ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2012 года N 899-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В 2013-2015 ГОДАХ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пермского края от 03.04.2018 N 170-п, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования, но не ранее 15 марта 2018 года (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.04.2018).
____________________________________________________________________
(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 30.11.2012 N 1373-п, от 15.02.2013 N 63-п, от 13.02.2014 N 75-п, от 18.09.2014 N 1017-п)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительство Пермского края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2013-2015 годах (далее - Программа).
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 13.02.2014 N 75-п)
2. Определить Агентство по занятости населения Пермского края уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.
3. Утратил силу. - Постановление Правительства Пермского края от 13.02.2014 N 75-п.
4. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Губернатор
Пермского края
В.Ф.Басаргин
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В 2013-2015 ГОДАХ
(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 30.11.2012 N 1373-п, от 15.02.2013 N 63-п, от 13.02.2014 N 75-п, от 18.09.2014 N 1017-п)
Наименование Программы | Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2013-2015 годах (далее - Программа) | ||||
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края | Агентство по занятости населения Пермского края (далее - Агентство) | ||||
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2013 г. N 1198 "О предоставлении и распределении в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения"; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. N 1307 "О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 2411-р | ||||
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 13.02.2014 N 75-п) | |||||
Участники Программы | Исполнительные органы государственной власти Пермского края, государственные казенные учреждения центры занятости населения Пермского края (далее - ГКУ ЦЗН), работодатели, осуществляющие деятельность на территории Пермского края, незанятое население | ||||
Срок реализации Программы | 2013, 2014, 2015 годы | ||||
Этапы Программы | I этап - январь-февраль ежегодно - подготовка к реализации Программы; II этап - март-декабрь ежегодно - реализация Программы | ||||
Цель Программы | Снижение негативных социально-экономических последствий незанятости инвалидов и предупреждение роста регистрируемой безработицы в Пермском крае среди данной категории граждан | ||||
Задачи Программы | 1. Стимулирование создания дополнительных рабочих мест для незанятых инвалидов. 2. Увеличение числа трудоустроенных граждан | ||||
Мероприятие Программы | Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в 2014 и 2015 годах и создание в 2014 году инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам | ||||
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 18.09.2014 N 1017-п) | |||||
Объемы и источники финансирования Программы | Источники финансирования | Объем финансирования Программы (тыс. руб.) | |||
Итого | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||
Всего, в том числе: | 60644,3 | 16550,0 | 25265,0 | 18829,3 | |
Бюджет Пермского края | 7289,8 | 2151,5 | 2688,2 | 2450,1 | |
Федеральный бюджет | 53354,5 | 14398,5 | 22576,8 | 16379,2 | |
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 18.09.2014 N 1017-п) | |||||
Целевой показатель Программы | 2013 год: уровень регистрируемой безработицы ежегодно не выше 1,5% к численности экономически активного населения Пермского края; коэффициент напряженности на рынке труда Пермского края ежегодно до 1,0 ед. 2014, 2015 годы: отношение численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте - не менее 0,6% | ||||
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 13.02.2014 N 75-п) | |||||
Показатели результативности Программы | Оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов: 2013 год - не менее 250 рабочих мест; 2014 год - не менее 259 рабочих мест, в том числе не менее 8 рабочих мест для инвалидов, использующих кресла-коляски; 2015 год - не менее 259 рабочих мест | ||||
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 18.09.2014 N 1017-п) | |||||
Система организации управления и контроль за исполнением Программы | Управление реализацией Программы осуществляет Агентство на основе постоянного взаимодействия с исполнителями мероприятия Программы и Федеральной службой по труду и занятости. Агентство ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет об осуществлении расходов бюджета Пермского края, источником финансового обеспечения которых является субсидия, о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Правительство Пермского края |
1.1. Оценка потребности региона в реализации мероприятия по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в 2014 и 2015 годах и создание в 2014 году инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам.
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 18.09.2014 N 1017-п)
Проведен анализ уровня инвалидности населения Пермского края по данным обращаемости в Главное бюро медико-социальной экспертизы за 7 лет (2005-2011 годы), который позволил выявить следующие тенденции и закономерности.
На территории региона за изучаемый период отмечается снижение уровня первичной инвалидности взрослого населения. Если в 2005 году показатель составил 146,4, то в 2011 году - 84,1 на 10 тыс. человек взрослого населения, ежегодный темп снижения равнялся 7,1%. Аналогичная тенденция характерна и в целом для Российской Федерации (рис. 1). При этом показатель в Пермском крае превышает среднероссийский на 15,8%.
Рис. 1. Динамика первичной инвалидности взрослого населения Пермского края и Российской Федерации за 2005-2011 годы (на 10 тыс. человек населения)*
________________
* Рис.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Динамика показателя инвалидизации населения в трудоспособном возрасте достаточно стабильна как в Пермском крае, так и в Российской Федерации в целом. В 2011 году в регионе наблюдается некоторое снижение показателя: он составил 50,0 на 10 тыс. человек взрослого населения, что ниже значения предыдущего года (56,6) на 11,7%.
Среди впервые признанных инвалидами в 2011 году на долю лиц пенсионного возраста приходится 56,5%, трудоспособного возраста - 43,5%. Женщины составляют 48,4%, а мужчины - 51,6%. Причем в трудоспособном возрасте в два раза больше мужчин, а в возрасте старше трудоспособного преобладают женщины (в 1,6 раза). Инвалидность у городских жителей определяется чаще, чем у сельских (73,7% и 26,3% соответственно).
