ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2012 года N 550


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья»


Законодательное Собрание Пермского края постановляет:

1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья» (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Пермского края в срок до 31.12.2012 разработать и принять долгосрочную целевую программу «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Первый заместитель председателя
     Законодательного Собрания
И.В.Папков

     

Приложение
 к постановлению Законодательного
 Собрания Пермского края
от 15 ноября 2012 N 550

КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья»

Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья» (далее - Концепция) определяет систему взглядов, основных направлений, принципов и приоритетов деятельности, связанную с сохранением и воспроизводством лесов, а также направления деятельности и мероприятия в области устройства, охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов в Пермском крае.

Концепция разработана на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края», Лесного плана Пермского края на 2008-2017 годы, утвержденного указом губернатора Пермского края от 30 декабря 2008 г. N 80.

Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 годы «Леса Прикамья» (далее - Программа).




1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задач программно-целевым методом     

Леса - один из возобновляемых природных ресурсов, который удовлетворяет многие социально-экономические потребности общества и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции.

Лесное хозяйство - система мероприятий, направленных на воспроизводство и выращивание лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредителей и болезней, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов, обследование и учет лесов.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем не удалось достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов и существенно снизить уровень их повреждения под воздействием неблагоприятных факторов и лесных пожаров.

Лесное хозяйство Пермского края продолжает оставаться отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.

В результате недостаточной комплексности решения задач лесной отрасли в регулировании вопросов лесных отношений и в развитии лесного хозяйства накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усилиться.

В Пермском крае наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потере лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Ежегодные темпы современного выбытия лесов в Пермском крае составляют:

гибель от вредителей и болезней - 1,4 тыс. гектаров;

гибель от лесных пожаров - 1,3 тыс. гектаров.

В 2009 году на землях лесного фонда в Пермском крае было зарегистрировано 130 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 180 гектаров. В 2010 году зарегистрировано 411 лесных пожаров, которыми пройдено 25,4 тыс. гектаров на землях лесного фонда. В 2011 году зарегистрировано 188 лесных пожаров, которыми пройдено 886,9 гектара леса.

Улучшение ситуации сдерживает низкий уровень проведения лесозащитных мероприятий. Объемы мероприятий по наземной локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах за последние четыре года существенно сократились. Такое состояние лесозащиты из-за несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей способно привести к повреждениям лесов на значительных площадях.

Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов в Пермском крае превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Интенсивное использование лесов Пермского края в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда.

Соответственно, в местах повышенного антропогенного воздействия на леса наблюдается изменение их экологического потенциала и сокращение экосистемного разнообразия. Эта проблема требует особого внимания в связи с необходимостью выполнения Российской Федерацией ряда международных обязательств по сохранению биологических ресурсов, смягчению глобальных изменений климата, требований лесной сертификации.

Снижение объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного) и особенно его качества несет реальную угрозу повышению продукционного потенциала лесов, восстановлению экологической обстановки в районах с интенсивными лесозаготовками прошлых лет, снижает возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам. За последние два десятилетия площади лесовосстановления в Пермском крае сократились в 2 раза, при этом активными мерами путем создания лесных культур - почти в 3 раза. Устойчиво снижаются объемы выращивания посадочного материала для лесокультурного производства (по сравнению с уровнем 1990 года - в 45 раз). В случае непринятия адекватных организационно-технических мер наметившиеся тенденции могут только усилиться и привести к необратимым последствиям.

Низкой (около 0,4%) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с ценными наследственными свойствами. В странах Европы данный показатель по основным лесообразующим породам составляет в среднем 20%, а в странах Скандинавии - до 90%. Доля лесных культур, создаваемых в Пермском крае посадочным материалом, выращенным из сортовых и улучшенных семян лесных растений, не превышает 5% от общей площади их создания.

К системным проблемам лесного хозяйства Пермского края также относится недостаточная точность количественной и качественной оценки состояния лесов Пермского края из-за нарушения периодичности проведения лесоустройства.

Эффективное ведение лесного хозяйства невозможно без современных качественных лесоустроительных работ. Материалы лесоустройства являются основной информационной базой при государственном управлении лесами, планировании и техническом проектировании в лесном хозяйстве, для оценки экологических, рекреационных, экономических и других полезных свойств лесов.

В соответствии с требованиями лесного законодательства срок повторяемости всего комплекса лесоустройства должен составлять 1 раз в 10 лет. В Пермском крае в настоящее время 80% лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет. В связи с этим необходима интенсификация лесоустроительных работ.

Статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации и Законом Пермского края от 30 июля 2007 г. N 80-ПК «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» установлено право граждан на заготовку древесины для целей отопления, возведения строений, их ремонта и иных собственных нужд.

В соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 23 апреля 2012 г. N 229-п, уполномоченный орган в порядке, установленном действующим законодательством, организовывает отвод и таксацию лесосеки (делянки), производит ее материально-денежную оценку, а также составляет технологическую карту разработки лесосеки.

В Пермском крае ежегодная потребность в древесине для обеспечения собственных нужд граждан составляет в среднем 1 млн.куб.метров, но реализация прав граждан на заготовку древесины затруднена из-за отсутствия финансового обеспечения оказания данной услуги. В настоящее время отводы лесосек гражданам осуществляются силами государственных казенных учреждений Пермского края (лесничеств). Содержание учреждений осуществляется за счет средств из федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций. При расчете объема расходов на их содержание не учитываются расходы на выполнение работ по отводу лесосек населению.

