Законодательное Собрание Пермской области постановляет:
1. Принять Концепцию областной целевой программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на 2004 - 2006 годы» (прилагается).
2. Рекомендовать администрации Пермской области разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания Пермской области проект областной целевой программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на 2004 - 2006 годы».
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Н.А. Девяткин
КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы
«Развитие первичной медико-санитарной помощи
сельскому населению Пермской области на 2004 - 2006 годы»
Концепция областной целевой программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на 2004 - 2006 годы» представляет собой систему взглядов, основных направлений, принципов и приоритетов органов государственной власти, местного самоуправления, органов и учреждений здравоохранения, ряда научных и общественных организаций в сфере совершенствования медико-санитарного обслуживания сельского населения Пермской области. Концепция сформирована в соответствии с нормативно-правовой базой, включающей в себя:
Конституцию Российской Федерации (с изменениями, внесенными указами Президента Российской Федерации от 09.01.1996 № 20, от 10.02.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841). Ст. 41;
Закон Пермской области от 14.06.1996 № 467-74 «Об охране здоровья населения Пермской области»;
Закон Пермской области от 05.02.2003 № 620-120 «Об областных целевых программах»;
Численность сельских жителей в Пермской области - 732 тыс. человек, что составляет 25% от общей численности населения.
Сравнительный анализ медико-демографических показателей по городскому и сельскому населению показывает, что негативные тенденции данных показателей более выражены среди жителей сельской местности.
Период
| Рождаемость (на 1000 населения) | Смертность (на 1000 населения) | Естественный прирост | Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми) | ||||
город | село | город | село | город | село | город | село | |
1998 г. | 8,9 | 11,5 | 12,8 | 14,9 | -3,9 | -3,4 | 14,0 | 18,7 |
1999 г. | 8,4 | 11,1 | 14,4 | 16,0 | -6,0 | -4,9 | 17,0 | 23,1 |
2000 г. | 8,8 | 11,0 | 15,2 | 17,1 | -6,4 | -6,1 | 14,2 | 20,5 |
2001 г. | 9,6 | 10,9 | 15,5 | 17,2 | -5,9 | -6,3 | 13,2 | 16,6 |
2002 г. | 10,4 | 11,6 | 16,7 | 19,3 | -6,3 | -7,7 | 12,6 | 17,5 |
Общая | Мужчины | Женщины | |
Всего | 63,4 | 57,7 | 71,0 |
Город | 65,0 | 58,5 | 71,4 |
Село | 62,4 | 55,2 | 69,6 |
Темпы снижения уровня здоровья сельских жителей, как правило, выше, чем у городских, а показатели состояния здоровья ниже, чем в городской местности. Общая смертность сельских жителей 19,3 на 1000 населения (2002 год) при среднеобластном показателе 17,4 на 1000 населения, младенческая смертность - 16,6 на 1000 родившихся живыми (2002 год) при среднеобластном показателе 14,2. Отмечается высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, прежде всего от травм, при снижении числа лиц трудоспособного возраста в сельской местности. Возрастная структура в области имеет регрессивный тип - дети в общей численности составляют всего 18,2 % (без г.г. Перми, Березников и Соликамска). За 10-летний период (1991 - 2001 годы) рождаемость снизилась среди сельских жителей на 69,9% и составила всего 10,9 на 1000 населения.
Уровень выявляемости заболеваний среди сельских жителей в связи с низкой доступностью врачебной медицинской помощи в 2 раза ниже истинной (исчерпанной).
Общая (выявленная) заболеваемость (на 1000 населения)
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Город | 1528,3 | 1621,9 | 1669,6 | 1695,6 | 1732,8 |
Село | 686,1 | 737,5 | 802,2 | 901,9 | 910,1 |
Неблагоприятная ситуация в сельских районах сложилась по ряду социально значимых заболеваний: туберкулез, алкоголизм, ряд онкологических заболеваний, психозы. Отмечается низкий уровень медицинской активности сельского населения, несоблюдение им элементарных правил здорового образа жизни. Много больных с социальными проблемами при крайней недостаточности учреждений стационарного типа в системе социальной поддержки населения. Ухудшение состояния здоровья сельского населения требует совершенствования сети и структуры лечебно-профилактической помощи сельскому населению с учетом их потребностей.
Инфраструктура сельского здравоохранения существенно отличается от городского здравоохранения. Первичная медицинская помощь оказывается:
на фельдшерских пунктах - 47,9%;
в сельских врачебных амбулаториях - 23,8%;
в участковых больницах - 16,4%;
в центральных районных больницах - 11,8%.
