Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ" (с изменениями на: 21.11.2013)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В условиях динамично меняющихся социально-политических и экономических решений пожары продолжают оставаться мощным дестабилизирующим фактором, негативно влияющим на состояние экономики Курской области. Обеспечение пожарной безопасности становится все более сложной и многогранной проблемой, которая стоит в ряду основополагающих в системе безопасности личности, общества и государства.

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизации потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

Отмечается, что более 70% пожаров и убытков от них, а также около 90% погибших на пожарах людей приходится на жилой сектор, из которых 75% происходят в сельской местности. Сложная обстановка с гибелью людей при пожарах наблюдается в Пристенском, Касторенском, Мантуровском и других районах области, где относительный показатель гибели людей при пожарах на 10 тыс. населения превышает среднеобластной более чем в 2,5 раза. Сложившееся положение дел с пожарами на территории Курской области обусловлено проблемами правового, материально-технического и социального характера, накапливавшимися годами до настоящего времени.

Постановлением Курской областной Думы от 27 июля 2006 года N 128-IV ОД и постановлением Администрации Курской области от 03.03.2009 N 65 были утверждены областные целевые программы "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" и "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2009 год", разработанные и принятые с учетом положений Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 972.

В ходе реализации указанных областных целевых программ в 2006 - 2009 гг. был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения пожарной безопасности в регионе программно-целевым методом, который показал достаточную эффективность и привел к достижению, в целом, поставленных целей и задач.

Так, за счет средств федерального и областного бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования решались вопросы развития инфраструктуры и материально-технической базы подразделений пожарной охраны, повышения пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и здравоохранения.

В целях реализации на территории области требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также противопожарного прикрытия Курской области в 2008 году Администрацией Курской области при участии глав органов местного самоуправления были созданы и введены в действие пять отдельных пожарных постов Противопожарной службы Курской области в Горшеченском (с. Старомеловое), Глушковском (с. Званное), Советском (д. Петропавловка), Поныровском (с. Ольховатка) и Солнцевском (с. Старый Лещин) районах для обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образованиях.

Вместе с тем, для обеспечения 100% прикрытия населенных пунктов Курской области, в т.ч. отдаленных, с учетом времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова и оснащения их современными техническими средствами дополнительно требуется создание более 30 отдельных пожарных постов или пожарных частей малой численности. Одновременно с созданием новых постов пожарной охраны для обеспечения своевременного прибытия сил и средств пожарной охраны, сокращения временных характеристик тушения пожаров необходимо дальнейшее развитие иных видов пожарной охраны (муниципальной, частной, добровольной).

Важным положительным результатом реализации областных целевых программ и положений Концепции совершенствования газодымозащитной службы в системе Государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденной приказом МЧС России от 31 декабря 2002 года N 624, явилось создание газодымозащитной службы (далее - ГДЗС) во всех районных пожарных частях Противопожарной службы Курской области, укрепление их материально-технической базы, приобретение дыхательных аппаратов, создание баз ГДЗС по ремонту и обслуживанию средств защиты органов дыхания (далее - СИЗОД).

Однако нерешенными остались вопросы по строительству теплодымокамеры, полосы психологической подготовки пожарных, приобретению достаточного количества (более 200 шт.) дыхательных аппаратов для индивидуального закрепления за каждым газодымозащитником.

Ключевым моментом в проблеме обеспечения пожарной безопасности области является поддержание материально-технической оснащенности подразделений Государственной противопожарной службы на качественном, современном уровне, соответствующем требованиям действующего законодательства. В период действия областных целевых программ "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" и "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2009 год" были выполнены мероприятия по развитию материально-технической базы подразделений пожарной охраны, в т.ч. приобретение, модернизация и переоборудование пожарных автомобилей, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования и вооружения, огнетушащих средств, вещевого имущества, средств индивидуальной защиты органов дыхания, медицинских укладок и иных средств для оказания первой доврачебной помощи, замена отработавшей свой ресурс техники.

С целью обновления парка пожарной и аварийно-спасательной техники, а также для снижения количества эксплуатируемых сверх нормативного срока пожарных автомобилей необходимо продолжить выполнение комплекса мероприятий по укреплению материально-технической базы Государственной противопожарной службы, технической перевооруженности подразделений пожарной охраны.

Органами местного самоуправления поселений и городских округов в рамках своих полномочий была активизирована работа по приведению в исправное состояние источников противопожарного водоснабжения (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты - естественные и искусственные, водоем с площадками с твердым покрытием, водонапорные башни, оборудованные устройствами для забора воды). За период 2006 - 2008 гг. собственниками водопроводных сетей было отремонтировано 243 ед. пожарных гидрантов и установлено 118 новых, построено 20 пирсов, что оказало положительное влияние на организацию тушения пожаров, особенно в сельской местности.

При этом отмечается низкий процент оборудования устройствами отбора воды для целей пожаротушения из водонапорных башен, недостаточное строительство пирсов и площадок с твердым покрытием на водоемах области.

В период действия областной целевой программы "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" в течение 2008 года для оптимизации системы управления во всех пожарных частях Противопожарной службы Курской области на штатной основе были созданы диспетчерские службы и решен вопрос по укомплектованию всех пунктов связи пожарных частей средствами электронно-вычислительной техники с включением их в локальную сеть Главного управления МЧС России по Курской области.

За период 2006 - 2009 гг. автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения людей о пожаре оборудованы все общеобразовательные школы области и 21 объект образования с круглосуточным пребыванием детей; 47 (78%) из 60 объектов здравоохранения стационарного типа с круглосуточным пребыванием людей оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения людей о пожаре.

Для объективной системы мониторинга противопожарного состояния данных объектов используется система удаленного контроля "Сирена - МЧС". На сегодняшний день к системе подключено более 400 объектов инфраструктуры. В то же время важной задачей является завершение работы по подключению объектов здравоохранения к системе удаленного мониторинга "Сирена - МЧС", а также работы по сопряжению системы мониторинга "Сирена - МЧС" и автоматизированного диспетчерского комплекса в целях максимального снижения влияния человеческого фактора на обеспечение пожарной безопасности и автоматизации процессов реагирования.

Стоит отметить, что если в 2005 году (до начала реализации мероприятий областных целевых программ "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" и "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2009 год") на территории Курской области было зарегистрировано 1664 пожара, прямой материальный ущерб от них составил 32,326 млн. рублей, при пожарах погибло 117 человек и получили травмы 66 человек, то уже в 2006 году (в первый год реализации целевой программы) количество пожаров было снижено до 1484, прямой материальный ущерб - до 32,089 млн. рублей, количество погибших составило 100 человек, травмировано на пожарах 58 человек.

Реализация основных программных мероприятий позволила к 2008 году снизить количество пожаров до 1185, что в 1,4 раза меньше по сравнению с 2005 годом, гибель людей при пожарах составила 63 человека, что в 1,8 раза меньше показателя 2005 года, прямой материальный ущерб уменьшился в 1,3 раза и составил 23,887 млн. рублей.

Проведенный анализ выполнения программных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что скоординированные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления позволяют обеспечить базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в обеспечении пожарной безопасности региона на требуемом уровне. В сложившейся ситуации непринятие действенных мер по реализации организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение пожаробезопасного состояния объектов, противопожарной защиты населенных пунктов, обновление материально-технической базы пожарных частей, может привести к тяжким последствиям.