О концепции целевой программы «Развитие физической
культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае (2006-2010 годы)»
Законодательное Собрание Пермской области и Законодательное Собрание Коми-Пермяцкого автономного округа ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Принять концепцию целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае (2006-2010 годы)» (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного
Собрания области Н.А.Девяткин
Председатель Законодательного
Собрания округа В.А.Ваньков
Текст документа сверен по:
рассылка
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа
от 17 августа 2006 года № 54
КОНЦЕПЦИЯ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
СПОРТА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ (2006-2010 годы)»
Концепция целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае (2006-2010 годы)» определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению развития физической культуры и спорта. Создание основ для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению основополагающей задачи государственной политики по созданию условий для роста благосостояния населения Пермского края, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Концепция разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи развития физической культуры и спорта, а также результатами социальных проектов, отработанных в рамках Программы реформирования общественных финансов в 2004 году.
Концепция является основой для разработки целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае (2006-2010 годы)» (далее - Программа) и последующих нормативных правовых актов, направленных на решение задач по развитию физической культуры и спорта посредством обеспечения взаимодействия всех уровней власти, межсекторного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.
Актуальным является разрешение противоречия между потребностью государства и общества в здоровом поколении и отсутствием необходимых действий по использованию разнообразных средств физической культуры и спорта в целях оздоровления различных категорий населения. В настоящее время, согласно статистике, только 5% выпускников школ можно признать здоровыми.
Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека. Здоровый человек - это хороший работник. И поскольку именно люди создают все, что составляет валовый внутренний продукт, их здоровье и работоспособность должны находиться под пристальным вниманием.
В Пермском крае сложилась определенная система по развитию физической культуры и спорта. Неоспоримы успехи пермских спортсменов на российском и международном уровнях. На последних зимних Олимпийских играх в Турине пермскую делегацию представляли 6 спортсменов, из них Светлана Высокова стала бронзовым призером в конькобежном спорте. На Параолимпийских играх Тарас Крыжановский завоевал две золотые и две серебряные медали в лыжных гонках и биатлоне. Успешными стали выступления пермяков и по другим видам спорта: спортивное ориентирование, легкая атлетика, дзюдо, самбо, фигурное катание и др. Ведущая роль в этой системе принадлежит как государственным, так и общественным органам, организациям и учреждениям, занятым физическим воспитанием населения, детско-юношеским спортивным школам, федерациям по видам спорта.
Целый ряд образовательных учреждений проводит работу по внедрению и развитию образовательных технологий, направленных на сохранение здоровья, развитие личности. Однако лишь в 48% общеобразовательных учреждений введен третий урок физической культуры. Основная проблема на сегодня - отсутствие соответствующей материально-технической базы, кадров, а также нежелание администраций общеобразовательных учреждений, считающих главным показателем деятельности школы число поступивших в высшее учебное заведение, а не состояние физического здоровья выпускников.
Реализация ОЦП «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Пермской области на 2003-2005 годы», принятой Законодательным Собранием Пермской области 18 сентября 2003 года, позволила:
увеличить количество занимающихся с 8,9% в 2003 г. до 10,5% в 2005 г.;
определить уровень физического здоровья (УФЗ) и уровень физической подготовленности (УФП), который характеризуется в основном низкими показателями. Численность учащихся, отнесенных по уровню физической подготовленности к группе «риска», в общеобразовательных учреждениях области достаточно высока (14,1% - мальчики, 13,5% - девочки; 90% мальчиков имеют низкий уровень развития мышц верхнего плечевого пояса);
увеличить число плоскостных спортивных сооружений на 15% (в сравнении с 2002 годом);
увеличить количество занимающихся в группах: учебно-тренировочных (2002 г. - 18%, 2005 г. - 26%), спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (2002 г. - 1,4%, 2005 г. - 2,3%);
провести эксперимент по внедрению новых инновационных технологий в процесс физического воспитания.
Кроме этого накоплен кадровый инновационный потенциал (5 научно-практических конференций, 15 проблемных семинаров), создана определенная материальная база (из всего объема финансирования 71,8% потрачено на приобретение спортивного инвентаря и оборудования), приобретен опыт распределения финансовых средств на конкурсной основе.
Вместе с тем, анализ состояния детско-юношеского спорта показывает, что наряду с такими проблемами, как отсутствие достаточного количества спортивных сооружений для учебного процесса, дефицит спортивного инвентаря, оборудования и спортивной формы, в последние годы появились новые проблемы, связанные с уменьшением финансирования внешкольной и внеучебной спортивной работы из местных бюджетов, резким удорожанием арендной платы за пользование спортивными сооружениями.
Несмотря на некоторое увеличение единиц отдельных спортивных объектов (приложение 1), общая нормативная обеспеченность территорий области спортивными сооружениями остается низкой (приложение 2).
