ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 октября 2005 года N 366-П
О комплексной целевой программе "Пассажирский транспорт и автомобильные дороги Астраханской области в 2006-2008 годах"
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2009 N 486-П НГР:RU30000200900921)
В целях обеспечения надлежащего уровня транспортного обслуживания населения, повышения уровня безопасности перевозок граждан наземным пассажирским транспортом на территории Астраханской области
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую комплексную целевую программу "Пассажирский транспорт и автомобильные дороги Астраханской области в 2006-2008 годах" (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) в течение всего периода реализации Программы при формировании областного бюджета включать ее в перечень целевых программ, предусмотренных к финансированию из областного бюджета.
3. Министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) осуществлять финансирование мероприятий Программы в течение 2006-2008 годов в пределах ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете на соответствующий год.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления области при формировании местных бюджетов на очередной финансовый год предусматривать средства на финансирование программных мероприятий, направленных на стабилизацию работы пассажирского транспорта, в пределах установленных полномочий.
5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А. Жилкин
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 06.10.2005 N 366-П
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА \"ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ И АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2006-2008 ГОДАХ\"
Паспорт Программы
Наименование Программы | - комплексная целевая программа "Пассажирский транспорт и автомобильные дороги в Астраханской области в 2006 - 2008 годах" |
Программы | |
Государственный заказчик Программы | - министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области |
Основные разработчики Программы | - министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области, министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, администрация МО "Город Астрахань" |
Исполнители основных программных мероприятий | - министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области, министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, администрация МО "Город Астрахань", ГУ "Областное управление автомобильного транспорта "Астраханьтрансавто", предприятия транспортного комплекса |
Цели и задачи Программы | - повышение эффективности работы пассажирского транспорта, повышение качества обслуживания и обеспечение безопасности перевозки пассажиров, улучшение пропускной способности улично-дорожной сети, развитие инфраструктуры автотранспортного комплекса, разработка пакета нормативных правовых актов, повышающих эффективность государственного регулирования рынка транспортных услуг |
Программы | 2006 - 2008 годы |
финансирования | кредитные ресурсы 63 000 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - качественный уровень транспортного обслуживания населения, стабильная работа пассажирских транспортных предприятий, обеспечение социальных гарантий населению, снижение аварийности |
Контроль за исполнением Программы | - министерство экономического развития Астраханской области, министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области |
Комплексная целевая программа "Пассажирский транспорт и автомобильные дороги в Астраханской области в 2006 - 2008 годах" разработана министерством промышленности, транспорта и связи Астраханской области во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 30.05.2005 N 108-П "О концепции комплексной целевой программы "Пассажирский транспорт и автомобильные дороги в Астраханской области в 2006-2008 годах".
Программа предусматривает организационную, финансовую и иную поддержку развития перевозок общественным пассажирским транспортом в Астраханской области.
В Программу входят мероприятия, предусмотренные в действующих целевых программах, в том числе:
- в областной целевой программе "Развитие автомобильного пассажирского транспорта в 2005 - 2007 годах" (утверждена постановлением Администрации Астраханской области от 12.11.2004 N 16/190);
- в отраслевой целевой программе "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2005 - 2008 годы" (утверждена постановлением Администрации Астраханской области от 08.12.2004 N 18/215).
Пассажирский транспорт играет важную роль в экономике Астраханской области. Регулярными маршрутами общественного транспорта охвачены 299 населенных пунктов области. При этом доминирующую роль играет автомобильный и городской электрический транспорт, на долю которого приходится около 94 процентов от общего количества пассажиров, перевезенных всеми видами транспорта.
Основными проблемами пассажирского транспорта являются:
- несоответствие правовой базы в сфере пассажирского транспорта требованиям федеральных законов, разграничивающих полномочия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также системе рыночных экономических отношений;
- отсутствие контрактных отношений (договоров) между органами местного самоуправления области и транспортными предприятиями, осуществляющими перевозки граждан по внутримуниципальным, межмуниципальным пригородным и межмуниципальным междугородным (внутриобластным) маршрутам;
- отсутствие механизмов компенсации транспортным предприятиям убытков от выполнения перевозок граждан по социально значимым маршрутам;
- отсутствие схем оказания транспортным предприятиям, выполняющим перевозки граждан по социально значимым маршрутам, поддержки в обновлении парка пассажирского транспорта;
- превышение в час пик спроса населения на транспортные перевозки автобусами большой вместимости и городским электрическим транспортом над предложением транспортных предприятий и предпринимателей, осуществляющих перевозки граждан;
- несоответствие имеющейся транспортной инфраструктуры в городе Астрахани и Астраханской области существующему спросу населения на качество транспортного обслуживания;
- ухудшение ситуации с обеспечением безопасности пассажирских перевозок наземным транспортом вследствие перенасыщения рынка транспортных услуг автобусами малой вместимости в условиях ограниченной пропускной возможности существующей улично-дорожной сети в городе Астрахани.
