню 2003 года на 20-22 процента;

- снижение уровня бедности с 22.3 процента до 12-14 процентов;

- сокращение уровня регистрируемой безработицы с 4.4 процента  до 3.2-2.8 процента.

Основные задачи Программы

Создание условий для экономического развития, роста валового регионального продукта, увеличения налоговых поступлений за счет:

- улучшения предпринимательского климата, реализации инвестиционных проектов по организации новых производств;

- воспроизводства и комплексного использования природных ресурсов, вовлечения в производство  новых, нетрадиционных видов минерального сырья, модернизации и технического перевооружения горнопромышленного и металлургического комплексов;   

- увеличения потенциала прибрежного рыболовства, обновления рыбопромыслового флота, организации новых производств по использованию нетрадиционных видов биоресурсов;

- комплексного развития Мурманского транспортного узла, включая техническое перевооружение имеющихся грузоперерабатывающих, нефтеперегрузочных комплек-сов;  

- развития малого бизнеса, туризма, использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала области.

Решение экологических, социальных проблем, удовлетворение потребностей населения области в доступном и качественном жилье.

Максимально полное использование научного и инновационного потенциала.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа осуществляется в 2004-2008 годах и реализуется в 2 этапа:

2004 - 2005 годы  - первый этап: разрабатываются и принимаются необходимые нормативные и правовые акты, обеспечивающие в дальнейшем выполнение целей и задач Программы, увеличение расходов областного бюджета на укрепление материальной базы социальной сферы;

2006 - 2008 годы - второй этап: осуществляются основные инвестиционные проекты и социальные мероприятия, обеспечивающие устойчивый экономический рост и последовательное повышение уровня жизни населения.

Перечень подпрограмм  и основных мероприятий

Промышленность:

- создание новых и реконструкция действующих производств в горнопромышленном и металлургическом комплексах;

- организация использования биологических морских ресурсов и вовлечение в производство нетрадиционных объектов промысла.

Развитие транспортной инфраструктуры.

Поддержка материально-технической базы сельского хозяйства области.

Развитие науки и инновационных технологий.

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Социальные услуги - жилищно-коммунальный комплекс.

Развитие и укрепление материально-технической базы, техническое переоснащение и модернизация объектов образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.

Исполнители основных мероприятий

Органы исполнительной власти области и муниципальных образований, предприятия, организации  и учреждения Мурманской области.             

Объемы и источники финансирования Программы

Суммарный объем финансирования Программы в 2004 - 2008 годах (в среднегодовых ценах 2004 года) составляет 87.87(*) млрд. рублей, в том числе:                                 
- собственные средства участников Программы - 64.14 млрд. рублей (72.99%);   
- средства федерального бюджета - 6.15 млрд. рублей (6.99%);                                                   
- средства Российского банка развития - 0.010 млрд. рублей (0.01%);                                                   
- средства регионального бюджета - 4.26 млрд. рублей (4.85%);
_________________________
(*) Уточняется ежегодно исходя из возможностей федерального бюджета, бюджетов области и муниципальных образований.

- средства муниципальных бюджетов - 3.03 млрд. рублей (3.45%);                                     
- кредиты коммерческих банков и средства инвесторов - 5.42 млрд. рублей (6.17%);                               
- средства других внебюджетных источников - 4.86 млрд. рублей (5.53%).                                      

Система организации контроля за выполнением Программы

Правительство Мурманской области контролирует реализацию проектов и мероприятий Программы.

Мурманская областная Дума контролирует предоставление и использование ресурсов областного бюджета в сроки и в объемах, утвержденных Программой.       

Правительство области ежегодно предоставляет в Минэкономразвития России доклады о ходе выполнения мероприятий Программы.                            

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате реализации Программы ожидается:

- рост ВРП в 2008 году по отношению к 2003 году -

119.2 процента;

- обеспечение дополнительных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в сумме 8878.1 млн.рублей;

- рост промышленного производства в 2008 году по отношению к 2003 году  - 117.3 процента;

- создание 20 тысяч новых рабочих мест, сохранение 16.9 тысячи рабочих мест;

- сокращение уровня регистрируемой безработицы с 4.4 процента  до 3.2  - 2.8 процента;

- снижение числа рабочих мест с опасными и вредными условиями труда на 10 процентов;

- повышение реальных доходов населения к уровню 2003 года на 20 - 22 процента;

- снижение уровня бедности с 22.3 процента до             12-14 процентов.


Программа социально-экономического развития Мурманской области на 2004 - 2008 годы разработана в соответствии с основными положениями Программы экономического и социального развития Российской Федерации на среднесрочный период,  требованиями "Макета программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.06.2002 г.  № 170.