Таким образом, к основным факторам возникновения системных проблем в развитии лесного хозяйства Пермского края относятся:

потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней;

истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах интенсивного использования лесов;

нарушение биологического разнообразия лесов;

невысокое качество и недостаточные объемы лесовосстановления;

недостаточная точность учета лесных ресурсов;

организационно-финансовая неопределенность в обеспечении прав граждан на заготовку ими древесины для собственных нужд.

Исходя из характера проблем, решить их возможно только путем проведения взаимоувязанного по задачам, ресурсам и срокам реализации комплекса мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства с использованием программно-целевого метода на основе долгосрочной целевой программы.

Учитывая, что проблема сохранения и воспроизводства лесов имеет выраженный межотраслевой характер, поскольку затрагиваются интересы различных федеральных, краевых органов власти и органов управления лесами, природоохранных структур, организаций системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также лиц, использующих леса, реализация комплекса программных мероприятий возможна только при условии, что все заинтересованные участники в пределах своей компетенции будут вовлечены в данный процесс. Решение проблемы охраны, защиты и воспроизводства лесов требует организации межведомственного взаимодействия.

С принятием Программы будут установлены источники и механизмы организационно-финансового обеспечения задач лесного хозяйства Пермского края, которые будут иметь долгосрочный и устойчивый характер. Разработка Программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов, создаст механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов, построения системы управления охраной, защитой и воспроизводством лесов в Пермском крае.

Исходя из решаемых задач, Программа будет подразделяться на следующие направления:

охрана лесов от пожаров;

лесовосстановление и защита лесов от болезней;

лесоустройство;

организация отпуска древесины населению для собственных нужд.



2. Соответствие предлагаемых к решению задач приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края


Предлагаемые к решению задачи Программы соответствуют основным направлениям и задачам социально-экономического развития Пермского края, ключевым задачам функционально-целевого направления «Развитие ресурсов» по направлению 2.2. «Охрана, защита и воспроизводство лесов», утвержденным постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. N 3046 «О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года».

Развитие системы охраны лесов от пожаров, реализация мероприятий по восстановлению лесов, формированию эффективной системы защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, лесоустройству лесов Пермского края позволят вести лесное хозяйство более эффективно, рационально, устойчиво, с максимальным экономическим эффектом.

Сохранение и воспроизводство лесов, обеспечение их биологического разнообразия и устойчивости природных экосистем будут являться основой создания благоприятных условий окружающей среды Пермского края.

Программа предполагает объединение комплекса мероприятий, направленных на создание условий для реализации права жителей Пермского края на использование лесов, их защитных, экологических, рекреационных и иных социальных функций, получение древесной и недревесной лесной продукции.



3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения

Решение задачи возможно как при оптимистическом, так и при пессимистическом вариантах развития.

При оптимистическом варианте в установленные сроки будут достигнуты все запланированные результаты. Этот вариант основан на использовании в полном объеме преимуществ, которые имеются в Пермском крае, и минимизации влияния определенных рисков.

К преимуществам Пермского края относятся:

наличие специализированного государственного бюджетного учреждения Пермского края «Пермский лесопожарный центр», которое располагает силами и средствами пожаротушения;

имеющаяся развитая инфраструктура в области воспроизводства лесов (дороги с твердым покрытием, линии электропередачи, земельные участки, близость к населенным пунктам), которая позволит обеспечить возможность производства семян основных лесообразующих пород с учетом потребности в посадочном материале;

наличие специализированной лесоустроительной организации - Пермского филиала ФГУП «Рослесинфорг».

При пессимистическом варианте развития результаты выполнения мероприятий могут быть подвержены влиянию рисков, снижающих эффективность выполнения Программы.

Среди них:

влияние катастрофических природных факторов, возникновение на территории Пермского края неблагоприятных погодных условий (повышение температуры воздуха, уменьшение количества осадков и других по сравнению со среднегодовыми показателями);

отсутствие федерального или краевого бюджетного финансирования мероприятий Программы;

несбалансированное распределение финансовых средств по мероприятиям Программы в соответствии с ее ожидаемыми конечными результатами;

инфляционные процессы, значительно опережающие прогнозные значения;

изменение законодательства;

пассивное сопротивление юридических и физических лиц требованиям лесного законодательства при охране, защите и воспроизводстве лесов, а также при проведении мероприятий Программы;

нарушение исполнителями Программы сроков реализации мероприятий;

отказ юридических лиц от финансирования согласованных работ по охране, защите и воспроизводству лесов;

неурожайные годы.



4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы


Ответственным исполнителем, отвечающим за своевременную и качественную разработку проекта программы, реализацию, контроль, организацию учета и отчетности по Программе, является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

С целью своевременной и качественной разработки проекта программы распоряжением председателя Правительства Пермского края от 6 июля 2011 г. N 103-рпп создана межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители Законодательного Собрания Пермского края, территориальных органов исполнительных органов государственной власти Российской Федерации в Пермском крае и исполнительных органов государственной власти Пермского края, ученые и специалисты научных и специализированных учреждений, предприятий лесопромышленного комплекса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»