ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2004 года № 1239


О Концепции областной целевой программы
«Развитие первичной медико-санитарной помощи
сельскому населению Пермской области
на 2004 - 2006 годы»


Законодательное Собрание Пермской области постановляет:

1. Принять Концепцию областной целевой программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на 2004 - 2006 годы» (прилагается).

2. Рекомендовать администрации Пермской области разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания Пермской области проект областной целевой программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на 2004 - 2006 годы».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



Председатель
Законодательного Собрания
Н.А. Девяткин



Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 22 января 2004 года № 1239


КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы
«Развитие первичной медико-санитарной помощи
сельскому населению Пермской области на 2004 - 2006 годы»


I. Актуальность проблемы и необходимость
решения ее программными методами


Концепция областной целевой программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на 2004 - 2006 годы» представляет собой систему взглядов, основных направлений, принципов и приоритетов органов государственной власти, местного самоуправления, органов и учреждений здравоохранения, ряда научных и общественных организаций в сфере совершенствования медико-санитарного обслуживания сельского населения Пермской области. Концепция сформирована в соответствии с нормативно-правовой базой, включающей в себя:

Конституцию Российской Федерации (с изменениями, внесенными указами Президента Российской Федерации от 09.01.1996 № 20, от 10.02.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841). Ст. 41;

Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденный Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993, № 5487-1;

Закон Пермской области от 14.06.1996 № 467-74 «Об охране здоровья населения Пермской области»;

Закон Пермской области от 05.02.2003 № 620-120 «Об областных целевых программах»;

указ губернатора Пермской области от 27.06.2003 № 127 «Об утверждении порядка разработки и реализации областных целевых программ».

Численность сельских жителей в Пермской области - 732 тыс. человек, что составляет 25% от общей численности населения.

Сравнительный анализ медико-демографических показателей по городскому и сельскому населению показывает, что негативные тенденции данных показателей более выражены среди жителей сельской местности.

Демографические показатели

Период

 

Рождаемость (на 1000 населения)

Смертность (на 1000 населения)

Естественный прирост

Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми)

город

село

город

село

город

село

город

село

1998 г.

8,9

11,5

12,8

14,9

-3,9

-3,4

14,0

18,7

1999 г.

8,4

11,1

14,4

16,0

-6,0

-4,9

17,0

23,1

2000 г.

8,8

11,0

15,2

17,1

-6,4

-6,1

14,2

20,5

2001 г.

9,6

10,9

15,5

17,2

-5,9

-6,3

13,2

16,6

2002 г.

10,4

11,6

16,7

19,3

-6,3

-7,7

12,6

17,5


Средняя продолжительность жизни

Общая

Мужчины

Женщины

Всего

63,4

57,7

71,0

Город

65,0

58,5

71,4

Село

62,4

55,2

69,6



Темпы снижения уровня здоровья сельских жителей, как правило, выше, чем у городских, а показатели состояния здоровья ниже, чем в городской местности. Общая смертность сельских жителей 19,3 на 1000 населения (2002 год) при среднеобластном показателе 17,4 на 1000 населения, младенческая смертность - 16,6 на 1000 родившихся живыми (2002 год) при среднеобластном показателе 14,2. Отмечается высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, прежде всего от травм, при снижении числа лиц трудоспособного возраста в сельской местности. Возрастная структура в области имеет регрессивный тип - дети в общей численности составляют всего 18,2 % (без г.г. Перми, Березников и Соликамска). За 10-летний период (1991 - 2001 годы) рождаемость снизилась среди сельских жителей на 69,9% и составила всего 10,9 на 1000 населения.

Уровень выявляемости заболеваний среди сельских жителей в связи с низкой доступностью врачебной медицинской помощи в 2 раза ниже истинной (исчерпанной).

Общая (выявленная) заболеваемость (на 1000 населения)

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Город

1528,3

1621,9

1669,6

1695,6

1732,8

Село

686,1

737,5

802,2

901,9

910,1



Неблагоприятная ситуация в сельских районах сложилась по ряду социально значимых заболеваний: туберкулез, алкоголизм, ряд онкологических заболеваний, психозы. Отмечается низкий уровень медицинской активности сельского населения, несоблюдение им элементарных правил здорового образа жизни. Много больных с социальными проблемами при крайней недостаточности учреждений стационарного типа в системе социальной поддержки населения. Ухудшение состояния здоровья сельского населения требует совершенствования сети и структуры лечебно-профилактической помощи сельскому населению с учетом их потребностей.

Инфраструктура сельского здравоохранения существенно отличается от городского здравоохранения. Первичная медицинская помощь оказывается:

на фельдшерских пунктах - 47,9%;

в сельских врачебных амбулаториях - 23,8%;

в участковых больницах - 16,4%;

в центральных районных больницах - 11,8%.