Отмечается неблагополучная демографическая ситуация: население продолжает сокращаться за счет естественной убыли (-6,2 по данным Пермского областного комитета статистики (Пермьстата); уменьшается доля детей и подростков в структуре населения (приложение 3).
Показатель общей заболеваемости населения от 0 до 14 лет на протяжении ряда лет превышает средние показатели по Российской Федерации (2231,8 в Пермской области и 2084,4 в Российской Федерации). В структуре заболеваемости на первом месте стоят болезни органов дыхания, на втором - болезни органов пищеварения (данные приведены в соответствии с ежегодным докладом «О положении детей в Пермской области в 2004 году»).
Комиссии по делам несовершеннолетних отмечают безразличие родителей как к поведению, так и здоровью собственных детей. Число подростков, злоупотребляющих спиртными напитками, более чем в 3 раза выше, чем в других возрастных группах. Опрос подростков показывает, что более 80% несовершеннолетних хотя бы раз употребляли алкоголь. Людей, обладающих адаптационными способностями, которые легко подстраиваются под меняющиеся социальные, природные, экологические факторы, всего 3,5%.
В концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. № 1433-р, отмечается, что люди, активно и регулярно занимающиеся физической культурой, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Приведенные данные показывают, что экономический и социальный эффект от реализации целевой программы развития массовой физической культуры и спорта бесспорен.
Система управления физической культурой и спортом в Пермском крае не является оптимальной. По оценкам спортивных работников сегодня наблюдается нечеткость структурной организации отрасли, отсутствуют эффективные механизмы государственного регулирования, не созданы условия для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта. Действующий закон о физической культуре и спорте в Пермской области требует пересмотра.
В Пермском крае доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 10,5% от общего числа населения, в Коми-Пермяцком округе - 5,2% (в Российской Федерации - 11,6%, Приволжском федеральном округе - 14,3%). В экономически развитых странах от 40 до 60 процентов жителей вовлечены в регулярные занятия физкультурой и спортом.
Средний показатель расходов на развитие физической культуры и спорта на 1 человека по России составляет 169,6 руб., по Приволжскому федеральному округу - 162,4 руб., по Пермской области - 80,0 руб. (данные 2004 г.).
Одним из основных аспектов развития детско-юношеского спорта является обеспечение данной отрасли педагогическими кадрами. Из общего числа имеющихся в спортивных школах тренеров-преподавателей только 31% является штатными работниками, из них: с высшим профессиональным образованием - 49,7%, по квалификации с высшей категорией - 15,7%, первой - 35,8%, второй - 31,4%. Велика доля совместителей (69,0%) и лиц предпенсионного и пенсионного возрастов. Молодые специалисты на работу идут неохотно: не устраивает зарплата, отсутствует перспектива получения жилья.
Таким образом, представленный анализ позволяет выделить ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения:
несоответствие системы управления физической культурой и спортом в Пермском крае поставленным задачам. Для реализации объективной потребности в здоровой нации используются огромные материальные, интеллектуальные, организационные ресурсы, но эффективность использования имеющихся ресурсов остается низкой;
слабая нормативно-правовая база развития физической культуры и спорта;
недостаточное привлечение населения Пермского края к регулярным занятиям физической культурой;
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в крае, а также ее моральный и физический износ;
недостаточное количество профессиональных специалистов физической культуры и спорта;
отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.
Решить указанные проблемы призвана целевая программа «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае (2006-2010 годы)».
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Существующие в настоящее время механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не всегда эффективны. Разрушено взаимодействие между краевой исполнительной властью и органами местного самоуправления. В ряде территорий (Александровск, Лысьва, Губаха и др.) упразднены городские (районные) спорткомитеты, должности специалистов по физической культуре и спорту, что привело к сокращению кадров и, как следствие, - к резкому снижению основных показателей развития физической культуры и спорта.
Развитие физической культуры и спорта в Пермском крае, как было показано выше, является комплексной проблемой и требует системного решения.
Преимущества решения рассматриваемой проблемы программно-целевым методом:
комплексный, системный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволят учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Пермском крае, а направления финансирования - приоритетность программных мероприятий;
распределение полномочий и ответственности. Выполнение программных мероприятий позволит распределить полномочия между органами исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях, а также вовлечь в реализацию Программы общественные организации, предпринимательские структуры;
наблюдение и контроль. Мониторинг реализации Программы позволит ежегодно оценивать результаты реализации отдельных мероприятий по этапам;
выделение основного звена в решении проблемы. Основным направлением планируемых мероприятий будет являться развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства населения;
приоритетность финансирования. Финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры, организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части имиджа и престижа здорового образа жизни. Развитие спорта высших достижений будет осуществляться путем финансирования модернизации имеющейся и создания новой специализированной инфраструктуры приоритетных для Пермского края видов спорта, определяющих позиционирование и престиж региона на международной арене.
