Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья»
____________________________________________________________________
Утратило силу с 21 марта 2014 года на основании
постановления Правительства Пермского края от 5 марта 2014 года N 127-п
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Законом Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края», Лесным планом Пермского края на 2008-2017 годы, утвержденным указом губернатора Пермского края от 30 декабря 2008 г. N 80, постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 15 ноября 2012 г. N 550 «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья», постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ»
Правительство Пермского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья» (далее - Программа).
2. Определить уполномоченным органом по реализации Программы и ответственным исполнителем Программы Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Демченко О.В.
Губернатор Пермского края
В.Ф. Басаргин
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья»
Паспорт программы
Наименование | Долгосрочная целевая программа «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья» (далее - Программа) |
Основание разработки | Статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации; |
Разработчик | Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) |
Ответственный | Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края |
Участники | ГУ МЧС России по Пермскому краю (по согласованию); |
Цель и задачи | Целью Программы является создание условий и обеспечение сохранения лесов, повышения их ресурсо-экологического потенциала, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесных ресурсах и услугах леса. |
Основные этапы | Программа не имеет разбивки на этапы, мероприятия реализуются в течение всего периода ее действия |
Срок реализации | 2013-2017 годы |
Объемы и источники | Общая потребность финансового обеспечения Программы - 5 028 308,9 тыс. рублей, в том числе: |
Целевые | Целевые показатели реализации Программы отражают результативность и эффективность реализации разделов Программы и соответствуют задачам Программы: |
Ожидаемые | Реализация мероприятий Программы позволит к 2017 году: |
Контроль | Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с законодательством Пермского края |
I. Общие положения
1.1. Программа направлена на комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов, создание механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов, построения системы управления охраной, защитой и воспроизводством лесов в Пермском крае.
1.2. Правовой основой для принятия Программы являются:
статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
Закон Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края»;
Лесной план Пермского края на 2008-2017 годы, утвержденный указом губернатора Пермского края от 30 декабря 2008 г. N 80.
1.3. Основополагающими документами при разработке Программы являлись:
постановление Законодательного Собрания Пермского края от 15 ноября 2012 г. N 550 «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья»;
постановление Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ».
1.4. Основные термины и понятия, применяемые в Программе:
защита лесов - комплекс правил, методов и технологий, используемых для повышения устойчивости, продуктивности и других целевых функций леса и защиты объектов лесного хозяйства (питомников, лесных культур, плантаций и др.) и лесной продукции от вредителей, болезней и других неблагоприятных природных и антропогенных факторов;
леса - один из возобновляемых природных ресурсов, который удовлетворяет многие социально-экономические потребности общества и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции;
лесное хозяйство - система мероприятий, направленных на воспроизводство и выращивание лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов, обследование и учет лесов;
лесоустройство - специализированный вид лесохозяйственной деятельности, обеспечивающий осуществление работ по оценке состояния лесов, а также проектирование мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, повышение их продуктивности и устойчивости;
отвод лесосек - отграничение в натуре участков леса (лесосек) для проведения рубок главного и промежуточного пользования, перечет намечаемых в рубку деревьев с целью материальной-денежной оценки древесины;
охрана лесов от пожаров - комплекс правовых, организационных, технических, лесохозяйственных и других мероприятий, направленных на предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение их распространения, снижение пожарной опасности, повышение пожарной устойчивости лесов, своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем не удалось достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов и существенно снизить уровень их повреждения под воздействием неблагоприятных факторов и лесных пожаров.
Лесное хозяйство Пермского края продолжает оставаться отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.
В результате недостаточной комплексности решения задач лесной отрасли в регулировании вопросов лесных отношений и в развитии лесного хозяйства накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усилиться.
В Пермском крае наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потере лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Темпы выбытия лесов в Пермском крае ежегодно составляют:
по причине гибели от вредителей и болезней- 1,4 тыс. гектаров,
по причине лесных пожаров - 1,3 тыс. гектаров.
В 2009 году на землях лесного фонда в Пермском крае было зарегистрировано 130 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 180 гектаров. В 2010 году зарегистрировано 411 лесных пожаров, которыми пройдено 25,4 тыс. гектаров на землях лесного фонда. В 2011 году зарегистрировано 188 лесных пожаров, которыми пройдено 886,9 гектаров леса.
Улучшение ситуации сдерживает низкий уровень проведения лесозащитных мероприятий. Объемы мероприятий по наземной локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах за последние четыре года существенно сократились. Такое состояние лесозащиты из-за несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей способно привести к повреждениям лесов на значительных площадях.
Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов в Пермском крае превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Интенсивное использование лесов Пермского края в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда.
