Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


О  приемной семье

(с изменениями на 7 мая 2007 года)
___________________________________________________________
Утратил силу с 24 июня 2011 года на основании
Закона Пермского края от 6 июня 2011 года N 779-ПК

___________________________________________________________

________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пермской области от 12 мая 2000 года N 934-141;

Законом Пермской области от 5 ноября 2001 года N 1845-32 (газета "Звезда" от 15 еноября 2001 года N 173);

Законом Пермской области от 2 июля 2003 года N 880-170 (вступает в силу с 1 января 2004 года);

Законом Пермского края от 28 ноября 2006 года N 29-КЗ (Газета "Российская газета" от 7 декабря 2006 года N 275) (вступает в силу с 1 января 2007 года);

Законом Пермского края от 7 мая 2007 года N 38-ПК (Газета "Пермские новости" от 11 мая 2007 года N 19 (1408), Собрание Законодательства Пермского края от 29 июня 2007 года N 6 (6)) (вступает в силу с 22 мая 2007 года).

________________________________________________________

________________________________________________________     

     Действие закона распространяется на территорию Пермского края с 1 января 2007 года на основании Закона Пермского края от 28 ноября 2006 года N 29-КЗ  
________________________________________________________     

Принят Законодательным Собранием
Пермской области 22 мая 1997 года


Приемная семья создается в целях защиты прав, законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных, максимально приближенных к домашним (семейным) условиям жизни, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию детей.

Настоящий закон регулирует отношения граждан, органов местного самоуправления, органов государственной власти Пермской области по реализации прав детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, на устройство в семью с учетом интересов ребенка.


Глава I. Общие положения


Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие понятия:

ребенок - лицо в возрасте до 18 лет;

благосостояние ребенка - необходимые материальные ресурсы (обеспечение ребенка питанием, одеждой, иными средствами, необходимыми для его жизнедеятельности);

интересы ребенка (личные неимущественные и имущественные интересы) - совокупность потребностей и прав, необходимых ребенку для обеспечения его благосостояния, здоровья и нормального развития;

орган опеки и попечительства - орган местного самоуправления;

уполномоченный орган - учреждение, отдел (центр) органа местного самоуправления, на который возложено осуществление функций по опеке и попечительству в отношении детей;

план защиты интересов ребенка - акт уполномоченного органа, в котором утверждается перечень мероприятий по обеспечению защиты интересов ребенка, при необходимости, определяющий разграничение компетенции по защите интересов ребенка между приемными родителями (родителем) и уполномоченным органом;

контроль (регулярная проверка, оценка) благосостояния, развития и здоровья ребенка и эффективность выполнения плана деятельность уполномоченного органа по организации наблюдения за выполнением приемными родителями взятых на себя обязательств, всестороннему анализу процесса развития ребенка, находящегося на попечении органов опеки и попечительства, сравнение состояния его благосостояния, здоровья и развития с нормальными показателями для детей его возраста, определение причин замеченных нарушений благосостояния, здоровья и развития, разработка предложений об изменении плана по защите интересов ребенка.


Статья 2. Правовые основы деятельности приемной семьи

Приемная семья создается и функционирует в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании", актами правительства Российской Федерации, настоящим законом, другими законодательными актами Российской Федерации и Пермской области, касающимися защиты интересов и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья осуществляет свою деятельность на основании договора с органами опеки и попечительства, в котором определяется порядок передачи ребенка в семью, длительность пребывания ребенка в семье, обеспечение функционирования приемной семьи с периодическим переоформлением части договора, затрагивающей вопросы материального обеспечения, финансирования приемной семьи в сроки, оговоренные договором.


Статья 3. Основные принципы деятельности органов опеки и попечительства по отношению к приемным семьям

Деятельность органов опеки и попечительства по отношению к приемным семьям основывается на следующих принципах:

признания индивидуальности ребенка;

защиты ребенка от насилия и эксплуатации, уважения его интересов;

признания важности и уникальности для каждого ребенка опыта воспитания в семье, использования всех возможностей для устройства ребенка в семью;

учета мнения ребенка (выраженного в доступной для него форме, а с 10 лет только при его согласии) в процессе определения его в приемную семью и планирования мер по защите его интересов;

осуществления государственных мер по защите интересов ребенка в сотрудничестве с родителями, если это не противоречит его интересам; использования всех средств для возврата ребенка в родную семью;

планирования работы по защите прав ребенка с учетом его возраста, пола, языка общения, национальной принадлежности, особенностей личности;

конфиденциальности информации о ребенке, его родной семье, приемных родителях;

признания труда приемного родителя по воспитанию ребенка социально значимым, квалифицированным педагогическим трудом (в должности воспитателя);

признания необходимости максимально бережного отношения к приемной семье;

обеспечения приемного родителя (приемных родителей) необходимыми материальными средствами и оборудованием для воспитания и содержания ребенка;

необходимости подготовки и обучения приемных родителей с учетом выявленных трудностей в их деятельности и динамики развития нормативной базы;

учета мнений приемных родителей при разработке и принятии нормативных актов, регулирующих деятельность приемных семей;

своевременного доведения до сведения приемных родителей всех нормативных актов, регулирующих их деятельность;

признания недопустимости произвольного вмешательства в дела приемной семьи;

осуществления координации деятельности органов здравоохранения, социальной защиты, образования и других органов и учреждений, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей.

