Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2011 года N 3001


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы»

(с изменениями на 15 ноября 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 19 марта 2013 года на основании
постановления администрации города Перми от 13 марта 2013 года N 127
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 15 ноября 2012 года N 487.

____________________________________________________________________


Законодательное Собрание Пермского края постановляет:

1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы» (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Пермского края в срок до 25 декабря 2011 года разработать и принять долгосрочную целевую программу «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



Председатель
Законодательного Собрания
 Н.А.Девяткин



  Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
 от 17 ноября 2011 года N 3001
(в редакции постановлением Законодательного
Собрания Пермского края
от 15 ноября 2012 года N 487)


КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории пермского края на 2012-2015 годы»

 

Введение

Концепция долгосрочной целевой программы «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы» (далее - Концепция) разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению сокращения незаконного распространения и потребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) на территории Пермского края.

Концепция разработана на основании Федерального закона от 08.01.1998 N З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указа Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», Закона Пермского края от 10.03.2000 N 837-128 «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермского края» и Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края».

Понятия, применяемые в настоящей Концепции, определены статьей 2 Закона Пермского края от 10.03.2000 N 837-128 «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермского края».

Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы «Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы» (далее - Программа), направленной на решение задач по снижению распространения ПАВ на территории Пермского края посредством обеспечения координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и граждан в этом направлении.    



1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом


Предлагаемая к разработке и реализации Программа основывается на опыте реализации краевой целевой программы «Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы».

По оценкам реализации краевой целевой программы, основные усилия были сконцентрированы на достижении результатов по следующим направлениям:

проведение целенаправленной работы по профилактике распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании и связанных с ними правонарушений;

обеспечение координации деятельности субъектов профилактики в соответствии с данными мониторинга, социологическими и иными исследованиями;

внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией.

Анализ результатов текущей Программы позволяет сделать вывод о том, что основные цели и задачи, поставленные при ее утверждении, решаются.

На наркологическом учете в Пермском крае на конец 2010 года состоит 68421 человек (2009 год - 71874), что составляет 2,53% общей численности населения. Снижение количества наркологических больных произошло главным образом за счет уменьшения количества лиц, страдающих алкоголизмом и злоупотребляющих алкоголем.

В крае снижены масштабы заболеваемости наркологическими расстройствами с 215,8 случая на 100 тысяч населения в 2008 году до 182,1 случая в 2010 году и распространенности наркологических расстройств с 2467,9 случая на 100 тыс. населения в 2008 году до 2318,66 случая на 100 тыс. населения в 2010 году.

Число наркопотребителей, состоящих под наблюдением наркологических учреждений и подразделений лечебно-профилактических учреждений края на конец 2010 года, составило 14231 человек, в том числе 9575 больных наркоманией и 4656 лиц, употребляющих наркотические средства (далее - НС) с вредными последствиями (так называемая группа риска).

Прослеживается положительная динамика показателя заболеваемости наркоманией и вновь выявленных случаев употребления НС с вредными последствиями на 100 тыс. населения: число впервые выявленных наркопотребителей на 100 тыс. населения в 2010 году сократилось по сравнению с предыдущим годом на 21,4%, а по сравнению с 2007 годом - на 36,4% .

Общее число зарегистрированных (выявленных) впервые в жизни случаев употребления НС с вредными последствиями на 100 тыс. населения (группа риска) в 2010 году сократилось по сравнению с предыдущим годом на 23,5%.

Увеличилось число проконсультированных врачом психиатром-наркологом впервые выявленных несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, по направлениям субъектов профилактики (подразделений по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, лечебно-профилактических учреждений и образовательных учреждений) с 1790 человек в 2008 году до 5702 человек в 2010 году.

Также улучшение ситуации прослеживается в части исследования биосред подростков Пермского края. В результате тестирования учащихся положительные пробы обнаружены в 2008 году у 1,9% протестированных, в 2009 году аналогичный показатель составил 1,6%, в 2010 году - 0,7%.

В рамках укрепления материально-технической базы учреждений системы здравоохранения достигнуто 100-процентное обеспечение кабинетов медицинского освидетельствования на состояние опьянения средствами измерения и квалифицированными кадрами.

Выросло на 11% значение такого показателя, как объем изымаемых из незаконного оборота НС, ПАВ или их аналогов, оно составило в 2010 году 283743,0 грамма.

Существенно снизилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, - с 7906 преступлений в 2009 году до 6907 в 2010 году.

Несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги в состоянии распространенности и заболеваемости наркологическими расстройствами, ситуация, сложившаяся в Пермском крае в связи с распространением потребления ПАВ, остается серьезной.

Снижение показателей заболеваемости и распространенности наркологических расстройств является отражением только выявленных случаев. О наличии скрытой проблемы, латентных потребителей говорят результаты социологических исследований, наличие отравлений алкоголем и наркотиками, рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Пермском крае.

За 2010 год на территории края зарегистрировано 666 случаев отравлений наркотическими средствами, что на 31,1% выше уровня 2009 года. Отравлений со смертельным исходом - 220 (2009 год - 221).

