(с изменениями на 1 апреля 2011 года)
(редакция, действующая с 22 апреля 2011 года)
____________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК ("Российская газета" N 265 от 26 декабря 2008 года) (вступает в силу с 27 декабря 2008 года);
Законом Пермского края от 30 августа 2010 года N 673-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 35 от 6 сентября 2010 года) (вступает в силу с 17 сентября 2010 года);
Законом Пермского края от 1 апреля 2011 года N 761-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 14 от 11 апреля 2011 года) (вступает в силу с 22 апреля 2011 года).
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Действие закона приостановлено с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года в объеме 9360,3 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 9 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК. Действие закона приостановлено с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в объеме 5 426,4 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 10 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК. Действие закона приостановлено с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года в объеме 5 934,8 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 10 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК.
____________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Пермского края 29 ноября 2007 года
Статья 1
Утвердить краевую целевую программу «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы» (прилагается).
Статья 2
Объем финансирования краевой целевой программы «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы» определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края отдельной строкой.
Статья 3
Контроль за реализацией краевой целевой программы «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы» осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Статья 4
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермского края
О.А.Чиркунов
от 18.12.2007 N 156-ПК
Приложение
к Закону Пермского края
от 18 декабря 2007 года N 156-ПК
(в редакции Закона Пермского края
от 1 апреля 2011 года N 761-ПК)
Краевая целевая программа «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы»
Наименование Программы | Краевая целевая программа «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы» |
Основание разработки Программы | Распоряжение губернатора Пермского края от 02.03.2006 N 68-р «О разработке проекта областной целевой программы «Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании в Пермской области на 2006-2010 годы» |
Государственный заказчик Программы | Правительство Пермского края |
Основные разработчики Программы | Аппарат Правительства Пермского края, исполнительные органы государственной власти Пермского края |
Руководитель Программы | Заместитель председателя Правительства Пермского края |
Координатор Программы | Департамент развития человеческого потенциала Аппарата Правительства Пермского края |
Исполнители Программы | Аппарат Правительства Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство образования Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство общественной безопасности Пермского края, Министерство культуры и молодежной политики Пермского края, Агентство по спорту и физической культуре Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края |
Участники Программы (в редакции Закона Пермского края от 1 апреля 2011 года N 761-ПК) | Организации и учреждения, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе или прошедшие квалификационный отбор, привлекаемые по договору к реализации программных мероприятий |
Цель Программы | Снижение спроса на психоактивные вещества (далее - ПАВ) у детско-подросткового населения и молодежи Пермского края c последующим сокращением общего количества потребителей ПАВ и снижением уровня заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией |
Задачи Программы | Обеспечить координацию деятельности субъектов профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, организовать их работу в соответствии с результатами научных разработок, данными мониторинга, социологическими и иными исследованиями; |
Важнейшие целевые показатели Программы | Заболеваемость алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией среди населения края; |
Сроки реализации Программы | 2008 - 2011 годы |
Объем финансирования (в редакции Закона Пермского края от 1 апреля 2011 года N 761-ПК) | Общая потребность финансового обеспечения из бюджета Пермского края на 2008-2011 годы - 96187,5 тыс. рублей, в том числе на 2008 год - 22852,0 тыс. рублей, на 2009 год - 30646,6 тыс. рублей, на 2010 год - 17094,8 тыс. рублей, на 2011 год - 25594,1 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты | Снижение заболеваемости алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией до показателя 259,0 на 100 тыс.населения; |
Контроль над исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Правительство Пермского края, Контрольно-Счетная палата Пермского края |
Краевая целевая программа «Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы» представляет собой систему мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями в целях реализации государственной антинаркотической политики на территории Пермского края.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой Российской Федерации и Пермского края:
Конституцией Российской Федерации;
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1;
Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
Федеральным законом от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Законом Пермской области от 10.03.2000 N 837-128 «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Пермской области»;
Законом Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 «Об областных целевых программах»;
указом губернатора Пермской области от 27.06.2003 N 122 «Об утверждении порядка разработки и реализации областных целевых программ»;
постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 17.11.2005 N 2682 «О концепции областной целевой программы «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермской области на 2006-2010 годы».
