______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Губернатора Мурманской области от 17.01.02 г. № 14-ПЗ
______________________________________________________________________________
ГУБЕРНАТОР МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12.11.1999 г. г.Мурманск № 462-ПГ
Об утверждении Порядка выдачи заключения о готовности
потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения
и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций
В целях снижения риска и смягчения последствий техногенных аварий и катастроф на территории Мурманской области и во исполнение федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций.
2. Возложить организацию выдачи заключений о готовности потенциально опасных объектов к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций (далее заключений о готовности потенциально опасных объектов) на Главное управление по делам ГО и ЧС Мурманской области.
3. Главному управлению по делам ГО и ЧС Мурманской области (Лишик):
3.1. Образовать комиссии для проверки готовности потенциально опасных объектов к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций из обученных и аттестованных специалистов Главного управления по делам ГО и ЧС Мурманской области, управлений по делам ГО и ЧС г. Мурманска и г. Апатиты.
3.2. Приступить с 1 января 2000 г. к выдаче заключений о готовности потенциально опасных объектов.
3.3. График выдачи заключений о готовности потенциально опасных объектов ежегодно включать в План основных мероприятий Мурманской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Органам, специально уполномоченным на осуществление функций нормативно-правового регулирования с выдачей специальных разрешений (лицензий):
4.1. Разрешать производственную деятельность предприятиям (организациям), имеющим в своем составе (эксплуатирующим) потенциально опасные объекты, только при наличии заключений о готовности потенциально опасных объектов.
4.2. Иформировать Главное управление по делам ГО и ЧС Мурманской области о приостановлении действия или аннулировании лицензии на опасные виды деятельности.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Гурьянова Г.Г.
6. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
Губернатор
Мурманской области Ю. Евдокимов
Приложение
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Губернатора
Мурманской области
от 12.11.1999 г. N 462-ПГ
ПОРЯДОК
выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
1.1. Порядок выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций (далее - Порядок) устанавливает:
- требования к организации подготовительных работ по выдаче заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций (далее - заключение);
- основные требования к составу работ при проведении оценки готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций;
- особые требования к составу работ при проведении оценки готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей опасных объектов различного назначения;
- требования к оформлению заключения;
- требования к ведению учета и контроля заключений.
1.2. Порядок разработан в соответствии с:
- Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ;
- Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ;
- Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ;
- Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ;
- Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ;
- постановлением Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 5 ноября 1995 г. N 1113;
- постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 10 ноября 1996 г. N 1340;
- постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 1 марта 1993 г. N 178;
- Законом Мурманской области "О защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 5 июля 1999 г. N 155-01ЗМО.
1.3. Заключение отражает:
- обеспечение выполнения действующего законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдение нормативных правовых актов, правил и норм по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
1.4. Порядок выдачи заключения предназначен для органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти Мурманской области и органах местного самоуправления (далее -территориальный орган управления по делам ГО и ЧС).
1.5. Порядок обязателен при определении степени готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций, являющегося возможным источником возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.
1.6. С учетом выданного заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций лицензирующим органом принимается решение о выдаче лицензии (разрешения) на деятельность, связанную с эксплуатацией опасного объекта.
2. Основные определения
В целях реализации настоящего Порядка применяются следующие определения:
- чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде. Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам;
- источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;
- техногенная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде;
- промышленная катастрофа - крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожения объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде;
- авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде;
- гидродинамическая авария - авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения чрезвычайной ситуации;
- ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зоны чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для нее опасных факторов;
- защита населения - совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации;
- особо опасное производство - участок, установка, цех, хранили-ще, склад, станция или другое производство, на котором единовременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют потенциалы опасные вещества;
- потенциально опасное вещество - вещество, которое вследствие своих физических, химических, биологических или токсикологических свойств предопределяет собой опасность для жизни и здоровья людей;
- потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации;
- опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ);
- обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89ФЗ);
- паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ);
- оценка - анализ соответствия потенциально опасного объекта к предъявляемым требованиям по готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- заключение - документ, содержащий обоснованные выводы о готовности или неготовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности или недостаточности мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- эксперт - специалист, осуществляющий деятельность по оценке готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
3. Порядок проведения оценки готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Оценка готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций состоит из следующих этапов:
- предварительный этап;
- процесс оценки;
- выдача заключения.
3.1. Предварительный этап
3.1.1. Территориальный орган управления по делам ГО и ЧС формирует сведения о лицензиях на отдельные виды деятельности, связанные с эксплуатацией особо опасных производств и потенциально опасных объектов, расположенных на подконтрольной территории.
К таким сведениям относятся сроки ввода потенциально опасных объектов в эксплуатацию, сроки действия лицензий, условия действия лицензий, данные о лицензирующем органе, выдавшем лицензии, данные о приостановлении действия или аннулировании лицензии.
3.1.2. Учитывая сроки действия лицензий, территориальный орган управления по делам ГО и ЧС разрабатывает план проверок готовности особо опасных производств и потенциально опасных объектов, расположенных на подконтрольной территории.
3.1.3. Проверка по вопросам готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций проводится за один месяц до выдачи лицензии на эксплуатацию потенциально опасного объекта или до окончания срока действия лицензии. Проверка включается в план мероприятий территориального органа управления по делам ГО и ЧС.
3.1.4. Для проверки готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций формируются специальные комиссии, состоящие из обученных и аттестованных специалистов территориального органа управления по делам ГО и ЧС необходимого профиля.
3.1.5. При подготовке к проверке готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций за 15 дней до начала проверки формируется перечень вопросов, подлежащих проверке, который направляется руководству потенциально опасного объекта.