По данным Минздравсоцразвития России стоимость одного курса стационарного лечения больного наркоманией составляет 21 тыс. рублей. По данным Минобрнауки России на содержание одного малолетнего преступника государство тратит свыше 120 тыс. рублей в год. Обучение же одного учащегося в спортивной школе обходится чуть более чем в 3 тыс. рублей в год.
Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, без изменения социальных ценностей и образа жизни, без создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения (и в первую очередь детей, подростков, учащейся молодежи) и социальной демографией, еще более усугубится.
Кроме этого, у большинства населения края становится невозможной реализация права на занятия физической культурой и спортом, особенно среди малообеспеченных категорий граждан: инвалиды, пожилые люди, дети-сироты.
Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. В рамках текущего финансирования средства на эти меры не предусматриваются. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов.
3. Основная цель, задачи и структура Программы
Основной целью Программы по развитию физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае является увеличение численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, за счет обеспечения доступности физкультурно-спортивных услуг всем слоям и категориям населения, организации деятельности сети ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП и ШВСМ, развития соответствующей инфраструктуры, а также создания условий для развития спорта высших достижений и воспитания олимпийского резерва.
Задачи, обеспечивающие достижение главной цели:
формирование у населения Пермской области, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни;
развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом, как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства;
развитие сети спортивных сооружений для занятий спортом высших достижений, проведения культурно-досуговых мероприятий;
разработка и реализация региональных и муниципальных нормативных правовых актов, целевых программ, направленных на создание необходимых условий для развития физической культуры и спорта, обеспечения населения общедоступными физкультурно-спортивными услугами;
создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, с учетом данных мониторинга физического развития и физической подготовленности;
создание механизма стимулирования труда тренера и спортсмена;
строительство новых и реконструкция имеющихся учреждений сети ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП и ШВСМ.
Реализация указанных задач будет осуществляться по направлениям «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений».
Таблица 1
Структура Программы
Цели, направления, задачи | Целевые индикаторы, показатели | Значения | |
фактич. | целевое | ||
2006 | 2010 | ||
Цель: увеличение численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, создание условий для развития спорта высших достижений и воспитания олимпийского резерва | Доля граждан Пермского края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, % |
|
|
1. Развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства | Уровень физического развития и физической подготовленности детей, подростков,%: высокий средний низкий |
|
|
1.1. Активная пропаганда занятий физической культуры, спорта и здорового образа жизни | Доля физкультурно-спортивных программ, передач, публикаций в общем объеме информации СМИ, %; оценка населением уровня доступности занятий физической культурой и спортом (социологические исследования) |
|
|
1.2. Разработка и внедрение программ, инновационных здоровьесберегающих технологий среди различных категорий населения | Доля образовательных учрежде-ний, внедряющих инновацион-ные здоровьесберегающие технологии в процесс физи-ческого воспитания,% |
|
|
1.3. Создание системы массовых физкультурно-спортивных праздников, соревнований, мероприятий для различных категорий населения | Доля населения, вовлеченного в систему массовых физкультурно-спортивных мероприятий,% |
|
|
1.4. Повышение социального статуса специалистов физической культуры и спорта | Количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей, работающих по специальности, человек |
|
|
1.5. Внедрение системы добровольной сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий по месту жительства независимо от форм собственности | Доля физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, прошедших добровольную сертификацию, % |
|
|
1.6. Увеличение численности детей и подростков, систематически занимающихся физкультурой и спортом | Доля детей и подростков, систематически занимающихся физкультурой и спортом, % |
|
|
2. Развитие спорта высших достижений | Количество медалей, завоеванных на российских, международных соревнованиях, единиц |
|
|
2.1. Подготовка спортивного резерва, улучшение условий для развития специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва | Количество спортсменов в составе сборных команд России, человек |
| 200 |
2.2. Улучшение медико-биологического и научно-методического обеспечения развития спорта высших достижений, в том числе в параолимпийских и сурдоолимпийских видах спорта | Количество занятых призовых мест пермскими спортсменами на российских и международных соревнованиях |
|
|
3. Создание и развитие эффективной и доступной для различных групп населения спортивной инфраструктуры (укрепление материально-технической базы) | Уровень обеспеченности спортивными сооружениями (единиц на 100 тыс. населения) сп.залы: городские округа муниципальные районы |
|
50,3 |
бассейны крытые: городские округа муниципальные районы |
|
| |
плоскостные сооружения: городские округа муниципальные районы |
|
| |
3.1. Строительство объектов спортивной инфраструктуры | Количество построенных объектов (гор.округ/мун.район), единиц |
|
|
3.2. Реконструкция спортивной инфраструктуры | Реконструировано спортивных объектов (гор.округ/мун.район), единиц |
|
|