В данное время на рынке транспортных услуг в Астраханской области свою деятельность осуществляют 9 специализированных пассажирских предприятий различных форм собственности, имеющих статус юридических лиц, в том числе:
- 2 государственных предприятия Астраханской области ("АПАП - 3" и "АПАП - 4");
- 4 муниципальных предприятия (МУП "Трамвайно-троллейбусное управление г. Астрахани", Ахтубинское АТП, Енотаевское АТП, МУП "Автомобилист" г. Харабали);
- 3 предприятия частной и смешанной форм (ООО ТФ "Гранат", ООО ТФ "Русь" и ОАО "Астраханский таксомоторный парк").
Кроме юридических лиц перевозку пассажиров осуществляют индивидуальные перевозчики, объединившиеся в 3 компании - ООО "Автолайн", ООО "Витязь - Транзит" и ООО ПАК "Экспресс - ГАЗель". Однако данные компании имеют слабую собственную техническую базу для содержания и обслуживания автобусов малой вместимости марки "ГАЗель".
При таком разнообразии как юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на рынке транспортных услуг, так и транспортных средств наблюдается тенденция снижения объемов перевозок пассажиров на городских и пригородных маршрутах автобусами большой вместимости и городским электрическим транспортом по социально значимым маршрутам. Это происходит по причине перераспределения пассажиропотока на автотранспорт малой вместимости за счет увеличения количества автомобилей марки "ГАЗель", которое, по официальным данным, составляет более 1500 единиц. При этом количество автотранспорта, работающего на городских и пригородных направлениях без договоров с уполномоченным органом исполнительной власти и органами местного самоуправления области, составляет более 500 единиц.
Как показывает анализ деятельности транспортных предприятий в 2004 году и в первом полугодии 2005 года, насыщение рынка транспортных услуг автобусами малой вместимости не решает проблему перевозок пассажиров в час пик, при этом люди пенсионного возраста либо с ограниченной подвижностью не могут физически позволить себе проезд в автобусах типа "ГАЗель" вследствие конструктивных особенностей данного вида пассажирского транспорта. Дальнейшее увеличение количества пассажирского транспорта малой вместимости только ухудшает экологическую обстановку в областном центре. При этом вследствие перегруженности автомобильных дорог снижается качество обслуживания граждан и безопасность дорожного движения на городских маршрутах.
С вводом в действие Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и переходом на компенсационные выплаты взамен натуральных льгот вновь возникает необходимость восстановления работы пассажирского транспорта на социально значимых маршрутах.
В целях оказания мер социальной поддержки определенным категориям граждан на проезд в общественном транспорте по городским и пригородным маршрутам на территории Астраханской области Правительством Астраханской области с 1 марта 2005 года введён в действие единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ), дающий право на проезд в автомобильном (кроме автобусов особо малой вместимости и такси), городском электрическом, железнодорожном и речном транспорте на городских и пригородных маршрутах гражданам, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки.
Анализ финансово-экономической деятельности пассажирских автотранспортных предприятий за первое полугодие 2005 года показывает, что деятельность автотранспортных предприятий в условиях замены натуральных льгот денежными выплатами населению не принесла ожидаемой доходности, способной покрыть убытки от перевозки пассажиров, в отношении которых применяются меры социальной поддержки. Через пункты реализации ежемесячно приобретают ЕСПБ от 17 до 20 тыс.человек при общем количестве граждан, имеющих право проезда по ЕСПБ, превышающем 300 тыс. человек. Но это не означает, что остальные граждане полностью оплачивают свой проезд. Пассажирский транспорт вынужден совершать перевозку пассажиров при наполняемости салонов на 20-25 процентов, так как гражданам совершенно безразлична финансовая сторона организации транспортных услуг. Главный акцент при этом делается на широкую доступность пассажирского транспорта, протяженность и направление маршрута, а также регулярность движения транспортных средств. Из-за необходимости организации пассажирских перевозок по ЕСПБ и увеличения при этом эксплуатационных затрат предприятия оказались лишены возможности поддерживать свою материально-техническую базу. В критическом состоянии находится парк городских автобусов большой вместимости, а также подвижной состав городского электрического транспорта.
