ЗАКОН
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
(с изменениями на 22.03.2001 г.)
Принят Мурманской областной Думой
17 июня 1999 года
______________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Мурманской области от 22.03.01 г. № 250-01-ЗМО (газета "Мурманский вестник" от 28.03.01 г. № 59 (2452))
______________________________________________________________________________________________
Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и определяет организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Мурманской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Мурманской области или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;
ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления.
Целями настоящего Закона являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют разнообразные данные и сведения о состоянии производственно-промышленной, радиационной, химической, медико-биологической (бактериологической), взрывной, пожарной и экологической обстановки и возможной опасности, сейсмических, гидрометеорологических, географических и иных явлениях, эпидемиях, эпизоотиях и эпифитотиях на конкретной территории, способных вызвать чрезвычайные ситуации или характеризующие масштабы и характер возникшего бедствия, а также соответствующие сведения по вопросам гражданской обороны.
Сбор, хранение, накопление, обработка сведений, составляющих указанную информацию, осуществляются органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области.
Выдача сведений, составляющих информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заинтересованным органам государственной власти Мурманской области, органам местного самоуправления, организациям, находящимся на территории Мурманской области, населению для последующего использования и применения осуществляется по официальному запросу, а также через средства массовой информации и другие каналы.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Все органы государственной власти Мурманской области, органы местного самоуправления, организации, находящиеся на территории Мурманской области, население в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеют право на получение и использование полной и достоверной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, необходимой для осуществления их законных прав, интересов и успешного выполнения возложенных на них обязанностей и полномочий.
Органы государственной власти Мурманской области, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за своевременный сбор, обработку и выдачу достоверной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возлагается на непосредственных руководителей органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления и организаций, деятельность которых связана с предупреждением и ликвидацией последствий крупных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций важнейшая функция органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления;
защите в условиях чрезвычайных ситуаций подлежит все население Мурманской области;
признание при организации защиты населения факта невозможности исключить опасность возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз;
мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, проводятся заблаговременно;
планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности указанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства органов государственной власти Мурманской области и федеральных органов исполнительной власти.
Комплекс мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций включает в себя:
рациональное размещение производительных сил и населенных пунктов на территории Мурманской области;
строительство зданий, сооружений, инженерных сетей, транспортных коммуникаций и магистралей с заданными уровнями безопасности и надежности;
повышение степени безаварийного функционирования потенциально опасных объектов и своевременное проведение лицензирования их промышленной безопасности;
создание и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, средств радиационной, химической и медицинской защиты;
заблаговременную подготовку районов для эвакуации населения, подготовку всех видов транспортных средств для проведения эвакуационных мероприятий;
создание и поддержание в готовности областной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, а также постоянно действующих локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
создание и поддержание в готовности системы управления и связи;
организацию мониторинга за состоянием окружающей природной среды, радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением территории и объектов Мурманской области;
создание, подготовку, аттестование и поддержание в готовности аварийно-спасательных сил и средств;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
заблаговременное осуществление мероприятий по защите продовольствия, сельскохозяйственного сырья, фуража, сельскохозяйственных животных, водоисточников, систем водоснабжения;
организацию всеобщего обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовку руководящего состава и должностных лиц, специалистов.
Планирование и осуществление мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется заблаговременно и включает в себя:
разработку и реализацию целевых программ и планов мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при их возникновении;
проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организацию и применение основных способов защиты населения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение выполнения мероприятий в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Управление и руководство планированием и осуществлением мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Комплекс мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций включает в себя:
оповещение органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и постоянное информирование об обстановке;
защиту населения и территории в районе чрезвычайной ситуации;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах бедствий и очагах поражения;
управление выполнением мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Мурманская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее Мурманская подсистема РСЧС) является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и объединяет территориальные органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мурманская подсистема РСЧС состоит из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению Мурманской области, и имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования Мурманской подсистемы РСЧС и ее звеньев определяются в соответствующих положениях о подсистеме и ее структурных звеньях.
Положение о Мурманской подсистеме РСЧС утверждается органами государственной власти Мурманской области по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Положения о звеньях Мурманской подсистемы РСЧС утверждаются органами местного самоуправления по согласованию с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области (далее - Главное управление по делам ГО и ЧС).
Каждый уровень Мурманской подсистемы РСЧС имеет координирующие органы, органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам ГО и ЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.