Проблема злоупотребления психоактивными веществами, среди которых алкоголь и его суррогаты, наркотические и токсические вещества, остро стоит перед Пермским краем, входящим в десятку субъектов Российской Федерации, где регистрируются самые высокие уровни заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией (по уровню заболеваемости наркоманией Пермский край в 2006 году вышел на девятое ранговое место в Российской Федерации и на первое в Приволжском федеральном округе).
По данным краевого наркологического диспансера, в Пермском крае на начало 2007 года число официально зарегистрированных лиц, страдающих наркологическими расстройствами, составило почти 80 тыс.человек. Практически каждый 36-й житель области находится под диспансерным или профилактическим наблюдением в наркологических учреждениях или подразделениях лечебно-профилактических учреждений. Уровень общей наркологической заболеваемости, включающей алкоголизм, алкогольные психозы, наркоманию и токсикоманию, в 2006 году составил 288,0 случая на 100 тыс.населения, более чем в 3 раза превысив аналогичный показатель 1992 года (90,0 на 100 тыс.населения).
В структуре заболеваемости наркологическими расстройствами превалирует синдром зависимости от алкоголя (алкоголизм, алкогольные психозы) - его доля превысила 90%. Показатель заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами в 2006 году составил 241,0 на 100 тыс.населения, на 70% превысив федеральный уровень. Неуклонно увеличивается доля женщин, взятых на учет с впервые установленным диагнозом «синдром зависимости от алкоголя». Так, если в 1992 году доля женщин от числа всех взятых под наблюдение с данной патологией составляла 20,3%, то в 2006 году - 24,9%.
Серьезную озабоченность вызывает рост числа наркопотребителей. Если в период действия областной целевой комплексной Программы по усилению профилактики наркомании и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на 2001-2003 годы произошло снижение уровня заболеваемости наркоманией с 62,0 до 16,5 случая на 100 тыс.населения, то в 2006 году этот показатель увеличился на 169%, составив 44,4 случая на 100 тыс.населения. Официально на 01.01.2006 в наркологических учреждениях и подразделениях лечебно-профилактических учреждений края зарегистрировано более 13 тыс.потребителей наркотических и психотропных веществ, в том числе 8027 больных наркоманией. Число летальных случаев вследствие передозировки наркотиков в 2006 году (346 случаев) увеличилось по сравнению с 2004 годом вдвое.
Сохраняется неблагоприятная тенденция увеличения заболеваемости женщин, удельный вес которых составил 26,6% от общего числа выявленных больных наркоманией. Для сравнения: в 2000 году доля вновь взятых на диспансерный учет женщин составляла 18,9%.
Особенно тревожит высокий уровень распространенности наркологических заболеваний среди подростков. В ее структуре преобладает, как и у взрослых, синдром зависимости от алкоголя, а также токсикомания. Показатель распространенности алкоголизма и алкогольных психозов в области составил 106,1 случая на 100 тыс.подростков, превысив в 2,5 раза федеральный уровень и почти в 3 раза - уровень по Приволжскому федеральному округу. Распространенность синдрома зависимости от ненаркотических психоактивных веществ (токсикомании) в Пермском крае в 2,2 раза выше, чем в среднем по России - 22,0 на 100 тыс.подростков.
Вместе с тем низка выявляемость несовершеннолетних на этапе злоупотребления психоактивными веществами, когда еще возможно предотвратить формирование синдрома зависимости, применив комплекс мер медико-психологического, педагогического и социального характера. Удельный вес подростков, наблюдающихся в группах риска по поводу злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами и ненаркотическими психоактивными веществами, от общего числа состоящих на учете существенно меньше, чем в среднем по России (78,3% против 91,1%).
Ежегодно регистрируется около тысячи преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения. По данным ГУВД Пермского края, количество выявленных несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и токсические вещества, в 2006 году составило 3348 и 327 человек соответственно.