Однако, если вопрос обновления парка пассажирского транспорта находит свое решение, то на развитие транспортной инфраструктуры - важной составляющей предоставления населению транспортных услуг - до последнего времени внимание не обращалось. Транспортная инфраструктура области представляет собой комплекс технических средств (технические средства организации дорожного движения), здания (автовокзалы, автостанции, автокассы и диспетчерские пункты), сооружения (посадочные павильоны, площадки для стоянки транспортных средств, остановочные и разворотные площадки), а также улично-дорожную сеть и транспортные магистрали, обеспечивающие стабильность и безопасность функционирования транспортного комплекса.
На сегодняшний день имеется необходимость в осуществлении ряда мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры. В первую очередь необходимо осуществить работы по строительству нового автовокзала в областном центре, восстановлению автомобильных мостов, расширению проезжей части улиц и автомобильных дорог, установке освещения и ограждений, обустройству пешеходных переходов и железнодорожных переездов, расположенных на территории города Астрахани и области.
Решение всех перечисленных проблем является необходимым условием стабилизации работы пассажирского наземного транспорта на территории Астраханской области. Приоритеты должны быть смещены в сторону укрепления позиций специализированных предприятий путем пополнения парка транспортных средств большой и средней вместимости, создания условий для снижения аварийности на транспорте путем развития и реконструкции существующей улично-дорожной сети, оптимизации числа действующих городских, пригородных и междугородных маршрутов, строительства новых либо реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры.
Основной целью комплексной целевой программы "Пассажирский транспорт и автомобильные дороги в Астраханской области в 2006 - 2008 годах" является создание условий для безопасного функционирования наземного общественного пассажирского транспорта, отвечающего современным условиям и потребностям населения Астраханской области.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач (приложение 1):
- разработка пакета нормативных правовых актов, повышающих эффективность административных и экономических мер государственного регулирования процесса предоставления населению транспортных услуг, в том числе определяющих отношения между органами местного самоуправления области и транспортными предприятиями в виде заключения договоров на выполнение муниципального заказа на пассажирские перевозки населения;
- пополнение парка подвижного состава пассажирских транспортных предприятий, выполняющих государственный или муниципальный заказ на пассажирские перевозки в некоммерческом режиме;
- повышение уровня безопасности перевозок пассажиров на территории Астраханской области всеми видами наземного транспорта, в том числе проведение работ по увеличению пропускной способности улично-дорожной сети, замене существующих технических средств организации дорожного движения, а также реконструкция железнодорожных переездов;
- строительство новых и реконструкция существующих объектов транспортной инфраструктуры.
Сроки реализации Программы - 2006 - 2008 годы.
Система программных мероприятий включает в себя:
1. Организационно-управленческие мероприятия
Разработка пакета нормативных правовых актов, повышающих эффективность административных и экономических мер государственного регулирования процесса предоставления населению транспортных услуг, в том числе определяющих отношения между органами местного самоуправления области и транспортными предприятиями в виде заключения договоров на выполнение муниципального заказа на пассажирские перевозки населения (приложение 2).
В связи с несовершенством действующего законодательства пассажирский транспорт оказался вне правового поля, регулирующего в рыночных условиях сферу предоставления населению услуг пассажирских перевозок. Одним из направлений реформирования работы пассажирского транспорта является разработка пакета нормативных правовых актов.
В соответствии с Законом Астраханской области от 27.10.2000 N 51/2000-ОЗ \"Об автомобильных пассажирских перевозках в Астраханской области\" предусмотрено, что пассажирские перевозки должны осуществляться на основе государственного (муниципального) заказа в зависимости от вида перевозок. С целью систематизации процедуры заключения муниципального заказа должно быть разработано положение о формировании заказа на транспортные услуги по перевозке населения пассажирским транспортом в Астраханской области и его финансировании.
Органы местного самоуправления при организации работы городского пассажирского транспорта принимают решения, значительно ухудшающие положение специализированных пассажирских предприятий. Налаживание взаимодействия со специализированными транспортными предприятиями различной формы собственности в сфере совместной организации пассажирских перевозок на городских и пригородных маршрутах является необходимым условием стабилизации ситуации на рынке транспортных услуг. Эта проблема должна быть решена путем заключения соглашения между Правительством Астраханской области, органами местного самоуправления и транспортными предприятиями.