До 40% амбулаторных приемов для сельских жителей обеспечивается средними медицинскими работниками. При этом число посещений к врачам в течение года на одного жителя в большинстве сельских территорий менее 3,5 (при среднеобластном показателе - 8,6).
Уровень обеспеченности врачами в сельской местности в среднем менее 20 (при среднеобластном показателе 42) на 10000 населения. Отмечается высокая текучесть медицинских кадров в основном в связи с жилищно-бытовыми проблемами и проблемами профессионального роста.
Уровень госпитализации сельского населения по совокупному показателю всех уровней организации лечебно-диагностического процесса мало отличается от аналогичного показателя по городскому населению. При этом на уровне участковых больниц и центральных районных больниц, где сельское население получает основной объем медицинской помощи, квалифицированная стационарная помощь может быть оказана по 8 - 10 специальностям. Потенциальные возможности этих учреждений ниже, чем в городских лечебно-профилактических учреждениях. Так, число исследований по функциональной диагностике в сельских лечебно-профилактических учреждениях составляет в среднем 40 на 100 пролеченных больных (при среднеобластном показателе 90,7). При этом в сельских больницах нередко лечатся больные по медико-социальным показаниям.
Проблемы, связанные с организацией скорой и неотложной помощи сельскому населению, связаны с большим радиусом обслуживания, перегруженностью непрофильными вызовами и неудовлетворительным состоянием автотранспорта службы скорой медицинской помощи.
Последнее десятилетие недостаточно обновляется медицинское оборудование и поэтому износ основных фондов в среднем составляет 70%.
В целях преодоления негативных тенденций в организации медицинской помощи сельскому населению и улучшения показателей состояния его здоровья разработана Концепция областной целевой программы «Развитие первичной медико- санитарной помощи сельскому населению Пермской области на 2004 - 2006 годы».
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является сохранение и улучшение здоровья сельского населения за счет снижения уровня смертности, улучшения качественных показателей здоровья. Мобилизация возможностей здравоохранения направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению на основе адекватности сети медицинских учреждений обоснованным потребностям, соответствия перечня, объемов и видов бесплатных медицинских услуг технологическим и финансово-экономическим возможностям лечебно-профилактических учреждений в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Адаптация системы сельского здравоохранения к изменяющимся социально-экономическим условиям на основе оптимизации сети медицинских учреждений и перегруппировки ресурсов в системе сельского здравоохранения.
2. Усовершенствование системы управления сельским здравоохранением.
3. Обеспечение опережающими темпами развития первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) сельскому населению путем повсеместного развития системы общих врачебных практик.
4. Совершенствование этапности медицинской помощи сельскому населению с укреплением всех иерархических ее уровней.
5. Совершенствование организации профилактической, медицинской и медико-социальной помощи детям и беременным женщинам.
6. Укрепление материально-технической базы учреждений сельского здравоохранения.
7. Совершенствование системы финансирования.
8. Совершенствование медицинского образования и кадровой политики.
Решение поставленных задач предусматривает реализацию комплекса мероприятий по основным направлениям:
1. Оптимизация системы сельского здравоохранения, направленная на:
обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи (доврачебной) для всех слоев населения - открытие фельдшерско-акушерских пунктов;
развитие врачебной амбулаторно-поликлинической помощи путем введения института врачей общей врачебной практики, нового строительства, а также реконструкции существующих сельских учреждений здравоохранения в комплексе со строительством жилья для медицинского персонала общих врачебных практик;
развитие стационарозамещающих технологий преимущественно в амбулаторно-поликлинических учреждениях - открытие дневных стационаров на базе сельских врачебных амбулаторий и поликлиник центральных районных больниц;
приведение показателей участковых больниц и центральных районных больниц в соответствие с плановыми объемами медицинской помощи, определенными с учетом уровня организации лечебного процесса в этих учреждениях;
укрепление и развитие службы скорой и неотложной помощи с учетом условий конкретных муниципальных образований (плотность расселения населения, состояния дорог и связи) - открытие отделений и создание бригад скорой медицинской помощи (для обслуживания 6 - 7 тыс. и более жителей);
организация центральными районными больницами передвижных форм медицинского обслуживания;
совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи областными и центральными районными больницами на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи.
2. Совершенствование системы управления и финансирования.
Совершенствование существующей системы сельского здравоохранения, формирование единой политики в области здравоохранения.
3. Укрепление материально-технической базы учреждений сельского здравоохранения, направленное на:
завершение строительства объектов сельского здравоохранения: фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий, участковых больниц, центральных районных больниц;
строительство и реконструкцию фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий, участковых больниц;
открытие отделений скорой медицинской помощи;