1. Социально - экономическое положение и основные направления развития Мурманской области

1.1. Социально-экономическое положение Мурманской области

1.1.1. Общая характеристика Мурманской области


Мурманская область - индустриальный и экономически развитый регион европейского Севера России.

Площадь области - 144.9 тыс. кв. км (0.8% площади России), протяженность с запада на восток - около 550 км, с севера на юг - 400 км. Область занимает Кольский полуостров и прилегающую часть материка. С севера Мурманская область омывается водами Баренцева моря, попадающего под влияние ветви теплого течения Гольфстрим, с юга - Белого моря. На западе область граничит с Норвегией и Финляндией (отрезок прямого соприкосновения территорий России и стран Европейского Союза и НАТО), на юго-западе - с Республикой Карелия.

Наиболее крупные города: Мурманск - областной центр (329.1 тыс. чел.), Апатиты (63.7 тыс. чел.), Североморск (54.4 тыс. чел.), Мончегорск (51.4 тыс. чел.).

Национальная структура населения (по предварительным данным переписи населения 2002 года): русские (85.2%), украинцы (6.4%), белорусы (2.3%), татары (0.9%), всего представлено около 100 национальностей.

Три административных района (Ловозерский, Кольский, Ковдорский (Енский сельский Совет)) являются районами компактного проживания малочисленных народов Севера - саамов.

В области: 16 городов, 5 районов, 16 поселков городского типа, 7 поселковых и 15 сельских администраций (территориальных округов), 135 сельских населенных пунктов.

Мурманская область - один из развитых горнорудных регионов России. Запасы большинства полезных ископаемых имеют общероссийское, а по апатитонефелиновым, кианитовым рудам, редким металлам - мировое значение. Характерной особенностью минерального сырья региона является его комплексный состав. Горнопромышленный комплекс области обеспечивает значительную часть потребности страны: в фосфатных рудах, бадделеите и нефелине (100%), флогопите, вермикулите (80-90%), железорудном концентрате (9%), в никеле, меди, кобальте, ниобии, тантале, керамическом сырье, редкоземельных металлах.

Минерально-сырьевая база Кольского полуострова, биологические ресурсы Баренцева моря, потребности экономики и обороны страны предопределили характер, особенности размещения производительных сил и специфику народнохозяйственного комплекса области. Основу экономики региона составляет промышленность. В структуре промышленного производства максимальная доля приходится на горнопромышленный комплекс (53.7%), энергетику (22.6%), рыбную отрасль (14.2%). Область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий РФ. На ее долю приходится 2 процента электроэнергии, вырабатываемой в стране. Рыбопромышленный комплекс области даёт 16 процентов товарной пищевой рыбной продукции, вырабатываемой в России.

Транспортная система в области представлена железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным и наземным электрическим транспортом. Значительная и возрастающая роль транспорта в экономике связана с преобладанием отраслей, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья, металлов и рыбопродукции, выгодным географическим положением, наличием транзитных транспортных сообщений, незамерзающего порта в Кольском заливе и возможностью круглогодичной навигации с прямым выходом на международные морские торговые пути.

В Мурманске базируется атомный ледокольный флот, позволивший сделать навигацию в Арктике круглогодичной. Суда транспортного флота области обеспечивают четверть всех общероссийских морских перевозок грузов, почти 70 процентов перевозок грузов в Арктике. Автомобильная и железнодорожная магистрали соединяют Мурманск и Санкт-Петербург. Мурманский транспортный узел становится важным звеном в системе международных транспортных коридоров и Северного морского пути по освоению новых грузопотоков и рынков сбыта.

1.1.2. Анализ социально - экономического положения региона за 2000-2003 годы.
Демографическая ситуация


Демографическая ситуация в области характеризуется устойчивой тенденцией снижения численности населения. За период с 2000 года численность постоянного населения сократилась на 108.5 тыс. человек и на 01 января 2004 года составила 880.0 тысяч человек. По сравнению с другими регионами страны область наиболее урбанизирована - 92.0 процента населения проживает в городах.

Мурманская область в сравнении с другими регионами Северо-Западного федерального округа занимает первое место по сокращению численности постоянного населения между двумя последними переписями.

Демографическая ситуация находится в прямой зависимости от процессов естественного воспроизводства и естественной убыли.

В 2003 году, по сравнению с 2000 годом, коэффициент естественной убыли в расчете на 1000 населения увеличился с 2.9 до 4, или в 1.4 раза.

Продолжает сохраняться высокий уровень смертности - коэффициент смертности в 2003 году на 1000 населения составил 13.9 (по России в 2002 году - 16.3). По уровню смертности область занимает 15 место среди 89 регионов России.  