Главным критерием оценки эффективности работы приемных родителей считать объективные данные о развитии ребенка, в частности состояние здоровья ребенка, физическое, психическое, нравственное развитие.


Статья 4. Финансовая основа деятельности приемной семьи

(в редакции Закона Пермского края от 7 мая 2007 года N 38-ПК)

Расходы на содержание приемной семьи относятся к расходным обязательствам Пермского края и определяются в соответствии с Законом  «О Методике формирования бюджета Пермского края.

Глава II. Организация и порядок деятельности приемной семьи


Статья 5. Основы взаимоотношений приемных родителей и органов местного самоуправления

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка (детей) и приемными родителями.

В случае, если приемный ребенок (дети) и приемные родители проживают (находятся) в разных территориях области, в целях обеспечения условий для содержания, воспитания приемных детей, защиты их имущества, жилищных прав, оплаты труда приемных родителей, контроля за их деятельностью, оказания эффективной помощи приемной семье, заключается трехсторонний договор между органами опеки и попечительства обеих территорий и приемными родителями, в котором определяются уровень ответственности каждой из сторон, их права и обязанности.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за благосостоянием, здоровьем и развитием ребенка и соблюдением его прав и законных интересов.

Контроль осуществляется в форме регулярных проверок. В ходе проверки оцениваются состояние здоровья, уровень образования и умственного развития, самосознание, взаимоотношения в семье и круг общения, поведение и эмоциональное развитие, навыки самообслуживания ребенка (детей).

Устанавливаются следующие сроки проведения регулярных обязательных проверок выполнения плана защиты интересов ребенка:

первая проверка осуществляется в пределах четырех недель с момента передачи ребенка в приемную семью;

вторая проверка осуществляется не позднее трех месяцев с момента осуществления первой проверки.

Впоследствии проверки должны осуществляться не реже 1 раза в полгода.

Формы, методы контроля органами опеки и попечительства за функционированием приемной семьи определяются договором "О передаче ребенка (детей) в приемную семью".

Приемные родители ведут учет расходов в виде записей по приходу и расходу средств. Сведения об израсходованных средствах предоставляются один раз в год в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Результаты контроля оформляются в письменном виде по форме, установленной Правительством Российской Федерации.


Статья 6. Права и обязанности приемных родителей

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья, в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. (абзац дополнен Законом Пермской области от 2 июля 2003 года N 880-170)

Приемные родители имеют право и обязаны

воспитывать приемного ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь;

создавать на основе плана защиты интересов ребенка (детей) необходимые условия для получения им (ими) образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей).

Приемные родители имеют право:

участвовать в разработке органами опеки и попечительства мероприятий по защите законных прав и интересов приемных детей, проведении этих мероприятий и оценке их результатов;

получать своевременно необходимую информацию по нормативным актам, затрагивающим деятельность приемной семьи, законные права и интересы приемных детей и приемных родителей;

получать льготы, установленные действующим законодательством для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

самостоятельно организовывать свои отпуска при обеспечении выполнения условий договора;

самостоятельно вести хозяйственные дела приемной семьи, осуществлять наличные и безналичные расчеты за приобретаемые продукты, товары и получаемые услуги;

самостоятельно выбирать место приобретения продуктов, товаров и получения услуг;

обращаться в государственные, муниципальные и иные органы по вопросам защиты интересов приемных детей, приемных родителей, другим вопросам жизнедеятельности приемной семьи;

пользоваться иными правами, установленными законодательством.

Приемным родителям, добросовестно выполняющим свои обязанности, могут быть предоставлены различные льготы (по оплате труда, по жилью, оздоровлению, выделению во временное пользование земельных участков, автотранспорту и другое, а также по коммунальным услугам для проживающих в сельской местности и рабочих поселках), предусмотренные в договоре с органами опеки и попечительства  (в редакции Закона Пермской области от 12 мая 2000 года N 934-141)

(Часть 4 ст. 6 исключена законом Пермской области от 5 ноября 2001 года N 1845-32)         

Глава III. Материальное обеспечение приемной семьи


Статья 7. Порядок оплаты труда приемных родителей и меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье

(в редакции Закона Пермского края от 7 мая 2007 года N 38-ПК)

1. Для оформления трудовых отношений между органом опеки и попечительства и приемными родителями заключается трудовой договор (контракт), включающий в себя, кроме иных условий, обязанность работодателя по обеспечению охраны труда и государственного социального страхования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»