(с изменениями на 23 мая 2013 года)
___________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 23 мая 2013 года N 803.
___________________________________________________________________
Законодательное Собрание Пермского края постановляет:
1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы» (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
В.А.Сухих
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермского края
от 21 февраля 2013 года N 680
(в редакции постановления Законодательного Собрания Пермского края
от 23 мая 2013 года N 803)
КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой Программы «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы»
Введение
Концепция долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы» (далее - Концепция, Программа) представляет собой систему взглядов, основных направлений, принципов и механизмов решения задач и приоритетов деятельности региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу, направленных на снижение уровня преступности, минимизацию, нейтрализацию или устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений на территории Пермского края.
Концепция сформирована на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», перечня поручений Президента Российской Федерации от 13.07.2007 N Пр-1293 и от 25.02.2009 N Пр-444, Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края», постановления Законодательного Собрания Пермского края от 01.12.2011 N 3046 «О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года».
В Концепции используются следующие определения и понятия:
правонарушение - преступление и административное правонарушение;
профилактика правонарушений - меры социального, правового, воспитательного и иного характера, направленные на нейтрализацию или устранение причин и условий совершения правонарушений;
иные понятия и термины, используемые в настоящей Концепции, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации и Пермского края.
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
Целью государственной политики в сфере профилактики правонарушений на территории Пермского края является повышение уровня безопасности граждан, укрепление законности и правопорядка путем оптимизации взаимодействия всех субъектов профилактики: исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, общественных объединений.
В связи с этим конкурентоспособность Пермского края будет определяться в том числе и высокой степенью общественной безопасности, эффективным функционированием системы профилактики правонарушений, способностью органов власти оперативно решать задачи правоохранительной направленности различной степени сложности, наличием стабильных условий для безопасного проживания населения и развития бизнеса.
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждена практикой реализации долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2009 N 246-п (далее - Программа на 2009-2012 годы).
За время реализации мероприятий Программы на 2009-2012 годы (по итогам 2012 года) удалось достичь снижения следующих показателей:
общее количество зарегистрированных преступлений с 97646 до 64259;
количество преступлений в пересчете на 10000 населения с 359,2 до 244,2;
число погибших в результате преступлений с 1279 человек до 960 человек;
количество лиц, ранее судимых, совершивших преступления, с 10369 человек до 10086 человек;
количество несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, с 3486 человек до 1846 человек.
Преимуществом программно-целевого метода является возможность использования принципа управления, ориентированного на результат, эффективного воздействия на ход происходящих процессов с целью достижения запланированного результата, стабилизации и улучшения оперативной обстановки, что окажет положительное влияние на общее социально-экономическое развитие Пермского края, а также позволит:
обеспечить комплексный подход в повышении качества системы профилактики правонарушений на основе межведомственной координации субъектов профилактической деятельности;
осуществлять систематическое наблюдение за ходом реализации Программы с целью оценки, контроля и прогнозирования результатов реализации мероприятий, а также значений целевых показателей;
предоставлять средства бюджета Пермского края на финансирование части расходов по предметам совместного ведения Российской Федерации и Пермского края на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Программа соответствует основным направлениям социально-экономического развития Пермского края, установленным постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 01.12.2011 N 3046 «О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года».
Долгосрочная целевая программа «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2016 годы» является логическим продолжением Программы на 2009-2012 годы.
В рамках реализации Программы на 2009-2012 годы осуществлен целый комплекс программных мероприятий, направленных на обеспечение правопорядка в Пермском крае.
В целях сокращения уровня преступности в Пермском крае основные усилия были сконцентрированы по следующим направлениям:
для снижения уровня уличной преступности и охраны общественного порядка внедрена комплексная автоматизированная информационно-аналитическая система «Безопасный город», которая позволяет предупреждать и раскрывать правонарушения в местах, где не требуется непрерывное присутствие сотрудников полиции;
привлечение к деятельности по профилактике правонарушений частных охранных предприятий;
организация деятельности по разработке и внедрению технологий по ограничению влияния на криминогенную обстановку лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их реабилитации и адаптации;
организация дополнительной занятости для учащихся, состоящих на учете в «группе риска», находящихся в социально опасном положении;
обеспечение формирования компетентности граждан о способах и методах защиты жизни, здоровья и имущества от преступных посягательств и действиях при совершении против них правонарушений;
организация работы по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма.
Несмотря на принимаемые меры для снижения уровня преступности на территории Пермского края, благополучным положение назвать нельзя.
Стоит отметить, что на фоне общего снижения уровня преступности удельный вес (доля) таких категорий граждан, как лица, ранее судимые, несовершеннолетние лица, а также лица, совершившие преступления в состоянии алкогольного опьянения, не изменяется, а в некоторых случаях наблюдается рост значений данных показателей.