Происходят изменения в половозрастной структуре населения, больше становится лиц пожилого возраста. На конец 2003 года в области насчитывалось детей и подростков до 16 лет - 17.2 процента от общей численности населения, лиц трудоспособного возраста -  69.2 процента, лиц старше трудоспособного возраста - 13.6 процента (2000 год соответственно 17.8%;  67.8%;  14.4%). Преодолен порог (7%)  демографического старения населения - доля пожилых и старых людей (65 лет и старше)  составляет 7.6 процента.

Доля населения трудоспособного возраста на 7 процентных пунктов выше, чем в среднем по России. Снизился показатель демографической нагрузки - соотношение численности нетрудоспособного и трудоспособного населения. На конец 2003 года на тысячу лиц рабочего возраста приходилось 445 нетрудоспособных человека против 475 в 2000 году.

По-прежнему основной причиной уменьшения численности населения остается миграционная убыль, наблюдаемая в области с 1990 года. В 2000 году коэффициент миграционной убыли составил 10.1 промилле, в 2003 году - 7.0 промилле (в целом по России в 2001-2002 годах коэффициент миграционного прироста - 0.5 промилле).   

Основные демографические показатели приведены в таблице 1.1.     

Таблица 1.1.

Основные демографические показатели

2000

2001

2002

2003

Численность постоянного населения на конец  соответствующего года, тыс. человек

(1))

988 .5

977.6

889.8

880.0

Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. человек

(1))

994.9

983.1

933.7

884.9

Убыль населения - всего, тыс. человек

-12.7

-10.9

-11.3

-9.8

        в том числе:

   естественная убыль

-2.8

-2.9

-3.1

-3.6

   миграционная убыль

-9.9

-8

-8.2

-6.2

Родившихся, тыс. человек       

8

8.3

8.8

8.7

Умерших, тыс. человек       

10.8

11.2

11.8

12.3

Коэффициент естественной убыли, человек на 1 тыс. населения

-2.9

-3

-3.2

-4.0

Коэффициент миграционной убыли, человек на 1 тыс. населения

-10.1

-8.3

-8.6

-7.0

Продолжительность жизни, лет

66.1

65.9

65.6

63.2

(1)) С 2002 года - с учетом итогов переписи населения.

Здравоохранение


В Мурманской области имеется 49 больниц на 9980 коек, 135 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений мощностью 22.2 тыс.посещений в смену.

Показатели заболеваемости населения Мурманской области превышают средние по России величины в течение многолетнего периода статистических наблюдений. Такая ситуация наиболее выражена при сравнении показателей заболеваемости детского населения. В структуре заболеваемости детского населения первое место занимают болезни органов дыхания, на втором - болезни органов пищеварения, на третьем месте - болезни глаза. В структуре заболеваемости взрослого населения на первом месте находятся также болезни органов дыхания, на втором - болезни системы кровообращения, на третьем - болезни костно-мышечной системы.

Ухудшение здоровья, высокий уровень заболеваемости и смертности, изменения демографической ситуации и социальной структуры населения предъявляют повышенные требования к укреплению материально-технической базы  здравоохранения, улучшению качества и своевременности медицинской помощи населению.

Характеристика системы здравоохранения области представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2.


Основные показатели здравоохранения за 2000 - 2003 годы

2000

2001

2002

2003

Россия,
2002

Численность постоянного населения на конец года, тыс. человек

988.5

977.6

889.8

880.0

145200

Родившихся на 1000 населения(1))

8.2

8.6

9.2

9.9

9.8

Умерших на 1000 населения(1))  

11.1

11.6

12.4

13.9

16.3

Младенческая смертность, на 1000 родившихся

12.5

14.7

12.3

8.9

13.3

Обеспеченность на 10 тыс. населения:

больничными койками

107.7

108.3

113.6

113.4

113.7

амбулаторно-

поликлиническими учреждениями

222.6

225.9

246.5

251.8

249.2

врачами

44.8

44.3

48.4

48.6

47.9

средним медперсоналом

124.7

124.2

136.7

135.6

109.3

(1) )2003 год - население с учетом  итогов Всероссийской переписи 2002 года


Образование


Сеть образовательных учреждений Мурманской области позволяет обеспечить права граждан на получение бесплатного общего среднего, начального профессионального образования и, на конкурсной основе, высшего и среднего профессионального образования. На начало 2003/2004 учебного года в области функционировало 754 образовательных учреждения всех форм собственности. Каждый пятый житель области  воспитывается или обучается в образовательном учреждении от детсада до аспирантуры, количество работающих в системе образования составило 39.8 тыс. человек (табл.1.3).      

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»