(с изменениями на 29 июня 2010 года)
(редакция, действующая с 16 июля 2010 года)
____________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК ("Российская газета" N 265 от 26 декабря 2008 года) (вступает в силу с 27 декабря 2008 года);
Законом Пермского края от 30 ноября 2009 года N 557-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 48 от 7 декабря 2009 года) (вступает в силу с 18 декабря 2009 года);
Законом Пермского края от 25 декабря 2009 года N 563-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 51 от 28 декабря 2009 года) (вступает в силу с 8 января 2010 года);
Законом Пермского края от 29 июня 2010 года N 658-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 26 от 5 июля 2010 года) (вступает в силу с 16 июля 2010 года).
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Действие закона приостановлено с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года в объеме 39 434,0 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 9 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК. Действие закона приостановлено с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в объеме 28 126,8 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 10 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Действие пунктов 3.2.6, 3.2.8, 3.2.9, 3.2.11 и 3.3.1 приостановлено с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года в объемах, не предусмотренных Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК в рамках краевой инвестиционной программы регионального развития, долгосрочных целевых программ на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Пермского края.
____________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Пермского края 19 июня 2008 года
Статья 1
Утвердить краевую целевую программу «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2008-2010 годы» (далее - Программа) согласно приложению.
Статья 2
Объем финансирования Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края отдельной строкой.
Статья 3
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 4
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермского края
О.А.Чиркунов
от 14.07.2008 N 259-ПК
Краевая целевая программа
«Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни
в Пермском крае на 2008-2010 годы»
I. Паспорт программы
Наименование | «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2008-2010 годы» |
Основание разработки | Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7 |
Государственный заказчик | Агентство по спорту и физической культуре Пермского края |
Основные разработчики | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Пермский государственный педагогический университет |
Руководитель Программы | Руководитель Агентства по спорту и физической культуре Пермского края |
Исполнители Программы | Агентство по спорту и физической культуре Пермского края |
Участники Программы | Организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе, привлекаемые по договору к реализации программных мероприятий |
Перечень подпрограмм | 1. Подпрограмма «Развитие массового спорта для всех» |
Цель Программы | Увеличение численности населения, систематически занимающегося разными формами физической культуры и спорта, к 2010 году до 18% за счет обеспечения доступности физкультурно-спортивных услуг всем слоям и категориям населения, использования новых механизмов деятельности сети учреждений дополнительного образования детей, подростков, развития соответствующей инфраструктуры, а также создания условий для развития детско-юношеского спорта и воспитания олимпийского резерва |
Задачи Программы | Формирование у населения Пермского края, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни |
Важнейшие целевые показатели и ожидаемые | Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в том числе детей, подростков, молодежи |
Сроки и этапы реализации | 2008-2010 годы тыс. рублей |
Общая стоимость | Источник Всего за 2008-2010 годы 117716,0 335455,0 389318,9 1374544,9 110964,0 380327,0 52400,0 73385,0 86687,0 212472,0 201404,9 757195,9 20000,0 20000,0 Краевой бюджет (субсидии местным бюджетам для софинансирования расходов по завершению строительства объектов общественной инфраструктуры муниципального значения) 4550,0 4550,0 169215,0 345922,0 ИТОГО 2055921,9 |
Организация контроля | Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Правительство Пермского края, Контрольно-счетная палата Пермского края |
Краевая целевая программа «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2008-2010 годы» (далее - Программа) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению развития физической культуры и спорта.
Создание основ для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению основополагающей задачи государственной политики по созданию условий для роста благосостояния населения Пермского края, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
К субъектам физической культуры и спорта, участвующим в Программе, относятся:
1) физкультурно-спортивные организации, в том числе спортивные (физкультурно-спортивные, спортивно-технические, спортивно-оздоровительные) клубы;
2) детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры спортивной подготовки, центры олимпийской подготовки;
3) образовательные учреждения, физкультурно-спортивные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта;
4) спортивные федерации.
Программа разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи развития физической культуры и спорта.
III. Содержание проблемы, необходимость ее решения программными средствами
Актуальным является разрешение противоречия между потребностью государства и общества в здоровом поколении и отсутствием необходимых действий по использованию разнообразных средств физической культуры и спорта в целях оздоровления различных категорий населения. Сегодня согласно статистике только 5% выпускников муниципальных образовательных учреждений общего и среднего образования можно признать здоровыми.
Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека. Здоровый человек - это хороший работник. И поскольку именно люди создают все, что составляет валовый внутренний продукт, их здоровье и работоспособность должны находиться под пристальным вниманием.
В Пермском крае сложилась определенная система по развитию физической культуры и спорта. Неоспоримы успехи пермских спортсменов на российском и международном уровнях. На последних зимних Олимпийских играх в Турине пермскую делегацию представляли 6 спортсменов (С.Высокова - бронзовая медаль в конькобежном спорте). Тарас Крыжановский на Параолимпийских играх - две золотые и две серебряные медали. Успешные выступления пермяков имеются и по другим видам спорта: спортивное ориентирование, легкая атлетика, дзюдо, самбо, фигурное катание и др. Ведущая роль в этой системе принадлежит как государственным, так и общественным органам и организациям, занятым физическим воспитанием населения, ДЮСШ, федерациям по видам спорта.