Как показывают социологические исследования (Агентство «СоцИнфорМаркет» по заказу департамента развития человеческого потенциала Пермской области, 2006 год), в Пермском крае наблюдается катастрофический темп роста наркопотребления при снижении возраста первых проб. Почти половина подростков (47,2%) приобщена к употреблению психоактивных веществ. Средний возраст приобщения к курению составляет 12,2 лет, к употреблению алкогольных напитков - 12,6 лет. А средний возраст тех, кто попробовал в первый раз наркотики или токсические вещества, - 14 лет. Пробовали наркотические средства 35,1% опрошенных подростков, регулярно употребляют - 3,5%.
Самая неблагоприятная ситуация с употреблением психоактивных веществ среди учащихся начальных (особенно) и средних профессиональных образовательных учреждений.
Психоактивные вещества стали легкодоступными для молодежи. Около 60% опрошенных молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, отмечают относительную несложность их приобретения. Психоактивные вещества приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотическими средствами. Прогрессирующей алкоголизации детей и молодежи способствует, по сути, неконтролируемое положение с продажей спиртных напитков.
Антитабачная, антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда проводится в Пермском крае крайне неудовлетворительно, а социальная реклама практически отсутствует. Реклама пива, табачных изделий, водки (скрытая и зачастую явная) непозволительно широко распространена в городах и поселках края. Центральные и местные теле- и радиостанции пропагандируют праздный образ жизни, столь же неограниченно навязывая эту рекламу несовершеннолетним зрителям и слушателям. Пропаганда здорового образа жизни, здоровой семьи явно уступает агрессивным маркетинговым стратегиям и PR-технологиям производителей и продавцов алкогольных напитков, пива, наркотиков и других психоактивных веществ.
Эксперты отмечают недостаток специалистов, работающих в сфере профилактики: психологов, социальных педагогов, детских психотерапевтов и т.д. Особенно эта проблема актуальна для малых городов и районов. Недостаточно высока компетентность специалистов в вопросах профилактики употребления психоактивных веществ подростками.
Отсутствует и научная база в исследовании факторов, способствующих распространению алкоголизма и наркомании на территории Пермского края, с целью разработки адекватных профилактических мероприятий и приоритетных направлений деятельности.
Общественность слабо вовлечена в процесс профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, мало используется потенциал семьи.
Не отработана система раннего выявления лиц, незаконно употребляющих психоактивные вещества, на уровне школы, семьи, мест досуга и контроля над ними.
Согласно нормам Всемирной организации здравоохранения ООН доля зависимых от психоактивных веществ в структуре населения страны 7% и более свидетельствует о развитии в обществе необратимых процессов дегенерации населения и разложения социума. Исходя из численности населения, доля лиц, страдающих наркологическими расстройствами, в Пермском крае на начало 2007 года составила 3%. Учитывая, с одной стороны, выраженную динамику роста численности лиц, страдающих наркологическими расстройствами, а с другой - отрицательную динамику изменения численности населения, можно сделать следующий вывод: в случае непринятия органами государственной власти Пермского края адекватных сложившейся ситуации профилактических мер, к 2015 году Пермский край, опередив Российскую Федерацию, вплотную приблизится к установленному ООН пределу деградации и распада социума.
Основной целью Программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае является снижение спроса на психоактивные вещества у детско-подросткового населения и молодежи края c последующим сокращением общего количества потребителей психоактивных веществ и снижением уровня заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечить координацию деятельности субъектов профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, организовать их работу в соответствии с результатами научных разработок, данными мониторинга, социологическими и иными исследованиями;
сформировать у детей и молодежи социальную компетентность, жизненные навыки стресс-преодолевающего поведения, систему ценностей, ориентированную на ведение здорового образа жизни;
обеспечить реализацию системы раннего выявления детей и молодежи, незаконно употребляющих психоактивные вещества, в семье, учебных заведениях, местах досуга и контроля за ними;
стимулировать и поддерживать гражданские инициативы, направленные против употребления психоактивных веществ;
создать благополучную ненаркотическую среду для детей и молодежи, обеспечить занятость детей и молодежи (преимущественно из групп риска девиантного поведения);