Соответственно, в местах повышенного антропогенного воздействия на леса наблюдается изменение их экологического потенциала и сокращение экосистемного разнообразия. Эта проблема требует особого внимания в связи с необходимостью выполнения Российской Федерацией ряда международных обязательств по сохранению биологических ресурсов, смягчению глобальных изменений климата, требований лесной сертификации.
Снижение объемов и качества лесовосстановления, прежде всего искусственного, несет реальную угрозу повышению продукционного потенциала лесов, восстановлению экологической обстановки в районах с интенсивными лесозаготовками прошлых лет, снижает возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам. За последние два десятилетия площади лесовосстановления в Пермском крае сократились в два раза, при этом активными мерами путем создания лесных культур - почти в три раза. Устойчиво снижаются объемы выращивания посадочного материала для лесокультурного производства (по сравнению с уровнем 1990 года - в 45 раз). В случае непринятия адекватных организационно-технических мер наметившиеся тенденции могут только усилиться и привести к необратимым последствиям.
Низкой (около 0,4 %) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с ценными наследственными свойствами. В странах Европы данный показатель по основным лесообразующим породам составляет в среднем 20 %, а в странах Скандинавии - до 90 %. Доля лесных культур, создаваемых в Пермском крае посадочным материалом, выращенным из сортовых и улучшенных семян лесных растений, не превышает 5 % от общей площади их создания.
К системным проблемам лесного хозяйства Пермского края также относится недостаточная точность количественной и качественной оценки состояния лесов Пермского края из-за нарушения периодичности проведения лесоустройства.
Эффективное ведение лесного хозяйства невозможно без современных качественных лесоустроительных работ. Материалы лесоустройства являются основной информационной базой при государственном управлении лесами, планировании и техническом проектировании в лесном хозяйстве, для оценки экологических, рекреационных, экономических и других полезных свойств лесов.
В соответствии с требованиями лесного законодательства срок повторяемости всего комплекса лесоустройства должен составлять один раз в десять лет. В Пермском крае в настоящее время 80 % лесов имеют давность лесоустройства более десяти лет. В связи с этим необходима интенсификация лесоустроительных работ.
Статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации и Законом Пермского края от 30 июля 2007 г N 80-ПК «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» установлено право граждан на заготовку древесины для целей отопления, возведения строений, их ремонта и иных собственных нужд.
В соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства от 23 апреля 2012 г. N 229-п, уполномоченный орган в порядке, установленном действующим законодательством, организовывает отвод и таксацию лесосеки (делянки), производит ее материально-денежную оценку, а также составляет технологическую карту разработки лесосеки.
В Пермском крае ежегодная потребность в древесине для обеспечения собственных нужд граждан составляет в среднем 1 млн. куб. м, но реализация прав граждан на заготовку древесины затруднена из-за отсутствия финансового обеспечения оказания данной услуги. В настоящее время отводы лесосек гражданам осуществляются силами государственных казенных учреждений Пермского края (лесничеств). Содержание учреждений осуществляется за счет средств из федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций. При расчете объема расходов на их содержание не учитываются расходы на выполнение работ по отводу лесосек населению.
Таким образом, к основным факторам возникновения системных проблем в развитии лесного хозяйства Пермского края относятся:
потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней;
истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах интенсивного использования лесов;
нарушение биологического разнообразия лесов;
невысокое качество и недостаточные объемы лесовосстановления;
недостаточная точность учета лесных ресурсов;
организационно-финансовая неопределенность в обеспечении прав граждан на заготовку ими древесины для собственных нужд.
Исходя из характера проблем, решить их возможно только путем проведения взаимоувязанного по задачам, ресурсам и срокам реализации комплекса мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства с использованием программно-целевого метода на основе долгосрочной целевой программы.
Проблема сохранения и воспроизводства лесов имеет выраженный межотраслевой характер, поскольку затрагивает интересы различных федеральных, краевых органов власти и управления лесами, природоохранных структур, организаций системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, системы космомониторинга, а также лиц, использующих леса. Поэтому реализация комплекса программных мероприятий возможна только при условии, что в данный процесс будут вовлечены все заинтересованные участники в пределах своей компетенции. Решение проблемы охраны, защиты и воспроизводства лесов требует организации межведомственного взаимодействия.
В Программе установлены источники и механизмы организационно-финансового обеспечения задач лесного хозяйства Пермского края, которые будут иметь долгосрочный и устойчивый характер.
Программа обеспечивает комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов, создает механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов, построения системы управления охраной, защитой и воспроизводством лесов в Пермском крае.
III. Цели, задачи, целевые показатели и контрольные точки хода реализации Программы
3.1. Целью Программы является создание условий и обеспечение сохранения лесов, повышения их ресурсо-экологического потенциала, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесных ресурсах и услугах леса.