Целым рядом образовательных учреждений проводится работа по внедрению и развитию образовательных технологий, направленных на сохранение здоровья, развитие личности. Однако лишь в 48% общеобразовательных учреждений введен третий урок физической культуры. Основная проблема - отсутствие соответствующей материально-технической базы, кадров, а также показателей деятельности общеобразовательного учреждения, характеризующих состояние физического здоровья выпускников школ.
Реализация областной целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения в Пермской области на 2003-2005 годы», утвержденной Законом Пермской области от 26.09.2003 N 1013-202, позволила:
увеличить количество занимающихся с 8,9% в 2003 г. до 10,5% в 2005 г.;
определить уровень физического здоровья (УФЗ) и уровень физической подготовленности (УФП), который характеризуется в основном низкими показателями. Численность учащихся, отнесенных по уровню физической подготовленности к группе «риска» в общеобразовательных учреждениях по состоянию на 01.01.2006 достаточно высока (14,1% - мальчики, 13,5% - девочки). 90% мальчиков имеют низкий уровень развития мышц верхнего плечевого пояса;
увеличить число плоскостных спортивных сооружений на 15% (в сравнении с 2002 годом);
увеличить количество занимающихся в группах: учебно-тренировочных (2002г. - 18%, 2005 г. - 26%), спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (2002 г. - 1,4%, 2005 г. - 2,3%);
провести эксперимент по внедрению новых инновационных технологий в процесс физического воспитания.
Кроме этого накоплен кадровый инновационный потенциал (5 научно-практических конференций, 15 проблемных семинаров), создана определенная материальная база (из всего объема финансирования 71,8% потрачено на приобретение спортивного инвентаря и оборудования), приобретен опыт распределения финансовых средств на конкурсной основе.
Вместе с тем, анализ состояния детско-юношеского спорта показывает, что наряду с такими проблемами, как отсутствие достаточного количества спортивных сооружений для учебного процесса, дефицит спортивного инвентаря, оборудования и спортивной формы, в последние годы появились новые проблемы, связанные с уменьшением финансирования внешкольной и внеучебной спортивной работы из местных бюджетов, резким удорожанием арендной платы за пользование спортивными сооружениями.
Несмотря на некоторое увеличение единиц отдельных спортивных сооружений, общая нормативная обеспеченность территорий Пермского края спортивными сооружениями остается низкой (концепция целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае (2006-2010 годы)» (далее - Концепция).
Комиссии по делам несовершеннолетних отмечают безразличие родителей, как к поведению, так и здоровью собственных детей. Число подростков, злоупотребляющих спиртными напитками (на 100 тыс.чел.), в 3 с лишним раза выше, чем в других возрастных группах. Опрос подростков показывает, что более 80% несовершеннолетних хотя бы раз употребляли алкоголь.
Людей, обладающих адаптационными способностями, тех, кто легко подстраивается под меняющиеся социальные, природные, экологические факторы, всего 3,5%.
В концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 1433-Р, отмечается, что люди, активно и регулярно занимающиеся физической культурой, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом по сравнению с теми, кто этого не делает. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Исходя из приведенных данных, экономический и социальный эффект от реализации целевой Программы бесспорен.
По оценкам спортивных работников сегодня наблюдается нечеткость структурной организации отрасли. Отсутствуют эффективные механизмы государственного регулирования, не созданы условия для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта.
В Пермском крае доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 11,1% от общего числа населения, тогда как в Российской Федерации - 13,0%, Приволжском округе - 14,3%, а в экономически развитых странах от 40 до 60 процентов жителей вовлечены в регулярные занятия физкультурой и спортом.
Количество средств, выделенных на развитие физической культуры и спорта в пересчете на одного жителя, в 2006 году составило по Пермскому краю - 253,8 рублей, тогда как в Татарстане - 600 рублей, Оренбурской области - 477 рублей, Башкирии - 422 рубля.
Одним из основных аспектов развития детско-юношеского спорта является обеспечение данной отрасли педагогическими кадрами. Из общего числа имеющихся в спортивных школах тренеров-преподавателей только 31% являются штатными работниками, из них: с высшим профессиональным образованием - 49,7%, по квалификации с высшей категорией - 15,7%, первой - 35,8%, второй - 31,4%. Велика доля совместителей (69,0%) и лиц предпенсионного и пенсионного возрастов. Молодые специалисты на работу идут неохотно - не устраивает зарплата (учитель физической культуры - 4200 рублей, тренер-преподаватель после института - 2200 рублей). Таким образом, представленный анализ позволяет выделить ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения:
слабая нормативно-правовая база развития физической культуры и спорта;
недостаточное привлечение населения Пермского края к регулярным занятиям физической культурой;
несоответствие уровня материальной базы (ее моральный и физический износ) и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в крае;
недостаточное количество профессиональных специалистов физической культуры и спорта;
отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.