По данным Пермского краевого центра профилактики СПИД и инфекционных заболеваний, в 2010 году в крае зарегистрировано 1904 новых случая ВИЧ-инфекции, что превышает показатели прошлого года на 17,0%.

Распространенность наркомании в 2010 году в Пермском крае осталась на уровне прошлого года, показатель на 100 тыс. населения составил 360,25 случая на 100 тыс. населения.

Средний показатель уровня заболеваемости наркоманией в Пермском крае превышает средние показатели как по Приволжскому федеральному округу, так и по Российской Федерации в целом. По результатам 2009 году Пермский край по заболеваемости наркоманией занял 1-е место в Приволжском федеральном округе, 5-е место - в Российской Федерации. По показателям распространенности наркомании - 2-е и 12-е место соответственно.

Проведенный в 2010 году анонимный социологический опрос учащихся различных типов учебных заведений территорий, приоритетных по уровню распространенности наркомании и алкоголизма (г.Пермь, г. Краснокамск, г. Кудымкар), показал наличие опыта употребления алкоголя у подавляющего большинства опрошенных. Следует отметить, что возраст первой пробы алкоголя молодеет.

Наличие значительного числа лиц, зависимых от ПАВ, в Пермском крае также является одним из факторов, ухудшающих криминальную обстановку в сфере преступлений общеуголовной направленности, таких, как кражи, грабежи и разбои, совершаемые с целью получения средств для приобретения ПАВ; побои, изнасилования и убийства в состоянии опьянения, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

При этом снизилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом НС, ПАВ и их прекурсоров, с 3556 в 2009 году до 3348 в 2010 году. Уменьшилось на 5% в сравнении с 2009 годом и количество административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом НС, ПАВ и их прекурсоров.

Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы влекут за собой целый ряд экономических потерь: повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкоголя, наркотиков и токсических веществ, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Таким образом, разработка и реализация Программы является единственным эффективным вариантом решения поставленных задач по сокращению незаконного распространения и потребления ПАВ, в особенности несовершеннолетними, на территории Пермского края, поскольку позволит:

определить основные направления и создать скоординированную систему взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, правоохранительных органов и институтов гражданского общества региона;

систематически наблюдать за ходом реализации Программы (в рамках проведения мониторинга) с целью оценки, контроля и прогнозирования реализации программных мероприятий, а также значений целевых показателей, характеризующих изменение ситуации и достижение заявленной цели; сконцентрировать финансовые ресурсы.

    

 2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края


Программа соответствует основным направлениям социально- экономического развития Пермского края и системе целей и задач по снижению смертности, снижению социальной базы преступности, формированию у населения потребности здорового образа жизни, установленных в указе губернатора Пермского края от 25.07.2007 N 55 «О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 годы».

     

     3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения


Приоритетными направлениями деятельности по сокращению незаконного распространения и потребления ПАВ, в том числе и среди несовершеннолетних, являются:

определение основных направлений правового регулирования отношений, возникающих в сфере противодействия наркомании, токсикомании и алкоголизму;

проведение эффективной информационной политики, обеспечивающей пропаганду отказа от употребления ПАВ и формирование здорового образа жизни;

вовлечение бизнеса и общественных организаций в решение проблем наркопотребителей и членов их семей;

внедрение методов лечения наркологических расстройств с применением инновационных технологий.

Возможны два варианта реализации указанных приоритетных направлений деятельности:

реализация мероприятий исполнительными органами государственной власти Пермского края, правоохранительными органами, общественными объединениями и организациями в соответствии со своими полномочиями;

скоординированная деятельность заинтересованных сторон.

В рамках реализации первого варианта рассматривалось решение проблемы силами исполнителей Программы за счет текущего бюджетного финансирования. Однако для всех исполнителей реализация мероприятий обернется дополнительными финансовыми затратами.

В рамках реализации второго варианта предлагается комплексный подход с привлечением всех заинтересованных сторон, концентрацией усилий и финансовых затрат, что в свою очередь обеспечит комплексный эффект.

Анализ вариантов показывает, что наиболее эффективным является второй вариант, который позволяет при приемлемых затратах обеспечить решение поставленных задач.

   

 4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы


Ответственным исполнителем, отвечающим за своевременную и качественную разработку проекта долгосрочной целевой программы, является Министерство социального развития Пермского края. Ответственным исполнителем, отвечающим за реализацию, контроль, организацию учета и отчетности по Программе, является Министерство общественной безопасности Пермского края. (в редакции постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 15 ноября 2012 года N 487)

С целью своевременной и качественной разработки проекта программы распоряжением губернатора Пермского края от 31.12.2010 N 209-р утвержден состав рабочей группы, в которую входят представители исполнительных органов государственной власти Пермского края, Законодательного Собрания Пермского края, учреждений здравоохранения Пермского края, Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, правоохранительных органов.

Исполнителями Программы являются: Министерство социального развития Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство образования Пермского края, Министерство общественной безопасности Пермского края, Пермский городской округ, Березниковский городской округ, Кудымкарский городской округ, Чайковский муниципальный район, Лысьвенский муниципальный район, Краснокамский муниципальный район.

При реализации Программы исполнители осуществляют взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, обладающими полномочиями по противодействию незаконному обороту наркотических средств.



5. Основная цель и задачи Программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»