_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Губернатора Мурманской области от 11.03.05 г. № 34-ПЗ
______________________________________________________________________________
ГУБЕРНАТОР МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2004 г. N 22-ПГ
ОБ ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ
ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ, К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И
ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В целях снижения риска и смягчения последствий техногенных аварий и катастроф на территории Мурманской области, а также реализации Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 февраля 2003 года N 105, постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций.
2. Возложить организацию выдачи заключений о готовности потенциально опасных объектов к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций на Главное управление по делам ГО и ЧС Мурманской области.
3. Главному управлению по делам ГО и ЧС Мурманской области (Лишик) ежегодно формировать график выдачи заключений о готовности потенциально опасных объектов к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций и включать его в план основных мероприятий Мурманской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Субботина С.А.
6. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ
ПОРЯДОК
выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций
1.1. Порядок выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций (далее - Порядок) устанавливает:
- требования к организации подготовительных работ по выдаче заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций (далее - заключение);
- основные требования к составу работ при проведении оценки готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций (далее - оценка готовности объекта);
- особые требования к составу работ при проведении оценки готовности объекта с учетом особенностей опасных объектов различного назначения;
- требования к оформлению заключения;
- требования к ведению учета и контроля заключений.
1.2. Порядок разработан в соответствии с:
- Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ;
- Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ;
- Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ;
- Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ;
- Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
-постановлением Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 30 декабря 2003 г. № 794;
-постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 10 ноября 1996 г. № 1340;
-постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 1 марта 1993 г. № 178;
-постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" от 15 апреля 2002 г. № 240;
-Законом Мурманской области "О защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 5 июля 1999 г. № 155-01-ЗМО.
-приказом МЧС России " Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" от 28 февраля 2003 года № 105.
1.3. Заключение отражает:
-обеспечение выполнения действующего законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
-соблюдение нормативных правовых актов, правил и норм по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
-обеспечение готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
1.4. Порядок выдачи заключения предназначен для органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти Мурманской области (далее - территориальный орган управления по делам ГО и ЧС).
1.5. Порядок обязателен при определении степени готовности потенциально опасного объекта 3, 4 и 5 класса опасности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций, являющегося возможным источником возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.
В целях реализации настоящего Порядка применяются следующие определения:
- чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормативные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде. Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам;
- источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;
- техногенная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ситуации на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде;
- промышленная катастрофа - крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожения объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде;
- авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде;
- гидродинамическая авария - авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зоны чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для нее опасных факторов;
- защита населения - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации;
- особо опасное производство - участок, установка, цех, хранилище, склад, станция или другое производство, на котором единовременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют потенциально опасные вещества;
- потенциально опасное вещество - вещество, которое вследствие своих физических, химических, биологических или токсикологических свойств предопределяет собой опасность для жизни и здоровья людей;
- потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации;
- опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ);
-обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (в соответствии со ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ);
-паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ);
-оценка - анализ соответствия потенциально опасного объекта к предъявляемым требованиям по готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
-заключение - документ, содержащий обоснованные выводы о готовности или неготовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности или недостаточности мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
-эксперт - специалист, осуществляющий деятельность по оценке готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Оценка готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий Мурманской области от чрезвычайных ситуаций состоит из следующих этапов:
- предварительный этап;
- процесс оценки;
- выдача заключения.
3.1. Предварительный этап
3.1.1.Оценка готовности объекта осуществляется комиссиями МЧС России, Северо-Западного регионального центра МЧС России, территориального органа по делам ГО и ЧС с учетом класса опасности объекта, в том числе:
-потенциально опасных объектов 1 класса - МЧС России;
-потенциально опасных объектов 2 класса - Северо-Западный региональный центр МЧС России;
-потенциально опасных объектов 3, 4 и 5 классов - территориальный орган управления по делам ГО и ЧС.
3.1.2. Оценка готовности потенциально опасного объекта 1 и 2 классов опасности проводится в соответствии с Порядком, установленным МЧС России и Северо-Западным региональным центром МЧС России.
3.1.3. Территориальный орган управления по делам ГО и ЧС формирует сведения о потенциально опасных объектах, расположенных на территории Мурманской области. К таким сведениям относятся: сроки ввода потенциально опасных объектов в эксплуатацию, класс опасности объектов, сроки действия заключений.
3.1.4. Учитывая сроки действия заключений и класс опасности объектов, территориальный орган управления по делам ГО и ЧС формирует график проверок готовности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Мурманской области.
3.1.5. Проверка по вопросам готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций проводится с периодичностью не реже одного раза в пять лет и включается в план основных мероприятий Мурманской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
3.1.6. Для проведения оценки готовности объекта допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.
3.1.7. При подготовке к проверке готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций за десять дней до начала проверки формируется перечень вопросов, подлежащих проверке, который направляется руководству потенциально опасного объекта.