Так, доля несовершеннолетних лиц в общем количестве лиц, совершивших преступления с 2009 по 2012 годы, снизилась незначительно с 7,9% до 6,9%, доля ранее судимых лиц, совершивших преступления, выросла с 33,5% в 2009 году до 37,9% в 2012 году, удельный вес лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, вырос с 23,2% в 2009 году до 26,3% в 2012 году.
Кроме того, увеличилась доля преступлений, совершенных в общественных местах, к общему количеству совершенных преступлений. В 2009 году она составляла 11%, а в 2012 году - 23,4%.
Существует несколько причин, которые негативно влияют на состояние общественной безопасности на территории Пермского края.
Одной из главных объективных причин остается наличие на территории Пермского края 44 исправительных учреждений, в том числе 6 следственных изоляторов - учреждений системы Федеральной службы исполнения наказаний.
По данным Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, за 2011 год освободились из мест лишения свободы 12801 человек. После отбытия наказания основная часть ранее судимых граждан (около 80%) остается проживать в Пермском крае, при этом лишь незначительная их часть старается трудоустроиться.
Отчасти это связано с экономической ситуацией в стране и нежеланием работодателей принимать ранее судимых на работу. Существующий механизм квотирования рабочих мест не работает. Установленные Законом Пермской области от 05.11.2004 N 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» льготы не являются для работодателя привлекательными. В связи с этим необходимы новые пути решения вопроса о стимулировании работодателей к трудоустройству лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Одним из факторов, негативно влияющих на количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, является упразднение медицинских вытрезвителей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, в результате реформирования системы органов внутренних дел и сокращения численности личного состава снизилась плотность наружных нарядов патрульно-постовой службы, что привело к увеличению правонарушений, совершенных в общественных местах.
Рост преступности вызывает социальную напряженность, ведет к увеличению финансирования мероприятий по профилактике правонарушений, увеличивает расходы населения, организаций и предприятий Пермского края на ликвидацию прямого и косвенного ущерба от преступных деяний.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Необходима так называемая ранняя профилактика, когда основы законопослушного поведения закладываются с детства.
Основу профилактической работы среди подростков составляет организация досуга несовершеннолетних, являющаяся действенным методом предотвращения вовлечения их в противоправное поведение и группы деструктивной направленности.
В современных условиях важное значение имеет обеспечение доступности пользования физкультурно-оздоровительными учреждениями, клубами и кружками для детей из семей с низким уровнем дохода.
Актуальной является задача пропаганды здорового образа жизни.
В настоящее время остро встал вопрос о возрождении на новом уровне комплексной системы правового просвещения населения Пермского края. Не хватает не только информации о принимаемых в стране нормативных правовых актах, их разъяснений, но и элементарной справочной информации о местонахождении судебных, законодательных и исполнительных органов, способах обращения в них, получения консультаций. На территории Пермского края отсутствует наглядная информация о мероприятиях, проводимых для населения в рамках краевых программ.
В существующих условиях необходимо как продолжение всех внедренных мероприятий, так и расширение их перечня, что позволит сдерживать рост преступности в Пермском крае.
3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
Возможны два варианта реализации направлений деятельности:
реализация мероприятий исполнительными органами государственной власти Пермского края, правоохранительными органами, общественными объединениями и организациями в соответствии с их полномочиями;
скоординированная деятельность заинтересованных сторон в рамках разрабатываемой Программы.
Решение проблем в рамках текущей деятельности территориальных органов исполнительных органов государственной власти Российской Федерации в Пермском крае, исполнительных органов государственной власти Пермского края в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации полномочиями сопряжено с риском разобщенности осуществляемых ими мероприятий, выполнения отдельных проектов, не обеспечивающих единой политики в данной сфере, увеличения затратности бюджетов всех уровней на решение обозначенной проблемы.
В рамках реализации второго варианта предлагается комплексный подход с привлечением всех заинтересованных сторон, концентрацией усилий и финансовых затрат, что в свою очередь обеспечит комплексный эффект.
В качестве возможных рисков при решении проблемы можно выделить:
недостаточную или несоответствующую подготовку участников Программы;
трудности с возможным секвестированием расходов, связанных с реализацией мероприятий Программы в связи с прогнозами возможного сокращения доходов краевого бюджета;
неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками Программы мероприятий Программы на отдельных этапах.
4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Ответственным исполнителем, отвечающим за своевременную и качественную разработку проекта долгосрочной целевой программы, реализацию, контроль, организацию учета и отчетности по Программе, является Министерство общественной безопасности Пермского края.
Исполнителями Программы являются: Министерство социального развития Пермского края, Министерство образования Пермского края, Министерство общественной безопасности Пермского края, Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство физической культуры и спорта Пермского края, Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края, Агентство по труду и занятости Пермского края, а также государственные учреждения Пермского края, в отношении которых вышеуказанные исполнительные органы государственной власти Пермского края выступают отраслевыми органами.
При реализации Программы исполнители осуществляют взаимодействие с территориальными органами исполнительных органов государственной власти Российской Федерации в Пермском крае, органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, военным комиссариатом Пермского края, а также некоммерческими организациями.