До 40% амбулаторных приемов для сельских жителей обеспечивается средними медицинскими работниками. При этом число посещений к врачам в течение года на одного жителя в большинстве сельских территорий менее 3,5 (при среднеобластном показателе - 8,6).

Уровень обеспеченности врачами в сельской местности в среднем менее 20 (при среднеобластном показателе 42) на 10000 населения. Отмечается высокая текучесть медицинских кадров в основном в связи с жилищно-бытовыми проблемами и проблемами профессионального роста.

Уровень госпитализации сельского населения по совокупному показателю всех уровней организации лечебно-диагностического процесса мало отличается от аналогичного показателя по городскому населению. При этом на уровне участковых больниц и центральных районных больниц, где сельское население получает основной объем медицинской помощи, квалифицированная стационарная помощь может быть оказана по 8 - 10 специальностям. Потенциальные возможности этих учреждений ниже, чем в городских лечебно-профилактических учреждениях. Так, число исследований по функциональной диагностике в сельских лечебно-профилактических учреждениях составляет в среднем 40 на 100 пролеченных больных (при среднеобластном показателе 90,7). При этом в сельских больницах нередко лечатся больные по медико-социальным показаниям.

Проблемы, связанные с организацией скорой и неотложной помощи  сельскому населению, связаны с большим радиусом обслуживания, перегруженностью непрофильными вызовами и неудовлетворительным состоянием автотранспорта службы скорой медицинской помощи.

Последнее десятилетие недостаточно обновляется медицинское оборудование и поэтому износ основных фондов в среднем составляет 70%.

В целях преодоления негативных тенденций в организации медицинской помощи сельскому населению и улучшения показателей состояния его здоровья разработана Концепция областной целевой программы «Развитие первичной медико- санитарной помощи сельскому населению Пермской области на 2004 - 2006 годы».

II. Цели и задачи Программы


Целью Программы является сохранение и улучшение здоровья сельского населения за счет снижения уровня смертности, улучшения качественных показателей здоровья. Мобилизация возможностей здравоохранения направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению на основе адекватности сети медицинских учреждений обоснованным потребностям, соответствия перечня, объемов и видов бесплатных медицинских услуг технологическим и финансово-экономическим возможностям лечебно-профилактических учреждений в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Адаптация системы сельского здравоохранения к изменяющимся социально-экономическим условиям на основе оптимизации сети медицинских учреждений и  перегруппировки ресурсов в системе сельского здравоохранения.

2. Усовершенствование системы управления сельским здравоохранением.

3. Обеспечение опережающими темпами развития первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) сельскому населению путем повсеместного развития системы общих врачебных практик.

4. Совершенствование этапности медицинской помощи сельскому населению с укреплением всех иерархических ее уровней.

5. Совершенствование организации профилактической, медицинской и медико-социальной помощи детям и беременным женщинам.

6. Укрепление материально-технической базы учреждений сельского здравоохранения.

7. Совершенствование системы финансирования.

8. Совершенствование медицинского образования и кадровой политики.

Решение поставленных задач предусматривает реализацию комплекса мероприятий по основным направлениям:

1. Оптимизация системы сельского здравоохранения, направленная на:

обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи (доврачебной) для всех слоев населения - открытие фельдшерско-акушерских пунктов;

развитие врачебной амбулаторно-поликлинической помощи путем введения института врачей общей врачебной практики, нового строительства, а также реконструкции существующих сельских учреждений здравоохранения в комплексе со строительством жилья для медицинского персонала общих врачебных практик;

развитие стационарозамещающих технологий преимущественно в амбулаторно-поликлинических учреждениях - открытие дневных стационаров на базе сельских врачебных амбулаторий и поликлиник центральных районных больниц;

приведение показателей участковых больниц и центральных районных больниц в соответствие с плановыми объемами медицинской помощи, определенными с учетом уровня организации лечебного процесса в этих учреждениях;

укрепление и развитие службы скорой и неотложной помощи с учетом условий конкретных муниципальных образований (плотность расселения населения, состояния дорог и связи) - открытие отделений и создание бригад скорой медицинской помощи (для обслуживания 6 - 7 тыс. и более жителей);

организация центральными районными больницами передвижных форм медицинского обслуживания;

совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи областными и центральными районными больницами на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи.

2. Совершенствование системы управления и финансирования.

Совершенствование существующей системы сельского здравоохранения, формирование единой политики в области здравоохранения.

3. Укрепление материально-технической базы учреждений сельского здравоохранения, направленное на:

завершение строительства объектов сельского здравоохранения: фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий, участковых больниц, центральных районных больниц;

строительство и реконструкцию фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий, участковых больниц;

открытие отделений скорой медицинской помощи;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»