Распределение по группам инвалидности показывает, что доля лиц, имеющих первую группу, в 2011 году составила 19,4%. Среди них 70,8% - лица пенсионного возраста. Частота определения I группы инвалидности в 2011 году составляла 16,3 на 10 тыс. человек взрослого населения, что на 10,9% меньше, чем в 2010 году.
Наиболее многочисленная - вторая группа - установлена в отношении 44,0% впервые признанных инвалидами, более половины из них - пенсионеры (57,2%). Уровень инвалидизации взрослого населения при установлении второй группы за исследуемый период уменьшился на 17,0% (в 2011 году - 37,0; в 2010 году - 44,6 на 10 тыс. человек взрослого населения).
Инвалиды третьей группы составили 36,6%, из них на лиц трудоспособного возраста приходится 52%. Частота первичной инвалидности при определении третьей группы является относительно стабильной (в 2011 году - 30,8, в 2010 году - 30,5 на 10 тыс. человек взрослого населения).
Повторно признанные инвалидами составляют 2/3 от общего числа признанных инвалидами ежегодно. Уровень повторной инвалидности значительно выше, чем первичной: в 2011 году он составил 121,5 (в том числе лиц трудоспособного возраста - 119,4, пенсионного возраста - 127,2 на 10 тыс. человек соответствующего населения). В целом повторная инвалидность имеет тенденцию к снижению за счет трудоспособного контингента.
В 2011 году доля инвалидов в Пермском крае составила 9,4% населения (259 тыс. человек). Из них более 53 тыс. человек имеют индивидуальные программы реабилитации с показаниями к труду, более 32 тыс. инвалидов работают.
В 2012 году на фоне улучшения ситуации в реальном секторе экономики Пермского края наблюдается незначительное снижение числа граждан с инвалидностью, обращающихся в ГКУ ЦЗН за содействием в поиске работы (рис. 2).
Рис. 2. Динамика обращаемости граждан с инвалидностью в ГКУ ЦЗН в 2008-2012 годы
________________
* Рис.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Вместе с тем остается главная проблема, препятствующая трудоустройству инвалидов (имеющих показания к труду) на вакантные рабочие места, которая заключается в том, что работодатель не заинтересован в приеме на работу инвалида.
Возмещение работодателям затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения дополнительных (в том числе специальных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов будет способствовать созданию новых рабочих мест для таких граждан и, как следствие, приведет к уменьшению доли незанятых инвалидов.
1.2. Реализация дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в 2012 году.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1146 "О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Агентством разработана Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2012 году (далее - Программа 2012 года), утвержденная Постановлением Правительства Пермского края от 17 февраля 2012 года N 70-п.
Объем финансирования Программы 2012 года составил 12170,4 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 10344,8 тыс. рублей, из краевого бюджета - 1825,6 тыс. рублей.
Целевые показатели Программы 2012 года (на конец года) - сдерживание зарегистрированной безработицы не выше 1,9% к численности экономически активного населения, коэффициент напряженности на рынке труда до 1,3.
В рамках Программы 2012 года предусмотрена реализация мероприятия "Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места", в соответствии с которым планируется создать не менее 234 дополнительных рабочих мест, в том числе 165 рабочих мест (включая специальные) для трудоустройства незанятых инвалидов, 39 рабочих мест (включая надомные) для многодетных родителей, 30 рабочих мест (включая надомные) для родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
По состоянию на 1 ноября 2012 года достигнуты следующие итоги реализации Программы 2012 года:
заключены договоры с 147 организациями на трудоустройство 224 человек с объемом финансирования 11650 тыс. рублей;
фактическая численность трудоустроенных составила 213 человек (91% к плану), из них 155 человек - незанятые инвалиды (94%), 39 человек - многодетные родители (100%), 19 человек - родители, воспитывающие детей-инвалидов (63%).
Выполнение целевых показателей Программы 2012 года ведется с опережением: на 1 ноября 2012 года уровень регистрируемой безработицы в Пермском крае составил 1,25%, а коэффициент напряженности на рынке труда - 0,62.
1.3. Прогноз на 2013-2015 годы.
При условии сохранения тенденций экономического роста в большинстве отраслей экономики региона ежегодно ожидается обращение в центры занятости населения Пермского края за содействием в поиске подходящей работы более 4,0 тысяч инвалидов.
Тем не менее в случае непринятия дополнительных мер по стимулированию и поддержке работодателей в вопросах трудоустройства граждан в 2013-2015 годах могут закрепиться тенденции стагнации показателей занятости и общей безработицы граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Ежегодный процент трудоустроенных инвалидов может оказаться ниже 40%, а численность безработных инвалидов на конец года может превысить 2,0 тыс. человек.
1.4. Угрозы и риски.
Вероятные последствия отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов содействия трудоустройству незанятых инвалидов:
несистемное решение стоящих задач в области занятости данной категории граждан, нескоординированные усилия исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, работодателей;
недостаточное привлечение средств из внебюджетных источников для решения проблем с занятостью инвалидов;
низкая активность работодателей в решении вопросов занятости инвалидов.
Вместе с тем на процесс реализации Программы могут повлиять внешние факторы, а именно изменения законодательства, ухудшающие ситуацию в сфере занятости населения и рынка труда по сравнению с действующим законодательством.
2.1. Целью Программы является снижение негативных социально-экономических последствий незанятости инвалидов и предупреждение роста регистрируемой безработицы в Пермском крае среди данной категории граждан.
2.2. Для реализации указанной цели предусмотрено решение следующих задач:
2.2.1. стимулирование создания дополнительных рабочих мест для незанятых инвалидов;
2.2.2. увеличение числа трудоустроенных граждан.